Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИСТОРИЯ РОССИИ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИСТОРИЯ РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Aксиологический подход / иностранный язык / интегративный подход / ценностное отношение / ценности / языковая картина мира. / Axiological approach / foreign language / integrative approach / value attitude / values / linguistic picture of the world.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нескородева В. Ю., Тарасюк Н. А.

В статье излагается аксиологический подход в обучении иноязычному общению школьников профильных классов на основе интеграции двух дисциплин. Такой симбиоз дисциплин способствует коммуникативному, когнитивному и нравственному развитию школьников при овладении ими новым языком и фактами из другой культуры. Статья отсылает как к истории методических исследований, в рамках которых изучались вопросы формирования личностных результатов обучающихся, так и к современным проблемам формирования обучающегося как будущего гражданина РФ, способного представлять интересы страны в кросс-культурном пространстве. В исследовании рассматриваются лингвистические и исторические ценности, обосновывается важность внедрения аксиологического подхода на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нескородева В. Ю., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN THE METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO STUDENTS OF SPECIALIZED CLASSES BASED ON THE INTEGRATION OF THE DISCIPLINES "FOREIGN LANGUAGE" AND "HISTORY OF RUSSIA"

The article outlines the axiological foundations in teaching foreign language communication to students of specialized classes based on the integration of two disciplines. This symbiosis of disciplines contributes to the communicative, cognitive and moral development of schoolchildren when they master a new language and facts from another culture. The article refers both to the history of methodological research, in which the issues of the formation of personal results of students were studied, and to the modern problems of the formation of a student as a future citizen of the country, able to represent the interests of the country in the cross-cultural space. The study examines linguistic and historical values and substantiates the importance of introducing an axiological approach in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «ИСТОРИЯ РОССИИ»»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

И «ИСТОРИЯ РОССИИ»

© 2024 В. Ю. Нескородева1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: viktoriia eng@mail.ru 2 доктор педагогических наук профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: tarasuklock@mail. ru Курский государственный университет

В статье излагается аксиологический подход в обучении иноязычному общению школьников профильных классов на основе интеграции двух дисциплин. Такой симбиоз дисциплин способствует коммуникативному, когнитивному и нравственному развитию школьников при овладении ими новым языком и фактами из другой культуры. Статья отсылает как к истории методических исследований, в рамках которых изучались вопросы формирования личностных результатов обучающихся, так и к современным проблемам формирования обучающегося как будущего гражданина РФ, способного представлять интересы страны в кросс-культурном пространстве. В исследовании рассматриваются лингвистические и исторические ценности, обосновывается важность внедрения аксиологического подхода на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: аксиологический подход, иностранный язык, интегративный подход, ценностное отношение, ценности, языковая картина мира.

IMPLEMENTATION OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN THE METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO STUDENTS OF SPECIALIZED CLASSES BASED ON THE INTEGRATION OF THE DISCIPLINES "FOREIGN LANGUAGE"

AND "HISTORY OF RUSSIA"

© 2024 V. Y. Neskorodeva1, N. A. Tarasyuk2

Postgraduate student of the Department of Theory of Language and Methods of Teaching Foreign Languages email: viktoriia eng@mail.ru 2Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Department of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages email: tarasuklock@mail. ru Kursk State University

The article outlines the axiological foundations in teaching foreign language communication to students of specialized classes based on the integration of two disciplines. This symbiosis of disciplines contributes to the communicative, cognitive and moral development of schoolchildren when they master a new language and facts from another culture. The article refers both to the history of methodological research, in which the issues of the formation of personal results of students were studied, and to the modern problems of the formation of a student as a future citizen of the country, able to represent the interests of the country in the cross-cultural space. The study examines linguistic and historical values and substantiates the importance of introducing an axiological approach in foreign language lessons.

Keywords: axiological approach, foreign language, integrative approach, value attitude, values, linguistic picture of the world.

В глобальном мире проблема общечеловеческих ценностей стала особенно острой, поэтому важно рассматривать систему ценностей, которая является духовными связями цивилизации, в контексте образовательного процесса.

Учителю необходимо адаптировать методологию, чтобы сделать изучение языка функциональным. В настоящее время разрабатываются методы, средства и техники, которые могут наиболее эффективно прививать гуманистические ценности [1, с. 127].

Исследователи считают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств учащихся и их жизненной ситуации. Основной целью преподавания иностранного языка является содействие естественному развитию личности. В российской системе образования распространен аксиологический подход, ориентированный на формирование духовно зрелой личности, культивирование нравственных основ [15].

Концепция развития образования до 2035 года указывает на необходимость реализации аксиологической парадигмы в процессе осуществления подготовки обучающихся на различных этапах. Актуальность формирования личностных результатов также подчеркивается в обновленном стандарте образования от 2022 года. Достижение данной цели может быть обеспечено посредством реализации различных дисциплин в симбиозе. Неоценимым аксиологическим потенциалом обладает иностранный язык, который является средством передачи ценностных смыслов в процессе сравнительно-сопоставительного изучения различных языков и их культур [16, с. 64].

Однако результаты теоретических исследований свидетельствуют о том, что аксиологический потенциал дисциплины «Иностранный язык» используется не в должной мере, что ведет к ослаблению воспитательной направленности данного процесса.

Одним из путей усиления воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» является его интеграция с дисциплиной «История России» на уровне среднего общего образования. Целесообразность внедрения данной интеграции обусловливается рядом факторов:

1) возможности интеграции позволяют посмотреть на историю своей страны, страны изучаемого языка и мировую историю под углом важнейших исторических смыслов и культурного наследия, представленных в содержании дисциплины «История России»;

2) указанная интеграция также способствует развитию критического глобального мышления, которое является базой для осознания и отбора ценностей, представленных в исторических фактах различных культур на различных этапах развития стран;

3) интеграция позволяет расширить содержательную основу обучения иностранному языку, что усиливает его мотивационный, учебный и познавательный потенциалы [3, с. 15].

В современных реалиях существует диссонанс между необходимостью разработки теоретических аспектов методики реализации аксиологического подхода в процессе общения обучающихся в профильных классах на основе интеграции дисциплин и недостаточностью их разработанности в теории и методике обучения и воспитания иностранным языкам [11; 12].

Перечень указанных факторов оправдывает актуальность нашего исследования, проблема которого представлена в следующей формулировке: главные теоретические и технологические направления обучения иноязычному общению старшеклассников

профильных классов на базе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «История России». Решение данной проблемы составляет цель исследования.

На основе цели данного исследования были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть потенциал аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному обучению в профильных классах на основе интеграции указанных дисциплин;

2) представить практические аспекты реализации аксиологически направленной методики обучению иноязычному общения на основе интеграции указанных дисциплин.

Кроме того, все указанные нами авторы подчеркивали необходимость реализации аксиологического подхода в условиях взаимодействия различных языков и культур с целью формирования у обучающегося лингвистической картины мира.

Необходимость реализации аксиологического подхода может быть аргументирована следующими причинами:

1) в современном контексте быстрыми темпами развивается деглобализация, в силу которой каждый участник кросс-культурного общения имеет свои интересы;

2) аксиологический подход помогает сформировать национальную идентичность у будущего гражданина, который должен достойно представлять и защищать интересы своей страны [4, с. 35].

Вследствие этого можно предположить, что обучение англоязычному историческому познанию в старшей школе может быть осуществлено в рамках аксиологической направленности, которая в данной статье трактуется, с одной стороны, как соединение двух методик - нацеленность на тип дискурса (в данном контексте исторический) и интеграция двух дисциплин в общий курс «Иностранный язык и история России», - с другой стороны, как целостное обучение, ориентированное на преподавание английского языка и истории России, направленное на формирование зрелой личности гражданина России, патриота своей страны, умеющего достойно представлять и защищать интересы Родины в поликультурном пространстве [19, с. 77].

Трактовка цели обучения англоязычному историческому знанию старшеклассников профильных классов базируется на формировании у обучающихся понятийных умений, которые являются важным элементом эффективной межкультурной коммуникации, с опорой на интеграцию двух предметов, а именно английского языка и истории России [8].

Представленный ниже перечень упражнений на развитие навыков языковой догадки при работе с вербальным текстом и первичное закрепление лексики позволит обучающимся расширить свой круг познания исторической дисциплины, осознать ценностную важность учения. Также внедрение и выполнение подобных заданий на уроке формируют гражданскую позицию и национальную идентичность обучающихся. Упражнения были разработаны на основе текста "Peter the Great", находящегося в открытом доступе на интернет-ресурсе "Britannica kids". Особенность онлайн-инструмента заключается в том, что данный текст адаптирован в разных вариациях под любой возраст, в рамках нашей работы нас интересует уровень "scholars" (Grade 9+).

• Identify the definition of the following words mentioned in the text/ Определите значение следующих слов, упомянутых в тексте.

WORD DEFINITION

TSAR

WESTERNIZATION

MERITOCRACY

SERFS

• Create a concept map regarding the reforms of Peter the Great / Заполните концептуальную карту реформ Петра Великого.

Identify the achievements and failures of the absolute monarchs, Peter the Great and Catherine the Great / Назовите достижения и неудачи монархов Петра Великого и Екатерины Великой.

PETER THE GREAT

CATHERINE THE GREAT

• Create a family tree of roots of the House of Romanov until 1762 / Создайте генеалогическое древо корней дома Романовых до 1762 г.

Данные упражнения призваны пробудить в обучающихся интерес к историческому познанию не только на иностранном, но и на родном языке.

Интегрируя две дисциплины, мы формируем у них ценностно-ориентированное восприятие себя, окружающих и бытия в целом. Историческое знание многогранно в своем проявлении, и одним из таких выражений служит его интегрирование с другим познанием. В рамках аксиологического подхода симбиоз двух дисциплин имеет ряд преимуществ:

1) способствует овладению обучающимся наиболее значимыми ценностями;

2) формирует личностные качества обучающегося, жизненно важные ценностные ориентиры;

3) развивает аксиологически направленное критическое мышление;

4) расширяет содержание обучения.

Но подобная интеграция дисциплин, ориентированная на обучение историческим и общекультурным ценностям, имеет перечень требований, необходимых для ее успешного осуществления. Во-первых, учителям иностранных языков необходимо ориентироваться в исторической парадигме обучения, уметь находить, обрабатывать и объединять информацию для создания последовательного и комплексного урока, то есть владеть методикой обучения. Во-вторых, такой урок требует значительной подготовки и задействует большое количество времени для его создания. В-третьих, для достижения всех поставленных целей урока и получения максимально эффективного результата обучающиеся должны владеть уровням английского языка не ниже Рге-ШегтеШа1е, иначе мы рискуем не только не достичь целей урока, но и понизить мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков.

Таким образом, по нашему мнению, одним из позитивно созидательных способов реализации аксиологической направленности является интеграция двух дисциплин в единый виток познания, что приводит к формированию разносторонней личности обучающегося, способного мыслить, синтезировать и анализировать. Историческая осведомленность дает ему возможность реализовывать свой образовательный потенциал, формировать познавательные и личные потребности, стать достойным гражданином своей страны, способным представлять государственные интересы в международном пространстве. Такая личность необходима современному российскому обществу.

Как следует из проведенного анализа, основной предпосылкой, способствующей формированию общекультурных ценностей старшеклассников, является возрастающая роль иностранного языка и его влияние на духовное и интеллектуальное развитие молодежи.

В заключение отметим, что аксиологическая система призвана быть духовной связью общества, поэтому компонентами системы должны быть элементы и подструктуры, которые не противоречат менталитету или архетипам. В условиях конкурирующих структур убеждений и целей глобализация является динамичным процессом. Поиск общечеловеческих ценностей приводит к выводу, что эта цель состоит в том, чтобы найти наиболее идеальные способы жизни, которые те или иные люди тем не менее понимают по-разному. Глобальные языки общения, такие как английский, используются не только как средство общения, но и как средство обучения универсальным человеческим принципам, способ культивирования толерантного подхода к идеалам международного мира.

Библиографический список

1. Алмазова, Н. И. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной

и российской лингводидактике / Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Л. П. Халяпина // Язык и культура. - 2017. - № 39. - С. 116-134.

2. Артюхович, Ю. В. «Обучение ценностям»: аксиологический подход к проблемам образования Ю. В. Артюхович // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки» / СевКавГТУ. - Ставрополь, 2010. - 125 с.

3. Баграмова, Н. В. О принципах отбора и организации лингвострановедческого материала при обучении второму иностранному языку / Н. В. Баграмова // Проблемы методики преподавания второго иностранного языка в качестве специальности: сборник статей. - Владимир: Владимирский педагогический институт имени П.И. Лебедева-Полянского, 1988. - С. 11-18.

4. Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1985. - №5. - С. 30-37.

5. Бухбиндер, В. А. О системе упражнений / В. А. Бухбиндер // Общая методика обучения иностранному языку. - Москва: Русский язык, 1991. - С. 92-98.

6. Вульфович, Е. В. «Английский язык и всеобщая история» как образец эффективной интеграции учебных предметов / Е. В. Вульфович // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. - 2007. - Том 13. - №2. «Педагогика». - С. 52-54.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах / Л. С. Выготский. -Москва: Педагогика, 1983. - Том 3. Проблемы развития психики. - 369 с.

8. Гаврюшина, Е. А. Взаимосвязь текста и дискурса в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы / Е. А. Гаврюшина // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания. - Москва: МГИМО-Университет, 2015. - С. 37-41.

9. Гетманская, А. В. Формирование лингвокультуроведческой компетенции на основе интегрированного курса «английский язык и мировая художественная культура»: Элективный курс для школ с углубленным изучением английского языка и неязыковых вузов: диссертация ... кандидата педагогических наук / А. В. Гетманская. - Санкт-Петербург, 2003. - 257 с.

10. Григорьева, В. С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты / В. С. Григорьева. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007. - 288 с.

11. Городецкий, Б. Ю. От лингвистики языка к лингвистике общения // Язык и социальное познание / Б. Ю. Городецкий. - Москва: Центр. совет филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1990. - С. 39-56.

12. Гурочкина, А. Г. Понятие дискурса в современном языкознании // Номинация и дискурс: межвузовский сборник научных трудов / А. Г. Гурочкина. -Рязань: Издательство РГПУ, 1999. - С. 12-15.

13. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. - Москва: Высшая школа, 1980. - 224 с.

14. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания Иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. И. Долгина. -Санкт-Петербург: Русско-Балт. информац. центр БЛИЦ, 2001. - 224 с.

15. Коростелев, B. C. Сущность процесса формирования лексических навыков при коммуникативном методе обучения говорению / В. С. Коростелев // Общая методика обучения иностранному языку. - Москва: Русский язык, 1991. - С. 344-348.

16. Лиферов, А. П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства / А. П. Лиферов. - Москва: Педагогический поиск, 1997. - 108 с.

17. Розов, Н. С. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 85-88.

18. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -3-е издание. - Москва : Просвещение, 2005. - 239 с.

19. Щерба, Л. В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учебное пособие / Л. В. Щерба. - Санкт-Петербург: Академия Филологического факультета СПбГУ, 2002. - 148 с.

20. MacKenzie D., Curran M.W. A History of Russia, the Soviet Union and Beyond. - 6th ed. - Brooks/Cole, 2002. - 776 p.

21. Neville P.A. Traveller's History of Russia and the USSR. - 5th cd. - N. Y. Northampton: Interlink Books, 2006. - 331 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.