Научная статья на тему 'Реализация академических свобод студентов в системе образования'

Реализация академических свобод студентов в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ СТУДЕНТОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шрам Виктория Петровна

В статье раскрывается понятие «академические свободы студентов», характеризуются проблемы, связанные с их реализацией, и предлагаются способы оптимизации процесса реализации академических свобод студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация академических свобод студентов в системе образования»

УДК 378 ББК 74.580.2 Ш 85

В.П. Шрам

Реализация академических свобод студентов в системе образования

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье раскрывается понятие «академические свободы студентов», характеризуются проблемы, связанные с их реализацией, и предлагаются способы оптимизации процесса реализации академических свобод студентами.

Ключевые слова:

Высшее профессиональное образование, академические свободы студентов, реализация академических свобод в системе образования.

Сегодня является неоспоримым тот факт, что политическое, экономическое, социальное благополучие любого государства неразрывно связано с уровнем развития его образовательной системы. Образование является социальным институтом, развивающим и преумножающим человеческий капитал, формирующим социально значимые идеалы и мировоззренческие позиции личности, конструирующим будущее всего общества и судьбу отдельного человека. Оно уже не рассматривается только как механизм передачи и усвоения теоретико-методологических знаний, умений и навыков, а ориентировано на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой степенью компетентности, мобильности, гибкости, самостоятельности и профессионализма, личности, стремящейся к самосовершенствованию, способной самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники (3).

В российском образовании за последние десятилетия произошли кардинальные изменения, нашедшие отражение во всех его аспектах: ценности, системе, процессе и результате. Появились новые учебные заведения: по форме собственности, по типу, по продолжительности обучения и по уровню образовательных программ (1, 4). Возникли новые понятия: «академические свободы», «академическая ответственность», «свобода выбора», «академическая

компетентность», отражающие направленность этих изменений.

Академические свободы подразумевают предоставление определенных прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вуза), позволяющих преподавателям излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать тему и методику для научных исследований, а студентам - получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Осуществляемые преобразования произошли вследствие того, что в условиях демократизации и рыночных отношений личность, понимаемая как объект воздействия государства, становится нежизнеспособной. Рынок труда сегодня требует от специалиста помимо высокого уровня развития профессиональных знаний, умений и навыков, наличия таких качеств, как мобильность, гибкость, коммуникабельность, самостоятельность, способность брать на себя инициативу, делать выбор и нести за него ответственность.

Академические свободы студентов содействуют формированию этих качеств личности и способностей уже в процессе профессиональной подготовки, обеспечивая решение одной из задач системы образования - подготовки конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда.

Удовлетворяя потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, академические свободы стали той составляющей частью процесса гуманизации об-

разования, которая позволила студентам стать полноправным субъектом образования, обеспечив их правом участвовать в формировании своего образования, выбирать типы учебных заведений, сроки, методы и средства обучения.

Свобода выбора в учебном процессе становится важнейшим фактором, способствующим повышению активности учащихся в процессе профессиональной подготовки. Она позволяет студентам осуществлять выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартов, оценивать свою деятельность на основе анализа, рефлексии, которая способствовала бы культивированию субъективности, органичности, целостности, ответственности. Особую актуальность академические свободы приобретают в процессе подготовки педагогических кадров, способных эффективно выполнять свои профессиональные функции в условиях изменяющейся социально-педагогической ситуации в нашей стране.

Свобода - это философская категория, характеризующая сущность человека и его существование, состоящее из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и потребностями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения (2).

Академические свободы - это юридически закрепленное нормативно-правовыми актами понятие, отражающее права работников образования (профессорско-педагогического состава, научных работников вуза), свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободу студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям (4).

Академические свободы студентов, выражающиеся в праве учащегося на выбор уровня, типа, сроков, методов своего обучения, в возможности участвовать в формировании содержания своего образования, становятся важнейшим условием реализации образовательной парадигмы, предоставляющим студентам свободу выбора в процессе профессиональной подготовки. Раскрываясь в ценностном и стимулирующем отношении учащегося к собственному образованию, его уровню и качеству, академические свободы способствуют формированию у них умений самостоятельно делать выбор, видеть конечный результат этого выбора, опреде-

лять его значение для профессиональной деятельности и нести за него ответственность.

Свобода выбора в учебном процессе, существующая благодаря юридически закрепленным академическим свободам студентов, позволяет учащимся обучаться в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внешнего принуждения, что способствует формированию внутренней свободы человека, позволяющей стать полноправными субъектами не только системы образования, но и всего общества в целом. Ведь именно в профессиональном образовании закладываются не только знания, умения и навыки в определенной области знаний, но и идет процесс становления человека как гражданина общества, выполняющего в нем определенную социальную роль.

Благодаря осознанию своих образовательных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста студент находится в поиске лучшего решения, проявляет творческий подход. Это способствует формированию у него умений использовать образовательные права и обязанности, делать выбор и видеть перспективы развития этого выбора, а также, нести за него ответственность. В современных экономических условиях от специалиста требуется высокая мобильность, креативность, умение преобразовывать свою деятельность, в зависимости от экономической, политической, социальной ситуации эти качества становятся еще более актуальными.

Однако процесс реализации академических свобод студентов, будучи явлением новым и неизученным для российской системы образования, на практике столкнулся с рядом противоречий:

- между потребностью общества в конкурентоспособной, активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать профессиональные решения и нести за них ответственность, и незначительными академическими свободами, предоставляемыми студентам в процессе профессиональной подготовки (уровень предлагаемых академических свобод не дает студентам реальных механизмов участия в формировании своего образования);

- между существующими академическими свободами и низкой эффективностью их использования (восприятие академических сво-

бод на всех уровнях образования как вторичных и мало значимых для профессиональной подготовки приводит к ситуации, когда они только декларируются, оставаясь невостребованными как администрацией вуза, так и студентами);

- между должным и реальным уровнем сформированности у выпускников опыта использования академических свобод.

Понятие «академические свободы» затрагивает государство, образовательные учреждения и личность как разноуровневых субъектов системы образования. Академические свободы студентов в системе образования представлены на трех уровнях. На 1 уровне прослеживается взаимосвязь между потребностями общества и требованиями к системе образования (законы об образовании, ГОСТ).

На 2 уровне происходит реализация академических свобод и определяется их содержательная сторона (базовые, учебные планы). Здесь взаимосвязь проходит по линии законодательство - вуз (администрация), где стиль, формы и методы управления вузом имеют большое значение для внедрения и развития академических свобод. От того, насколько важными они представляются для администрации вуза, насколько они готовы поделиться «рычагами управления и контроля», будет зависеть реализация академических свобод на нижних уровнях.

Министерство образования на этом уровне выступает, с одной стороны, как контролирующий орган, а с другой - как равноправный партнер, получающий предложения по реорганизации системы академических свобод от наиболее компетентных представителей сферы образования (например, совет ректоров вузов России).

В свою очередь, на 3 уровне происходит практическое использование академических свобод преподавателями и студентами. Именно здесь происходит сопоставление «желаемого и действительного» результатов внедрения академических свобод.

Проведенный анализ процесса реализации академических свобод в системе образования позволил выявить ряд проблем и противоречий на каждом уровне их реализации.

Противоречия 1 уровня (общество - Министерство образования и науки) отражают несо-

ответствие между потребностью общества в конкурентоспособной, активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать профессиональные решения и нести за них ответственность, и недостаточным объемом академических свобод, предоставляемых студентам в процессе профессиональной подготовки (уровень предлагаемых академических свобод не дает студентам реальных механизмов участия в формировании своего образования).

Так как противоречия второго уровня (законодательство - вуз), где идет наполнение содержательной стороной академических свобод студентов и формируется механизм их реализации, можно проследить лишь в условиях конкретного вуза, нами был проведен сравнительный анализ базовых учебных планов на 20032005 учебный год трех факультетов Адыгейского государственного университета: Института физической культуры и дзюдо, педагогического и физического факультетов. Он выявил, что все базовые учебные планы соответствуют требованиям ГОСТа, содержат федеральный и национально-региональный компоненты, необходимые циклы дисциплин, а также дисциплины по выбору. Однако при рассмотрении часов трудоемкости по всем циклам дисциплин нами был обнаружен ряд несоответствий.

Наиболее существенные несоответствия отмечены в циклах общепедагогических и специальных дисциплин, в то время как именно они позволяют учащимся в наибольшей степени удовлетворить свои профессиональные потребности и способствуют формированию у них умений определять цели и задачи своей деятельности, организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности, использовать различные методы контроля и т. д.

Поэтому на практике, предоставляя студентам в этом цикле дисциплин в два раза меньше свобод выбора, вуз снижает их активность в процессе профессиональной подготовки, и, как следствие, уменьшает их профессиональную мотивацию, что подтверждается результатами анкетирования студентов.

В условиях, когда студентам итак предоставляется минимум возможностей участвовать в формировании содержания своего образования, еще больше снижает эту возможность не-

рациональный процесс организации элективных курсов, которые и позволяют реализовать данное право. Одним из недостатков организации является то, что при разработке дисциплин по выбору кафедры не учитывают познавательные интересы учащихся, а ставят студентов перед фактом выбора из 2-3 уже разработанных учебных дисциплин. В то время как, являясь одним из подвижных компонентов базового учебного плана, элективные курсы должны составляться ежегодно на основе познавательных потребностей студентов, и именно учащиеся должны быть их «заказчиками». Работая недостаточно оптимально, этот механизм приводит к снижению эффективности задач, решаемых элективными курсами, к которым относятся:

- предоставление студентам права на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения законодательства;

- предоставление студентам самостоятельности, возможности более глубокого удовлетворения творческих запросов, с одной стороны, а с другой - управление качеством подготовки специалистов путем обоснованных и методически целесообразных рекомендаций.

Все это создает ситуацию, когда преподаватели и студенты оценивают элективные курсы для процесса профессиональной подготовки как незначительные и вторичные.

Еще одним сложным элементом реализации образовательных свобод студентов является их возможность осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины в данном вузе в порядке, предусмотренном в уставе, а также дисциплины, преподаваемые в других учебных заведениях (по согласованию между их руководителями).

Нами были выявлены следующие причины, по которым данные права не реализовывались в вузе. Во-первых, администрацией не разработан механизм учета выбранных дисциплин (специальности) в основном плане обучения студента и студентов, выбравших ту или иную дисциплину в учебной нагрузке преподавателя-предметника. Во-вторых, отсутствует механизм организации процесса обучения студента по основной специальности при наличии дополнительных дисциплин, а также невладение студентами информацией о данной возможности.

Именно отсутствие у студентов информации об их академических правах и обязанностях создает ситуацию, при которой учащийся остается пассивным потребителем образовательных услуг. Несформированность у будущих специалистов необходимого уровня академической компетентности является причиной низкой активности студентов в образовательном процессе, и рассматривается нами как противоречие третьего уровня.

Академическая компетентность рассматривается нами как компонент профессиональной компетентности, позволяющий в процессе профессиональной подготовки самоопределяться в выборе предлагаемых академических свобод, содействующий наиболее продуктивному их использованию и способствующий развитию профессионализма деятельности и личности.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать вывод о том, что с увеличением информации об академических свободах студентов в вузе их уровень осознания собственных способов деятельности, собственных академических потребностей существенно повышается.

В то же время нельзя забывать о том, что степень использования академических свобод студентами в реальной вузовской жизни зависит не только от их знаний, умений и опыта, но и от многих факторов, где одним из главных является стремление руководства вуза реально предоставить студентам академические свободы. В связи с этим считаем необходимым и целесообразным рассматривать академические свободы студентов как одно из важнейших условий становления профессионализма будущего специалиста.

Примечания:

1. Борисов, ПЛ. Теория и практика совершенствования содержания образования и пути повышения качества знаний учащихся / ПЛ. Борисов: авто-реф. дис...канд. пед. наук. - Якутск, 2000.

2. , . . 21

(В поисках практико^риентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

3. , . . -

го образования и обеспечение его качества / Л.С.

// -

29-30

2000 . - .: - . , 2000. - С. 5-7.

4. Закон Российской Федерации «Об высшем профессиональном и послевузовском профессио-».

/ . . // -

ник рос. образования. - М.: Вышейш. шк., 2003. - №8. - С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.