Научная статья на тему 'Реализация академических свобод студентов в новом образовательном пространстве вузов'

Реализация академических свобод студентов в новом образовательном пространстве вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация академических свобод студентов в новом образовательном пространстве вузов»

РЕАЛИЗАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД СТУДЕНТОВ В НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ

Н. Ю. Шапошникова

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения отмечено, что вузы могут пользоваться большей академической свободой при формировании основных образовательных программ, т. е. высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы (далее ООП) по специальностям. ООП должны разрабатываться на основе соответствующей специальности с учётом потребностей рынка труда. При этом основным объектом оценивания являются профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми следует понимать способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Таким образом, подчёркивается значение определённых качеств личности (а не только знаний и умений) для успешной профессиональной самореализации. Согласно новым ФГОС ВПО, ООП вуза должна включать в себя дисциплины по выбору студента в объёме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Особо выделим следующий пункт: «вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения» [1], что законодательно закрепляет их возможность реализовать свои академические свободы. Они выражаются в праве студентов на выбор уровня, типа, сроков, методов своего обучения, в возможности участвовать в формировании содержания своего образования.

Академические свободы студентов юридически закреплены в ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это даёт нам веское основание утверждать следующее: свобода выбора для студентов в высших учебных заведениях должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе любого типа. Она позволяет студентам получать высшее образование, отвечающее их индивидуальным образовательным запросам, а не вследствие внешнего принуждения (что чаще всего и наблюдается). «Возможность для студента участвовать в отборе содержания собственного образования способствует формированию его внутренней свободы, что, в свою очередь, позволяет ему стать полноправным субъектом не только системы образования, но и всего общества в целом» [2, с. 2]. Свобода выбора в учебном процессе способствует повышению активности студентов. Кроме того, она позволяет студентам в вузе «ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных свыше стандартов. Свобода выбора также даёт им возможность оценивать свою деятельность на основе анализа и рефлексии» [2; с. 2]. Эти качества и умения очень ценятся в настоящее время. Их необходимость и востребованность определяется условиями современного общества и мира в целом, спецификой тех изменений, которые произошли в нём за последние десятилетия.

304

Участие студента в формировании содержания своего образования может осуществляться посредством выбора элективных и факультативных курсов, предлагаемых кафедрами и факультетом; при реализации студентом права пройти не только учебные дисциплины по выбранным направлениям подготовки, но также овладеть любыми другими интересующими их дисциплинами, преподаваемыми в данном вузе. Также студенты имеют право осваивать любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями). Этот пункт значительно расширяет образовательные рамки студентов, создавая условия для максимальной реализации их образовательных потребностей и желаний. Тем не менее, важно учитывать следующие моменты. Студенты вузов наделяются правом участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Это право может быть ограничено лишь условиями договора, заключённого между студентом и лицом (физическим или юридическим), помогающим ему получить высшее образование и в последующем трудоустройстве.

Однако нельзя забывать о том, что реальная степень использования академических свобод студентами в процессе обучения в вузе зависит не только от них самих, но также и от многих других факторов. Одним из главных является стремление руководителя высшего учебного заведения предоставить студентам академические свободы. Если такое желание присутствует, то предполагается, что, во-первых, о нём будет осведомлено не только руководство вуза, но и весь профессорско-преподавательский состав. Во-вторых, должны быть совершены определённые усилия, направленные на предоставление студентам академических свобод в действительности. Процесс организации элективных курсов требует пересмотра, так как он не позволяет студентам в полной мере участвовать в формировании содержания своего образования. Одним из недостатков их организации, замечает В. П. Шрам, является то, что при разработке дисциплин по выбору кафедры не учитываются познавательные интересы студентов. Чаще всего они ставят их перед фактом выбора из двух-трёх уже разработанных учебных дисциплин.

Элективные курсы (дисциплины по выбору) являются одним из подвижных компонентов базового учебного плана. Поэтому преподаватели должны составлять их ежегодно, исходя из познавательных потребностей и интересов студентов. Другими словами, именно студенты должны быть их «заказчиками». Конечно, этот процесс достаточно трудоёмкий в реализации для профессорско-преподавательского состава вуза. Однако положительные результаты проявятся, пусть и не сразу. При этом должны быть решены важные организационные вопросы, например оплаты дополнительного объёма работ для преподавателей. Полагаем, что организованные таким образом дисциплины по выбору повысят не только учебную мотивацию студентов, но также их желание и стремление самообразовываться вне стен вуза.

Незнание студентами своих академических прав и обязанностей - одна из причин их низкой активности в образовательном процессе. Внедрение в образовательный процесс вуза специального курса, раскрывающего все ас-

305

пекты академических свобод, могло бы решить данную проблему. Результаты экспериментальной работы В. П. Шрам в Адыгейском государственном университете показывают, что после этого нововведения студенты стали более осознанно относиться к процессу обучения.

Таким образом, мы видим, что создаются предпосылки для более полной реализации академических свобод студентов в новом образовательном пространстве университетов.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - URL: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/2974.

2. Шрам В. П. Реализация академических свобод студентов в системе образования // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3.

306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.