Научная статья на тему 'Реализация административно-правовых режимов черноморско-азовским пограничным управлением ФСБ России как составная часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Реализация административно-правовых режимов черноморско-азовским пограничным управлением ФСБ России как составная часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1357
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надарин Эрик Самвелович

В научном труде рассмотрены учения о государстве и праве рассмотрены сущность, признаки и классификация объекта и предмета в сфере реализации административно-правовых режимов, как составной части деятельности пограничного управления ФСБ России по обеспечению национальной безопасности рассмотрены способы преступного нарушения общественных отношений, а также критерии выбора объектов правовой охраны и средств их защиты. В статье анализируются правовые основы в сфере реализации административно-правовых режимов и освещена проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия, при этом анализируются каналы воздействия на общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация административно-правовых режимов черноморско-азовским пограничным управлением ФСБ России как составная часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

Реализация административно-правовых режимов Черноморскоазовским пограничным управлением ФСБ России как составная часть обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основой внимания к проблеме формирования и обеспечения административно-правовых режимов является механизм формирования и реализации стратегии национальной безопасности РФ.

Сфера обеспечения национальной безопасности является одной из важнейших сфер государственного управления. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». В определении национальной безопасности прописана ее связь с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, что показывает связь национальной безопасности с правовым положением граждан в российском обществе.1 С учетом этого можно говорить о влиянии сферы обеспечения национальной безопасности на правовое положение граждан, обусловливающее особенности в реализации прав и свобод граждан, в том числе и конституционных.

Обеспечение национальной безопасности как деятельность установленного круга субъектов, обладающих реальными полномочиями защитить жизненно важные интересы личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз путем применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, сопоставимых угрозам жизненно

важным интересам личности, общества и государства в конкретноисторических условиях развития государства и общества. Обеспечение национальной безопасности связано с деятельностью установленного круга субъектов, обладающих соответствующими возможностями обеспечить национальную безопасность, соответствующей компетенцией, закрепленной законодательно. Все это позволяет сформулировать особенности сферы обеспечения национальной безопасности, влияющие на реализацию административно-правовых режимов. К данным особенностям, прежде всего, относятся:2

- комплексность сферы обеспечения национальной безопасности, включенность в нее в качестве отдельных сегментов иных областей государственного управления, в которых, прежде всего, реализуются угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

- большие полномочия Президента Российской Федерации в регулировании общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности;

- образование и функционирование государственных органов, наделенных компетенций в области обеспечения национальной безопасности прежде всего ФСБ РФ, а в частности Азово-черноморского пограничного управления ФСБ РФ;

- возможность применения вышеупомянутыми органами обеспечения национальной безопасности специальных сил и средств, форм и методов деятельности, носящих, как правило, негласный и конспиративный характер.

Установленные в пограничной зоне особые правила въезда, временного пребывания, проживания, передвижения и производственно-хозяйственной деятельности населения создают пограничным войскам условия для осуществления действенного контроля за въездом и пребыванием в данной местности всех категорий лиц, обеспечивают эффективное проведение

войсковых мероприятий и использования инженерных средств в охране государственной границы.

В конечном итоге все эти режимные меры в значительной степени затрудняют враждебным элементам проведение подрывной деятельности на государственной границе и создают дополнительные возможности по выявлению, предупреждению и пресечению этой деятельности, по своевременному обнаружению и задержанию нарушителей границы, а также пограничного режима.

Кроме того, режимные правила в пунктах пропуска через границу также создают пограничникам условия для осуществления контроля за выездом и пребыванием лиц и транспортных средств на режимной территории, что позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения режима границы и другие враждебные проявления на канале

-5

международных сообщений.

Эффективность режимных мер во многом зависит от знания личным составом пограничных войск установленных положений режима в пунктах пропуска, документов на право въезда и пребывания на режимной территории пунктов пропуска, от умения выявлять поддельные документы и другие ухищрения, применяемые нарушителями режима границы, а также от умелой организации контроля за выполнением правил установленных режимов.

Административно-правовой режим государственной границы можно рассматривать как составную часть режима национальной безопасности. Ведь именно на границе сконцентрировалась сумма угроз, затрагивающих безопасность России в политической, экономической, военной и социальной сферах.

3 Василенко, А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: дис. доктора. ист. наук: 2001.

Административно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации имеет сложную структуру, включающую следующие группы норм и правил:

- группа конституционных норм, определяющих основы правового режима защиты государственной границы;

- общепризнанные нормы и принципы международного права, нормы Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», других федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов правоотношений на государственной границе;

- разнообразная совокупность юридического инструментария, обеспечивающего претворение в жизнь предписаний правовых норм (акты реализации прав и обязанностей, меры юридической ответственности, контроля и др.;

- правовой механизм финансового обеспечения функционирования

4

административно-правового режима государственной границы.

В современных социально-экономических и политических условиях охрана государственной границы является приоритетным элементом обеспечения государственной безопасности и выступает в этом качестве как атрибут территориальной целостности государства. Охрана государственной границы принимает на себя в значительной степени прямые проявления угроз безопасности и в этом смысле позволяет достичь эффективного результата в конкретном месте и в конкретное время.

Таким образом, охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности нашего государства. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надлежащего режима охраны границы, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб, таких как пограничные, успешно взаимодействующих между собой и другими государственными и муниципальными службами.

Государственная граница, выполняя эти функции, обеспечивает безопасность страны и служит кооперирующим звеном контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Административно-правовые режимы специально нацеленные преимущественно на обеспечение национальной безопасности на государственной границе в частности.

К этой категории режимов относятся.

-режим государственной границы;

- пограничный режим;

- режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Меры этих режимов направлены прежде всего на неприкосновенность

и надежность охраны государственной границы. Расмотрим каждую категорию по отдельности. 5

Режим государственной границы - это механизм правового регулирования, включающий не только правовые нормы, но и также такие элементы, как правоотношения, акты применения нормативного права органами государства и воздействия, ответственность в случае нарушения норм, которые относятся к этой юридической категории.

Поэтому режим государственной границы Российской Федерации необходимо понимать как правовое состояние, основанное на соблюдении внутригосударственных правовых норм, порождающее правоотношения между компетентными органами Российского государства, юридическими лицами и влекущее ответственность в случае его нарушения. Основное назначение режима государственной границы - это правовое регулирование всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Российской Федерации с соседними государствами на государственной границе.

Сущность режима государственной границы заключается в совокупности действий и мер, осуществляемых органами и войсками ПС

Шергин, А.П. К концепции механизма административно правового регулирования / А.П. Шергин. // Административное и административно-процессуальное право. — М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право- 2004.

ФСБ России, государственными органами, общественными организациями и должностными лицами по обеспечению на государственной границе установленного порядка.

Правовую основу режима государственной границы Российской Федерации составляет система правовых норм, регламентирующих прохождение линии государственной границы Российской Федерации, порядок ухода за пограничными знаками, пересечения государственной границы Российской Федерации, плавания по пограничным рекам, озерам и иным водоемам, рыболовства, водопользования, пользования пересекающими государственную границу Российской Федерации дорогами, ведения лесного хозяйства, горного дела, охоты и производства различных работ на государственной границе Российской Федерации, урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов.6

Режим государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Пограничный режим - это режим пограничной зоны, пограничной полосы, территориальных вод Российской Федерации, а также внутренних вод, имеющих выход к государственной границе, служащий исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и устанавливаемый органами государственной власти субъектов РФ. В пограничную полосу включается местность шириной до 5 км вдоль государственной границы, пределы которой определяются, предупреждающие знаки устанавливаются решением органов государственного управления субъекта РФ по представлению старших

п

должностных лиц Пограничных войск на территории субъекта РФ.

Вишняков, В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления

государственно-правовых основ / В.Г Вишняков // Журнал российского права. - 2005.

7 Редкоу^ В.М. Пограничная деятельность: проблемы определения понятия и административно-правового регулирования (опыт России и государств-участников СНГ) // Аграрное и земельное право. — 2010.

Пограничный режим в пограничной зоне служит исключительно интересам создания необходимых условий для надежной охраны государственной границы.

Под режимом в пунктах пропуска через государственную границу понимается: система организационных и правовых норм, регламентирующих порядок пребывания и передвижения в этих пунктах лиц, транспортных средств, грузов и животных, а также другой деятельности, связанной с пропуском через государственную границу перечисленных выше объектов.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу относится к внутренней компетенции Российского государства и устанавливается в одностороннем порядке органами государственного управления по согласование с органами и войсками ПС ФСБ РФ. К ним относятся Правительство России, транспортные министерства и ведомства Российской Федерации и субъектов Федерации.9

На основании и во исполнение приказов и инструкций указанных органов государственного управления, администрация портов, аэропортов, станций и вокзалов издает с учетам местных условий свои приказы, которые согласовывается с должностными лицам» органов и войск ПС ФСБ России, таможенного и других органов, осуществляющих контроль на государственной границе.

Режим в пунктах пропуска регулируется транспортными ведомственными актами, соглашениями с пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом РФ.10

Таким образом, режим в пунктах пропуска регулируется актами трех уровней: федеральным законом, актами центральных органов

8 К вопросу о сущности пограничной деятельности ФСБ России в пунктах пропуска / Р.Л. Гальчук // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации. Сб. тр. науч. конференции. — Ростов н/Д: РГУПС, 2008.

9 «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации» диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Рушайло В.Б.-2004

10 Пограничная деятельность в пунктах пропуска теоретико-правовой аспект: лекция / Р.Л. Гальчук. — Ростов н/Д: ВУД, 2006.

исполнительной власти Российской Федерации и начальников станций, портов, аэродромов.

Время несколько изменило некоторые положения, но основное содержание, концептуальные подходы к затрагиваемым вопросам, нормативная база соответствуют современным требованиям.

Административно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации имеет сложную структуру, включающую серьезную группы норм и правил.

Конкретные виды административно-правовых режимов и приделы их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и в отдельных районах.

В настоящее время, когда в России осуществляется построение правового государства, где должно быть обеспечено верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина, на первом месте должен стоять вопрос о надежной защите личности и государства от преступных посягательств.

В решении вышеуказанной задачи, непосредственно важное значение имеет деятельность Пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Таким образом, охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности нашего государства. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надлежащего режима охраны границы, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб, успешно взаимодействующих между собой и другими государственными и муниципальными службами. Охрана государственной

границы, как составная часть обеспечения национальной безопасности, исполняя безукоризненно возложенные на нее функции, обеспечивает безопасность страны и служит непосредственным проводником контактов с другими странами и способствует установлению добрососедских отношений с ними.

В качестве конкретных направлений совершенствования административно-правового обеспечения правовых режимов для обеспечения национальной безопасности следует выделить:11

- совершенствование административно-правовой основы функционирования административно-правовых режимов;

- четкую регламентацию порядка деятельности всех субъектов административного права в режимных областях;

- установление перечня разрешений, необходимых для осуществления

того или иного вида режимной деятельности, а также перечня

действий, подлежащих обязательной регистрации;

- закрепление перечня действий, запрещенных к осуществлению без специального разрешения;

- уточнение видов ответственности и иных административно-правовых

мер воздействия, которые могут последовать за допущенные

нарушения режимных правил;

- установление порядка обжалования неправомерных действий должностных лиц органов исполнительной власти и иных государственных органов,

негосударственных организаций, в том числе и сотрудников режимных органов, в условиях функционирования административно-правовых режимов;

- наделение режимных органов конкретными административными полномочиями в соответствии с их предназначением;

11 «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации» диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Рушайло В.Б.-2004

Список используемой литературы

1. Насонов В.Я - Административное право Российской Федерации. М.: ИЦ «Академия», 2006.

2. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Щит-М, 2000.

3. Василенко, А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: дис. доктора. ист. наук: 2001.

4. «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации». Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Рушайло В.Б.-2004

5. Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. 2003.

6. Шергин, А.П. К концепции механизма административно правового регулирования / А.П. Шергин. // Административное и административно -процессуальное право. — М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право - 2004.

7. Вишняков, В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ / В.Г Вишняков // Журнал российского права. — 2005.

8. Гальчук, Р.Л. О современном состоянии пограничной деятельности ФСБ России в пунктах пропуска н проблемах её правового регулирования / РЛ. Гальчук // Направление устойчивого социально - экономического развития России: межвуз. науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.

9. Редкоус, В.М. Пограничная деятельность: проблемы определения понятия и административно-правового регулирования (опыт России и государств-участников СНГ) // Аграрное и земельное право. — 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.