Научная статья на тему 'Реализация 83-ФЗ в системе здравоохранения: модели действий Республики Татарстан'

Реализация 83-ФЗ в системе здравоохранения: модели действий Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Материалы конференции «Переход бюджетных лечебно-профилактических учреждений в статус автономного учреждения», Казань, 8.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация 83-ФЗ в системе здравоохранения: модели действий Республики Татарстан»



РЕАЛИЗАЦИЯ 83-Ш3 В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Эксперты полагают, что основными рисками, связанными со вступлением в силу 8Э-ФЗ, станут отсутствие коммуникации среди участников системы, отсутствие действий со стороны исполнителей, острая нехватка информации в переходный период... Тем ценнее и значимее система действий Министерства здравоохранения Республики Татарстан, подробно представленная на конференции «Переход бюджетных лечебно-профилактических учреждений в статус автономного учреждения», прошедшей 8 декабря 2010 года на базе образовательного Центра высоких медицинских технологий в г. Казани.

Республика является

пилотным регионом Минфина России по реализации проекта перехода бюджетных ЛПУ в статус автономных учреждений. Под руководством Чер-няковой Елены Евгеньевны, заместителя директора Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан, проведена большая работа по формированию нормативно-правовой базы и разработке модельных документов и актов, что обеспечило готовность к переходу 100% государственных ЛПУ республики в статус автономных учреждений уже с 1 января 2011 года без переходного периода.

Опиньон-лидерами конференции были выделены следующие перспективы и риски реализации 8Э-ФЗ:

Айрат Фаррахов, министр здравоохранения Республики Татарстан:

Данный закон позволит нам уйти от неэффективности в нашей работе, собрать новые команды управленцев и добиться того, чтобы наши медицинские учреждения стали конкурентоспособными. Работа в формате автономного учреждения потребует от работников системы здравоохранения развития новых управленческих навыков. Помимо профессиональной врачебной квалификации, руководители ЛПУ должны обладать экономическим

образованием, теоретической подготовкой и практическим опытом менеджмента в сфере здравоохранения. В их командах должны быть профессиональный финансист и юрист. Нам необходимо постоянно учиться: например, брать опыт Сингапура, где любой руководитель должен дважды в год проходить месячное обучение. Легче научить врача финансовому менеджменту, чем экономиста управлять лечебным учреждением.

Что касается влияния нового закона на доступность медицинского обслуживания для населения, то решением этой проблемы может стать формирование стандартов

Легче научить врача финансовому менеджменту, чем экономиста управлять лечебным учреждением

1енеджер №1

здравоохранения 3011

тарификации платных услуг, которые, с одной стороны, позволят максимально удовлетворить потребности медицинского учреждения, а с другой, дадут гражданам возможность получать медицинскую помощь высокого качества по приемлемым ценам. Новый подход к распределению бюджетных средств также повысит эффективность их использования, что позволит пациентам рассчитывать на качественное оказание бесплатных медицинских услуг. Задача реформы здравоохранения состоит в том, чтобы пациент имел свободу выбора наилучшего лечебного учреждения, а ЛПУ получили возможность оказывать большее количество услуг и самостоятельно определять направление своего развития.

Елена Чернякова, заместитель директора Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан:

Пока не все вопросы урегулированы. Так, сегодня все средства ЛПУ по одноканальному финансированию поступают через ТФОМС. 8Э-ФЗ также четко регламентирует прохождение бюджетных средств. Поэтому нужен либо синтез 83-Ф3 с требованиями использования бюджетных средств, либо адаптация 83-Ф3. Глав-

Главное, что нужно обеспечить при выстраивании системы перевода ЛПУ в автономное учреждение, — соблюдение разумного баланса между платными и бесплатными медицинскими услугами

ное, что нужно обеспечить при выстраивании системы перевода ЛПУ в автономное учреждение, — соблюдение разумного баланса между платными и бесплатными медицинскими услугами, прописать в уставах порядок их оказания. Мы уже разработали типовой устав, который находится на согласовании, но должен быть утвержден до 1 января 2011 года.

Нами также разработан модельный акт Министерства по формированию платы за медицинские услуги. Остается решить вопрос по балансу интересов при оказании платных услуг и выполнении госзадания.

Я бы выделила три главные риска реализации закона.

Первый. У руководителей автономного учреждения нет опыта работы на свободном финансовом рынке, в то время как предоставляемую свободу в планировании финансово-хозяйственной деятельности сопровождает потеря субсидиарной ответственности государства.

Второй. Недостижение разумного баланса между выполнением госзаказа и увеличением объема предоставляемых платных услуг.

Третий. Увлечение администрированием со стороны органов государственной власти — им нужно отказаться от части своих полномочий по регулированию деятельности подведомственных учреждений.

Анас Гильманов, заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан:

Сам процесс формирования нормативно-правовой базы проходил сложно, так как эти документы определяют

финансовую устойчивость регионального здравоохранения и условия работы наших ЛПУ на долгие годы. Например, в модельных документах на формирование финансового плана автономного учреждения сначала было написано, что эти планы должны быть согласованы в Минфине Республики. Впоследствии мы сняли необходимость в таком согласовании, чтобы избежать зарегулированности.

Почему мы выбрали форму автономного учреждения, а не бюджетного? Главное — это стимулирование конкурентоспособности.

№7 Менедже;

3011 здравоохранения

Главные риски — подготовка руководителей учреждений и планово-экономических служб

Новый год мы встречаем с новым законом об ОМС. До госзадания будут допущены те, кто оказывает более качественные медицинские услуги, а это опять вопрос конкурентоспособности.

Кроме того, автономное учреждение — единственная форма, позволяющая привлекать кредиты, например, на закупку расходных материалов. Очень дискуссионный вопрос о переходе части социально значимых ЛПУ в статус автономного учреждения. Опыт Республики Татарстан позволяет говорить о том, что риски минимальны. Главные риски: подготовка руководителей учреждений и планово-экономических служб. Других рисков для реализации 83-Ф3 я не вижу.

Сергей Шишкин, проректор ГУ-ВШЭ:

Никакого тайного замысла заменить бесплатные медицинские учреждения платными при подготовке 83-ФЗ не было. Главное — найти ответ на ключевой вопрос: «За что государство платит деньги учреждениям государственной сферы? Как оно определяет гарантии оказания медицинской помощи?» Если гарантии эти размыты, риски замещения

бесплатных медицинских услуг платными будут существовать. Соответственно должны быть четко определены и правила оказания платных медицинских услуг... Закон предполагает большую дифференциацию

чение. В процентном соотношении он-лайн-аудитория выглядела следующим образом: Сибирь (около 45%), Юг (20-25%), Москва (около 15%), Татарстан (около 15%), Урал (5%). Наибольшую он-лайн-аудиторию конференция собрала в Новосибирске, Омске, Самаре, Москве, Иркутске, Набережных Челнах, Краснодаре, Астрахани

Главное — найти ответ на ключевой вопрос: «За что государство платит деньги учреждениям государственной сферы? Как оно определяет гарантии оказания медицинской помощи?»

форм по широте прав и раз- и Екатеринбурге. Прямая меров финансовой ответ- трансляция и интерактивная ственности. Он достаточно дискуссия для удаленных выверен и не содержит мин, участников были организова-которые могут взорваться. ны на сайте Казанского обра-

Закон предполагает большую дифференциацию форм по широте прав и размеров финансовой ответственности

Впервые конференция подобного уровня прошла в режиме прямой он-лайн-тран-сляции с возможностью задать вопрос непосредственно участникам по горячей линии. Помимо 250 участников, собравшихся в зале, более 650 индивидуальных пользователей и организаций из разных регионов России приняли участие в конференции через удаленное подклю-

зовательного центра высоких медицинских технологий.

Итоговые материалы конференции будут систематизированы и представлены на сайте www.kаzаnmedcen-ter.com. Таким образом, практический опыт главных врачей и администраторов здравоохранения Республики Татарстан может быть изучен и адаптирован во всех регионах страны.

Наталия Куракова

1енеджер №1

здравоохранения ЗОН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.