Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОБРАЩЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ / ЖАЛОБА / ЗАЯВЛЕНИЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / RIGHT TO APPEAL / EXERCISE OF THE RIGHT OF APPEAL / INDIVIDUAL AND COLLECTIVE APPEALS / COMPLAINT / APPLICATION / PROPOSAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирьянова Ольга Викторовна

В статье рассматривается функционирование системы работы с обращениями граждан в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы предметы обращений граждан. Проведена классификация обращений в зависимости от формы их подачи. Проводится анализ проблем работы с обращениями в органах власти и возможностей повышения эффективности функционирования системы обращений. Изложены последствия несоблюдения обязанностей должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в виде административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CITY'S RIGHT TO APPEAL TO STATE AND LOCAL GOVERNMENTS

The article considers the functioning of the system of working with citizens 'appeals to State and municipal authorities. The subjects of citizens 'applications have been analysed. Applications were classified depending on the form of their submission. The problems of working with appeals to the authorities and the possibilities of improving the efficiency of the system of appeals are analysed. The consequences of non-compliance with the obligations of officials of state bodies and local self-government bodies to consider applications of citizens in the form of administrative liability are described.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Административное право; административный процесс

РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КИРЬЯНОВА Ольга Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» г. Иркутск. E-mail: kov291129@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается функционирование системы работы с обращениями граждан в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы предметы обращений граждан. Проведена классификация обращений в зависимости от формы их подачи. Проводится анализ проблем работы с обращениями в органах власти и возможностей повышения эффективности функционирования системы обращений. Изложены последствия несоблюдения обязанностей должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в виде административной ответственности.

Abstract: The article considers the functioning of the system of working with citizens 'appeals to State and municipal authorities. The subjects of citizens 'applications have been analysed. Applications were classified depending on the form of their submission. The problems of working with appeals to the authorities and the possibilities of improving the efficiency of the system of appeals are analysed. The consequences of non-compliance with the obligations of officials of state bodies and local self-government bodies to consider applications of citizens in the form of administrative liability are described.

Ключевые слова: Право на обращение, реализация права обращений, индивидуальные и коллективные обращения, жалоба, заявление, предложение.

Keywords: Right to appeal, exercise of the right of appeal, individual and collective appeals, complaint, application, proposal.

«Демократия, верховенство права, права человека - ключевые понятия концептуальной модели современного государства» [8, с. 218]. Право граждан на обращение в органы публичной власти закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Непосредственно правоотношения по реализации гражданами данного права регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1.

Юридическое обращение в научных источниках определяется как установленная на уровне закона «технико-юридическая форма адресации субъекта своего волеизъявления (требований), основанных на индивидуальном или коллективном правосознании (оценки права, сопутствующих явлений и процессов) в целях активизации и повышения эффективности правового регулирования социального взаимодействия» [4, с. 334].

И.В. Шевченко называет право граждан на обращение «способом доведения до органов государственной власти интересов и потребностей общества, способом участия в управлении государством, а также способом защиты прав, свобод и законных интересов граждан» [9, с. 4]. Так, «при надзоре за дорожным движением сотрудниками ДПС ГИБДД был выявлен водитель с признаками опьянения. Однако освидетельствование на состояние опьянения было произведено с нарушением законности, вследствие чего по жалобе водителя производство по делу об административном правонарушении было прекращено» [7, с. 16].

Как отмечает С.А. Майорова, «реакция государственных органов на обращения граждан не только является обязанностью, установленной на уровне законодательства, но и представляет «формализованный механизм», предполагающий соблюдение процедур приема обращений, их рассмотрения, принятия по факту рассмотрения соответствующих мер» [4, с. 334].

А.Е. Лапин, Н.И. Борисов называют обращения граждан

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

инструментом повышения эффективности взаимодействия населения и власти [3, с. 107]. М.А. Скрябина предлагает обращения граждан в органы государственной власти считать одним из действенных инструментов противодействия коррупции [6, с. 4], при этом гарантией реализации права человека и гражданина на обращение выступает невозможность привлечения заявителя к ответственности в случае неподтверждения фактов, изложенных в обращении.

Под обращением гражданина в Федеральном законе № 59-ФЗ понимается как «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». Закон разъясняет каждое из обращений:

- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения граждан для органов публичной власти являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на желания и потребности общества, эффективного средства общения с населением, удовлетворения интересов личности. Через обращения граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции. Предметом обращения могут выступать просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях.

Следует отметить, что обращения граждан - это важное

Административное право; административный процесс

средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Обращения граждан могут служить важным источником информации для разрешения государственных вопросов и иных, имеющих общественное значение [5, с. 18]. Кроме того, обращения граждан рассматриваются как одна из юридических форм гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.

В зависимости от формы подачи обращения классифицируются на три вида: устную, письменную и электронную.

Устная форма связана с обращением гражданина на личный прием к руководителям и уполномоченным на то лицам в государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленном порядке и в определенные сроки.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает высокую скорость и законность его разрешения. Из этого следует, что применение устных обращений способствует сокращению таких обращений, устраняет бумажную волокиту, переписку и помогает оперативнее решить возникший вопрос.

Для письменных обращений граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования, при несоблюдении которых ответ на обращение не дается.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Если вопросы, содержащиеся в обращении, не входят в компетенцию государственного органа или органа местного самоуправления, такое обращение в течение семи дней передается в орган, обладающий полномочиями по решению поставленных в обращении вопросов.

Если предмет обращения входит в компетенцию нескольких органов власти, то копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы. «В этом отношении может быть полезен опыт Иркутской области, где утверждено и действует «Положение о межведомственном взаимодействии органов государственной власти Иркутской области при организации социального обслуживания населения». Документом предписано взаимодей-Библиография:

ствие между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерством здравоохранения Иркутской области, Министерством образования Иркутской области, Министерством труда и занятости Иркутской области, Министерством юстиции Иркутской области. Взаимодействие подразумевает обмен информацией, необходимой для реализации полномочий в сфере социального обслуживания граждан, предоставления социальных услуг и социального сопровождения, в том числе направление обращений в интересах граждан для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания» [1, с. 20].

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Например, «решение о разрешении на вступление в брак либо об отказе в выдаче такого разрешения принимается органом местного самоуправления с учетом заключения органа опеки и попечительства не позднее чем через 30 календарных дней со дня представления заявления со всеми необходимыми документами. Лишь затем решение о разрешении на вступление в брак либо об отказе в его выдаче оформляется муниципальным правовым актом» [2, с. 16]. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в том же порядке, который установлен для письменных обращений. В электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Помимо права на обращение Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установлены обязанности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе порядок и сроки рассмотрения обращений, а также ответственность уполномоченных должностных лиц. Так, ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами, на которые возложено осуществление публично значимых функций в виде административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей. Такие дела возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.

1.

Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи государственных органов и должностных лиц через призму социального патроната // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 4. С. 20.

Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Вопросы, разрешаемые при заключении брака лицами, не достигшими возраста 16 лет // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. №1. С. 16. Лапин А.Е., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. № 1. С. 107.

Майорова С.А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 334.

Осипова М. А. Правовые основы коллекторской деятельности в Российской Федерации // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 2. С.18. Скрябина М.В. Обращения граждан в органы публичной власти как инструмент противодействия коррупции в России // Закон и право. 2019. № 2. С. 4. Сошин А.А., Самсонов В.А. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.А. Сошин // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 3. С. 16.

Чуксина В.В., Бондаренко О.В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В.В Чуксина // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 2. С. 218-230.

Шевченко И.В. Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан // Политика, экономика и инновации. 2018. № 5 (22). С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.