ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
3. Морозов, Г.Ф. Избранные труды / Г.Ф. Морозов.
- М., 1970. - Т 1. - 560 с.
4. Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, приказ от 9 марта 2011 г. № 61.
5. Желдак, В.И. Лесоводственное обеспечение решения задач лесного хозяйства и лесопользования в связи с изменением законодательно-правового режима содержания и использования лесов / В.И. Желдак // Лесная наука сегодня: Сб. науч.тр.
- М.: ВНИИЛМ, 2009. - С. 57-81.
6. Методические рекомендации по организации лесного хозяйства и устойчивого управления лесами /
Н.А. Моисеев, А.В. Побединский, В.С. Чуенков и др. - МПР России, 2001. - 37 с.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ с изменениями и дополнениями 2008-2012 гг.
8. Моисеев, Н.А. Экономический механизм организации устойчивого пользования и управления лесами / Н.А. Моисеев, Т.И. Моисеева // Вестник МГУЛ
- Лесной вестник. - 2011. - № 6(82). - С. 149-155.
9. Моисеев, Н.А. Зональные системы воспроизводства лесных ресурсов. / Н.А. Моисеев, А.В. Побединский // Лесное хозяйство - 1986. - № 10. - С. 15-19.
10. Колданов, В.Я. Очерки истории советского лесного хозяйства / В.Я. Колданов. - М.: Экология, 1992.
- 256 с.
РЕАЛИСТИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
С.В. ПОЧИНКОВ, директор Института рационального лесопользования, канд. экон. наук
Разрабатываемые нашими чиновниками концепции и долгосрочные программы развития лесного хозяйства и лесной промышленности, как известно, предназначаются для демонстрации неутомимой деятельности - и только. За их выполнение никто не отвечает, да никто и не спрашивает. Не пройдет и года - они уже канули в Лету. Бесплодность таких, с позволения сказать, «документов» коренится в их ненаучности и несистемности.
Предлагаемая ниже концепция лесопользования предназначается для размышления. Автор полагает, что она построена на системном подходе и учитывает современные российские реалии.
В концентрированном виде концепция сводится к следующим положениям.
1. Под лесопользованием следует понимать комплекс взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности:
- транспортную организацию территории (формирование транспортно доступных лесов);
- заготовку круглых лесоматериалов;
- воспроизводство лесных ресурсов;
- транспортировку круглых лесоматериалов потребителям;
- организацию лесопотребления.
2. Экономический базис лесопользования:
pochincov07@mail. ru
- государственная собственность на леса как природный ресурс и экосистему;
- освоение и воспроизводство лесных ресурсов бизнесом на условиях долгосрочной аренды;
- строительство лесовозных дорог, воспроизводство, охрана и защита лесов за счет лесной ренты (региональных лесных фондов);
- содержание государственных органов лесоуправления всех уровней, лесоустройство и лесное планирование за счет федерального бюджета.
3. Функции государства:
- лесоустройство (таксация, ГИС);
- лесное планирование;
- софинансирование крупных лесных проектов;
- развитие транспортной инфраструктуры в целях увеличения площади транспор-тно доступных лесов (из расчета предельного расстояния вывозки древесины по лесовозным дорогам не более 30 км);
- управление лесным доходом;
- регулирование цен и тарифов.
4. Задачи лесного планирования:
- рентный анализ лесных ресурсов;
- обоснование строительства новых транспортных путей;
- формирование региональных лесопромышленных кластеров (ЛПК);
118
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
- проектирование сырьевых баз ЛПК;
- обоснование систем ведения лесного хозяйства по лесничествам (возраст рубки, размер пользования, способы рубки главного пользования и лесовосстановления, целесообразность и способы рубок ухода за лесом);
- разработка проектов освоения лесных участков и их экономическое обоснование;
- обоснование платы за ресурсы;
- оценка лесного дохода и обоснование направлений его использования.
5. Целесообразность интенсивного ведения лесного хозяйства определяется величиной лесной ренты - доходностью лесов. Чем выше доходность, тем выше интенсивность лесного хозяйства.
6. Лесная рента есть разница между рыночной стоимостью круглых лесоматериалов и затратами на их заготовку и вывозку (без платы за ресурсы и затрат на строительство и содержание лесовозных дорог). Рента рассчитывается:
- по группам стволов (порода, ступень толщины, разряд высот, качество, удаленность);
- по таксационным выделам (на изымаемый запас древесины).
7. Величина лесной ренты зависит от:
- продуктивности насаждений;
- породного состава насаждений;
- удаленности насаждений от транспортных путей общего пользования;
- возраста рубки;
- интенсивности и вида рубки;
- сбалансированности спроса на круглые лесоматериалы.
Лесная рента максимальна при сбалансированном спросе. Спрос сбалансирован, если
- технологическая (сортиментная) структура потребления (продаж) круглых лесоматериалов адекватна товарной структуре корневого запаса древесины;
- цена производителя на балансы (включая технологическое сырье и дрова) превышает себестоимость заготовки обезличенного м3 древесины, а цена на пиловочник превышает цену на балансы в зависимости от диаметра и качества в 1,2-3 раза.
8. Плата за лесосырьевые ресурсы должна определяться на основе их рентной стоимости. Плата является инструментом экономического стимулирования рационального использования ресурсов и централизации рентного дохода.
9. Плата, рассчитанная по таксационным выделам с учетом способа и интенсивности рубки, делает для лесопользователя равнорентабельной заготовку всей отведенной в рубку древесины (мелкотоварной и крупной, деловой и дровяной, хвойной и лиственной). Однако при этом в рубку должны отводиться выделы с положительной рентной стоимостью. Вся спелая древесина может быть доходной только при сбалансированном спросе. Сбалансированный спрос делает также доходными некоторые рубки ухода.
10. Централизация рентного дохода в форме региональных лесных фондов обуславливается необходимостью выравнивания экономических условий заготовки древесины. Лесные участки, передаваемые в пользование на условиях аренды, существенно различаются объемами строительства лесовозных дорог для поддержания пользования лесом на проектном уровне, а также затратами на лесовосстановление, уходы за лесом, охрану и защиту лесов. Размеры этих затрат и их соотношение с планируемым рентным доходом определяется проектом освоения лесного участка. Излишек дохода изымается в региональный лесной фонд с помощью арендной платы, недостаток покрывается из регионального лесного фонда. Этим создаются нормальные условия для развития лесного бизнеса. Арендатор понимает, как наиболее эффективно действовать, имеет необходимые финансовые ресурсы для строительства дорог и выполнения планируемых лесохозяйственных операций. Несет ответственность перед госорганами лесоуправления за своевременное и качественное выполнение работ по строительству дорог и воспроизводству лесов. В этом принципиальное преимущество института аренды лесов над институтом частной собственности на леса. Частник полностью присваивает рентный доход и вправе использовать его по своему усмотрению. Финансовые ресурсы, направляемые на нужды леса, сокращаются.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
119
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
11. В долгосрочную аренду экономически целесообразно предоставлять крупные лесные участки (одно или несколько территориально совмещенных участковых лесничеств). Объем ежегодной заготовки древесины должен быть таким, чтобы капиталовложения в лесную инфраструктуру окупались в нормативные сроки. Этот объем зависит от стоимости строительства дорог, но не должен быть менее 30 тыс. м3/г.
12. Продажа мелких лесных участков для заготовки древесины с аукционов целесообразна при условии, если органы лесного хозяйства строят лесовозные дороги и занимаются воспроизводством лесов на вырубках за свой счет (за счет централизованного рентного дохода). При этом плата за ресурсы должна быть не менее их расчетной рентной стоимости. При такой системе целесообразно вернуться к совмещению лесничествами хозяйственных и управленческих функций.
13. Начальной стадией лесопользования является пионерное освоение лесов.
Пионерное освоение характеризуется:
- форсированной рубкой спелых насаждений (размер пользования определяется методом классов возраста);
- доминированием сплошных концентрированных рубок;
- пониженными сроками примыкания лесосек;
- высокой концентрацией производства (как следствие повышенного размера пользования);
- пошаговым развитием дорожной
сети.
Пионерная стадия освоения больших массивов спелых лесов обуславливается экономической целесообразностью. Объемы заготовки древесины в масштабе страны максимизируются при минимально возможных затратах в лесную инфраструктуру (дороги, поселки). Капиталовложения в строительство лесовозных дорог с твердым покрытием окупаются в приемлемые сроки (благодаря высоким грузооборотам). При наличии значительных запасов леса система пионерного освоения позволяет за счет постоянной экспансии новых лесных территорий на про-
тяжении достаточно длительного периода вести в масштабе страны непрерывное и равномерное (и даже расширенное) пользование лесом. Однако этот процесс конечен.
14. Если пионерное освоение отдельного лесного массива (участка) ведется на основе дорог круглогодового (долговременного) действия, то по истечении 20-60 лет (в зависимости от метода определения нормы пользования) оно может плавно перейти в регулярное. Возрастная структура лесов приближается к нормативной (равномерной). Объем рубок главного пользования сокращается, вместо этого увеличивается промежуточное пользование. Экстенсивное ведение лесного хозяйства сменяется интенсивным. Созданная за период пионерного освоения сеть лесовозных дорог обеспечивает транспортную доступность каждого выдела, что позволяет проводить экономически эффективные рубки ухода за лесом на всей территории лесного массива. Размер главного и промежуточного пользования, равно как и вся система ведения лесного хозяйства, оптимизируется методом моделирования динамики лесов по критерию неубывания чистого лесного дохода.
15. В советский период делались отчаянные попытки осваивать леса на основе автомобильных лесовозных дорог круглогодового и долговременного действия (гравийно-щебеночных, колейных железобетонных). Эти попытки оказались тщетными. Строительство таких дорог в России в большинстве регионов непосильно дорого (слабые грунты, нет достаточных местных запасов песка, гравия, щебня). Кроме того, применялась довольно несовершенная методика экономического обоснования капиталовложений в строительство качественных дорог, приводящая к существенному занижению их эффективности. В управлении лесозаготовительной отраслью были приняты ошибочные решения. Узкоколейный железнодорожный лесовозный транспорт был поспешно и повсеместно заменен на автомобильный. На вывозке леса стали применяться большегрузные автомобили, нормальная эксплуатация которых требовала существенного увеличения дорожных затрат. На практике это обернулось возвратом в дореволюционное прошлое - к преимущест-
во
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
венно зимней заготовке леса, сезонности. Это отрицательно сказалось на экономике лесозаготовки. Эффективность использования трудовых ресурсов и основных фондов сильно упала. Затраты на заготовку древесины стали расти. О переходе на интенсивное воспроизводство лесных ресурсов не могло быть и речи.
16. В транспортно доступных лесах на сегодня стадия пионерного освоения лесов практически завершена. Образовались вторичные леса. Их можно характеризовать следующим образом:
- сохранившиеся спелые насаждения низкобонитетны, представлены разрозненными выделами;
- возрастная структура насаждений близка к равномерной;
- высокобонитетные насаждения, образовавшиеся на вырубках прошлых лет, находятся на разных стадиях поспевания;
- увеличена доля лиственной древесины (по двум причинам: в силу естественной смены пород на вырубках, недоиспользования расчетной лесосеки по лиственному хозяйству);
- почти полное отсутствие пригодных к эксплуатации лесных дорог.
Положение критическое.
17. Требуются чрезвычайные меры.
Необходимо существенно поднять
уровень лесоустройства и лесного планирования. Первостепенной задачей является «приведение лесов в известность». Для этого:
- разделить эксплуатационные леса на две группы: транспортно доступные и транс-портно недоступные. К транспортно доступным отнести леса, удаленные от транзитных путей транспорта не более 30 км.
- провести качественную таксацию лесов с разработкой ГИС;
- произвести анализ региональных лесных рынков (сортиментной структуры потребления круглого леса, динамики цен);
- оценить доходность лесов по группам;
- выявить экономически доступные ресурсы (таксационные выделы с рентной стоимостью древесного запаса > 0) для главного и промежуточного пользования;
- для каждого лесничества транспор-тно доступной зоны разработать проекты освоения лесов на условиях постоянного и неистощительного пользования лесом (на основе сценарного моделирования динамики лесов с горизонтом прогнозирования не менее оборота рубки);
- для транспортно недоступных зон обосновать строительство новых транзитных путей (увеличить площадь транспортной доступности); для каждого лесничества этой зоны разработать экономически обоснованные проекты пионерного освоения лесов.
На основе полученных данных:
- методами экономико-математического моделирования разработать программу оптимального развития и размещения производств по заготовке и переработке круглого леса, отвечающую двум важнейшим на современном этапе условиям: 1) максимально возможному увеличению внутреннего лесного рынка; 2) максимально возможному увеличению сбалансированности спроса;
- определить потребность в капиталовложениях на строительство новых транзитных транспортных путей, строительство лесных дорог, воспроизводство, охрану и защиту лесов, развитие производственных мощностей по переработке цельной древесины и древесных отходов;
- определить источники покрытия по направлениям: лесной доход, бюджетные ресурсы, частные инвестиции;
- составить расширенный лесной бюджет и сделать его самостоятельной частью федерального бюджета.
Прожекты по превращению страны в первую лесоэкспортную державу надо отложить в долгий ящик. Сегодня важно рационализировать лесопользование, создать эффективную систему лесоустройства и лесного планирования.
Библиографический список
1. «В ожидании существенных перемен», «Лесная газета», 29 января 2011 г., с 1 - 2, продолжение в «Лесной газете» от 4 февраля 2011 г., с. 2
2. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учебн. пособие - 2-е изд., испр. и доп. / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2012. - 399 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
121