Научная статья на тему 'Реалии регионального социологического образования'

Реалии регионального социологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии регионального социологического образования»

Саралиева З.Х.-М.

РЕАЛИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи высшей школы в преподавании социологии возрастают по мере усложнения самого общества и рефлексии этих усложнений общественным сознанием и сводятся, на наш взгляд, к трем основным аспектам:

1. Подготовка научно-педагогических кадров для вузов, чтобы они смогли реализовать требования государственных стандартов и инновационных программ обучения социологии не только будущих профессионалов-социологов, но и способствовать выработке социологического стиля мышления выпускников несоциологических специальностей.

2. Обеспечение профессиональными специалистами разветвленной и растущей сети социологических исследовательских центров, лабораторий и организаций, зондирующих общественное мнение и наполняющих социологической информацией поток обратной связи власти и народа, лежащий в основе формирующегося гражданского общества.

3. Выращивание молодого поколения профессиональных социологов через систему послевузовского образования для академической науки.

Как справляется с этими задачами региональное социологическое образование, рассмотрим на реалиях высшей школы Приволжского федерального округа и Нижнего Новгорода, в частности. Предложим некоторые наши соображения, которые могут стать предметом дискуссии, в нерейтинговом перечислении.

Кадровый состав кафедр играет определяющую роль. Здесь важно все:

— базовое образование преподавателей (в начале 1990-х гг. в большой степени это были философы, историки, экономисты, психологи, сегодня все больше социологи);

— соотношение возрастных когорт, количество докторов и кандидатов наук именно по социологии, потому что только это дает возможность открыть аспирантуру, докторантуру, создавать докторские диссертационные советы, т. е. обеспечивает деятельность и активность всей вертикали выращивания кадров: бакалавр, магистр, кандидат, доктор социологических наук.

По сведениям, почерпнутым нами с сайтов вузов ПФО, немногие готовят и специалистов, и бакалавров, и магистров по социологии (Мордовский государственный университет, Башкирский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского). К слову сказать, факультеты, готовящие социологов, не очень заботятся об ин-

формативности и постоянной пополняемости своих сайтов. Отношение к реализации многоуровневой подготовки социологов в соответствии с вступлением российской высшей школы в Болонский процесс, мало сказать, неоднозначно. Реалии таковы, что в вузах есть открытые противники, позиционирующие себя в качестве защитников традиционной системы пятилетней подготовки специалистов, выжидающие (может быть, и резонно предполагающие, что «пронесет»), горячие сторонники, каких пока мало. К этому необходимо добавить, что многие работодатели, а ими выступают прежде всего сами вузы, включая продвинутые технические, в которых преподается социология несоциологам, создают факультеты социально-экономического профиля. Маркетинговые службы, социальные учреждения, кадровые агентства, органы власти (особенно местной), общественные приемные губернаторов, мэров, депутатов различных уровней власти, СМИ, бизнес-структуры пока не определились, на какие должности они готовы принять бакалавров социологии, расходятся во мнении об уровне подготовки, квалификации выпускников, их личностных качествах. Еще один срез проблемы — это мнение родителей, которое все еще играет для абитуриентов определяющую роль. Многие родители предпочитают, чтобы их дети имели, что называется, синицу в руках, т. е. дипломы специалистов, не особенно понимая сущность нововведений. Для многих родителей обучение сына или дочери дополнительно еще год в магистратуре является и добавочной финансовой нагрузкой.

Возвращаясь к вопросу о неполноте представленности уровней обучения по социологии, следует обратить внимание на еще один немаловажный аспект, имеющий отношение к кадровому составу кафедр и качеству преподавания.

По данным ВАК Минобрнауки РФ на октябрь 2010 г., далеко не во всех вузах региона, как должно было бы быть сегодня, одновременно есть и аспирантура (главным образом, по специальностям 22.00.03, 22.00.04, 22.00.08, редко по 22.00.01), и докторантура, и докторские диссертационные советы. В этом ряду можно назвать Башкирский, Мордовский государственный университеты, Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный социально-экономический университет, Саратовский и Нижегородский государственные университеты. И это из 20 вузов ПФО, осуществляющих подготовку по социологии.

Причины следует искать в том, что нередко вузам не хватает правильно понимаемого академизма в преподавании истории социологии, циклов по современной зарубежной и отечественной социологической мысли.

Ориентация преимущественно на научно-исследовательскую работу преподавателей не всегда в центре внимания кафедр. Интенсивность

научной работы имеет ряд проявлений, по которым можно судить об успехах кафедр в данной сфере деятельности:

— наличие социологических лабораторий, в том числе и студенческих;

— систематически проводимые социологические исследования — инициативные и по заказам региональной власти или бизнеса;

—научно-исследовательские конференции;

— научные публикации с акцентом на размещении их в журналах, рекомендуемых ВАК РФ, в зарубежных изданиях;

— межвузовская интеграция в реализации совместных проектов, мобильность преподавательских кадров;

— связь с академическими учреждениями; участие в международных исследованиях и проектах;

— особой строкой идет написание учебников и серьезных, современно структурированных учебных пособий (при этом стоит отметить отсутствие академической соревновательности в подготовке учебников по истории, общей и прикладной социологии, учебников для несоциологов, прошедших демократическую, а не кулуарную процедуру профессиональной экспертизы, апробацию, изданных на средства Министерства образования и науки);

— и конечно, наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов.

Серьезным является вопрос о привлекательности социологии для абитуриентов, осознанности выбора профессии, желания выпускников работать по специальности, готовности продолжать обучение в аспирантуре.

По всем этим аспектам, в принципе, можно с удовлетворением говорить об успешности институализации социологии в высшей школе, не только о сознательном, но и ответственном выборе профессии большинством абитуриентов, о серьезном отношении к обучению, о понимании работодателями специфики труда социологов. Это защищает социологическое образование от вульгаризации, сведения многотрудной работы к микрофонным опросам на улицах о косметических новинках или, что гораздо хуже, политических спекуляциях и провокативности в так называемых интерактивах.

Но это вовсе не значит, что не существует проблемы поддержания мотивации студентов на качественное обучение.

Что сегодня мешает или даже препятствует получению хороших и отличных оценок? Почему так часты в зачетных студенческих книжках удовлетворительные отметки? Это не те «тройки», которые могут двигать нашу социологию вперед.

Нам кажутся вполне обоснованными претензии к средней школе в отношении недостаточной общегуманитарной и языковой подготовки.

Знание родного и иностранного языков, за счастливым и редким исключением, посредственно. Это затрудняет преподавание в высшей школе, многим студентам в течение всех лет так и не удается приобрести навыки академического письма, научного оформления мысли.

На качество образования влияет и увеличение внебюджетной составляющей в подготовке студентов, которое определяет понижение уровня преподавания, независимо от квалификации лекторов и их ассистентов, потому что, как и в средней школе, приходится поневоле ориентироваться не на лучше подготовленное ядро, а периферию, которую отличают не только скромные успехи в общей подготовке, но и слабая мотивированность на профессию, т. к. главное для этой части студентов и их родителей — документ о высшем образовании.

С каждым годом растет число работающих или подрабатывающих студентов (обычно с третьего курса). Среди магистрантов уже не менее половины работающих. Студенты обычно предъявляют два мотива в оправдание неизбежного снижения уровня освоения программы из-за дефицита времени:

1) материально-финансовые трудности: стипендии, несопоставимые с прожиточным минимумом современной студенческой молодежи, нехватка родительских средств на фоне возрастающих потребностей взрослеющих детей, нежелание студентов, особенно молодых людей, «сидеть на шее» у родителей, когда у молодых начинают возникать пробные браки, складываются сожительствующие семьи.

2) одно из распространенных требований работодателей (не только в бизнесе) — стаж работы; так называемые «молодые специалисты» сегодня мало кому нужны.

Беда в том, что и подработки, и полная занятость студентов часто не связаны со специальностью. Двойная нагрузка не всем под силу, поэтому анализ здоровья студентов фиксирует его снижение, увеличение хронических заболеваний.

Что делать? — в такой ситуации не риторический вопрос. Как помочь студентам, подстегнуть нерадивых, повысить мотивацию на сочетание учебного и научного компонента в получении социологического образования!

Опираясь на наш опыт, предлагаем некоторые меры:

— рациональное разделение студенческого расписания на аудиторные и неаудиторные занятия с акцентом на подготовке двух-четырех письменных работ в течение семестра; контролирующе-помогающие коллоквиумы, консультации; регулярно пополняемая кафедральная библиотека с открытым доступом к книгам;

— издание кафедрами методической литературы, облегчающей самостоятельную работу студентов, — сборников задач, глоссариев, хрестоматий, систематического каталога книг кафедральной библиотеки (она насчитывает сегодня почти 5000 томов зарубежных и отечественных книг, журналов, сборников и др.);

— систематическое повышение требований к качеству курсовых, дипломных, бакалаврских работ и магистерских диссертаций (объем, структура, органическое сочетание теории и результатов самостоятельных исследований, грамотное изложение раздела о степени научной разработанности проблемы, использование новейшей социологической литературы, компьютерная презентация на защите);

— ежегодные студенческие научные конференции с последующей публикацией результатов исследований в сборнике научных студенческих работ «Надежды», в студенческом реферативном журнале «Социальные науки» (1-2 раза в год);

— участие студентов в ежегодных международных научно-практических конференциях на базе факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского;

— включение студентов во временные научные коллективы кафедры для реализации международных и российских проектов по грантам, стажировки в зарубежных вузах.

Целенаправленная подготовка студентов к аспирантуре. Задача тем более сложна, что результаты двух проведенных опросов нашей кафедрой совместно с Нижегородским отделом ИС РАН в 2000 и 2009 гг., показали снижение ориентированности нижегородских студентов на поступление в аспирантуру. В 2000 г. 14 % юношей и девушек хотели бы попробовать силы в науке, т. е. планировали поступать в аспирантуру, а в 2009 г. лишь 11 % старшекурсников и 7 % первокурсников видели для себя данную перспективу.

Вызывает тревогу нежелание почти половины аспирантов после успешной защиты пополнить кадры высшей школы. Большая часть кандидатов наук стремятся уйти в другие сферы занятости — менеджмент, маркетинг, финансы, бизнес, политику, работу за рубежом.

Вузам целесообразно выработать специальные программы поддержки студентов, проявляющих интерес к научной работе, а государству — перейти к масштабной и продуманной социально-экономической политике взращивания инновационного потенциала высшей школы и академической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.