Научная статья на тему 'Реалии и перспективы развития договорных отношений на Оптовом рынке электрической энергии Украины'

Реалии и перспективы развития договорных отношений на Оптовом рынке электрической энергии Украины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок электрической энергии
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии и перспективы развития договорных отношений на Оптовом рынке электрической энергии Украины»

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ УКРАИНЫ

Самбур С. Б. Тихончук И.В.

Аннотация. В статье описаны существующие договорные отношения между членами ОРЭ, а также связанные с транзитом, экспортом и импортом электроэнергии с Россией, Беларусью, Молдовой и странами, входящими в UCTE, описаны перспективы развития экспортного потенциала Украины.

Ключевые слова: Рынок электрической энергии.

REALITATEA §I PERSPECTIVELE DEZVOLTÄRII RELATIILOR CONTRACTUALE PENTRU PIATA ANGRO A ENERGIEI ELECTRICE ÍN UKRAINA

л 9

Rezumat. In lucrare sunt descrise relatiile contractuale existente intre membrii pietei unifícate de energie electrica, inclusiv legate de tranzitul, exportul §i importul energiei electrice cu Rusia, Belarusi, Moldova §i tarile din cadrul UCTE; sunt descrise perspectivele dezvoltarii potentialului de export al Ucrainei.

Cuvinte cheie:Piata energiei electrice.

REALITY AND OUTLOOK OF CONTRACTUAL RELATIONSHIPS ON THE WHOLESALE ELECTRIC POWER MARKET IN UKRAINE Abstract. There is analyzed mutual relationship between electricity seller of Ukraine (State Enterprise “Energorinok”) and the states of CIS and UCTE.

Keywords. Wholesale Electricity Power Market.

Процессы реформирования, происходящие практически во всех отраслях народного хозяйства нашего государства, напрямую касаются и национальной энергетики. Преобразования, которые произошли с сентября 2005 года в действующем законодательстве, и непосредственно в электроэнергетической нормативной базе, инициировали усовершенствование взаимоотношений как между членами Оптового рынка электрической энергии Украины (ОРЭ), так и членов ОРЭ с зарубежными партнерами.

Это потребовало внесения существенных изменений во все договора покупки-продажи электрической энергии, заключенные с субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим оптовую продажу электрической энергии, (ГП "Энергорынок") с: -поставщиками электроэнергии по регулируемому тарифу;

-поставщиками электроэнергии по нерегулируемому тарифу;

-производителями электрической энергии;

-членами ОРЭ и зарубежными партнерами (договора, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности).

Рассмотрим подробнее состояние договорных отношений, установленных сегодня в электроэнергетической отрасли, касательно покупки-продажи электрической энергии на ОРЭ.

1.Договорные отношения между членами ОРЭ

1.1. С поставщиками электроэнергии по регулируемому тарифу

По состоянию на 1 сентября 2006 года договорные отношения по покупке-продаже электроэнергии установлены ГП "Энергорынок" со всеми поставщиками электроэнергии по регулированному тарифу (ПРТ). Сегодня действуют 37 договоров на основе типовой формы, утвержденной НКРЭ (постановление от 01.06.2001г. № 597) .

В связи с введением с 1 сентября 2005 года единых тарифов на электрическую энергию в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 15.08.2005г. №745, ГП "Энергорынок" были разработаны дополнительные соглашения по внесению соответствующих изменений в договора с поставщиками электроэнергии.

При этом следует отметить, что 13 Облэнерго, несмотря на неоднократные обращения ГП "Энергорынок", не согласились вносить изменения в договора, в связи с возможностью применения со стороны оптового поставщика электроэнергии штрафных санкций за отклонение фактических объемов купленной электроэнергии от заказанных.

Рабочей группой Совета ОРЭ по вопросам усовершенствования двухсторонних договоров был разработан проект примерного договора между оптовым поставщиком электроэнергии (ГП "Энергорынок") и поставщиком электроэнергии по регулированному тарифу, который 14.02.2006г. утвержден Советом ОРЭ, а затем и НКРЭ (постановление от 11.05.2006г. № 577)

ГП "Энергорынок" в мае текущего года подготовлены и направлены в адрес всех поставщиков электроэнергии по регулируемому тарифу договора, разработанные на основе примерного договора. Постановлением НКРЭ рекомендовано заключить их до 1 сентября.

Призываем всех руководителей соответствующих ПРТ максимально ускорить процесс заключения новых договоров и настоятельно просим обратить при этом особое внимание на оформление надлежащим образом технических приложений, которые являются неотъемлемой частью договоров. Просим также НКРЭ поддержать нас в этом вопросе путем воздействия на своих лицензиатов в части должного выполнения последними условий и правил лицензированной деятельности.

1.2. С поставщиками электроэнергии по нерегулируемому тарифу

По состоянию на 1 сентября 2006 года договорные отношения по покупке-продаже электроэнергии установлены ГП "Энергорынок" с 79 поставщиками электроэнергии по нерегулируемому тарифу (ПНТ).

В соответствии с постановлением НКРЭ от 16.12.2005г. №1148 были внесены изменения в примерную форму договора покупки - продажи электроэнергии между оптовым поставщиком электроэнергии и ПНТ, суть которых заключается в следующем:

-требования относительно внедрения АСКУЭ или локального оборудования сбора и обработки данных (ЛОУ) приведены в соответствие с новыми Правилами пользования электрической энергией;

-скорректирован порядок расчетов, в связи с введением единых тарифов;

-усилены санкции по отношению к ПНТ за отклонения фактических объемов принятой электрической энергии от заказанных.

Договора по новой форме были заключены с 79 ПНТ.

1.3. С производителями электроэнергии.

Сегодня действуют 35 договоров на покупку ГП "Энергорынок" электрической энергии, выработанной ее производителями:

-с генерирующими компаниями ТЭС - 8;

-с НАЭК "Энергоатом" - 1;

-с теплоэлектроцентралями - 18;

-с компаниями, в которые входят гидроэлектростанции- 2;

-с гидроаккумулирующими станциями - 1;

-с ветровыми электростанциями -5.

В связи с переходом ГАК "Укргидроэнерго" на работу по двухставочному тарифу, ГП "Энергорынок" разработан соответствующий проект договора. Договор заключен 31.01.2006г. В июне аналогичный договор был заключен и с ОАО "Закарпатьеоблэнерго", в связи с постановлением НКРЭ от 22.06.2006г. № 834, о переходе закарпатских ГЭС, входящих в состав ОАО "Закарпатьеоблэнерго", на работу по двухставочному тарифу. Остается проблемным вопрос одновременной продажи электроэнергии, произведенной на тепловых электростанциях, как на ОРЭ, так и непосредственно потребителям, так как без наличия дифференцированных приборов коммерческого учета невозможно четко определить почасовые объемы электроэнергии, проданной на ОРЭ.

Кроме того, рабочей группой Совета ОРЭ по вопросам усовершенствования двухсторонних договоров практически разработан проект нового примерного договора между оптовым поставщиком электроэнергии (ГП "Энергорынок") и производителем электроэнергии.

2.Договорные отношения, связанные с экспортом, импортом и транзитом электрической энергии

В докладе на МЭФ - 2005 были подробно освещены вопросы, связанные с историческими аспектами и перспективами внешнеэкономической деятельности на ОРЭ.

Сегодня я хочу кратко остановиться на изменениях, которые произошли с сентября 2005 года в договорных отношениях, связанных с экспортом, импортом и транзитом электрической энергии.

2.1. С Российской Федерацией

В связи с изменением схемы обеспечения российского транзита в Республику Молдова, с 1 апреля 2004г. покупка-продажа электроэнергии по Контрактам от 09.02.2001г. между ГП "Энергорынок" и ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (правопреемником РАО "ЕЭС России" по Контрактам с 01.04.2004г.), на условиях которых в апреле 2001 года было принято решение Кабинета Министров Украины о переходе ОЭС Украины на параллельную работу с ЕЭС России, была прекращена. При этом условия Контрактов позволяли российской стороне осуществлять таможенное оформление только "нулевых" сальдо перетоков электроэнергии. То есть Контракты обеспечивали с 01.04.2004г. параллельную работу энергосистем Украины и России только номинально. Тем не менее, начиная с 01.04.2004г. и по 31.12.2005г. российская сторона ежемесячно продлевала срок действия Контрактов путем подписания соответствующих дополнительных соглашений.

С 01.01.2006г. ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" отказалось от продолжения действия указанных Контрактов.

В мае 2006г. ГПВД "Укринтерэнерго" проинформировало

ГП "Энергорынок" о том, что в связи с отсутствием договоренностей по ряду вопросов с ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", прекращается предоставление услуг по обеспечению российского транзита электроэнергии в Республику Молдова. На сегодняшний день российский транзит не возобновлен и потребность Республики Молдова в импортной электроэнергии в полном объеме обеспечивается Украиной.

Следует отметить, что в ходе ряда встреч по вопросам возобновления транзитной поставки электроэнергии из России в Республику Молдова, по инициативе ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" рассматривалась также возможность осуществления транзита электроэнергии, выработанной на Молдавской ГРЭС, через электрические сети Украины в Россию. По информации НЭК "Укрэнерго", осуществление указанного транзита обеспечит разгрузку "Одесского узла", увеличит надежность энергоснабжения отечественных потребителей и потребителей Республики Молдова и создаст условия для увеличения экспорта электроэнергии с Украины в Республику Молдова. С другой стороны, реализация указанного транзита приведет к дополнительной загрузке украинско - белорусского сечения приблизительно на 25%, что, в свою очередь, снизит возможность поставок электроэнергии между Украиной и Республикой Беларусь.

______2.2. С Республикой Беларусь

Начиная с июня 2005 года, и до настоящего времени действуют коммерческие контракты между ГП "Энергорынок" и Концерном "Белэнерго" на покупку-продажу электроэнергии, которая поступает для приграничных потребителей Беларуси и Украины тупиковыми ВЛ. За время осуществления коммерческих поставок электроэнергии тупиковыми линиями, сальдо переток во всех расчетных периодах складывался в направлении ОЭС Беларуси. Этот переток составил:

-за 7 месяцев 2005 года - 3,582 млн. кВтч;

-за 6 месяцев 2006 года - 0,678 млн. кВтч.

Кроме того, с 1-го января 2006 года ОЭС Украины и Республики Беларуси перешли на параллельную работу путем включения 2-х линий 330 кВ. Вступил в силу коммерческий контракт на экспорт электроэнергии (в количестве до 250 млн. кВтч ежемесячно) между ГПВД "Укринтерэнерго" и концерном "Белэнерго". С этого же момента ГП "Энергорынок" была начата продажа электрической энергии ГПВД "Укринтерэнерго" для осуществления дальнейшего экспорта в Республику Беларусь по соответствующему договору. В связи с техническими особенностями параллельной работы трех смежных энергосистем, поставки

электроэнергии из Украины в Республику Беларусь осуществляется по всем государственным ВЛ в сечении Украина - Беларусь (кроме тупиковых) и в сечении Украина

- Россия.

Необходимо отметить, что при осуществлении поставок из Украины в Республику Беларусь, возникают определенные сложности, связанные с учетом и оформлением электроэнергии в условиях параллельной работы 3-х энергосистем, когда имеет место возникновение так называемых кольцевых перетоков между ЕЭС России, ОЭС Украины и ОЭС Республики Беларусь.

С января по июль 2006 года включительно из ОЭС Украины в ОЭС Республики Беларусь поставлено 1 303,35 млн. кВтч.

2.3. С Республикой Молдова В настоящем докладе уже было отмечено, что с 1 мая текущего года был прекращен транзит электроэнергии из России в Республику Молдова. Таким образом, на сегодняшний день в сечении «ОЭС Украины - Молдавская энергосистема» (ЭС) поставки электрической энергии осуществляются только по внешнеэкономическому контракту, заключенному между ГПВД "Укринтерэнерго" и молдавским резидентом ГП "Energocom". Электроэнергию для поставок из Украины в Республику Молдова,

ГПВД "Укринтерэнерго" покупает на ОРЭ в соответствии с условиями договора, заключенного с ГП "Энергорынок".

При осуществлении украинско-российских поставок до 1 мая 2006г. использовались временные зоны, предусмотренные в действующей договорной базе при наличии российского транзита. Эти зоны не соответствовали реальным графикам потребления электроэнергии в Украине. Такое несоответствие зачастую приводило к недопустимому снижению цены на поставляемую электроэнергию и вынуждало украинскую сторону применять индикативные (минимально допустимые) цены.

Ситуацию временно удалось несколько улучшить с августа 2005р., после принятия по инициативе ГПВД "Укринтерэнерго" и согласования НКРЭ решения о применении зонных коэффициентов, равных единице. Такое решение было вынужденным и рассматривалось как временное, так как его применение сводит практически на нет все преимущества зонного учета электроэнергии. При этом необходимо отметить, что в отсутствии транзита российской электроэнергии в Молдавскую ЭС договорной базой предусмотрено применение других временных зон, которые в основном соответствуют реальным графикам потребления электроэнергии в ОЭС Украины. Их применение с соответствующими зонными коэффициентами по нашим подсчетам приведет к увеличению средневзвешенной цены на электроэнергию приблизительно в 1,066 раза.

С мая 2006 года ГПВД "Укринтерэнерго" осуществляет покупку электроэнергии у ГП "Энергорынок" по временными зонам, предусмотренным в отсутствии транзита, с зонными коэффициентами, равными единице. Зоны, предусмотренные при наличии российского транзита, отменены. Учет электроэнергии обеспечивает НЭК "Укрэнерго". В то же время технический исполнитель с молдавской стороны - ГП "МоМе1есШса" продолжает использовать старые временные зоны, действуя только в своих интересах и не выполняя принятых на себя договорных обязательств.

Еще раз подчеркнем, что применение зонных коэффициентов, равных единице, не позволяет использовать преимущества зонного учета электроэнергии. Кроме того, одинаковая цена на электроэнергию в дневной, пиковой и ночной временных зонах позволяет зарубежным партнерам увеличивать потребление электроэнергии в пиковые часы (продажа все равно производится по цене дневной зоны) и уменьшать потребление в часы ночной зоны вплоть до "выталкивания" электроэнергии в ОЭС Украины в эти часы.

Необходимо также отметить, что ГП "МоМе1есШса" не выполняет договорных условий в части возложенных на него функций по регулированию перетеков в сечении Украина -Молдова, регулярно нарушая согласованные графики сальдо-перетока, не осуществляет ограничения своих потребителей. В результате таких действий, а вернее сказать бездействия молдавской стороны, ОЭС Украины из-за перегрузки сечения зачастую вынуждена работать в режимах, близких к предельно допустимым, что может привести к аварийной ситуации и

ставит под угрозу как энергообеспечение южной части ОЭС Украины, так и Молдавской энергосистемы. В этом плане ситуация усугубилась в ноябре 2005г. после того, как принадлежащая российскому ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" Молдавская ГРЭС из-за недоговоренности по цене продажи вырабатываемой на ней электроэнергии потребителям Молдовы перешла на работу одним энергоблоком.

С января по июль 2006 года включительно поставки электроэнергии из ОЭС Украины в Молдавскую ЭС составили 1 627, 078 млн. кВтч, из них:

-совместные поставки с января по апрель - 1 007,375 млн. кВтч

- (604,557 млн. кВтч - поставка Украины, 402,818 млн. кВтч - поставка России)

-поставка Украины с мая по июль - 619,703 млн. кВтч.

Со странами иСТЕ-Украина, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния

На сегодняшний день с момента прошлогодней конференции серьезных изменений в договорной базе на покупку продажу электроэнергии с ОРЭ для дальнейшего экспорта в страны иСТЕ не произошло. Отметим отдельные моменты.

С февраля 2006г. НКРЭ Украины вместо единого тарифа на продажу электроэнергии с ОРЭ для дальнейшего экспорта в Словакию и Венгрию установила отдельные тарифы для каждой из этих стран.

Кроме этого хочется отметить, что сейчас осуществляются наработки в области создания конкурентных основ при покупке электроэнергии в ОРЭ для дальнейшего экспорта. Так, с целью выполнения Плана действий Украина - ЕС и Комплексного плана мероприятий по обеспечению финансовой стабилизации предприятий ТЭК, утвержденных соответствующими постановлениями КМУ, разрабатывается и согласовывается на необходимых уровнях документ, касающийся доступа субъектов хозяйствующей деятельности к межгосударственным сетям с учетом, с учетом пропускной способности межгосударственных сечений ОЭС Украины.

С января по июль 2006 года включительно поставки электроэнергии из ОЭС Украины в энергообъединение стран иСТЕ составили 2 785,244 млн. кВтч, из них:

-В Венгрию - 1 977,615 млн. кВтч ;

-В Словакию - 277,486 млн. кВтч ;

-В Румынию - 34,54 млн. кВтч ;

-В Польшу - 495,604 млн. кВтч .

3. Перспективы развития экспортного потенциала Украины

Сегодня электроэнергетическая система Украины характеризуется развитыми магистральными, межгосударственными, локальными электрическими сетями, и имеет в своем составе избыточные генерирующие мощности. В связи с этим имеются необходимые предпосылки для развития экспортного потенциала страны в электроэнергетической сфере.

Перспективными направлениями наращивания экспортного возможностей Украины являются:

-увеличение объемов экспортных поставок электроэнергии в сопредельные государства, в которые сегодня уже экспортируется электроэнергия из ОЭС Украины;

-организация экспортных поставок в сопредельные государства;

-организация экспортных поставок в третьи страны через территорию сопредельных государств.

Кратко остановимся на основных направлениях, по которым возможно рассматривать увеличение и организацию экспортных поставок электроэнергии из Украины, а также обозначим пути решения этих задач и трудности, с которыми уже пришлось и еще придется в связи с этим столкнуться.

3.1. Направление Украина - Россия

По состоянию на сегодня экспорт электроэнергии в этом направлении практически отсутствует (не считая кольцевого перетока из ОЭС Украины в ОЭС Республики Беларусь). Сечение Украина - Россия технически позволяет осуществлять экспорт электроэнергии в ЕЭС России непосредственно, а также экспорт электроэнергии в третьи страны (например, в Грузию) транзитом через ЕЭС России в достаточно больших объемах.

Краткая характеристика сечения Украина - Россия.

Сечение Украина - Россия можно условно разделить на две части:

-ОЭС Украины - ОЭС Центра России -ОЭС Украины - ОЭС Северного Кавказа

Первая часть (ОЭС Украины - ОЭС Центра России) включает в себя: одну ВЛ - 750 кВ, одну ВЛ - 500 кВ, пять ВЛ - 330 кВ, десять ВЛ - 110 кВ, а также передачу постоянного тока (ППТ) - 400 кВ Донбасс-Волгоград.

Вторая часть (ОЭС Украины - ОЭС Северного Кавказа) включает в себя: одну ВЛ - 500 кВ, одну ВЛ - 330 кВ, три ВЛ - 220 кВ.

Допустимые значения перетоков электроэнергии по пропускной способности:

Часть сечения Допустимый переток э/э

ОЭС Украины - ОЭС Центра России 1800 Мвт

ОЭС Украины - ОЭС Северного Кавказа 1700 МВт

К сожалению, российская сторона выражает готовность импортировать электроэнергию из ОЭС Украины только по цене, которая существенно ниже цены, сложившейся на ОРЭ Украины. Что касается поставок в третьи страны через ЕЭС России, то необходимо отметить, что в Российской Федерации не применяется транзит электроэнергии, поставка в третьи страны возможна только методом замещения (SWAP), при этом только услуги Федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК ЕЭС") составляют 0,4 цента США за 1 кВтч.

3.2. Направление Украина - Беларусь

Сечение Украина - Беларусь технически позволяет осуществлять экспорт электроэнергии непосредственно в ОЭС Беларуси, а также через сети ОЭС Беларуси возможно осуществление экспорта электроэнергии в страны Балтии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропускная способность двух ВЛ - 330 кВ Чернобыльская АЭС - Мозырь и Чернигов -Гомель на сечении ОЭС Украины - ОЭС Беларуси составляет до 800 МВт.

Сейчас экспорт электроэнергии в ОЭС Беларуси осуществляются ровным графиком на уровне 400 МВт. Таким образом, резерв экспортных поставок в сечении Украина - Беларусь составляет 400 МВт. Рост экспортных поставок в ОЭС Беларусь, в особенности в весенне-

летний, увеличит спрос на базовую электроэнергию, выработанную блоками отечественных атомных станций, что обеспечит их более полную загрузку и эффективное использование.

3.3. Направление Украина - Молдова

Краткая характеристика сечения Украина - Молдова.

В сечение Украина - Молдова входят семь ВЛ - 330 кВ,

четырнадцать ВЛ - 110 кВ, одна ВЛ - 35 кВ и две ВЛ - 10 кВ. В северной и центральной части ОЭС Украины переток электроэнергии имеет направление сторону Молдавской энергосистемы, в южной - преимущественно в сторону ОЭС Украины. Как уже указывалось ранее, сечение, как правило, перегружено.

Поэтому, что касается технических возможностей увеличения поставок электроэнергии из Украины в Республику Молдова, с учетом сформированной на сегодня топологии электрических сетей, необходимо констатировать, что до серьезной реконструкции "Одесского" узла такое увеличение проблематично. Конечно, в случае полной загрузки работоспособных блоков Молдавской ГРЭС, можно рассматривать возможность осуществления поставок электроэнергии из ОЭС Украины через Республику Молдова в Румынию. При этом необходимо отметить, что тарифы за транзит электроэнергии, установленные Молдавской стороной на уровне 0,42 цента США за 1 кВт*ч (что превышает тарифы за транзит, принятые в Украине), также потребуют оценки экономической целесообразности транзита.

3.4. Направление Украина - иСТЕ

При поставках электроэнергии из Украины в страны иСТЕ существует другая причина, препятствующая их увеличению, а именно ограниченность генерации острова "Бурштынской ТЭС". Дальнейшее увеличение экспорта электроэнергии из Украины в страны Европы можно осуществить путем поэтапного увеличения "острова" и, в конечном итоге, путем перехода на синхронную параллельную работу всей ОЭС Украины с энергообъединением иСТЕ, т.е. путем интеграции ОЭС Украины в иСТЕ. Как уже говорилось на МЭФ-2005, для этого должен быть выполнен большой комплекс работ по модернизации энергетического оборудования и сетей, внедрения новых информационных и мониторинговых систем и т.п.

Мы также уже рассматривали еще один путь развития экспорта в этом направлении -сооружение вставок постоянного тока (ВПС), позволяющих осуществлять как резервирование обеспечения согласованных обменов электроэнергией между "островом Бурштынской ТЭС" и иСТЕ, так и увеличение экспортных поставок украинской электроэнергии в страны Центральной и Восточной Европы. При этом дополнительная электроэнергия из основной части ОЭС Украины сможет передаваться не только на экспорт, но и потребителям "острова Бурштынской ТЭС".

На наш взгляд, первый путь решения данной задачи является гораздо более перспективным и полезным для электроэнергетической отрасли Украины, так как напрямую подразумевает ее непосредственное развитие и приведение к европейским стандартам.

4. Взаимодействие с таможенными органами Украины по вопросу оформления внешних перетоков электрической энергии.

Коротко остановимся еще на одном направлении внешнеэкономической деятельности ГП "Энергорынок" в связи с тем, что 21 июня текущего года исполнилось 15 лет со дня образования таможенных органов Украины.

С момента образования Украины как независимого государства, параллельно с развитием и усовершенствованием электроэнергетической отрасли происходило становление украинской энергетической таможни с соответствующим совершенствованием таможенного законодательства. Именно с этого времени началось тесное сотрудничество ГП "Энергорынок" с таможней: специалистам таможенных органов овладевали тонкостями работы со специфическим товаром, которым является электроэнергия, поскольку последняя не подлежит хранению и складированию и потребляется практически одновременно с ее производством. Начат также таможенный учет электрической энергии, которая пересекает межгосударственные границы Украины. Вообще, процесс становления был очень нелегким -в то время практики таможенного контроля и оформления электрической энергии в Украине

не существовало, а опыт иностранных (западных) стран практически не мог быть полноценно использован, так как его реализация противоречила действующему в то время таможенному законодательству. Что касается стран СНГ, то их таможенные энергетические органы тогда тоже находились в процессе становления. Проблемы усугублялись также исторически сформированной топологией электрических сетей Украины, которые во времена СССР строились в комплексе.

Таможенное оформление электрической энергии было начато с января 1999 года после заключения договоров об экспортных поставках электрической энергии в Молдавскую энергетическую систему. Позднее таможенное оформление начало осуществляться при поставках электроэнергии между ОЭС Украины и ЕЭС Российской Федерации, в энергосистемы Венгрии, Словакии, Польши, Румынии и Республики Беларусь. Но, как показала практика, таможенные документы того времени не учитывали всех особенностей перемещения и учета электроэнергии, например, существования кольцевых перетоков электроэнергии при параллельной работе энергосистем смежных стран, существования технологических перетоков, разновидностей перетоков, как - то: сальдо- переток, или переток с разбивкой по временным зонам суток, и тому подобное. Такая ситуация вызывала много недоразумений с таможенными органами Украины при декларировании электроэнергии, которая перемещалась межгосударственными линиями электропередачи.

Для нормализации ситуации, таможенники совместно с энергетиками были вынуждены разработать ряд документов для внедрения вышеназванных понятий, внести некоторые процедурные изменения в действующие нормативные акты, и т.п., что в конечном результате определило возможность решения актуальных задач по экспорт, импорту и транзиту электрической энергии.

С принятием в июле 2002 года нового Таможенного кодекса, появилась необходимость актуализировать таможенное законодательство. Для этого сотрудники таможенных органов совместно с энергетиками разработали ряд документов, среди которых следует назвать "Порядок таможенного контроля и таможенного оформления электроэнергии, перемещенной через таможенную границу Украины", который был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины 10 декабря 2003 года №1909. Указанный документ основывался на многолетнем опыте и получился универсальным. Это позволило применять его как для оформления электроэнергии, которая перемещается исключительно для обеспечения параллельной работы ОЭС Украины с энергосистемами смежных стран, так и для оформления поставок электрической энергии по коммерческими внешнеэкономическими контрактам, а также учитывать возможность технологического перемещения электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.