Научная статья на тему 'РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ'

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жашкеева Аделия Маратовна, Мұхтар Нұрсұлу Ерланқызы, Омарова Асел Сайлауовна, Алмасхан Еркебулан

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими двумя состояниями организма имеется ряд переходных состояний, которые до настоящего времени изучены недостаточно. Здоровье и болезнь обычно рассматриваются как два качественно различных состояния организма, требующих разных методологических подходов. Адаптация как общее универсальное свойство живого обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях среды и представляет процесс адекватного приспособления функциональных и структурных элементов живого к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жашкеева Аделия Маратовна, Мұхтар Нұрсұлу Ерланқызы, Омарова Асел Сайлауовна, Алмасхан Еркебулан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY REACTION IN PRESCHOOL CHILDREN ON ADVERSE IMPACTS OF THE ENVIRONMENTAL ENVIRONMENT

The transition from health to illness is not sudden. There are a number of transitional states between these two states of the organism, which have not been sufficiently studied to date. Health and illness are usually viewed as two qualitatively different states of the body, requiring different methodological approaches. Adaptation as a general universal property of living things ensures the viability of the organism in changing environmental conditions and represents the process of adequate adaptation of the functional and structural elements of living things to the environment.

Текст научной работы на тему «РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»

УДК: 613.11

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

СРЕДЫ

ЖАШКЕЕВА АДЕЛИЯ МАРАТОВНА

магистр биол.наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО «Медицинский университет Астана» Казахстан, НурСултан. ОНОЮ Ю 0000-0001-8006-7691 М¥ХТАР Н¥РС¥ЛУ ЕРЛАНЦЫЗЫ магистр мед.наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО «(Медицинский университет Астана» Казахстан, НурСултан. ОНОЮ Ю 0000-0001-8006-7691 ОМАРОВА АСЕЛ САЙЛАУОВНА преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО «(Медицинский университет Астана» Казахстан, Нур-Султан.

ОНОЮ Ю 0000-0002-5905-5642 АЛМАСХАН ЕРКЕБУЛАН преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО «(Медицинский университет Астана» Казахстан, Нур-Султан.

ОНОЮ Ю 0000-0002-4497-7249 АННОТАЦИЯ

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими двумя состояниями организма имеется ряд переходных состояний, которые до настоящего времени изучены недостаточно. Здоровье и болезнь обычно рассматриваются как два качественно различных состояния организма, требующих разных методологических подходов. Адаптация как общее универсальное свойство живого обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях среды и представляет процесс адекватного приспособления функциональных и структурных элементов живого к окружающей среде.

Ключевые слова: антропометрические данные, состояние организма, окружающая среда, здоровье детей, экологическая обстановка.

BODY REACTION IN PRESCHOOL CHILDREN ON ADVERSE IMPACTS OF THE ENVIRONMENTAL ENVIRONMENT

ZHASHKEYEVA ADELIYA MARATOVNA

Master of Biological Sciences, Senior Lecturer of the Department normal physiology NJSC "Astana Medical University" Kazakhstan, Nur-Sultan. ORCID ID

0000-0001-8006-7691 MUHTAR NURSULU ERLANKYZY Master of Medicine Sciences, Senior Lecturer of the Department normal physiology NJSC "Astana Medical University" Kazakhstan, Nur-Sultan. ORCID ID

0000-0001-8006-7691 OMAROVA ASEL SAILAUOVNA Teacher of the Department normal physiology NJSC "Astana Medical University" Kazakhstan, Nur-Sultan. ORCID ID 0000-0002-5905-5642

ALMASKHAN ERKEBULAN Teacher of the Department normal physiology NJSC "Astana Medical University" Kazakhstan, Nur-Sultan. ORCID ID 0000-0002-4497-7249

ABSTRACT

The transition from health to illness is not sudden. There are a number of transitional states between these two states of the organism, which have not been sufficiently studied to date. Health and illness are usually viewed as two qualitatively different states of the body, requiring different methodological approaches. Adaptation as a general universal property of living things ensures the viability of the organism in changing environmental conditions and represents the process of adequate adaptation of the functional and structural elements of living things to the environment.

Key words: anthropometric data, organism state, environment, children's health, ecological situation.

В настоящее время многие исследователи, занимающиеся вопросами экологии, к сожалению, ограничивают круг своих научных интересов оценкой статических данных в системе "экология - здоровье населения", включающих в себя количественные и качественные параметры воздействующих экологических факторов и ответной реакцией организма, выражающейся в показателях заболеваемости, смертности, демографии, а также физиологическая оценка изменений в органах и системах организма человека -

[5]. Общий недостаток данного методического подхода в том, что идет оценка ситуации "после воздействия" - когда эффект от воздействия экологических факторов налицо и, вопросы профилактики для выявленного контингента населения уже ставить не имеет смысла, необходимо проводить медикаментозную терапию, дорогостоящую и не всегда эффективную.

Для предотвращения данного нежелательного явления необходимо, на наш взгляд, уделять больше внимания промежуточным звеньям в данной системе - процессам адаптации организма к воздействию экологических факторов, т.е. речь идет о "донозологической диагностике" - [2, 6], т.е. изучение «до проявления признаков вредного воздействия факторов».

Цель работы дать оценку влияния неблагоприятной экологической ситуации на здоровье детей дошкольного возраста.

Задача состоит в том, чтобы как можно раньше выявить нарушения в функционировании органов и систем организма детей. Поэтому необходимо проводить исследования с применением нагрузочных тестов (Степ-тест, проба Мартинэ или Руфье-Диксона), это отмечают авторы - [1]. Если организм в покое компенсирует нарушения и в обычных условиях они не проявляются, то после использования нагрузочных тестов компенсаторные механизмы не всегда могут вывести организм на нормальные функционирования, что и обнаруживается после нагрузки.

Для изучения физического развития и состояния здоровья детского населения (на примере дошкольников) проводились физиологические исследования в натурных условиях на базе детских дошкольных учреждений 145 (основная группа), 102 (контрольная). (134 человек).

Вне всякого сомнения, кроме фактора зоны проживания, состояние физиологических показателей зависит от социального, экологического, биоритмологического и др. факторов - [3]. В связи с чем, нами был использован методический подход «копия-пара», при котором для каждой единицы наблюдения в опытной группе подбираются аналогичные единицы наблюдения в контрольной (по возрасту, росто-весовым, социально-бытовым). Так, чтобы единственным различительным признаком у двух сопоставляемых групп явилась зона проживания.

Основная группа детей проживала в Октябрьском районе (Майкудук), где расположен целый комплекс промпредприятий. Контрольная группа детей - на

Юго-Востоке г. Караганды, где нет промпредприятий и условно обозначенный как "чистый".

Антропометрические исследования включали измерение роста (см), веса (кг), окружности грудной клетки (см), центильную оценку данных показателей - [4] и жизненной емкости легких (л).

Для обследования использовались методы, отражающие состояние целостного организма и адаптационные возможности детей. Для изучения резервных возможностей организма школьников применялись функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Величина физической нагрузки определялась по времени ее выполнения, количеству движений, выполняемых в определенном темпе и характером изменений физиологических показателей. Использование пробы с дозированной физической нагрузкой позволяют оценить функциональные возможности организма при донозологических состояниях.

Подсчет пульса (уд/мин) проводился пальпаторно троекратно: до нагрузки, в первые 15 секунд после нагрузки (в качестве функциональной пробы применялось глубокое приседание - 15 раз за 15 секунд, используя метроном и секундомер) и после первой минуты восстановления. Пульс подсчитывался в положении сидя. Измерения проводились ежедневно, до и после учебных занятий.

Результаты оценивались по величине индекса от 0 до 8 и выше. Меньше 3 - высокая работоспособность; 3 - 6 - хорошая работоспособность; 6 - 8 -удовлетворительная работоспособность; больше 8 - плохая - [2, 7].

Определение величины артериального давления (систолического и диастолического артериального давления) проводилось аускультативным методом Короткова-Яновского. Измерение АД проводилось в положении сидя, ежедневно до и после учебных занятий.

Жизненная емкость легких измерялась с помощью спирометра (водяного) и по формуле высчитывалась должная величина (ЖЕЛ).

Экспресс-метод оценки уровня физического состояния человека по 6 показателям, не подвергая пациента физическим нагрузкам. Положительной стороной этого метода является то, что он предусматривает учет возраста пациента. Оценку производят по индексу физического состояния (ИФС) с расчетом по формуле:

700-3*ЧП-2.5(ДД+(СД-ДД) /3) -2.7*В+0.28*МТ

ИФС=------------------------------------------------------------

350-2.6*В+0.21*Р

где ЧП - частота пульса в покое, ДАД- диастолическое артериальное давление, САД - систолическое артериальное давление, В - возраст (годы), МТ -масса тела, Р - рост (см)

Уровень физического состояния испытуемого оценивают по значению ИФС, рассчитанному по формуле и таблице.

Оценка индекса физического состояния

ИФС Диапазон значений ИФС

мальчики Девочки

Низкий 0.375 0.226

Ниже среднего 0.376-0.525 0.226-0.375

Средний 0.526-0.675 0.376-0.525

Выше среднего 0.676-0.825 0.526-0.675

Высокий 0.825 0.675

Полученные данные физиологических методов исследования, обрабатывались общепринятыми методами с определением математического ожидания, среднеквадратического отклонения, ошибки средней и достоверности различия (по Стьюденту). Достоверными считались сдвиги при р <0,05 - [5].

Как показали результаты исследования, существенных различий в антропологических показателях не выявлено. Исключение составляют девочки (3-4 года), у которых имеются достоверные различия (Р<0.05) в весе, и мальчики (5-6 лет), у которых имеются отличия в объеме груди (табл.1). При этом, большие значения отмечаются у детей, проживающих в контрольном районе.

Таблица 1. Динамика антропометрических показателей детей в зависимости от зоны проживания

Показатели Мальчики Девочки

Майкудук Юго-Восток Майкудук Юго-Восток

Возраст 3-4 года

Вес 19,1 ±0,77 19,0±1,09 16,5±0,6 18,7±0,57*

Рост 110,4±1,12 111,5±2,54 109,4±0,98 111,3±1,23

Об.груди 59,4±0,63 57,7±0,75 56,6±0,55 56,2±0,68

Цент-веса 47,1±5,24 62,6±6,31* 25,0±5,18 49,0±7,43*

Цент-роста 60,5±6,44 65,9±8,63 54,5±6,91 61,4±8,48

Цент-об/гр 80,0±4,10 67,0±4,66* 50,5±6,17 50,7±7,93

Возраст 5-6 лет

Вес 21,8±0,82 22,9±0,80 21,6±1,31 21,4±0,68

Рост 119,6±0,95 121,6±1,38 119,5±2,21 119,2±1,00

Об.груди 60,2±0,46 62,0±0,90* 59,0±1,04 59,3±0,87

Цент-веса 45,0±10,7 48,3±8,19 35,0±9,41 28,2±5,43

Цент-роста 58,5±11,5 67,6±7,96 51,7±11,5 49,8±7,48

Цент-об/гр 54,4±10,0 62,7±8,02 52,2±9,80 55,4±8,28

Примечание: * - различия достоверны (Р<0.05).

По показателям центильной оценки имеются существенные отличия у детей, в зависимости от зоны проживания (табл.1). При этом, большие значения отмечаются у детей, проживающих в контрольном районе. Однако, это не является беспорным свидетельством влияния неблагоприятной экологической обстановки, поскольку, большинство центилей находятся в коридоре №4 -область «средних величин» (от 25 до 75 центилей) [65]. Исключение составляют центиль веса у девочек (3-4 года), проживающих в основном районе (25%) и центиль объема груди у мальчиков (3-4года), проживающих в основном районе (80,0%).

Восток Восток

Мальчики Девочки

Рис.1. Показатели физического развития детей в зависимости от зоны

проживания

Сердечно-сосудистая система одна из наиболее подвижных физиологических систем организма, тонко реагирующих на различные рода нагрузки.

Со стороны показателей артериального давления также не выявлено существенных различий (табл.2), за исключением достоверной разницы САД и ДАД у мальчиков (5-6 лет). Однако, все показатели находятся в зоне физиологических и возрастных норм: что не позволяет судить о влиянии экологических факторов.

Таблица 2. Динамика показателей систолического и диастолического давления у детей в зависимости от зоны проживания

Показатели Мальчики Девочки

Майкудук Юго-Восток Майкудук Юго-Восток

Е возраст 3-4 года

САД 89,1 ±1,69 86,9±1,91 87,4±1,71 87,7±1,81

ДАД 61,5±1,18 58,4±1,99 59,4±0,90 59,7±1,50

Возраст 5-6 лет

САД 91,6±1,67 96,4±2,08* 94,0±1,81 91,6±1,87

ДАД 63,3±1,34 68,4±1,75* 6,5±1,58 61,0±1,53

Примечание: * - различия достоверны (Р<0.

05).

Характеристика физиологической напряженности давалась на основании мобильного показателя сердечно-сосудистой системы -частоты пульса (ЧП) в динамике физической нагрузки. По частоте пульса можно судить о мобилизации энергетических резервов организма и их адекватности требованиям деятельности - [3, 7].

Как показал анализ результатов, имеются существенные отличия динамики ЧП у детей в зависимости от зоны проживания. Так: ЧП сразу после нагрузки увеличивается в среднем, у мальчиков (3-4 года), проживающих в основном районе, на 25,9 уд/мин, тогда как у их же сверстников, проживающих в контрольном - на 17,2 уд/мин (табл.3). Подобная картина наблюдается и у девочек (3-4 года): в основном районе - увеличением на 21,7 уд/мин, в контрольном на 19,1 уд/мин.

Таблица 3. Динамика частоты пульса (ЧП) до и после физической нагрузки у детей в зависимости от зоны проживания

Показатели Мальчики Девочки

Майкудук Юго-Восток Майкудук Юго-Восток

Возраст 3-4 года

ЧП исх 98,7±2,94 99,5±2,11 100,3±2,28 99,4±2,62

Ч П после нагр 124,6±2,73 116,7±2,74* 122,0±2,02 118,5±3,86

ЧП 1мин 100,7±2,27 100,1 ±1,80 101,2±2,02 102,8±3,52

ЧП 2мин 96,7±2,13 95,8±1,80 98,3±2,08 98,2±2,74

Индекс Руфье 5,45±0,26 4,64±0,30* 5,54±0,40 5,50±0,43

ИФС 0,61±0,03 0,62±0,03 0,60±0,02 0,61±0,02

В озраст 5-6 лет

ЧП исх 96,4±2,69 95,0±2,93 100,4±4,42 98,1 ±2,17

Ч П после нагр 119,6±2,78 119,7±2,68 125,2±3,98 122,4±2,95

ЧП 1мин 96,8±3,14 95,3±3,16 105,6±4,41 101,0±2,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧП 2мин 94,2±3,01 93,0±3,12 98,4±3,88 97,6±2,28

Индекс Руфье 5,01±0,46 5,01 ±0,41 6,04±0,52 5,54±0,35

ИФС 0,55±0,02 0,61±0,03* 0,56±0,03 0,63+0,02*

*Примечание: * - различия достоверны ^<0.05).

В возрастной группе 5-6 лет таких различий не отмечается. И в тоже время имеются отличия в динамике восстановления ЧП после дозированной нагрузки. Показатели ЧП 1 и 2 минуты после нагрузки у детей, проживающих в контрольном районе, ниже, чем у их сверстников, проживающих в основном районе (табл.3), что свидетельствует о более высоком уровне резервных возможностях организма.

Таблица 4. Динамика показателей ЦНС у детей в зависимости от зоны

проживания

Показатели Мальчики Девочки

Майкудук Юго-Восток Майкудук Юго-Восток

Возраст 3-4 года

ЗМР 565,3±21,3 506,5±24,5* 627,0±26,5 540,0±29,0*

СМР 366,5±36,9 400,7±39,5 359,7±23,1 361,1±29,0

Возраст 5-6 лет

ЗМР 500,5±29,3 425,8±27,3* 484,8±34,6 469,4±34,5

СМР 276,2±23,4 259,0±15,6 296,7±36,7 293,2±26,2

Примечание: * - различия достоверны (Р<0

05).

Со стороны показателей ЦНС также отмечались существенные отличия у детей: в зависимости от зоны проживания, при чем, наиболее существенные со стороны зрительно-моторной реакции (ЗМР). Более высокие значения ЗМР и СМР (слухомотороной) отмечались у детей всех возрастных групп: проживающих в основном районе (Р <0.05, табл.4). Это свидетельствует о большей утомляемости ЦНС у детей: проживающих у экологически неблагоприятного района.

Таким образом, приведенные результаты в комплексе свидетельствуют, что неблагоприятная экологическая ситуация сказывается на показателях физического развития и "качества" здоровья проживающего детского населения, что в последствие отразится на его работоспособности и заболеваемости.

Неблагоприятная экологическая обстановка оказывает влияние на степень физического развития детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют показатели центильной оценки росто-весовых показателей. Большие значения у детей, проживающих в «чистом» районе. Динамика физиологических показателей, включающая реакцию на дозированную нагрузку (индекс Руфье), ЦНС (ЗМР и СМР), свидетельствует о достоверном снижении работоспособности детей «грязного» района.

При проведении функциональных проб выявлено, что индекс физического состояния у детей 1 -й возрастной группы существенных отличий не имел (независимо от пола), в то же время во 2-й возрастной группе (5-6 лет) и у мальчиков, и у девочек, проживающих в «чистом» районе, ИФС был значительно выше (Р<0.05), чем у детей, проживающих в «грязном» районе, что свидетельствует о более высоком уровне резервных возможностей организма.

Список литературы:

1. Аболенская А.В., Самохвалов В.П., Разживина Г.Н., Лозовская Л.И., Белясникова Т.В., Крупник А.Б. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма. //Педиатрия - 2015 № 6 с.50-54.

2. Авдеева Н.Н., Зараковский Г.М., Степанова Г.Б.и др. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных условиях среды //Физиология человека. -2020.Т.20, №6.С.43.

3. Даутов Ф.Ф., Лысенко А.И., Яруллин А.Х. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария.2016. №6.-C.49-52.

4. Дубинская И.Д., Голубев И.Р. Методические подходы к изучению влияния атмосферных загрязнений на здоровье детей дошкольного возраста. -М., 2020.

5. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. -Л.: Медицина, 2017. -208с.

6. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопр. психологии. - 2017. - № 1. - С.13.

7. Кучма В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды. //Гигиена и санитария.2016 № 11 с. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.