ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXII (№ 32, 2016)_
© Петрова О.Л.
ИВ РАН
РЕАКЦИЯ ИНДОНЕЗИИ на ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГААГСКОГО СУДА по ИСКУ ФИЛИППИН
Превращение ЮВА в весомый центр мировой политики и возрастание роли региона в международных отношениях связано с качественными изменениями в мировой экономической и политической ситуации. В первой четверти нового века присущие международной системе противоречия углубились, распространившись на новые регионы. Они затронули регион Южно-Китайского моря (ЮКМ) и крупнейшую организацию стран ЮВА и АТР - АСЕАН.
Поиски новых способов и форм преодоления глубоких разногласий между странами АСЕАН по проблеме морских прав и юрисдикции в ЮКМ определяют усилия Индонезии как крупнейшего члена АСЕАН и как третьей по величине страны в Азии по политическому сплочению и единству стран АСЕАН в противостоянии кризису, превращению Ассоциации в силу, которая могла бы принимать участие в обеспечении безопасности и стабильности в регионе.
Известную роль в изменении политического статуса АСЕАН в системе международных отношений сыграло стремление руководителей ведущих государств региона, прежде всего Индонезии, компенсировать рост напряженности в ЮжноКитайском море форсированием усилий по достижению единства, сплочением перед лицом транснациональных вызовов и угроз. Однако сам по себе этот фактор значимости организации АСЕАН для Индонезии как крупнейшей страны-основателя Ассоциации проявляется потому, что назрели объективные потребности в формировании централизованной и единой платформы для поддержания безопасности и стабильности в регионе без внешнего вмешательства и диктата извне.
Одна из таких объективных причин связана с успехами в осуществлении совместных экономических проектов между Китаем и Индонезией. Общность интересов наметилась в сфере
развития инфраструктуры, электроники, сотрудничества в космосе. Это требует согласования экономической политики и разработки новых подходов к внешнему миру.
Другая причина связана с военно-политическими интересами Китая и США в регионе, которые требуют достижения определенного баланса и посредничества Индонезии между сторонами противостояния в ЮКМ.
С этой причиной связана еще одна - необходимость признания новых реальностей, включая глобальную взаимозависимость, обострение конкуренции в условиях ускорения всех процессов в системе международных отношений. Речь также идет о перераспределении сил в мировой политике и о вытекающих отсюда последствиях для ведущих стран ЮВА. Отсюда -необходимость определения своего отношения к формирующимся трансконтинентальным и трансокеанским образованиям и одновременно необходимость занять совместную позицию по проблемам обеспечения безопасности и стабильности в регионе.
Следующей причиной являются территориальные проблемы в Южно-Китайском море. Решение Гаагского суда по вопросу морских прав и юрисдикции в ЮКМ в пользу Филиппин в немалой степени усложнило приведение позиций стран-членов АСЕАН к общему знаменателю, но в то же время дало мощный импульс усилиям по углублению внешнеполитического сотрудничества в сфере безопасности с целью снижения уровня напряженности в ЮКМ.
Наконец, к числу этих причин следует отнести резко усилившуюся нестабильность в результате замедления роста мировой экономики и обострения конкуренции за получение стратегических преимуществ, что в свою очередь потребовало разработки компромиссных решений по проблеме суверенитета и территориальных претензий в ЮКМ.
Все эти причины привели к середине второго десятилетия XXI века к значительному расширению масштабов соперничества в различных конфигурациях стратегического партнерства, в которых оказались втянутыми не только отдельные государства, но и их группировки. Не удивительно, что в этот период особую актуальность для развития ведущих стран ЮВА приоб-
рели их отношения с внешним миром и проведение активной и независимой внешней политики. С ростом напряженности в ЮКМ расширилась вероятность опасных столкновений между США и Китаем, по-новому встал вопрос о возможностях и пределах регионального сотрудничества, осложнились отношения между Филиппинами, Вьетнамом, Японией и Китаем. Региональное сотрудничество стран АСЕАН в этих условиях приобрело особенно важно. Его диапазон расширился, сотрудничество охватило по сути дела всю инфраструктуру экономических отношений и вопросов обеспечения безопасности.
Теперь, когда Гаагский суд вынес решение в пользу Филиппин в споре с Китаем по поводу морских прав и юрисдикции в Южно-Китайском море (ЮКМ), Индонезия должна реагировать соответствующе и дальновидно, чтобы помочь пережить последующий шторм.
Пекин на протяжении всего процесса заявлял, что не будет выполнять постановление Гаагского суда, отказываясь принимать участие в рассмотрение дела с самой его подачи в январе 2013 г. Китай пригрозил последствиями, если кто-то попытается выполнить решение суда. Что имелось в виду, остаётся только догадываться, но Индонезии приходится использовать всю свою дипломатию, чтобы не допустить возрастания напряжённости в и так неспокойном регионе.
Формулировка решения суда ясна:
• Китай не имеет никаких юридических оснований предъявлять исторические права на районы, входящие в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) Филиппин;
• Китай нарушил суверенные права Филиппин своей разведкой нефтяных ресурсов, строительством искусственных островов и рыболовной деятельностью;
• Крупномасштабная мелиоративная деятельность КНР наносит вред окружающей среде и несовместима с обязательствами государства во время разрешения спора.
Индонезийская сторона заявила, что будет продолжать свою давнюю политику соблюдения международных норм, в том числе решений, принятых такими органами ООН, как суд в Гааге, который с 1982 г. занимается конвенциями ООН по мор-
скому праву (КООНМП)1. В 2002 г. Индонезии пришлось проглотить свою гордость, когда Международный Суд ООН передал Малайзии два маленьких острова близ Калимантана - Си-падан и Лигитан.
А по поводу реакции участников спора на решение суда, индонезийская сторона сдержанно отмечает, что Китай не утратил какой-либо территории, и он не должен чувствовать, что потерял лицо. Манила и ее союзники, в том числе США, не должны «хвалиться» решением суда по ЮКМ2. Это вполне логично, ведь в таком случае задевается гордость Китая, который и так считает всю историю с судом фарсом, но если открыто тыкать Пекину вердиктом в лицо, ситуация не станет лучше.
Обострение и без того напряжённой обстановки и последующее присоединение стран к той или иной стороне конфликта - последнее, что нужно региону ЮКМ. Это может привести к поляризации Азии и началу новой холодной войны, на этот раз между Китаем и США.
Хотя у Индонезии свой собственный спор с Китаем по поводу прав на рыбную ловлю в водах Натуна, о чем мы подробно говорили в статье «Инцидент в районе Натуна в свете индонезийско-китайских отношений» («Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XXXI»), Джакарте предпочтительнее отложить его в сторону на данный момент.
Гораздо более актуально для Индонезии - как крупнейшего члена АСЕАН и третьей по величине страны в Азии - не принимать чью-либо сторону и помочь разрядить напряженность, возникающую из-за всей этой ситуации. Это будет настоящим испытанием дипломатического искусства правительства.
Не всех устраивает нейтральная реакция Индонезии, даже в самой Индонезии некоторые эксперты высказали мнение, что независимая и активная внешняя политика РИ не даёт ей права оставаться спокойным сторонним наблюдателем возникших стратегических волнений. Такую информацию получило информационное агентство Bloomberg, 27 июля3. В открытом письме, полученном агентством, говорилось: «Мы хотели бы, чтобы президент Джоко Видодо призвал все внешнеполитиче-
ские ведомства играть более активную, последовательную и продуктивную роль в управлении АСЕАН по вопросу ЮКМ».
Хотя Индонезия не имеет никаких притязаний в регионе ЮКМ, политические эксперты утверждают, что ее выдающееся положение в АСЕАН и требования, выдвигаемые другими членами, должны побудить президента Джоко Видодо и министра иностранных дел Ренто Марсуди занять более жесткую позицию в поддержку Юго-Восточной Азии, возможно, даже рассмотреть вопрос созыва специальной сессии АСЕАН в Джакарте, если напряженность в регионе возрастёт4. Индонезия может настоять на пересмотре устава АСЕАН, как указано в статье 501, или даже рассмотреть вопрос о его изменении (как предоставлено статьей 48 ).
В выступлении на 49-м заседании министров стран АСЕАН 26 июля 2016 г., Р. Марсуди сказала, что коммюнике является свидетельством того, что страны-члены АСЕАН способны объединиться для защиты своих общих интересов. «Совместное коммюнике показывает, что АСЕАН стремится к поддержанию регионального мира, безопасности и стабильности, уважая международное право»5. Для многих политических экспертов это прозвучало прохладней, чем ожидалось.
Заметим, что в начале 1960-х Индонезия подобно Китаю пошла против общепринятого мнения по морским вопросам, когда в одностороннем порядке приняла Wawasan Nusantara (доктрина архипелага), утверждая, что индонезийский архипе-
1 Устав может быть пересмотрен по прошествии пяти лет с момента его вступления в силу, если иное не будет определено Саммитом АСЕАН.
л
1) Каждое государство-член может предложить внести изменения в настоящий Устав;
2) Предложения о внесении изменений в Устав должны быть направлены Координационным Советом, принимающим решение по данному вопросу на основании консенсуса, на рассмотрение Саммита АСЕАН;
3) Поправки к Уставу, одобренные на основании консенсуса Саммитом АСЕАН должны быть ратифицированы всеми государствами-членами в соответствии со статьей 47;
4) Изменения Устава вступают в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю последней ратификационной грамоты.
лаг представляет собой единое целое, и все воды, окружённые прямыми линиями, соединяющими внешние острова - её территориальные воды6. Заявление Индонезии первоначально встретило международное осуждение, но два десятилетия спустя было признано КООНМП.
Китай движется в аналогичном направлении в своих исторических притязаниях в ЮКМ. В то время как КООНМП не признает исторических титулов - кроме конкретных «исторических заливов» и «территориальных морей» - долгое историческое присутствие Китая в регионе нельзя игнорировать.
Бывший посол Китая в Индонезии Чэнь Шицю в своём интервью 13 июля 2016 г. сказал, что позиция Индонезии понятна. Поскольку у двух государств нет никаких спорных территорий в ЮКМ, Китай ожидал от Индонезии объективного и справедливого подхода, который сейчас так необходим. Ещё раз подчеркнув, как несправедливы притязания Филиппин и вся ситуация с судом, Чэнь Шицю тем самым выразил скрытую надежду на то, что Индонезия в итоге примет сторону Китая. В этом же интервью, он подтвердил, что никаких притязаний на регион Натуна у Китая нет, и что вопросы морских границ они с индонезийской стороной смогут спокойно обсудить в будущем. «Двустороннее морское сотрудничество является важной частью нашего всестороннего стратегического партнерства. Мы совместно работаем уже 10 лет, и мы рассчитываем на новую встречу в Пекине, где мы могли бы обсудить вопросы морского сотрудничества. Китайское правительство специально создало фонд морского сотрудничества на сумму 1 млрд. юаней», сказал он в интервью7.
В своём интервью заместитель директора Института международных исследований КНР Жуань Цзунцзэ поделился опасениями, что некоторые страны могут воспользоваться нестабильным положением в ЮКМ, будь то незаконной лов рыбы или другая деятельность, на что китайская сторона непременно среагирует. Он также добавил, что отношения между Китаем и странами АСЕАН могут стать напряженнее, и последующие действия во многом будут зависеть от действий американской стороны8. Позицию Индонезии он никак не прокомментировал, однако понятно, что на данном этапе Индонезия - одна из не-
многих стран в регионе ЮКМ, с которой у Китая не ухудшились отношения.
В заявлении МИД КНР указывается, что никаких изменений позиций Китая в текущем споре в ЮКМ не предвидится. Это может оказаться большей проблемой для Индонезии в регионе Натуна. Несмотря на все уверения КНР, что это индонезийский регион, китайская игра во «власть карт», ссылаясь на которые Пекин выдвигает притязания на «исторические регионы», включает и рыболовные угодья вокруг островов Натуна. Об этом газете «Kompas» ещё 16 июня говорил индонезийский журналист Рене Паттираджаване (Rene Pattiradjawane), изучивший подобные китайские карты9.
Различные карты указывают, что китайские рыболовные угодья вклинились в ИЭЗ Индонезии и территориальные воды, это создаёт дополнительные проблемы для Индонезии. В связи с этим, в августе власти Индонезии объявили, что планируют представить в ООН ходатайство о переименовании 200-мильной зоны ЮКМ от островов Натуна в море Натуна, ради сохранения суверенитета10. Ранее правительство Индонезии сообщило о намерении начать проекты по газодобыче на архипелаге Натуна, включая богатый этим ископаемым Восточный блок11. Это должно продемонстрировать суверенные права РИ и избежать будущих притязаний Китая с его «девяти-пунктирной» линией.
Индонезия продолжает активно завлекать инвесторов из всех стран, включая Китай. Правительство даже организовало совместные группы по рыбной ловле в водах Натуна, показывая, что оно не против того чтобы другие страны ловили там рыбу, когда всё согласовано и по закону. Министр-координатор по вопросам политики, юстиции и безопасности Лухут Бинсар Панджаитан заявил, что зарубежные страны, такие как Китай, могут вести промысловую деятельность в море, окружающем Натуна, но через совместные компании, образованные с местными индонезийскими представителями. Он отметил, что правительство открывает двери для инвесторов из любой части мира, которые принесут пользу стране, но все должно быть в соответствии с местными нормами и правилами, а Натуна находится в пределах индонезийской суверенной территории.
Л. Панджаитан добавил: «Наши рыбаки из Яванского моря перейдут в [море Натуна], потому что в Северном Яванском море наблюдается нехватка рыбы.. ,»12. Отвечая на вопрос о предмете спора в ЮКМ и решении Международного суда в Гааге, он подчеркнул, что решение благоприятно для Индонезии, поскольку оно аннулирует притязания Китая в отношении их «де-вяти-пунктирной-линии», которая также охватывает часть индонезийской эксклюзивные экономические зоны в водах Натуна. В заключение он добавил: «У нас там нет никаких проблем. С самого начала [это очевидно] Натуна является частью индонезийской территории»13.
Из-за незаконного рыбного промысла (НРП) Индонезия каждый год теряет, по меньшей мере, двадцать миллиардов долларов США14. НРП является не только угрозой для благосостояния рыбаков с низким уровнем дохода, но также наносит вред окружающей среде. При президенте Д. Видодо Индонезия ужесточила меры против НРП, уже потопив около двухсот рыболовных судов-нарушителей в индонезийских водах15, в их числе были и китайские. Д. Видодо призывает страны АСЕАН и таких крупных игроков как США и Китай на совместную борьбу с НРП.
Отметим, что Китай уже принимает активное участие в развитии инфраструктуры Индонезии. Сотрудничество осуществляется также в экономической, транспортной, налоговой, космической и бизнес сферах. А также в осуществлении проекта скоростной железной дороги Джакарта-Бандунг и между Национальной организацией поиска и спасения РИ (морской, и сухопутной) и Министерством транспорта КНР16. Индонезия планирует увеличить приток китайских туристов до десяти миллионов в год, благодаря безвизовой политике по отношению к гражданам КНР. Будут также открыты прямые авиарейсы из семи городов Китая в Индонезию17.
Во время визита Джоко Видодо в Китай (пятый менее чем за два года) в связи с саммитом G-20 в начале сентября, было обговорено много совместных проектов в сфере туризма, инфраструктуры, электроники и инвестиций18. Индонезийское правительство попросило Джека Ма, председателя китайского интернет-рынка Alibaba Group Holding Ltd., стать советником
индонезийского руководящего комитета по электронной коммерции19. На форуме присутствовало около 1,000 крупнейших китайских бизнесменов. Индонезия стремится обезопасить себя за счёт присутствия Китая на своей территории.
Д. Видодо видит АСЕАН частью равностороннего треугольника, где две другие стороны - Китай и США, целостны. От АСЕАН хотелось бы ожидать подобного. Безусловно, конфликт в ЮКМ вбивает клин между странами-членами. Д. Ви-додо крайне обеспокоен таким положением дел, особенно в связи с попытками внешних сторон проецировать свои интересы в регионе, и не перестает призывать всех лидеров АСЕАН объединиться в противостоянии кризису в регионе, подчеркивая центральную роль АСЕАН и единство в поддержании безопасности региона, взывая к духу товарищества в «защите нашего дома»20. Чтобы треугольник не превратился в равнобедренный, АСЕАН необходимо единство.
В ходе 28-го саммита АСЕАН Д. Видодо сказал: «Мы не можем закрывать глаза на нестабильность, формирующуюся в нашем регионе. Мы не можем позволить мощным государствам
диктовать нам и определять судьбу региональной безопасности
21
и стабильности» . Он добавил: «Я уверен, что без единства и сплоченности АСЕАН утратит роль важнейшей организации, поддерживающей безопасность и стабильность в регионе. И если это произойдет, будущее АСЕАН обещает быть мрачным»22. На том же саммите Д. Видодо призвал лидеров стран АСЕАН укреплять экономические связи между государствами-членами, что в равной мере принесет пользу всем сторонам и сведет к минимуму разрыв в уровнях их развития, а также поможет тем странам-членам, которые экономически зависимы от «мощных государств», таких как Китай. Он считает, что нужно продвигать малые и средние предприятия (МСП) через развитие технологий и инноваций, а также расширить доступ к финансам и рынкам, а также выразил надежду, что АСЕАН будет заботиться о своих людях, в том числе защищать трудящихся-мигрантов.
Но при этом партнерские отношения между АСЕАН и Китаем в состоянии внести свой вклад в примирение сторон, стабильность и безопасность в регионе ЮКМ, о чем Д. Видодо го-
ворил на двустороннем саммите 7 сентября 2016 г., посвященном 25-летию партнерства АСЕАН и Китая. Президент также призвал АСЕАН и Китай к обеспечению стабильности и безопасности главного морского пути в регионе ЮКМ, и выразил надежду, что в будущем АСЕАН и Китай будут отдавать приоритет сбалансированным и взаимовыгодным экономическим отношениям.
Эту позицию можно охарактеризовать, как «не кидаться из крайности в крайность, но извлекать пользу для себя». Подобной политики Индонезия старается придерживаться с Китаем довольно давно, привлекая инвестиции и товары, но всеми силами избегая ситуации, когда она может впасть в зависимость от китайской продукции. Поэтому Д. Видодо прекрасно понимает положение стран-членов АСЕАН и не желает видеть их в ситуации, когда пагубная зависимость растащит организацию на отдельные элементы.
Д. Видодо видит следующую картину: чтобы разрешить ситуацию в ЮКМ, для АСЕАН необходимыми условием являются централизованность, единство и автономия. Только тогда, когда государства Юго-Восточной Азии свободны от внешнего вмешательства и едины внутри своей организации, могут быть предприняты реальные шаги вперед23.
Индонезия видит себя в роли регионального лидера и наиболее беспристрастной стороной конфликта, могущей быть посредником мира между сторонами противостояния в регионе.
1 № Jakarta Post, 13.07.2016, № Jakarta Post, 17.08.2016.
2 № Jakarta Post, 13.07.2016.
3 № Jakarta Globe, 27.07.2016.
4 № Jakarta Globe, 28.07.2016.
5 № Jakarta Globe, 27.07.2016.
6 № Jakarta Post, 12.07.2016.
7 № Jakarta Post, 14.07.2016.
8 № Jakarta Post, 14.07.2016.
9 № Jakarta Post, 14.07.2016.
10 Lenta.ru, 19.08.2016.
11 № Jakarta Post, 23.03.2016.
12 № Jakarta Globe, 20.07.2016.
13 The Jakarta Globe, 20.07.2016.
14 Antara News.com, 08.09.2016.
15 Antara News.com, 08.09.2016.
16 Antara News.com, 26.03.2015.
17 Antara News.com, 30.04.2015.
18 The Jakarta Post, 03.09.2016.
19 The Jakarta Post, 06.09.2016.
20 Antara News.com, 07.09.2016.
21 Antara News.com, 07.09.2016, ^ Jakarta Post, 09.09.2016.
22 № Jakarta Post, 06.09.2016.
23 The Jakarta Post, 07.09.2016.