Научная статья на тему 'РЕАКЦИЯ АУДИТОРИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАКЦИЯ АУДИТОРИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / реакция / реализация / Новгородская область / фактор аудитории / медиа / ВКонтакте. / national project / reaction / implementation / Novgorod region / audience factor / media / VKontakte.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминская Татьяна Леонидовна, Мариева Екатерина Александровна

В исследовании отражены итоги мониторинга русскоязычного медиаполя: информации о национальных проектах, реализующихся в Новгородской области в 2023 году. В статье отмечается, что Новгородская аудитория технически образована: сопровождает медиатексты фотои видеоподтверждением, использует смайлы; лексика аудитории экспрессивная. Ключевые темы дискурса таковы: трансформация, деятельность власти, документация и финансы, указание на недостатки. Обозначено пять реакций аудитории на реализацию нацпроектов: уточнения, предложения по созданию/совершенствованию, похвала и критика. Зафиксировано, что популяризация нацпроектов в медиа предполагает прямое вовлечение аудитории в обсуждение медиатекста. По результатам мониторинга откликов на публикации о нацпроектах, выяснено, что в информировании населения необходимо соблюдать баланс: публиковать медиатексты с соответствующей тематикой, при этом не часто, так, для аккаунта губернатора Новгородской области достаточно два/три раза в месяц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIENCE REACTION TO THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS: THE CASE OF THE NOVGOROD REGION

The paper presents the results of monitoring the Russian-speaking media field: information on national projects being implemented in the Novgorod region in 2023. The article notes that the Novgorod audience is technically educated: it accompanies media texts with photo and video confirmation, uses emoticons; the vocabulary of the audience is expressive. The key topics of the discourse are: transformation, government activities, documentation and finance, pointing out shortcomings. Five audience reactions to the implementation of national projects are identified: clarifications, suggestions for creation/improvement, praise and criticism. It is recorded that the popularization of national projects in the media presupposes the direct involvement of the audience in the discussion of the media text. The results of monitoring responses to publications concerning national projects, show that it is necessary to maintain a balance in informing the population: to publish media texts with relevant topics not frequently. For example, two-three publications a month is enough for the account of the governor of the Novgorod region.

Текст научной работы на тему «РЕАКЦИЯ АУДИТОРИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 070 ББК 60 ГРНТИ 19.71 ВАК 22.00.07, 5.9.9 Б01: 10.24412/2949-2513-2023-30-141-154

Каминская Т.Л., Мариева Е.А.

Новгород, Россия

РЕАКЦИЯ АУДИТОРИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В исследовании отражены итоги мониторинга русскоязычного медиаполя: информации о национальных проектах, реализующихся в Новгородской области в 2023 году. В статье отмечается, что Новгородская аудитория технически образована: сопровождает медиатексты фото- и видеоподтверждением, использует смайлы; лексика аудитории экспрессивная. Ключевые темы дискурса таковы: трансформация, деятельность власти, документация и финансы, указание на недостатки. Обозначено пять реакций аудитории на реализацию нацпроектов: уточнения, предложения по созданию/совершенствованию, похвала и критика. Зафиксировано, что популяризация нацпроектов в медиа предполагает прямое вовлечение аудитории в обсуждение медиатекста. По результатам мониторинга откликов на публикации о нацпроектах, выяснено, что в информировании населения необходимо соблюдать баланс: публиковать медиатексты с соответствующей тематикой, при этом не часто, так, для аккаунта губернатора Новгородской области достаточно два/три раза в месяц.

Ключевые слова: национальный проект, реакция, реализация, Новгородская область, фактор аудитории, медиа, ВКонтакте.

Кат^кауа T.L., Marieva E. A. Novgorod, Russia

AUDIENCE REACTION TO THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS: THE CASE OF THE NOVGOROD REGION

Abstract. The paper presents the results of monitoring the Russian-speaking media field: information on national projects being implemented in the Novgorod region in 2023. The article notes that the Novgorod audience is technically educated: it accompanies media texts with photo and video confirmation, uses emoticons; the vocabulary of the audience is expressive. The key topics of the discourse are: transformation, government activities, documentation and finance, pointing out shortcomings. Five audience reactions to the implementation of national projects are identified: clarifications, suggestions for creation/improvement, praise and criticism. It is recorded that the popularization of national projects in the media presupposes the direct involvement of the audience in the discussion of the media text. The results of monitoring responses to publications concerning national projects, show that it is necessary to maintain a balance in informing the population: to publish media texts with relevant topics not frequently. For example, two-three publications a month is enough for the account of the governor of the Novgorod region.

Keywords: national project, reaction, implementation, Novgorod region, audience factor, media, VKontakte.

Проблемное поле

Национальные проекты - механизм, способствующий трансформации страны, который направлен на повышение качества и уровня жизни, снижение неравенства, изменение инфраструктуры.

На момент исследования в России существует 14 нацпроектов, они функционируют по трем блокам: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Каждый включает в себя направления; так, например, в человеческий капитал входят проекты «Культура», «Демография», «Образование», «Здравоохранение»; в комфортную среду для жизни - «Экология», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные

автомобильные дороги»; самый большой блок — экономический рост -включает в себя проекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука и университеты», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика».

В этом году Президент РФ В. В. Путин анонсировал появление еще трех нацпроектов: проект по беспилотным системам, проект по формированию экономки данных, проект по развитию космического сектора. Кстати, «проектная логика» стала активно внедряться в медиа поле при обсуждении каких-либо масштабных планов после того, как в 2005 году были анонсированы первые нацпроекты [Каминская, Петросянц, Симонов, Селезнев и др., 2023].

Что касается осведомленности населения о существовании нацпроектов и их содержании, то очевидна положительная динамика. Если в 2019 году, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения и АНО «Национальные приоритеты», о содержательном наполнении нацпроектов слышали менее половины респондентов (41%), то в 2022 году показатель вырос на 20% (61%) [ВЦИОМ.. Национальные проекты, 2022]. Согласно статистике, о реализации хотя бы одного нацпроекта знает почти каждый житель страны (97%), хорошо осведомлены хотя бы об одном нацпроекте больше половины опрошенных (64%) [ВЦИОМ. Национальные проекты, 2022]. Соответственно, о нацпроекте в среднем знают сегодня больше людей, чем раньше.

Рост показателей связан с деятельностью контентмейкеров, поскольку публикация данных в медиа способствует повышению информирования общества.

Впрочем, информирование нуждается в совершенствовании, в частности, при использовании искусственного интеллекта. Например,

нейросеть, как один из популярных молодежных способов получения данных, выдает неактуальную информацию о нацпроектах в России: YandexGPT 2, известная как Алиса, на момент проведения исследования приводит статистику за 2021 год. Актуальными для информирования остаются и социальные сети, использование которых освещено в разделе «Дискурс нацпроектов: квалитативные и квантитативные результаты».

В качестве способа информирования, на наш взгляд, будут эффективны также лекционные практики. «Я проводила мастер-классы для молодежи о коллекционировании марок на «Всероссийской просветительской акции «Поделись знанием». Образовательные мероприятия связаны с нацпроектами, поскольку в рамках серии «Национальные проекты России» в почтовое обращение вышли марки, например, «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Образование», «Экология». Через хобби информирую молодежь о нацпроектах», — отметила Л.А. Драгунова, Директор Новгородского филиала Российского общества «Знание», в личной беседе с авторами на Федеральном просветительском марафоне «Знание. Первые».

В 2023 году Новгородская область участвует в реализации пяти нацпроектов: «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Образование», «Жилье и городская среда». Наибольший спектр мероприятий осуществляется в рамках нацпроекта «Образование», включает такие проекты как «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Современная школа», «Успех каждого ребенка». Такая политика связана со «Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года», реализацией приоритетного регионального проекта «Город-Университет».

Соответственно, актуальность настоящего исследования связана с выявлением осведомленности пользователей сети посредством публикаций и их реакции на реализацию текущих в Новгородской области нацпроектов.

Теоретическая основа исследования проблемных характеристик в освещении нацпроектов в сети

Степень изученности темы определяется работами о ходе реализации в регионах нацпроектов, их смыслах, способах освещения в сети. Согласно посланию Президента Федеральному Собранию от 20.02.2019, «национальные проекты построены вокруг человека ради достижения нового качества жизни россиян». С.А. Соколовская подчеркивает, что такие проекты - «это комплексная программа мероприятий, направленная на стабилизацию положения в сфере жизнедеятельности нации, с персональной ответственностью руководителя и куратора нацпроекта» [Соколовская, 2020: 41]. Эксперт отмечает, что «индикатором улучшения социально-экономического положения молодежи может служить ее высокая степень вовлеченности в реализацию нацпроектов» [Соколовская, 2020: 41]. Для того чтобы привлечь молодежь к нацпроектам, необходимо в сети популяризировать их результаты, связанные непосредственно с интересами молодого поколения. Так, Р.Г. Абдувалиева пишет, что с помощью «нацпроекта «Культура» можно приобщить молодежь к культурным ценностям» [Абдувалиева, 2023: 48]. С помощью других проектов возможно привлечь молодое поколение к научно-образовательной деятельности. Причем, такие проекты могут рассматривать молодежь не только как объект, но и как субъект. Так, В.Д. Самойлов анализирует нацпроекты - «Наука» и «Образование»; определяет место и роль Российского Профессора и молодого ученого в реализации данных нацпроектов [Самойлов, 2021:

30]. Соответственно, для приобщения молодого поколения и, как следствие, улучшения его социально-экономического положения посредством нацпроектов, необходимо освещать реализацию программ в сети. Т.Л. Каминская и А.И. Чаусов подчеркивают, что «от восприятия населением планов власти и его вовлеченности в контроль и обсуждение в сети их исполнения зависит реализация нацпроектов» [Каминская, Чаусов, 2020:

31].Исследователи утверждают, что важно для этого использовать различные

каналы и медиа инструменты. Такой подход позволит, как отмечают эксперты, «вовлечь аудиторию (преимущественно это касается молодежи) [по вопросу нацпроектов] в соучастие, хотя бы медийное». При этом проблема заключается в том, что «популяризация нацпроектов в медиа предполагает однонаправленную коммуникацию, при которой прямое вовлечение аудитории в обсуждение медиа текста не предусмотрено» [Каминская, Чаусов, 2020: 31]. В продвижении необходимо «избежать опасности - возвратиться к советской методике и риторике «пятилеток»» [Каминская, Чаусов, 2020: 31]. Исследования реакции аудитории на освещение национальных проектов, особенно в конкретном регионе, до настоящего момента не проводились.

Именно исследование обратной связи аудитории на публикации новостей о нацпроектах в социальных сетях на примере Новгородского медиа поля явилось целью данного исследования. К задачам относилось выявление ключевых тем дискурса и типов реакций адресата на медиа тексты о нацпроектах, формирование рекомендаций для оптимизации коммуникации с аудиторией по продвижению нацпроектов.

Новгородская область - мало ресурсный регион с постоянным оттоком населения в близко расположенные мегаполисы, поэтому данная территория представляет интерес с точки зрения продвижения нацпроектов, которые могут быть решением многих давно назревших проблем.

Методология исследования

В качестве анализа был выбран контент следующей площадки: аккаунт ВК губернатора Новгородской области, 37 500 подписчиков. Выборка может считаться репрезентативной: ресурс функционирует на момент проведения исследования, имеет широкую целевую аудиторию, освещает от первого лица жизнь региона, в том числе по вопросу нацпроектов; с его помощью можно проследить реакцию пользователей на ход осуществления проектов. В исследовании использовался метод сплошной выборки, поскольку был рассмотрен весь контент о нацпроектах на ресурсе, всего 68 публикаций (к ним 1 374 репоста) за период с 09. 10. 2018 по 16.11.2023, всего 2 466

комментариев. Это составило эмпирическую базу исследования. Контент- и дискурс-анализы способствовали получению представления о тональности и содержании комментариев на ресурсе, на основе данных с помощью метода индуктивного обобщения была зафиксирована обратная связь пользователей об исполнении нацпроектов в области. Теоретическая значимость настоящей работы состоит в осмыслении новых практик для информирования аудитории о существовании нацпроектов, а также в выявлении необходимого количества контентных единиц для наиболее эффективного освещения тематики в сети. Практическая же ценность определяется возможностью применить результаты исследования непосредственно при создании медиа текстов, публикуемых в личном аккаунте губернатора Новгородской области.

Дискурс нацпроектов: квалитативные и квантитативные результаты

Контент- и дискурс-анализы Новгородского медиа поля, а именно личного аккаунта ВКонтакте губернатора Новгородской области, показали, что тема востребована аудиторией, поскольку она активно обсуждает стадии реализации региональных нацпроектов в сети, используя инструмент комментария.

Интересно, что культура комментирования у пользователей сложилась в последние несколько лет. То есть в 2018, 2019 и 2020 годах комментарии под постами о нацпроектах отсутствовали, либо имелись единичные. Аналогичная тенденция отмечается с репостами; если первыми постами в 2018 году делились в среднем 10 пользователей, то в 2023 году - уже сорок. Самым популярным у аудитории, в том числе молодежной, стал пост от 20.03.2021 о реализации в регионе нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он собрал 224 лайка, 128 комментариев, 57 репостов, 36 000 просмотров; его ER - 1,1. Для сравнения коэффициент эффективности первого поста о нацпроекте «Образование» (2018 г.) составил 2,7, последнего (на момент проведения исследования) о нацпроекте «Экология» -2,2. Основываясь на данных показателях, можно предположить, что интерес к

контенту отчетов власти у аудитории падает. Для подтверждения/опровержения тезиса необходимо обратиться к иному критерию - количеству просмотров.

Первые посты имели просмотры в диапазоне от 26 000 до 57 000; последние - от 6 000 до 25 000. Такие показатели связаны с частотой публикации контента. Медиа тексты выходили редко: в 2018 г.- один пост, в 2019 г. - один, в 2020 г. - 16. При этом в 2023 г. только в ноябре вышло девять постов о нацпроектах, в октябре - шесть, в сентябре - четыре. Рост количества медиа текстов очевиден: от одного поста в год о нацпроектах в Новгородской области госпаблик перешел к нескольким в месяц, что привело к неэффективности постов и невостребованности их целевой аудиторией. Поэтому в вопросе информирования населения о реализации нацпроектов в регионе необходимо соблюдать баланс: публиковать медиа тексты с соответствующей тематикой, при этом, полагаем, не превышать их количество (два/три в месяц).

Что касается тематического наполнения ресурса, то больше всего публикаций о нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», они значительно превышают по количеству те, что освещают иные проекты. Ситуация парадоксальна, поскольку в 2023 г. в Великом Новгороде в рамках этого нацпроекта работа идет только в одном направлении -«Строительство и ремонт дорог». При этом в разрезе «Образования» реализация идет четырех мероприятий сразу, предполагается, что большее количество результатов будет представлено в сети в этой сфере. На практике по количеству публикаций о ходе реализации нацпроектов «Образование» занимает лишь вторую позицию, третью - «Культура», четвертую - «Жилье и городская среда», пятую-«Туризм и индустрия гостеприимства». Последняя практически не освещается (один медиа текст за текущий год), поскольку медиа повестка сфокусирована на дорожной ситуации в регионе - самой обсуждаемой Новгородцами теме.

Представляет интерес перейти к анализу комментариев и выявить реакцию Новгородской. аудитории на реализацию нацпроектов. Условно ее можно разделить на пять групп (орфография и пунктуация автора сохранены):

Первая группа - похвала: «про бойцовых собак актуально», «как замечательно, что кругом наблюдается развитие!», «карта России из шпона разных деревьев! Необычно, но в тему. Кто-то круто придумал», «с дорогами ситуация стала лучше», «спасибо за Ваш труд, Андрей Сергеевич, плоды видны всём новгородцам и гостям области!», «Какой хороший проект «Культура малой Родины». Это очень ценно!».

Вторая - уточнение: «планируются новые автобусы закупать до конца этого года?», «расширение дорог планируется?», «где можно посмотреть пилотный проект по демографии?», «когда займутся социальным жильем и его строительством?», «В Старой Руссе когда будет [библиотека] такая?», «А можно ли пройти обучение[по профессиональной программе «Помощник по уходу»]?», «когда в Холм проведут газ?», «где будет располагаться новое строительство [курорта в Старой Руссе]».

Третья группа связана с просьбами: «только не заклеивайте окна рекламой», «помогите запустить транспорт в микрорайон Ивушки», «вот бы нам модельную библиотеку в п. Крестцы», «мы жители п. Кулотино, просим Вас, включить наш Дом культуры в проект «Культура» и сделать его капитальный ремонт», «постройте в городе Аквапарк - и все туристы и нетуристы - ваши!!!!!».

Четвертая - предложение: «было бы здорово включить в туристический маршрут уникальный объект культурного наследия -церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мусцах», «вот бы метро запустить и скоростной диаметр какой-нибудь еще. Надо жд транспорт развивать».

Последняя группа - критика: «обещали, неделю назад, доделать 15 км. дороги Медведь Батецкий, но в планах не видно. 3 года обещанного ждём, или это была отписка, после звонка президенту?», «одни отписки! Кто лично занимается этим вопросом? Можно фамилию? (в лс)», «в Старой Руссе уже 2-

ой год не могут доделать дороги», «ну про квалифицированных спецов не надо Лазаря петь, интересно, где их учат, а как ни посмотришь, всё молоденькие парнишки делают, не умея», «сделать доступной первичную медицинскую помощь - режет ухо эта фраза. В СССР всё это было, сейчас развалили, оптимизировав ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, а теперь берут «повышенную планку», восстановив то, что было... И этим ещё и хвалятся, выставляя за свои достижения».

Ключевые темы дискурса: трансформация (красота, качество, преображение, развитие, будущее, планы), деятельность власти (ремонт, безопасность, работа, дорога, территория), документация и финансы (отчет, договор, сроки, финансирование, выплаты, закупки, закон, бюджет, контракт, петиция, нацпроект), указание на недостатки (чиновник, яма, отписка, «отмывание» денег, прокуратура, вранье, кадровый голод, взятки, показуха, нарушения). Активное комментирование пользователями постов говорит о том, что популяризация нацпроектов в медиа сегодня уже предполагает прямое вовлечение аудитории в обсуждение медиа текста.

Выводы

Реакция аудитории на публикации о нацпроектах дает возможность сделать следующие выводы: необходимо освещать этапы реализации нацпроектов в сети, и форма «от первого лица» выбрана в Новгородской области удачно. Медиа в целом справляются с задачей продвижения нацпроектов, поскольку процент осведомленности населения о них растет. При этом, как было выяснено, необходимо соблюдать баланс: создавать медиа тексты с соответствующей тематикой, но не публиковать такой контент слишком часто. Так, на личной странице ВКонтакте губернатора Новгородской области создавать посты два/три раза в месяц. Это позволит медиа тексту иметь высокий процент эффективности, а также быть востребованным аудиторией.

Существует пять реакций Новгородской аудитории на реализацию нацпроектов, обратная связь связана с просьбами к власти (6% от всех

реакций) и уточнениями (30%). Меньше всего от пользователей поступает предложений по созданию/совершенствованию чего-либо (4%), аудитория либо негативно реагирует на комплекс мероприятий (30%), либо, наоборот, положительно (30%). Аудитория технически образована, в качестве доказательств прикрепляет фото- и видео подтверждение, использует смайлы. Ее лексика экспрессивная. Ключевые слова дискурса можно разделить на четыре категории: трансформация, деятельность власти, документация и финансы, указание на недостатки.

Исследование перспективно, поскольку полученные результаты будут способствовать трансформации контента ресурса, как следствие, повышению информированности населения Новгородской области о существовании нацпроектов. Представляет интерес продолжить мониторинг русскоязычного медиа поля, расширив при этом количество ресурсов, и, возможно, выявить иные реакции аудитории на реализацию нацпроектов в регионе.

Библиография

Абдувалиева Р.Г. Участие в нацпроекте «Культура» — мощный стимул для развития отраслевой инфраструктуры // Журнал Бюджет. 2023. № 5(245). С. 48-49.

Администрация Великого Новгорода. Реализация национальных проектов в Великом Новгороде в 2023 году. URL: http://adm.nov.ru/page/48253 Дата обращения 13.11.2023.

В Великом Новгороде прошла встреча по реализации проекта «Город-Университет». URL: https://www.mk-novgorod.ru/science/2023/08/05/v-velikom-novgorode-proshla-vstrecha-po-realizacii-proekta-goroduniversitet.html Дата обращения 23.11.2023.

ВЦИОМ. Национальные проекты - 2022: информированность и отношение. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacionalnye-proekty-2022-informirovannost-i-otnoshenie Дата обращения 23.11.2023.

Каминская Т.Л., Чаусов А.И. Национальные проекты и медиасфера: продвижение и восприятие // Власть. 2020. Т. 28, № 3. С. 31-36.

Национальные проекты России как имиджевая проблема управления / Т. Л. Каминская, Д. В. Петросянц, К. В. Симонов [и др.] // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 4. С. 17-34.

Национальные проекты России. Дата обращения 13.11.2023. URL: Ы^://национальныепроекты.рф/

Нейросеть YandexGPT 2. URL:

https://ya.ru/alisa_davay_pridumaem7utm_sourceHanding Дата обращения 23.11.2023.

Послание Президента Федеральному Собранию от 20.02.2019. «Послание Президента Федеральному Собранию» URL: www.consultant.ru Дата обращения 01.12.2023.

Проектное управление Новгородской области. Нац проекты 53. URL: https://vk.com/wall-178655428_732 Дата обращения 14.11.2023

Самойлов В.Д. Определимся с местом и ролью Российского Профессора и ученого в реализации нацпроектов «Наука» и «Образование» // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». 2021. С. 28-32.

Соколовская С.А. Нацпроекты и реализация приоритетных направлений ГМП в РФ // Евразийский союз ученых. 2020. № 3-6(72). С. 40-42.

Страница ВКонтакте губернатора Новгородской области.

URL:https://vk.com/nikitinandrey2017 Дата обращения 23.11.2023.

Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года.

URL:

https://storage.strategy24.ru/files/strategy/201705/b77db48a5f1e6e4d6d11134cabfbef43.pdf Дата обращения 23.11.2023.

References

A meeting on the implementation of the City-University project was held in Veliky Novgorod. (2023).

Abduvalieva R.G. (2023) Participation in the national project "Culture" is a powerful incentive for the development of industry infrastructure. Budget Magazine. 5(245): 48-49.

Administration of Veliky Novgorod. Implementation of national projects in Veliky Novgorod in 2023. (2023).

Kaminskaya T.L., Chausov A.I. (2020) National projects and the media sphere: promotion and perception. Power. 28(3): 31-36.

Kaminskaya T. L., Petrosyants D.V., Simonov K.V. [et al.] (2023) National projects of Russia as an image management problem. Economics. Taxes. 16 (4): 17-34. National projects of Russia. (2023).

Project management of the Novgorod region. National projects 53. (2023).

Samoilov V.D. (2021) Let's determine the place and role of a Russian Professor and scientist in the implementation of national projects "Science" and "Education". Collection of abstracts on the results of the Professorial Forum 2020 "National projects and the professorial community". 28-32.

Sokolovskaya S.A. (2020) National projects and implementation of priority areas of GMP in the Russian Federation. Eurasian Union of Scientists. 3-6(72): 40-42.

The President's Message to the Federal Assembly dated 02/20/2019. "Message of the President to the Federal Assembly" (2023).

The strategy of socio-economic development of the Novgorod region until 2030. (2023).

VKontakte page of the governor of the Novgorod region. (2023).

VTsIOM. National Projects 2022: awareness and attitude. (2023).

Neural network YandexGPT 2. (2023).

Сведения об авторах

Каминская Татьяна Леонидовна - доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистки, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: tlkam1@mail.ru

Мариева Екатерина Александровна - магистрант, кафедра журналистики, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, e-mail: marieva0123456789@gmail.com

Kaminskaya T. L. - Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Journalism, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Marieva E. A. - master's student, Department of Journalism, Novgorod State University Yaroslav the Wise

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.