Научная статья на тему 'РЕАГИРУЯ НА КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ФЛОТА'

РЕАГИРУЯ НА КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАГИРУЯ НА КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ФЛОТА»

РЕАГИРУЯ НА КАДРОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ФЛОТА

ЕВМЕНОВ

Николай Анатольевич

родился 2 апреля 1962 года в Москве.

С 1982 по 1987 год - курсант Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского Комсомола (Ленинград). По окончании училища назначен на должность командира электронавигационной группы штурманской боевой части (БЧ-1) атомной подводной лодки на Тихоокеанском флоте (1987-1991).

В 1995-1997 годах прошёл обучение в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н .Г. Кузнецова . В 1997-1999 годах - старший помощник командира и командир подводных лодок «К-490» и «К-506».

С 1999 по 2001 год - начальник штаба 25-й дивизии подводных лодок. С 2001 по 2003 год проходил обучение в ВАГШ ВС РФ. С 2003 по 2006 год -заместитель командира, командир 25-й дивизии подводных лодок (Вилючинск) .

С 2006 по 2012 год - начальник штаба, командир 16-й эскадры подводных лодок (Вилючинск) . В апреле-сентябре 2012 года - командующий Подводными силами Тихоокеанского флота .

С сентября 2012 года - начальник штаба - первый заместитель командующего Северным флотом

5 апреля 2016 года назначен командующим Северным флотом

3 мая 2019 года назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом РФ.

Система образования в Военно-Морском Флоте России — отлаженный механизм, направленный на подготовку высококвалифицированных кадров для ВМФ РФ, военно-патриотическое воспитание моряков.

Ведущее учебное заведение в этой стройной системе — Военно-морская академия имени адмирала Кузнецова. Это один из старейших военных ВУЗов в России, основанный ещё при Петре Великом.

Специалисты Военно-морской академии ведут не только образовательную, но и научную деятельность. Профессорско-преподавательский состав академии принимает участие в разработке высокоточного современного вооружения, подводных лодок и надводных кораблей и других проектов. О сегодняшнем положении дел в системе образования Военно-Морского Флота России рассказывает Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Н.А. ЕВМЕНОВ.

полнительное профессиональное образование, культурное развитие и военно-патриотическое воспитание военных моряков.

Сегодня эти задачи решают три военных образовательных учреждения высшего образования:

- Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» с филиалом в г. Калининграде;

- Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова;

- Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова.

Одно профессиональное образовательное учреждение - Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота, два общеобразовательных довузовских учреждения: Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации с филиалами в г. Севастополе, г. Мурманске, г. Калининграде и г. Владивостоке; Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации.

- Николай Анатольевич, насколько сегодня сеть военных образовательных учреждений Военно-Морского Флота России оптимизирована в соответствии с государственным заказом на подготовку военных специалистов?

- В настоящее время система обучения и воспитания кадров для Военно-Морского Флота - это скоординированный, многоуровневый, высокотехнологичный и отлаженный механизм, призванный осуществлять военно-морскую ориентацию молодёжи, профессиональную подготовку, основное и до-

Все указанные военно-морские учебные заведения находятся в моём непосредственном подчинении и функционируют в едином нормативно-правовом и учебно-методическом пространстве Российской Федерации.

Количество обучающихся в них полностью соответствует государственному заказу на подготовку военных кадров.

При всей своей стабильности и оптимальности выстроенная система подготовки военно-морских кадров является динамичной и остро реагирующей как на текущие потребности флота, так и на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

На протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивое повышение конкурса на поступление в военно-морские учебные заведения различного уровня образования. Так в 2021 году конкурс в высшие учебные заведения Военно-Морского Флота по разным специальностям составил до 5 человек на место для юношей и до 11 человек для девушек.

Такой конкурс позволяет отбирать наиболее мотивированных на военную службу и подготовленных к освоению учебных программ юношей и девушек.

- Образование и наука всегда шли и идут рядом, их взаимовлияние очевидно. Какова сегодня связь между ними в системе ВМФ - программная и организационная?

- Образовательная и научная деятельности в отечественном Военно-Морском Флоте России всегда существовали в неразрывном единстве. Ярким свидетельством является само наименование первого флотского учебного заведения - «Школа математических и навигацких наук».

Научная фундаментальность военно-морского образования позволила своим выпускникам стать не только прославленными флотоводцами, но и навсегда оставить имена в мировой науке, искусстве и других областях.

Также глубоко символично, что в Санкт-Петербурге (в то время -столице Российской Империи) здания Академии морской гвардии, Академии наук и Адмиралтейства территориально располагались очень близко друг от друга, как бы наглядно демонстрируя неразрывность образования, науки и флота.

С момента создания первого военно-морского учебного заведения и до сегодняшнего дня педагоги вносят свой вклад не только в развитие военной дидактики, но и совершают открытия в самых различных отраслях наук, формируют научно-исследовательские компетенции у своих выпускников, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров. В связи с этим значительная часть научно-педагогических работников военно-морских учебных заведений одновременно внесла свой вклад и в образование, и в науку.

В свою очередь видные российские учёные передавали свои знания и опыт в стенах образовательных учреждений флота будущим флотоводцам и исследователям.

Символично, что наш Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» и организационно, и функционально объединяет не только структурные подразделения, реализующие образовательные программы различного уровня, но и научно-исследовательские институты и центры, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования.

Следует подчеркнуть, что опыт совместного функционирования образовательных и научных подразделений в рамках единого учебно-научного комплекса, полученный в ходе создания ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с 2009 года по настоящее время, позволяет говорить о достигнутых положительных результатах. Переход от взаимодействия к совместной деятельности научных работников, профессорско-преподавательского

состава, слушателей и курсантов в военно-научном сопровождении НИОКР по созданию новых подводных лодок, надводных кораблей, летательных аппаратов, вооружения береговых ракетно-артиллерийских войск существенно повысил профессиональный уровень и одних, и других.

В качестве примеров организационных связей можно отметить создание совместных инновационных структур. В частности с середины 2021 года в образовательном процессе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» используется новейший многофункциональный имитаци-онно-моделирующий комплекс ВМФ (МИМК ВМФ). Он создавался, прежде всего, для повышения эффективности научных исследований, проводимых специалистами научно-исследовательских институтов совместно с преподавательским составом.

Кроме того, основным предназначением МИМК ВМФ является компьютерное моделирование различных вариантов облика перспективных кораблей по всему спектру вооружения с целью достижения их максимальных боевых возможностей. Это позволит на более высоком качественном уровне выполнять научное обоснование эффективности применения моделируемых обликов перспективных кораблей, количественно-качественного состава группировок разнородных сил ВМФ при выполнении задач в различных физических средах. Его возможности обеспечивают также проведение научных исследований слушателями и курсантами, разработку ими магистерских диссертаций, курсовых и дипломных задач, проектов.

Другим примером интеграции является деятельность совместных научных школ и специализированных советов по присуждению учёных степеней.

Всего в военно-морских учебных заведениях функционирует 31 военно-научная школа. Абсолютное большинство из них - 24 (77%)

сосредоточено в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Все военно-научные школы прошли тщательную проверку на соответствие установленным высоким критериям и на этом основании внесены в реестр научных школ Министерства обороны Российской Федерации. К проведению исследований в рамках деятельности военно-научных школ привлекаются научно-педагогические работники, докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты.

Из 19 специальных диссертационных советов большинство 17 (90%) также в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Такого количества диссертационных советов нет ни в одной другой образовательной и научно-исследовательской организации Министерства обороны Российской Федерации.

- Современные требования нацеливают на то, чтобы военные вузы в России были укомплектованы новейшими образцами военной техники. Дело это, как можно догадаться, недешёвое. И потом, АПЛ или фрегат в училище сложно поставить... Как быть?

- Действительно, не только атомную подводную лодку или фрегат, но и не всякий современный комплекс вооружения можно разместить в учебном корпусе. Хотя примеры и такого размещения, и рачительного совместного использования выделенных финансовых ресурсов у нас есть - это и учебные центры подготовки экипажей подводных лодок, входящие в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», и объединённый учебный центр Военно-Морского Флота, осуществляющий, в том числе, подготовку экипажей надводных кораблей.

Их современная учебно-материальная база, высокий педагогический потенциал, их тесное взаимодействие с объединениями и соединениями ВМФ, предприятиями оборонно-промышленного комплекса позволяют военным специалистам успешно осваивать

в процессе обучения передовые достижения науки и техники, современной практики применения сил флота.

В целом задача совершенствования современной учебно-материальной базы сегодня успешно выполняется совместными усилиями заказывающих органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации, Главного командования Военно-Морского Флота и самих образовательных организаций.

В основе этой совместной деятельности лежат соответствующие Программы развития каждой образовательной организации, утверждаемые Министром обороны Российской Федерации на пятилетний период.

Впервые процесс развития военных образовательных организаций, в том числе и их учебно-материальной базы, был поставлен на программную основу в 2014 году. Он позволил не только планировать выполнение текущих задач, но и «заглянуть за горизонт» на среднесрочную и долгосрочную перспективы. В настоящее время реализуются программы развития военно-морских образовательных организаций на период до 2026 года.

Содержанием программ развития является комплекс взаимоувязанных мероприятий с конкретными результатами, выраженными целевыми показателями и критериями оценок. В части, касающейся развития учебно-материальной базы вузов ВМФ, мероприятия предусматривают упреждающую поставку современного вооружения, военной и специальной техники, которая синхронизирована с обеспечением учебных заведений соответствующими учебно-тренировочными средствами. В ходе реализации Программ развития уже поставлены сотни современных образцов учебно-тренировочных средств. Это позволило достичь уровня оснащения современными тренажёрами,

учебно-действующими образцами вооружения и военной техники более 80%.

Здесь важно понимать, что подготовка военно-морского специалиста складывается не только из знания и умения эксплуатировать то или иное вооружение, военную и специальную технику, но и из его подготовленности применять их в особой специфической морской среде.

На заре создания военного флота России для подготовки корабельных артиллеристов на берегу использовались качели. Раскачивая их, имитировали качку корабля, обучая комендоров вести прицельный огонь по неприятелю в условиях, близких к реальным. Но не только качка корабля формирует особые условия профессиональной деятельности военно-морского специалиста, но и стеснённые условия замкнутого пространства, длительная изоляция и ограниченный круг общения в экипаже, круглосуточный режим несения вахты и постоянное воздействие агрессивной среды.

Именно поэтому самые современные тренажёры и учебные образцы вооружения не заменяют, а дополняют в процессе обучения подготовку военно-морских специалистов непосредственно в море на кораблях и подводных лодках, в период практик и стажировки, в период участия в мероприятиях боевой и оперативной подготовки Военно-Морского Флота.

Особая роль в этом принадлежит учебным катерам и кораблям, практика на которых всегда являлась составной частью военно-морской подготовки курсантов и имела целью закрепление и углубление теоретических знаний путём овладения необходимыми навыками по избранной специальности, воинскому воспитанию, формированию духовного мира будущих военных моряков в лучших традициях Российского Флота.

- Войны будущего всегда подразумевают появление новых

форм применения сил и войск, использование оружия на новых физических принципах. Как достижения военной науки, прогноз развития военного искусства и средств вооружённой борьбы на море влияют на подготовку военных специалистов сегодня?

- Вопросы развития теории и практики применения сил и войск, связанные с изменениями вооружённой борьбы во всех средах и пространствах, всегда являлись и остаются предметом широкого спектра научно-исследовательских работ от исследования характера военных угроз безопасности Российской Федерации с морских и океанских направлений и проработки важнейших проблем в области военной и военно-технической политики до развития и совершенствования отдельных образцов вооружения, военной и специальной техники Военно-Морского Флота, разработки способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта. При этом практически 50% научно-исследовательских работ посвящено межвидовой тематике. Только за последний год в военно-морских учебных заведениях и научно-исследовательских институтах ВМФ их выполнено более 300.

Теоретические изыскания и научные результаты, проверенные на практике в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, участия сил и войск ВМФ в специальных военных операциях на территории ДНР и ЛНР, а также в Сирийской Арабской Республике, являются основой дальнейшего совершенствования форм и способов применения ВМФ, его строительства и развития.

Научное знание и полученный опыт оперативно используются в образовательной деятельности вузов ВМФ, включаются в соответствующие учебно-методические материалы.

Одним из примеров такой трансформации и взаимного проникновения теории, флотской практики и образования может быть

современный этап развития военно-морского искусства, связанный с разработкой учёными ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», прежде всего кафедры тактики ВМФ, совместно с Главным штабом Военно-Морского Флота теории боевых пространств.

Эти теории пришли на смену линейной теории боевого применения сил и войск ВМФ, разработанной в середине 80-х годов XX века. Теория боевых пространств органично вводит в военно-морское искусство такие важные категории, как пространство и время. Это даёт возможность: ввести пространственную основу для математики; на основе философских представлений о форме научно обосновать понятие формы применения сил и войск, а также её свойств; разработать новую систему форм применения сил и войск; разработать новую модель боя и боевых действий.

Теория боевых пространств даёт возможность чётко очертить границы и выделить область действий сил и войск ВМФ в той или иной форме применения. Разработанные теоретические положения имеют важнейшее прикладное значение. В силу этого они отражены в новых руководящих документах ВМФ -Боевом уставе и тактических руководствах, реализуются в практике флотов и, конечно же, в образовательном процессе военно-морских учебных заведений.

Наука, практика и образование рождают не только новые формы применения сил. Совершенствуются и формы совместной работы руководящего состава флотов, представителей оборонно-промышленного комплекса с представителями образовательного и научного сообщества.

- Николай Анатольевич, иногда можно услышать мнение, что педагогов, курсантов и слушателей излишне привлекают к решению задач, казалось бы, не связанных непосредственно с учебным процессом, к мероприятиям боевой и оперативной подготовки, испытаниям вооружения, военной и специальной техники, к парадам и иным торжественным мероприятиям. Так ли это?

- Конечно это не так! Не в том смысле, что мы не привлекаем, а в том смысле, что это привлечение якобы излишне!

Во-первых, как правило, это привлечение неспонтанное, продиктованное сиюминутными задачами, а заблаговременно организованное в строгом соответствии с установленными в Военно-Морском Флоте и системе военного образования правилами. Причём, что немаловажно, такое привлечение осуществляется в интересах всех, принимающих участие в этих мероприятиях.

Во-вторых, привлечение педагогов к мероприятиям боевой

и оперативной подготовки, испытаниям вооружения, военной и специальной техники, к участию в разработке уставов, наставлений и руководств является, с одной стороны, необходимым условием их профессионально-должностного роста, сегодня он начальник кафедры, а завтра командир соединения или главный штурман объединения, а с другой стороны - обогащает теорию и практику применения сил и войск флота, обучения и воспитания личного состава флота.

Участие педагогов в мероприятиях флота позволяет им не только апробировать результаты своих теоретических изысканий в стенах образовательных организаций, но и сформулировать актуальные для флота новые задачи научных исследований, внести соответствующие изменения в содержание образовательных программ, организацию и методику учебного процесса.

Трудно переоценить вклад в профессиональное развитие педагогов их совместной работы с научными работниками научно-исследовательских институтов по военно-научному сопровождению создания новых подводных лодок и надводных кораблей, современных образцов вооружения и военной техники.

Кроме того, профессорско-преподавательский состав, участвуя

в командно-штабных учениях, инспекциях и проверках, получает возможность увидеть и оценить результаты своей педагогической деятельности по подготовке военных кадров непосредственно в условиях реальной профессиональной деятельности вчерашних выпускников, а не только по отзывам их командиров и начальников.

В-третьих, в настоящее время практики и стажировки курсантов и слушателей в максимальной степени синхронизированы с мероприятиями оперативной и боевой подготовки объединений и соединений сил флота.

За многие годы флот накопил значительный опыт совместного проведения таких учебных мероприятий.

Так, более полувека назад в 6070-х годах прошлого века к проведению масштабных манёвров «Север» и «Океан», районы которых охватывали акватории северной Атлантики, Тихого океана и прилегающих к ним морей, привлекались курсанты военно-морских училищ. И это было не простое «оморячивание». Курсанты выполняли тактические и огневые задачи, в составе батальона морской пехоты участвовали в высадке на берег войск тактического морского десанта.

Начиная с 1979 года под руководством контр-адмирала, док-

тора военных наук, профессора Васюкова Льва Яковлевича со слушателями командного факультета Военно-морской академии проводились двухсторонние тактические учения на Северном и Черноморском флотах по применению разнородных сил флота. Первый этап тактических учений проходил в академии с розыгрышем на тренажёрах, остальные три этапа - непосредственно на флотах, в море с силами обозначения. Руководителем учения от флота назначался, как правило, командующий одним из объединений, а от академии - начальник кафедры тактики Военно-Морского Флота. На своей стороне и стороне противника привлекались значительные силы: подводные лодки и надводные корабли всех рангов, противолодочная и морская ракетоносная авиация, силы боевого, тылового и технического обеспечения. В ходе тактических учений выполнялось значительное число боевых упражнений с применением морского подводного и авиационного оружия.

Каждый час, проведённый в море в ходе учений и манёвров, испытаний вооружения, военной и специальной техники, позволял наполнить весь учебный процесс практическим смыслом, целесообразным содержанием, фактически «сжать» время, заставив его течь по флотским законам и правилам.

Как и раньше, участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки для обучающихся является не только обучением, но и имеет громадное воспитательное значение. Оно используется не только в целях овладения практическими умениями и навыками, но и для формирования необходимых личностных, боевых и психологических качеств, моральной готовности выполнять поставленные задачи и, наконец, для приобретения способности преодолевать трудности, неизменно сопровождающие службу офицеров флота.

Если же говорить об участии педагогов и обучающихся в торжественных мероприятиях и парадах, то нельзя их рассматривать только как совершенствование строевой выучки военнослужащих. Они оказывают сильнейшее влияние на формирование мировоззрения, уровень общей и профессиональной культуры.

Особенно значимо ежегодное участие педагогов и обучающихся в Параде Победы и Главном Военно-Морском параде в День Военно-Морского Флота, поскольку эти мероприятия имеют колоссальный воспитательный потенциал, дают возможность приобщить их к традициям Вооружённых Сил, богатой военно-морской истории России, формировать чувство гордости за свою армию и флот. В эти праздничные дни, что символично и важно, в один строй встают курсанты и слушатели, матросы и адмиралы, подчёркивая единение всего флотского сообщества, неразрывность и преемственность процессов профессионального, культурного и нравственного развития военного моряка на протяжении всей его службы во благо России.

- Конкурс среди девушек при поступлении в учебные заведения Минобороны России, как правило, значительно превышает конкурс среди юношей. Каков опыт подготовки военных специалистов женского пола в Военно-Морском Флоте?

- Устоявшиеся традиции Военно-Морского Флота России исторически возлагали все тяготы и лишения корабельной службы на мужские плечи.

Хотя прецеденты службы женщин на кораблях Военно-Морского Флота в нашей стране были. Правда не на море, а в составе Волжской военной флотилии. В годы Великой Отечественной войны в 1943 году катер-тральщик № 611 был укомплектован женским экипажем из семи человек. Военные действия на Волге к тому времени прекратились, но немецкие бомбардиров-

щики наносили удары по кораблям и сбрасывали на судовой ход мины. С минами как раз и предстояло бороться девушкам. Служба женского экипажа продолжалась до весны 1944 года, когда тральщик был разоружён и возвращён Вятскому речному пароходству. Все «семеро смелых», как прозвали девушек, были отмечены государственными наградами.

Весной 2020 года на Черноморском флоте был запущен проект «Женский экипаж». Женщин на флоте служит достаточно много, однако они, как правило, занимают береговые должности связистов, медиков и т.п. Здесь же было решено предоставить им возможность проявить себя на корабельных должностях.

Отобранные для проекта девушки-военнослужащие были отправлены в Объединённый учебный центр ВМФ в Санкт-Петербурге для прохождения курса дополнительной подготовки. В течение двух месяцев они повысили свою квалификацию в вопросах кораблевождения и навигационной безопасности плавания, Международных правил предупреждения столкновения судов, по единой системе ограждения навигационных опасностей плавучими знаками и научились многому другому.

В июле 2020 года женский экипаж патрульного катера П-834 впервые вышел в Чёрное море. Тренировки по маневрированию, отработка навыков покидания терпящего бедствие судна, практическое гранатометание и стрельба из штатного оружия - всю эту программу девушки выполнили в полном объёме. А 26 июля 2020 года П-834 участвовал, наравне с остальными кораблями, судами и подводными лодками, в параде в честь Дня Военно-Морского Флота в Севастополе.

В целом эксперимент на флоте был признан удачным. Девушки успешно сдали все экзамены на допуск к самостоятельному управлению катером и исполне-

нию должностных обязанностей, доказав таким образом, что коллегам-мужчинам ни в чём не уступают.

В настоящее время в военно-учебных заведениях Военно-Морского Флота девушки проходят обучение по двум военным специальностям высшего образования.

В 2022 году к освоению девушками предлагаются следующие специальности высшего образования: в Военном институте (военно-морском политехническом) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» - «Применение и эксплуатация автоматизированных систем управления сил флота», а в филиале ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Калининград) - «Применение и эксплуатация корабельных комплексов связи».

Для обучения девушек-курсантов, также, как и для всех остальных обучающихся, у нас созданы самые благоприятные условия. Это касается и организации образовательного процесса, и быта, и занятий спортом, и участия в остальных мероприятиях деятельности военно-морского учебного заведения.

В том числе и поэтому уровень подготовки наших выпускниц является очень высоким. По результатам их служебной деятельности на воинских должностях мы получаем от командования соединений и воинских частей только положительные отзывы.

Конечно, мы пока не видим военнослужащих-девушек на боевых кораблях и подводных лодках. И это не связано с уровнем их подготовки или с физической невозможностью женщин исполнять служебные обязанности в море. Возможно это следствие национальных военно-морских традиций.

Как знать: может быть через какое-то время мы вернёмся к вопросу включения женщин в экипажи боевых кораблей?! А пока девушки готовятся для дальнейшей службы в органах военного управления различных уровней и береговых

частях ВМФ, где зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

- В военно-учебных заведениях Военно-Морского Флота наряду с программами высшего образования реализуются программы среднего профессионального образования. Каков опыт подготовки специалистов среднего звена? Будет ли такая подготовка продолжена?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Военно-морские учебные заведения высшего образования являются пионерами в становлении среднего профессионального образования в Вооружённых Силах Российской Федерации. Более 20 лет назад совместными усилиями Главного командования Военно-Морского Флота и профессорско-преподавательского состава при Балтийском военно-морском институте была сформирована экспериментальная 21-я школа техников.

2 августа 1999 года произведён первый набор 130 курсантов на обучение по программам среднего профессионального образования. В августе 2001 года эксперимент был успешно завершён. По его результатам с 1 июля 2002 года во всех военно-морских институтах были созданы школы техников с одновременным расформированием существующих школ техников при учебных отрядах ВМФ.

Таким образом, учебная сеть подготовки специалистов среднего звена Военно-Морского Флота со сроками обучения 2 года 6 месяцев и 2 года 10 месяцев была интегрирована в систему военно-морских учебных заведений высшего образования. Это обучение проводилось по 25 военным специальностям в соответствии с государственными образовательными стандартами по особо наукоёмким специальностям, которые предусматривают обслуживание и эксплуатацию сложных технических систем надводных кораблей и подводных лодок, таких, как: главные энергетические установки, радиоэлектронное, морское подводное и ракетно-артиллерий-

ское вооружение, комплексы связи и гидроакустики.

С созданием в 2009 году ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» во всех его пяти военно-морских институтах были созданы факультеты среднего профессионального образования, обеспечивающие военно-специальную подготовку специалистов среднего звена для Военно-Морского Флота с присвоением квалификации «техник» и воинского звания «мичман».

Проведённые организационно-штатные преобразования позволили за счёт привлечения педагогов высшей военной школы повысить фундаментальность и теоретический уровень предоставляемого среднего профессионального образования без снижения практической составляющей подготовки данных военных специалистов.

По своему уровню среднее профессиональное образование в Военно-Морском Флоте стало сопоставимо с прикладным бакалавриатом в гражданских вузах, т.е. с высшим образованием, и позволяет нашим выпускникам занимать должности не только инженерно-технического профиля, но и становиться командирами малых кораблей и катеров.

Сегодня образовательные программы среднего профессионального образования реализуются на факультетах средней военно-специальной подготовки в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С. О. Макарова, Черноморском высшем военно-морском ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова и Ломоносовском морском колледже Военно-Морского Флота.

Ежегодно более трёхсот выпускников этих факультетов пополняют ряды флотского корпуса мичманов, и мы не планируем снижать эти показатели.

- Большое внимание в системе образования Военно-Морского Флота России уделяется участию

в ежегодных международных военно-технических выставках, форумах и салонах. Какие результаты уже достигнуты, и что увидим на экспозициях в этом году?

- Демонстрация достигнутых результатов и обмен опытом являются одной из важных задач образовательной и научной деятельности каждого военно-учебного заведения. Этому предшествует огромная работа всего научно-педагогического состава, докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов, а для ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» - ещё и операторов научной роты.

Важная роль в этой работе отводится учебно-методическим и научным подразделениям ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», а также структурным подразделениям Главного командования Военно-Морского Флота, которые разрабатывают планы военно-научной работы на учебный год, организуют и контролируют эту работу, осуществляют руководство подготовкой научных семинаров, конференций, конкурсов, выставок и других мероприятий, организуют участие в них, а также изучение, обобщение и распространение положительного опыта этой работы.

Например, ежегодное проведение в каждом военно-морском учебном заведении Дней инноваций позволяет отобрать и продемонстрировать лучшие работы для большей образовательной и научной аудитории, для представителей оборонно-промышленного комплекса.

Наиболее значимые результаты деятельности представляются ежегодно на выставках и форумах, салонах: Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ»; Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «АРХИМЕД»; Международном Салоне изобретений и новых технологий «Новое время»; выставке «День инноваций Минобороны России»; Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерпо-

литех»; тематических выставках Коллегий Министерства обороны и в телепроекте канала «Звезда» «Кулибин».

Основу экспозиций военно-морских учебных заведений на мероприятиях конгрессно-выставочной направленности составляют современные технические решения, содержащие оригинальные подходы к решению актуальных научных, научно-технических и практических проблем создания перспективных и модернизации современных образцов вооружения, военной и специальной техники.

Экспозиции вузов ВМФ неоднократно отмечались наградами за вклад в развитие инновационной науки и техники, за заслуги в области развития и внедрения инновационных технологий в области обеспечения безопасности государства, за активное участие в работе выставок и др.

С 2014 года 7 лет подряд ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает лидирующую позицию на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «АРХИМЕД». Результаты участия ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в мероприятиях Салона демонстрируют его абсолютное лидерство в итоговом медальном зачёте как по количеству наград, так и по их номиналу среди более чем 300 участников, в том числе представляющих не только организации Минобороны России, но и ведущие федеральные университеты, предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие организации. Кроме того, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является единственной организацией, награждённой дважды высшей наградой Салона - Гран-при «Золотой Архимед» (2015 г.; 2017 г.).

В мероприятиях Международного военно-технического форума «АРМИЯ» вузы ВМФ принимают участие практически с момента его создания.

В прошлом году в ходе проведения МВТФ «АРМИЯ-2021» мы приняли участие в пяти экспозициях:

• тематическом разделе Главного командования Военно-Морского Флота «Военно-морской кластер»;

• тематическом разделе Главного управления кадров Минобороны России «Военное образование -передовые технологии и цифровая трансформация»;

• тематическом разделе Главного управления инновационного развития Минобороны России (экспозиции «Инновационные разработки» и «Научные роты Минобороны России»);

• тематическом разделе Главного управления боевой подготовки ВС РФ («Выставка достижений изобретательской и рационализаторской деятельности»), а также в мероприятиях научно-деловой программы Форума.

В рамках научно-деловой программы Форума представителями Военно-Морского Флота было проведено 2 конференции, 7 круглых столов и 1 брифинг.

Основная нагрузка по организации и проведению мероприятий научно-деловой программы была возложена на ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

С поставленными задачами научно-педагогический состав ВУНЦ ВМФ справился в полном объёме.

По результатам своей работы ВУНЦ ВМФ был награждён дипломом «За активное участие в подготовке и проведении мероприятий научно-деловой программы МВТФ "АРМИЯ-2021"» и медалью Форума.

В этом году в рамках проведения МВТФ «АРМИЯ-2022» Военно-Морской Флот будет представлен практически во всех тематических разделах. Особое внимание хочу обратить на стенд Главного командования ВМФ. Посетителей Форума будет ожидать много приятных сюрпризов, подробности которых я раскрывать не буду.

- Много ли времени удаётся отводить работе в учебных заведениях? Часто ли приходится выступать перед профессорско-преподавательским составом, курсантами и слушателями?

- Рабочий график главнокомандующего видом Вооружённых Сил имеет часто ситуативный и очень динамичный характер. Тогда как деятельность любой образовательной организации спланирована как минимум на период обучения, а это два, три и пять лет.

Именно поэтому вне зависимости от объёмов и важности стоящих перед Военно-Морским Флотом текущих задач ежегодно до начала учебного года определяются ключевые элементы образовательной деятельности учебных заведений,

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37) Д ^

в которых предусматривается обязательное личное участие главнокомандующего и представителей Главного командования Военно-Морского Флота.

К таким ключевым элементам относятся мероприятия, посвя-щённые Дню знаний, проведение лекций и семинаров по актуальной проблематике, связанной со строительством, организацией и применением Вооружённых Сил Российской Федерации, а также работа в составе государственных экзаменационных комиссий по различным уровням профессионального образования.

Как правило, ежегодно первого сентября я выступаю с лекцией перед курсантами и слушателями, руководящим составом и научно-педагогическими работниками ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

В этой лекции мною освещаются вопросы истории и современности, существующих и прогнозируемых угроз военной безопасности России с морских и океанских направлений, задачи флотов в составе межвидовых группировок, основные направления строительства и развития Военно-Морского Флота. В связи с ними определяются и доводятся до постоянного

и переменного состава актуальные требования к офицерским кадрам и качеству их подготовки, даются напутствия вновь поступившим курсантам и слушателям, их наставникам и педагогам.

В течение всего периода обучения я и мои заместители, а также начальники управлений, отделов и служб Главного командования Военно-Морского Флота согласно плану принимаем участие в проведении занятий со слушателями и курсантами военно-учебных заведений, а также в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Также планово Главное командование Военно-Морского Флота осуществляет контроль по всем видам деятельности подчинённых военно-морских учебных заведений, а также контроль качества подготовки выпускников и соответствия результатов освоения слушателями и курсантами основных образовательных программ соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, квалификационных требований

к военно-профессиональной подготовке выпускников.

Эти требования к военно-профессиональной подготовке выпускников разрабатываются под руководством заместителя главнокомандующего Военно-Морским Флотом совместно с представителями образовательных организаций. Совместная работа по их актуализации, поддержанию уровня требований в соответствии с достижениями науки и флотской практики ведётся постоянно.

Много этого времени или мало? Конечно, хотелось бы уделять больше времени непосредственному общению с образовательным и научным академическим сообществом.

Расширение этого общения мы видим не только в личном присутствии представителей Главного командования в стенах прославленных училищ и академии, но и во всей совместной деятельности по строительству и развитию Военно-Морского Флота, по подготовке и карьерному росту военно-морских специалистов вне этих стен.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива ВУНЦ ВМФ

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

В.В. Глазков

«Униформа российского военного флота. 1855-1881»

М.: Фонд «Русские Витязи», 2022. - 472 с., цв. ил., фот.

Книга посвящена обмундированию, снаряжению и вооружению российского Военно-морского флота в царствование Александра II (1855-1881 гг.). Данная эпоха - один из самых сложных периодов в истории отечественного форменного костюма, она была весьма насыщена различными нововведениями и изменениями и поэтому вплоть до нашего времени оставалась наименее изученной специалистами. Это первый вышедший в России после 1917 г. печатный труд, где подробно рассматривается эволюция русской военно-морской униформы времён Александра II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.