Научная статья на тему 'Реабилитологический потенциал родственников психически больных, его структура и критерии оценки'

Реабилитологический потенциал родственников психически больных, его структура и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
529
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СТАЦИОНАР / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / FAMILY / PSYCHIATRIC HELP / STATIONARY / REHABILITATION / REHABILITATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гажа Андрей Константинович, Османов Эседулла Маллаалиевич

В рамках биопсихосоциальной модели психиатрической помощи сегодня все большее внимание привлекает к себе семья больного как один из важных факторов его социальной реабилитации. Данное обстоятельство побуждает к специальному исследованию потенциальных возможностей родственников психически больного как субъектов реабилитационного процесса. В связи с этим нами выдвигается понятие реабилитологического потенциала родственников больного, оценка которого является необходимой предпосылкой привлечения близких пациента к участию в реабилитационных мероприятиях. Особо отметим, что посещают больного в период его нахождения в стационаре по разным причинам (в силу состава семьи, отношения к больному и факту его заболевания, состоянию собственного здоровья, занятости и др.), как правило, члены его семьи. Поэтому, употребляя понятие семьи в качестве реабилитационного фактора, мы подразумеваем как в целом семью, так и отдельных родственников больного, непосредственно контактирующих с ним в период стационарного лечения. Для нас принципиальным является то, что в тех случаях, когда не удается организовать взаимодействие со всей семьей, а это, надо сказать, бывает достаточно редко, существенным подспорьем в реабилитационном процессе может стать опора на члена семьи, правильно оценивающего ситуацию и обладающего более высоким реабилитологическим потенциалом. В известной мере он может компенсировать его низкий уровень у других членов семьи. В ряде же случаев «семьей» оказывается один человек - мать, жена, дочь, бабушка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гажа Андрей Константинович, Османов Эседулла Маллаалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITOLOGICAL POTENTIAL OF RELATIVES OF MENTALLY DISEASED, ITS STRUCTURE AND ESTIMATION CRITERIA

Within the framework of biopsychosocial model of psychiatric help the attention is paid to the family of the ill as one of important factors of its social rehabilitation. This condition induced to special research of potential possibilities of relatives of mentally diseased as of units of rehabilitation process. According to this the understanding of rehabilitation potential of relatives of the ill is given, the estimation of which is necessary precondition of attracting the relatives to participation in rehabilitation events. we can mark, that the ill get visit on different reasons in the period of being in stationary (because of the content of the family, relation to the ill and the fact of him being ill, state of health, business and etc.) as a rule, members of his family. That is why using the definition f the family as a rehabilitation factor we mean the family as in general, and definite relatives of the ill, who contact him in the period of stationary treatment. The principle for us is that in these cases when we cannot organize the communication with all the family, and this must be said happens very rarely, the significant help in rehabilitation process may be support of the family member, who normally estimates the situation and who has rehabilitation potential more than others. In some measures he can compensate its low level at other members of the family. In some cases “the family” becomes one person mother, wife, daughter, grandmother.

Текст научной работы на тему «Реабилитологический потенциал родственников психически больных, его структура и критерии оценки»

УДК 616.89

РЕАБИЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДСТВЕННИКОВ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ, ЕГО СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

© А.К. Гажа, Э.М. Османов

Ключевые слова: семья; психиатрическая помощь; стационар; реабилитация; реабилитационный потенциал. В рамках биопсихосоциальной модели психиатрической помощи сегодня все большее внимание привлекает к себе семья больного как один из важных факторов его социальной реабилитации. Данное обстоятельство побуждает к специальному исследованию потенциальных возможностей родственников психически больного как субъектов реабилитационного процесса. В связи с этим нами выдвигается понятие реабилитологического потенциала родственников больного, оценка которого является необходимой предпосылкой привлечения близких пациента к участию в реабилитационных мероприятиях. Особо отметим, что посещают больного в период его нахождения в стационаре по разным причинам (в силу состава семьи, отношения к больному и факту его заболевания, состоянию собственного здоровья, занятости и др.), как правило, члены его семьи. Поэтому, употребляя понятие семьи в качестве реабилитационного фактора, мы подразумеваем как в целом семью, так и отдельных родственников больного, непосредственно контактирующих с ним в период стационарного лечения. Для нас принципиальным является то, что в тех случаях, когда не удается организовать взаимодействие со всей семьей, а это, надо сказать, бывает достаточно редко, существенным подспорьем в реабилитационном процессе может стать опора на члена семьи, правильно оценивающего ситуацию и обладающего более высоким реабили-тологическим потенциалом. В известной мере он может компенсировать его низкий уровень у других членов семьи. В ряде же случаев «семьей» оказывается один человек - мать, жена, дочь, бабушка.

Семья представляет собой ячейку личной социальной сети человека, наиболее близкую к нему и заинтересованную в нем. В силу этого она должна являться для каждого индивида наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой [1, с. 59].

Члены семьи душевнобольного могут существенно повлиять на восстановление у него способности социального функционирования прежде всего на уровне родственных межличностных отношений. Нет необходимости доказывать, что родные и близкие как никто другой могут дать больному любовь, заботу, ощущение своей нужности и защищенности.

Реабилитация больного как члена семьи, восстановление его семейной роли и функций или освоение новой роли в соответствии с произошедшими с ним изменениями и ограниченными возможностями могут быть осуществлены, что также не требует объяснений, только в самой семье.

Восстановление социальных связей невозможно без восстановления коммуникативных качеств больного. При дефиците межличностного общения, труднопреодолимом в условиях стационара, это именно та роль, которую могут успешно взять на себя в реабилитационном процессе родственники больного.

В то же время индивидуальные особенности и возможности отдельных членов семьи могут существенно различаться. Прежде всего это касается отношения к больному, к факту его заболевания и перспективам лечения, к собственной роли в этом процессе.

Понимание того, что влияние родственников на близких, страдающих психическим расстройством, неоднозначно, что их возможности далеко не равно-

ценны, является основанием для рассмотрения вопроса об их реабилитологическом потенциале.

В медицинской литературе используется понятие «реабилитационный потенциал больного (инвалида)», причем чаще всего без объяснения, как нечто само собой разумеющееся. В книге Н.К. Гусевой «Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации» приводится ряд его трактовок («реабилитационный потенциал инвалидов... определяется «фоном заболевания», выраженностью нарушения функций, тяжестью инвалидности, трудоустройством инвалида»; «реабилитационный потенциал - это степень активности больного в осуществлении восстановительных мероприятий, развитии учебных и трудовых установок, заинтересованности, задатков, склонностей и способностей» и др.) и предпринимается попытка дать собственное определение этого понятия. Оно рассматривается автором в качестве комплексного критерия, позволяющего оценить функциональный, психологический, профессиональный, социальный компоненты личности больного, которые интерпретируются автором как «типы зрелости реабилитируемого». Реабилитационный потенциал больного является, по ее мнению, одновременно и многокомпонентным критерием эффективности, и фактором, определяющим необходимость перехода от одной стадии реабилитационного процесса к другой [2, с. 156-157].

Иной подход к определению этого понятия предлагает Т.В. Зозуля. Говоря об особенностях реабилитации инвалидов вследствие психического заболевания, автор обращается к понятию «реабилитационный потенциал», выделяя в зависимости от него три категории инвалидов. Основанием для этого становятся такие характеристики реабилитационного потенциала, как уро-

вень интеллектуальной недостаточности, сохранность способности к общению или восстановлению утраченных навыков и др. [3, с. 152]. Иными словами, речь идет о совокупности возможностей, ресурсов, детерминирующих перспективы восстановления или компенсации утраченных психически больным человеком функций.

В свете сказанного представляется правомерным поставить по аналогии вопрос о потенциальных возможностях тех, кто, обеспечивая процесс реабилитации, являются его субъектами, т. е. выступают в качестве реабилитологов, и попытаться обосновать понятие реабилитологического потенциала. Естественно, прежде всего имеются в виду профессионалы - люди, специально подготовленные к данной деятельности. Однако определенные реабилитологические функции могут выполнять и непрофессионалы, в частности, люди, составляющие ближайшее окружение больного (члены семьи, родственники, друзья). Причем, выполнять как стихийно, не отдавая себе в этом отчета, так и целенаправленно, осознанно, руководствуясь необходимыми для конструктивного влияния на больного знаниями о закономерностях развития восстановительного процесса.

К такой постановке вопроса ближе всех подошел М.М. Кабанов. У него мы встречаем ряд близких понятий: «терапевтический потенциал», «реабилитационные качества среднего медицинского персонала», «эм-патийный потенциал врача». К сожалению, их содержание автором не раскрыто, употребляются они как термины и без того достаточно понятные. Правда, говоря о терапевтическом потенциале среднего медицинского персонала, он указывает на некоторые его составляющие - это выполняемые им наряду с традиционными обязанностями по уходу за больными «собственно реабилитационные функции». Наиболее важными из них, по мнению ученого, являются: умение развивать интерперсональные отношения с больным, использовать элементы психотерапевтической работы, формировать их общение в группах, организовывать трудотерапию, терапию занятостью и развлечениями, проводить беседы с родственниками [4, с. 90].

В этой же работе М.М. Кабанов характеризует качества, которые определяют позитивное влияние семьи на процесс реабилитации. Это прежде всего степень понимания больного, установки членов семьи как к самому больному, так и к процессу лечения. Чрезвычайно важно, что автор отмечает разные уровни сфор-мированности этих качеств у родственников больного. Так, например, он выделяет родителей, имеющих более высокую степень понимания больного, которые характеризуются адекватностью восприятия и правильной оценкой внутрисемейных отношений, лучшим пониманием болезненных проявлений и рациональным отношением к процессу лечения, выраженным положительным эмоциональным отношением к больному и др. То есть, по сути дела, речь идет о тех качествах, которые определяют реабилитологические возможности родственников больного. Умение выявить и оценить эти возможности и обеспечить их полноценную реализацию в реабилитационном процессе могло бы, на наш взгляд, повысить его эффективность.

Таким образом, введение в оборот термина «реаби-литологический потенциал» применительно к родственникам психически больного представляется нам оправданным и востребованным. Однако само это по-

нятие и его содержание нуждаются в более четком определении и научном обосновании.

Согласно словарям, понятие «потенциал» (лат. «potential» - сила, мощь) обозначает «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области...»; «степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для чего-нибудь».

В отечественной науке существуют исследования разных аспектов потенциала человека: «личностный потенциал работника», «интеллектуальный потенциал», «творческий потенциал», «педагогический потенциал», «аксиологический потенциал», «духовный потенциал» и др. В определениях и характеристиках различных потенциалов чаще всего используются следующие понятия: «возможности», «средства», «способности», «свойства», «ресурсы», «резервы», «готовность», «компетентность», «культура», «энергия», «позиция». Так, например, утверждается, что интеллектуальный потенциал - это «реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы» [5, с. 187]. А, скажем, личностный потенциал работника раскрывается как некая системная совокупность потенциальных возможностей личности. Структура личностного потенциала включает в себя следующие основные элементы: а) профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал); б) работоспособность (психофизиологический потенциал); в) интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал); г) креативные способности (творческий потенциал); д) способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал); е) ценностно-мотивационную сферу (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал) [6, с. 13].

По нашему мнению, реабилитологический потенциал родственника психически больного также может быть определен как совокупность возможностей позитивного влияния на процесс ресоциализации больного, на полное или частичное восстановление его способности социального функционирования и готовность реализовать эти возможности в процессе социальной реабилитации, выступая, наряду со специалистами лечебного учреждения, в качестве одного из его субъектов.

Безусловно, это самое общее определение, которое нуждается в конкретизации в плане тех возможностей, которые определяют уровень реабилитологического потенциала. Последний же далеко не равноценен даже у членов одной и той же семьи.

Помимо того, что он может быть крайне низок, не позволяя оказывать на процесс реабилитации сколь-нибудь значимого влияния, некоторые личностные качества, а также их совокупность могут быть оценены как «минус потенциал» в силу их неадекватности целям и особенностям процесса социальной реабилитации человека с психическим расстройством.

Семья в целом, а также отдельные члены семьи могут оказывать деструктивное влияние на больного, усугубляя патологии, провоцируя обострения. От контактов с такого рода родственниками больного следует оградить, что является для него меньшим злом по сравнению с их негативным влиянием. Бесспорно, это нужно сделать в период интенсивного лечения и реа-

билитационных мероприятий, проводимых в условиях стационара. Но и в период ремиссии желательно его проживание в защищенном жилье и снижение до минимума общения с теми, кто своим невежественным, агрессивно-несдержанным, дискриминирующим отношением может спровоцировать рецидив заболевания и повторную госпитализацию.

В свете сказанного правомерно говорить как о реа-билитологических качествах человека, будь то специалист лечебного учреждения или родственник пациента, так и об «антиреабилитологических» качествах, делающих носителя последних фактором патогенного влияния на больного.

Следует отметить, что перечень качеств, свойств, способностей личности, которые в своей совокупности характеризуют возможности ее позитивного влияния на процесс и результат социальной реабилитации психически больного, достаточно велик. Можно утверждать, что все они в той или иной мере значимы во взаимодействии с больным. Однако есть среди них главные, ключевые, от которых в решительной мере зависит позитивный характер взаимоотношений здоровых и больного членов семьи. Именно их развитие определяет уровень реабилитологического потенциала личности. Учитывая сказанное, мы сочли возможным представить структуру реабилитологического потенциала родственников больного как совокупность трех компонентов: мотивационного, образовательного и коммуникативного.

Каждый из названных компонентов может рассматриваться в двойной функции: как структурная единица, «звено» целостного образования - «реабили-тологический потенциал родственника душевнобольного», и как относительно автономная система. Именно во втором случае правомерно говорить о мотивацион-ном, образовательном и коммуникативном потенциалах родственника. Однако в целях упрощения мы в дальнейшем используем данное понятие как в первом, так и во втором его смысловых значениях.

Ведущим среди названных компонентов, на наш взгляд, является мотивационный компонент, который отражает внутреннюю настроенность личности на определенное поведение.

Для определения критерия оценки сформированно-сти мотивационного компонента реабилитологического потенциала родственника душевнобольного мы обратились к такому авторитетному источнику, как труд Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Автор отмечает, что Х. Мюррей в своем перечне мотивов ввел для деятельности по оказанию помощи особый базовый мотив, назвав его потребностью в заботливости. Отличительные признаки соответствующих ему действий: выказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного, кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять [7, с. 443]. Это положение послужило основанием для принятия в качестве критерия оценки сформированно-сти мотивационного компонента реабилитологического потенциала потребности в заботе о близком человеке. Показателями, в которых проявляется данный критерий, являются: эмоционально-положительное отношение к больному родственнику; стремление оказывать больному помощь и поддержку; стремление содействовать успеху лечения путем сотрудничества со специалистами лечебного учреждения.

В то же время высокий мотивационный потенциал родственника больного сам по себе недостаточен для эффективного участия в реабилитационном процессе. Самые благие и искренние побуждения в силу психиатрической некомпетентности, более того, невежества, зависимости от сложившихся в массовом сознании стереотипов могут привести к негативным в терапевтическом плане результатам. Мотивационная готовность родственников больного к содействию успеху его лечения, к личному участию в мероприятиях по его социальной реабилитации должна быть подкреплена необходимым объемом знаний из области психиатрии, достаточной ориентацией в этой области медицины. Это то, что составляет содержание образовательного компонента реабилитологического потенциала члена семьи больного.

В качестве критерия оценки уровня образовательного потенциала родственника душевнобольного нами взято такое понятие, как «психиатрическая грамотность». Показателями, в которых раскрывается этот критерий, являются: знания из области психиатрии, принятые как руководство к обращению с больным; адекватное отношение к психическому заболеванию близкого человека, процессу и перспективам лечения; понимание сущности и путей социальной реабилитации психически больного и роли его близких в этом процессе.

Очень важно понимать взаимосвязь мотивационно-го и образовательного потенциалов родственника пациента психиатрического учреждения. С одной стороны, как уже отмечалось, даже альтруистическая мотивация помощи больному может оказаться обесцененной его психиатрическим невежеством, проявляющимся в непонимании состояния больного, в неадекватном этому состоянию и стратегии лечения поведении, что, в конечном счете, может спровоцировать обострение болезни. С другой стороны, человек может обладать достаточным багажом психиатрических знаний, усвоенных формально и практически никак не проявляющихся в отношениях с больным, т. е. не ставших руководством к действию. Хотя, как правило, психиатрическая грамотность способствует укреплению мотивации, делает ее более осмысленной, основанной на научных положениях и адекватных представлениях о сущности психического расстройства, помогает избавиться от невежественных стереотипов, бытующих в массовом сознании. Отказ от помощи может быть следствием ложного понимания природы заболевания - «сам во всем виноват».

Взаимосвязь и взаимозависимость мотивационного и образовательного компонентов определяется и тем, что мотивационная направленность личности является стимулом к получению информации, знаний, навыков, необходимых для терапевтически корректного взаимодействия с больным, для регулирования своего поведения, стиля общения, их подчинения осмысленным и принятым к руководству требованиям. Конечно, на начальной стадии болезни мотивационный компонент часто носит интуитивно-неустойчивый характер. Однако даже в этом качестве он необходим, хотя бы как желание быть в силу своих возможностей полезным в процессе лечения близкого человека. По мере увеличения психиатрической компетентности укрепляется и мотивационная готовность личности, формируется более осмысленная, глубокая и устойчивая мотивация.

Однако наличие специальных медицинских знаний и искреннее стремление помочь больному и сотрудникам медицинского учреждения могут не дать ожидаемого результата при неразвитости у контактирующего с пациентом члена семьи необходимых коммуникативных качеств. В данном случае речь идет о третьем составляющем реабилитологического потенциала - его коммуникативном компоненте. Именно он представляет те личностные качества, которые и являются собственно реабилитологическими, все же другие являются качествами-условиями их реализации. Психиатрическая грамотность родственников и их мотивационная готовность к участию в реабилитационном процессе сами по себе не оказывают реабилитационного влияния не больного, но обеспечивают позитивный эффект коммуникативного взаимодействия с ним.

Критерий сформированности коммуникативного компонента реабилитологического потенциала родственников больного сформулирован нами как способность к реабилитационно-ориентированному общению с больным. Показателями, в которых проявляется названный критерий, являются: эмпатийность, проявляемая в общении; умение установить с больным взаимодействие, оказывая на него позитивное, социально стимулирующее влияние; эмоциональная гибкость. По степени выраженности данных показателей установлены три уровня коммуникативного потенциала родственника душевнобольного.

Коммуникативный потенциал родственников, собственно говоря, и является источником их реабилито-логического влияния на больного. Известно, что при малопрогредиентной шизофрении дефицит социального функционирования больных в первую очередь определяют не продуктивные симптомы, а нарушение общения. Эти нарушения в условиях дефицита общения усиливаются, что при длительном пребывании больного в стационаре способно привести к «госпитализму». Восполнить указанный дефицит могут родственники больного, поддерживающие с ним межличностные контакты. Другое дело, что эффективность этих контактов находится в зависимости от их коммуникативных способностей.

Общение с психически больным предъявляет особые требования к коммуникативным качествам его родственников. Обычно оно складывается стихийно, нецеленаправленно и не исключает неадекватные с терапевтической точки зрения реакции на слова и поступки больного, его «странное» поведение. Однако для того, чтобы общение членов семьи со своим больным родственником стало действительно средством социальной реабилитации, их коммуникативные качества должны соответствовать целям и содержанию реабилитационного процесса и в целом стратегии лечения, а также быть адекватными особенностям взаимодействия с психически больным человеком. А это предполагает эмпатийность как способность понимать другого и особым образом общаться с ним (эмпатиче-ское общение); умение устанавливать и развивать интерактивное взаимодействие с больным, оказывая на него конструктивное влияние и побуждая к социальной активности; эмоциональную гибкость - способность контролировать свой эмоциональный тонус и должным образом инструментировать общение, поддерживая с больным эмоционально-щадящие отношения.

Конечно, личностные контакты родственников и больного члена семьи могут быть полезны и в случае неразвитости у них тех или иных коммуникативных способностей и в известной мере компенсироваться доброжелательностью, заботливостью, терпеливостью, ответственностью. Однако реабилитационный эффект общения с больным, по нашему мнению, будет выше, если оно станет одним из звеньев реабилитационного процесса, что возможно при сознательном и активном участии в нем в качестве одного из его субъектов членов семьи больного, обладающих достаточными коммуникативным и психообразовательным потенциалами.

Укажем на связь двух последних: психиатрическая грамотность позволяет правильно организовать общение с больным, оказывая на него целенаправленное влияние, отдавая отчет в каждой своей реплике или жесте, оставаясь эмоционально сдержанным, невозмутимым. Понимание особенностей заболеваний и состояния больного, адекватная оценка их тяжести, знание симптоматики болезни позволяют правильно реагировать на ее проявления в процессе общения, не дают возникнуть раздражению, обиде, конфронтации. По сути дела, речь идет об особом типе общения - реаби-литационно-ориентированном.

Таким образом, из всего диапазона коммуникативных способностей родственников пациента востребованными оказываются прежде всего те, которые отвечают целям и особенностям реабилитационно-ориентированного общения с психически больным человеком.

Теперь можно дать более развернутое определение реабилитологического потенциала родственника психически больного: это совокупность возможностей позитивного влияния на процесс и результат его социальной реабилитации, определяемых потребностью в заботе о близком человеке, психиатрической грамотностью и способностью к реабили-тационно-ориентированному общению с больным.

Однако, как свидетельствуют научные исследования по психиатрии и практический опыт, реабилитоло-гический потенциал большинства родственников невысок, к тому же он серьезно ослаблен той драматической ситуацией, в которой они оказались в связи с тяжелым заболеванием близкого человека. В то же время он может быть усилен, обогащен, развит в результате специально организованной в условиях стационара медико-психолого-педагогической работы с членами семей пациентов, что является предпосылкой их последующего включения в реабилитационный процесс в качестве его субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: учеб. пособие. М., 2002.

2. Гусева Н.К Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации: руководство для профессионального образования. Н. Новгород, 1999.

3. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии: учеб. пособие. М., 2001.

4. КабановМ.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

5. Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. М., 2000.

6. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития / отв. ред. В.Г. Нестеров, Л.И. Иванько. М., 1987.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / пер. с англ. СПб., 2003.

Поступила в редакцию 15 апреля 2015 г.

Gazha A.K., Osmanov E.M. REHABILITOLOGICAL POTENTIAL OF RELATIVES OF MENTALLY DISEASED, ITS STRUCTURE AND ESTIMATION CRITERIA

Within the framework of biopsychosocial model of psychiatric help the attention is paid to the family of the ill as one of important factors of its social rehabilitation. This condition induced to special research of potential possibilities of relatives of mentally diseased as of units of rehabilitation process. According to this the understanding of rehabilitation potential of relatives of the ill is given, the estimation of which is necessary precondition of attracting the relatives to participation in rehabilitation events. we can mark, that the ill get visit on different reasons in the period of being in stationary (because of the content of the family, relation to the ill and the fact of him being ill,

state of health, business and etc.) as a rule, members of his family. That is why using the definition f the family as a rehabilitation factor we mean the family as in general, and definite relatives of the ill, who contact him in the period of stationary treatment. The principle for us is that in these cases when we cannot organize the communication with all the family, and this must be said happens very rarely, the significant help in rehabilitation process may be support of the family member, who normally estimates the situation and who has rehabilitation potential more than others. In some measures he can compensate its low level at other members of the family. In some cases "the family" becomes one person - mother, wife, daughter, grandmother.

Key words: family; psychiatric help; stationary; rehabilitation; rehabilitation potential.

Гажа Андрей Константинович, Тамбовская психиатрическая клиническая больница, г. Тамбов, Российская Федерация, главный врач, заслуженный врач РФ; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры глазных и нервных болезней, е-mail: post@ogbuztpkb.ru

Gazha Andrey Konstantinovich, Tambov Psychiatric Clinical Hospital, Tambov, Russian Federation, Main Doctor, Honored Doctor of Russian Federation; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Eye and Nervous Diseases Department, е-mail: post@ogbuztpkb.ru

Османов Эседулла Маллаалиевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, начальник департамента психологического образования, е-mail: naukatmb@mail.ru

Osmanov Esedulla Mallaalievich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Psychological Education Department, е-mail: naukatmb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.