SO ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2023
УДК 378.172
О.Г. ЖИГАРЁВА
РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ КОРОНАВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Раскрывается значение реабилитации студентов, перенесших коронавирусную инфекцию, средствами физической культуры с целью восстановления здоровья и скорейшего их возвращения к активной жизнедеятельности. COVID-19 - вирус, вызвавший эпидемию, пандемию. Студенческая молодежь как наиболее подвижная часть общества подвержена повышенной опасности заражения и требует к себе особого внимания как интеллектуальный фонд общества, нуждается в защите от его последствий. Ключевые слова: коронавирусная инфекция, осложнения, COVID-19, студенческая молодежь, здоровье, физическая культура, реабилитационные мероприятия.
The importance of rehabilitation of students who have suffered a coronavirus infection by means of physical culture, to restore health, and their speedy return to active life is revealed. COVID-19 is a virus that caused an epidemic, a pandemic. Student youth, as the most mobile part of society, is exposed to an increased risk of infection and requires special attention, as the intellectual fund of society, in protection from its consequences.
Keywords: coronavirus infection, complications, COVID-19, student youth, health, physical education, rehabilitation activities.
Коронавирусная инфекция сильно изменила жизнь современного общества, в том числе и студенческой молодежи. Тяжелые осложнения, вызванные заболеванием, влекут за собой необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление организма и возвращение студента к обычной жизни, физической и умственной работоспособности.
Основными симптомами COVID-19 являются:
1) повышенная температура;
2) сильные боли и першение в горле;
3) заложенность носа, потеря обоняния, вкуса;
4) усиленное чихание и кашель;
© Жигарёва О.Г., 2023
5) проблемы с дыханием;
6) усиленные головные и мышечные боли, а также общая слабость;
7) боли в груди и в спине;
8) возможны диарея, тошнота, рвота, головокружения.
Многие симптомы при заболевании могут наблюдаться и в отсутствие повышения температуры тела.
На основе опроса, проведенного среди студентов первого курса Финансового университета при Правительстве РФ с целью подтверждения объективной картины перечисленных симптомов и дальнейшего выбора рекомендаций по определению средств реабилитации и методов физической культуры, мы получили следующие данные (см. рисунок).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 91
80%%
64%
43%%
70%
12%%
28%%
5%%
53%%
12345678
симптомы
Симптоматика студентов, перенесших заболевание COVID-19
Влияние болезни на организм в целом или его отдельные системы предполагает индивидуальный подход при выборе средств реабилитации.
Изучая специальную литературу и основываясь на личных данных респондентов, переболевших COVID-19, было выявлено, что коронавирус затрагивает:
1. Легкие. После перенесенного заболевания в тяжелой форме можно испытывать одышку, которая возникает в случае большого поражения легких во время острой фазы заболевания, в этом случае трудность возникает при выдохе. Ложная же одышка носит психологический характер и вызывает сложности при вдохе, например трудности при спуске/подъеме по лестнице, при физических нагрузках. В такой ситуации важно делать дыхательную гимнастику.
2. Сердечно-сосудистую систему. Возникает тахикардия, которая особенно усугубляется в результате стрессов. Учеба студентов сопровождается волнениями, связанными с экзаменами, сдачами выпускных работ и т.д. Тахикардия как следствие болезни вызывает головокружение, слабость и тошноту и становится серьезной про-
блемой для успешной учебы. Кроме того, может возникнуть вирусный миокардит - более опасное заболевание, но крайне редко встречающееся среди студентов в силу их молодого возраста.
3. Нервную систему. От студентов поступают жалобы на ухудшение памяти, сильное снижение концентрации внимания на занятиях, головокружения, частые головные и мышечные боли, проблемы психологического характера (тревожность, депрессия, раздражительность и др.), нарушения режима сна. Это связано с доказанным фактом воздействия COVID-19 на центральную нервную систему.
4. Кроветворение. Коронавирусная инфекция повышает риск возникновения тромбозов, что тоже является серьезным осложнением этого заболевания.
5. Органы желудочно-кишечного тракта, печень, суставы и др. [1, 2, 5].
COVID-19 - это заболевание, которое не проходит бесследно, поэтому важно назначать, а тем более проходить реабилитацию правильно. Физическая культура входит в комплекс восстановительных средств для студентов, помогающих избежать осложнений после коронавирусной инфекции [6].
92 ВЕСТНИК РМАТ № 1 • 2023
Реабилитационные мероприятия необходимо назначать и начинать как можно раньше. Их комплексность и непрерывность являются главными принципами предотвращения серьезных последствий для организма.
Следует помнить, когда можно приступать к физической реабилитации, и обязательно руководствоваться рекомендациями лечащего врача. Основные симптомы, при которых следует отложить реабилитацию средствами физической культуры:
• сатурация менее 96% или же падение показателя во время тренировки;
• усиление слабости, вялого состояния, одышки во время упражнений;
• боль или стеснение в груди;
• появление головных болей, ухудшение зрения, головокружения во время тренировок;
• даже небольшая температура (37,0°С) является противопоказанием к физическим упражнениям;
• тахикардия, повышенная потливость и нарушение координации;
• высокое или низкое артериальное давление [5].
Для студентов рекомендуются следующие физические упражнения, необходимые для восстановления после коронавирусной инфекции:
1) инспираторный тренинг: дыхательные упражнения, которые помогают увеличить дыхательные объемы и уменьшить перфузионные нарушения (в зависимости от самочувствия данное упражнение следует делать от 5 до 20 минут по 4-5 раз в день);
2) позиционный дренаж для улучшения отхождения мокроты: студенту необходимо принять специальное положение тела, при котором зона поражения легких будет находиться выше
места бифуркации трахеи (по продолжительности данный метод необходимо начинать с 5 минут, постепенно увеличивая занятия до получаса) [7];
3) оздоровительная и спортивная ходьба (например, ходить пешком из дома до остановки, университета), при этом необходимо помнить, что спортивная ходьба обязательно должна сопровождаться ускорением, после привыкания организма к такой нагрузке необходимо чередовать ходьбу с бегом, также полезны будут велосипедные прогулки;
4) дренажные упражнения для активизации лимфатической системы, помогающей выводить из организма токсины, накопленные во время заболевания, и усиления кровотока, что, в свою очередь, помогает восстановить иммунитет (дренажные упражнения можно выполнять, например, на скакалке или стоя на месте, перемещая ступни с пятки на носок и обратно, прыгать на батуте и др.);
5) инспираторный тренинг с использованием тренажеров, создающих сопротивление с пороговой нагрузкой: благоприятно влияет на восстановление функции легких и их вентиляционную способность (такую нагрузку можно выполнять по 5-10 минут 2-3 раза в день);
6) комплекс упражнений с инвентарем (гантелями, утяжелителями для рук, спортивной резинкой) совместно с дыхательными упражнениями - для укрепления верхних и нижних групп мышц [2, 3, 4].
Основные цели реабилитации средствами физической культуры в восстановительном периоде после COVID-19: • улучшение функционирования дыхательной мускулатуры;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ S3
• повышение адаптации к физической нагрузке путем ступенчатого подбора;
• увеличение работоспособности, в том числе подготовка к полноценным занятиям физической культурой и спортом;
• восстановление сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем после перенесенного заболевания;
• восстановление после гипоксии, обусловленной перенесенной дыхательной недостаточностью.
Реабилитация средствами физической культуры помогает студенту:
• избавиться от одышки;
• освободить дыхательные пути от мокроты;
• увеличить объем легких, который в результате воспаления уменьшается;
• исключить фиброз, а также застой в легких;
• укрепить дыхательные мышцы и сердечно-сосудистую систему;
• насытить ткани организма кислородом;
• стабилизировать проблемы неврологического характера;
• улучшить психоэмоциональное состояние;
• наладить режим сна и т.д. [2].
Основываясь на литературных источниках и опросах студентов, делаем вывод: введение реабилитационных средств физической культуры в практические занятия со студентами, перенесшими COVID-19, положительно влияет на все системы молодого организма, позволяя ему в кратчайшие сроки набрать оптимальную физическую форму, сравнимую по работоспособности с доковидным уровнем активности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Белоцерковская Ю.Г., Романовских А.Г., Смирнов И.П. COVID-19. Респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов // Consilium Medicum. 2020. № 3. С. 12-20.
2. Иванова И.Н., Баландина И.Н., Белкин А.А. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID 19): метод. рекомендации. М.: Смысл, 2020. 115 с.
3. Комплекс упражнений после коронавируса: ЛФК, дыхательные, фитнес. URL: https:// zabota365.ru/blog/reabilitaciya-posle-covid-kompleks-uprazhnenii/ (дата обращения: 3.02.2023).
4. Методические основы развития респираторной системы студентов на занятиях физической культурой: монография/ О.Г. Жигарёва, И.В. Никишин, А.В. Швецов и др. М.: Финансовый университет, 2022.
5. Никифоров В.В., Суранова Т.Г. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты// Архивъ внутренней медицины. 2020. № 2.
6. Скальный А.В. Ковид и постковид. Микроэлементы и витамины для защиты и восстановления здоровья. М.: Эксмо, 2022.231 с.
7. Шумейко А.С., Борисова Н.С. Дыхательные гимнастики при COVID-19. Рекомендации по восстановлению для пациентов. М.: Эксмо, 2020. 114 с.