Научная статья на тему 'Рeaбилитация пожилых людей средствами культуры'

Рeaбилитация пожилых людей средствами культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна, Галагузов Алексей Николаевич

В статье раскрывается роль культуры в реабилитации пожилых людей; подчеркивается, что мероприятия по социокультурной реабилитации пожилых людей являются источником активного долголетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рeaбилитация пожилых людей средствами культуры»

О.Е. Плеханова, А.Н. Галагузов

РEAБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: реабилитация, пожилой человек, культура, средства культуры, социокультурная реабилитация. Аннотация: В статье раскрывается роль культуры в реабилитации пожилых людей; подчеркивается, что мероприятия по социокультурной реабилитации пожилых людей являются источником активного долголетия.

Возрастание доли пожилых людей в общем населении России ставит перед государством и обществом задачи использования жизненного, социального и профессионального опыта людей старшего возраста, а также компенсирование их нужд. Пожилые люди зачастую испытывают состояние невостребованности, ненужности, вызванное как психофизиологическими изменениями, так и социальными трансформациями, связанными с выходом на пенсию, утратой привычного социального статуса, материально-экономическими трудностями и др. Уже в раннем пенсионном возрасте резко снижается уровень социальных контактов, социальной адаптированности, профессиональная невостребованность не находит должной замены другими видами общественной деятельности, что резко изменяет психологическое состояние пожилых людей, зачастую приводя к тяжелым депрессиям. На фоне депрессии происходит обострение хронических заболеваний, приводящее к утрате способности к самообслуживанию. В связи с этим необходим поиск путей для продления активного долголетия людей старшего возраста с помощью комплекса консолидированных реабилитационных мероприятий с участием государства, общества и самих пожилых людей.

Отметим, что если еще несколько лет назад в России на первый план выступали проблемы материальной поддержки пожилых людей, их медицинской реабилитации, то сегодня, при сохранении этих направлений, актуализируются вопросы, связанные с реабилитацией пожилых людей средствами культуры.

Реабилитация как способ восстановления нарушенных функций организма известна с очень давних времен. Древнеегипетские врачи использовали практиковали некоторые приемы трудовой терапии для более быстрого восстановления своих пациентов. Врачи Древней Г реции и Рима также использовали в лечебных комплексах физическую активацию пациентов и трудовую терапию. С XVIII столетия медицинская реабилитация в Европе все более сочетается с элементами психологической поддержки пациентов. Тогда же испанские врачи обратили внимание, что те из больных, которые в процессе своего лечения ухаживали за другими пациентами, выздоравливали быстрее, чем те, кто были в своем лечении пассивны. С XIX столетия центр восстановительной терапии перемещается в США. С начала XX века там растет число учреждений, которые используют разные виды физической активизации для решения психологических проблем.

Особым фактором для развития различных видов реабилитации послужила Первая мировая война, так как тысячам воинов потребовались восстановительное лечение и реабилитационная помощь. Вторая мировая война также значительно стимулировала развитие медицинской, психологической и социальной реабилитации.

В отечественной науке вопросы реабилитации рассматривались начиная с 30-х годов XX века, но организация структур реабилитационной помощи в России началась лишь в 70х годах XX века по инициативе органов здравоохранения. Соответственно, первые толкования термина «реабилитация» появились в медицинской справочной литературе. В медицинской энциклопедии реабилитация определяется как (франц. ^аЬНШюп, от лат. ге-«вновь» + habilis «удобный, приспособленный») сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации (или восстановления) нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации (или адаптации) больных, пострадавших и инвалидов [7]. Отметим, что в приведенной трактовке обнаруживаются различные грани реабилитации - медицинские, психологические и социальные, - что подчеркивает ее многоаспектность, указывая на взаимосвязь различных наук, и обусловливает распространение термина «реабилитация» из медицины в другие сферы научной и практической деятельности (философию, социологию, педагогику, психологию и др.). Например, авторы психологической энциклопедии Р. Корсини, А. Ауэрбах определяют реабилитацию как «процесс, направленный на достижение определенных целей у индивидуума, перенесшего травму, заболевание или ослабляющее состояние. Реабилитация предполагает, что этот индивидуум ранее был способен адекватно функционировать в тех сферах деятельности, активность в которых подверглась ослаблению. Целью реабилитации является возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования» [6, 1096].

Реабилитация как возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования особенно актуальна для пожилых граждан. Это связано с тем, что если в других возрастных группах реабилитация необходима лишь небольшому проценту населения, то, ввиду происходящих с возрастом изменений (физиологических, психологических и др.), в различных видах реабилитации нуждается практически каждый пожилой человек. Во всех случаях реабилитация объективно направлена на предупреждение и замедление процессов старения человека различными средствами, что определяет виды реабилитационной помощи.

Медицинская реабилитация нацелена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление заболевания пожилого человека.

Психологическая реабилитация способствует воздействию на психическую сферу пожилого человека и направлена на улучшение эмоционального состояния, развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности, происходящих в связи с возрастными изменениями или с жизненными обстоятельствами.

Педагогическая реабилитация осуществляется через комплекс мероприятий воспитательного характера, направленных на овладение человеком преклонного возраста необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.

Социально-экономическая реабилитация осуществляется как комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, деньгами и продовольствием.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение трудоспособных граждан пожилого возраста доступным видам труда, а также предоставление им необходимых индивидуальных технических приспособлений и помощь в трудоустройстве.

Бытовая реабилитация обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих человеку стать достаточно самостоятельным в быту.

Социальная реабилитация направлена на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со

стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса, девиантным поведением личности [9, 18].

В последнее время активно стали развиваться спортивная и творческая реабилитация, которые предполагают участие пожилых людей в спортивных мероприятиях, в творческой, образовательной, культурно-досуговой деятельности и др., в результате чего различными средствами культуры у реабилитируемых укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия и ощущение своей неполноценности, преодолеваются психологические барьеры в общении. Таким образом, актуализация вопроса о необходимости реабилитации средствами культуры, свидетельствует о смене сложившихся в России стереотипов, а также о признании эффективности подобного вида реабилитации для людей пожилого возраста.

Обращаясь к этимологии слова «культура» отметим, что, имея латинское происхождение, оно первоначально означало возделывание или обработку земли, а также могло употребляться как синоним греческого слова «paideia» (воспитание в соответствии с традициями этоса) [3, 17]. Эллины видели в paideia главное свое отличие от «некультурных» варваров. Слово «культура» можно встретить в трактатах и письмах поэтов и ученых Древнего Рима, где оно употреблялось в связи с каким-либо объектом (например, культура поведения, культура речи), выступая результатом гармоничного и возвышенного развития человека. В позднеримскую эпоху, наряду с существовавшими на тот момент взглядами на культуру, зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, положительно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «культура» стало ассоциироваться более с признаками личного совершенства, и в первую очередь религиозного. В эпоху Ренессанса совершенством культуры считали соответствие гуманистическому идеалу человека [3].

Впервые «культура», как самостоятельное понятие, упоминается в XVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он использовал его для обозначения результатов деятельности человека. Культура выступала как противопоставление человека и его деятельности дикой природе. Первоначально смысл идеи, воплощенной в понятии «культура», имел не слишком ясный характер и обрисовывался лишь в самом общем виде. Дальнейшее развитие данной категории выявило два ее аспекта. С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей, используя наряду с понятием «культура» слова «просвещенность», «гуманность», «разумность». С другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.

Со второй половины XVIII века общество было взволновано осмыслением специфики образа жизни человека, что обозначило потребность в специальном научном понятии, с помощью которого могла быть выражена суть данной проблемы и зафиксирована идея о существовании особенностей человеческого бытия, тесно связанная с развитием способностей человека, его разума и духовного мира. Таким понятием становится «культура», введенное в научный обиход основоположником английской антропологии Э.Б. Тайлором. Он определял «культуру» как сложное целое, которое слагается «из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [8].

Эволюция содержательной стороны понятия «культура» привела к возникновению множества трактовок и подходов, но до сих пор не утвердилось единого понимания и общего взгляда на культуру, что привело к сосуществованию в современной научной литературе свыше четырехсот толкований культуры. Такое многообразие трактовок обусловлено, с од-

ной стороны, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. С другой стороны, сам подход к культуре определяется во многом исследовательскими установками (культура - это объект изучения различных наук), а также взаимопроникновением различных категорий из одних наук в другие. Например, в соответствии с философским различением онтологических уровней общее - особенное - единичное, стали выделять культуру: человечества; социальной группы - от макрогрупп (этнос, нация, класс, сословие, профессиональные группы) до микрогрупп (семья, производственный коллектив или дружеская группа); личности. Общечеловеческая культура и культура группы, преломляясь в индивидуальном сознании, оказывают влияние на формирование культуры личности. «Как единичное проявление вариативного особенного и инвариантного общего» понимает культуру личности М.С. Каган. Он отмечает, что «культура каждого человека должна содержать то, что сближает ее с другими людьми, и то, что ее от них отличает каковы бы ни были пропорции этих двух переменных» [3, 53]. Культура оказывает на личность неоднозначное воздействие. С одной стороны, содействует приобщению человека к существующим в обществе системам знаний, навыков, принципов поведения и так далее, усвоение же составляет процесс социализации личности. С другой стороны, избирательное овладение ценностями культуры обеспечивает индивидуализацию личности, развитие ее неповторимых черт, способностей, дарований и так далее. Вместе с тем, для культуры личности одного усвоения недостаточно: необходима реализация накопленного богатства (знаний, норм, ценностей и тому подобное) социальной деятельности человека, в его повседневном поведении и общении с другими людьми. В связи с этим, на основе имеющихся в научной литературе трактовок, можно выделить три подхода, которые являются актуальными для реабилитации людей пожилого возраста средствами культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.

Представители аксиологического подхода (А.И. Арнольдов, Г.П. Выжлецов, Ю.И. Ефимов, И.И. Громов, В.А. Малахов, Г. Риккерт, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, Г. Францев, А. Швейцер,

Н.З. Чавчавадзе, С.Л. Франк и др.) определяют культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Они рассматривают проблемы, относящиеся к сущности ценностей, их компонентам и их роли в жизни человека. Г.П. Выжлецов отмечает, что «именно ценности определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что называется культурой народа и общества, именно они становятся ядром этой культуры. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали» [1, 64-65].

Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей, что подводит нас к интерпретации культуры приверженцами деятельностного подхода, которые рассматривают ее как специфический способ человеческой деятельности, с одной стороны (М.С. Каган, В.Е. Давидович, Э.С. Маркарян, А.А. Леонтьев), и выдвигают концепцию культуры как творческой созидательной деятельности человека, с другой стороны (Э.А. Баллер, А.В. Болдырев, Н.С. Злобин). Общая черта данных концепций состоит в том, что они рассматривают культуру не статично, а динамично и процессуально в постоянной проекции на человеческую деятельность. Проблема культуры как специфического способа человеческой деятельности воспринимается в качестве определенной качественной характеристики деятельности людей и ее результатов. Как «целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой» понимает культуру М.С. Каган [2, 138].

Как универсальная характеристика деятельности, культура определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления. Анализ специфики содержания, средств и результатов деятельности и культуры приводит к признанию деятельности лишь одним из существенных атрибутов социальной реальности. Культура же характеризует все атрибуты этой реальности, фокусирует все области материальной, духовной деятельности.

Понимание культуры как совокупности средств, сил и способностей, которые характеризуют социального субъекта, характерно для представителей личностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Л.К. Круглова и др.). Особенность данного подхода заключается в том, что его сторонники подходят к определению культуры с точки зрения человеческой личности, понимая под культурой ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют его как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса. Ряд исследователей (В.С. Библер, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов и др.) определяют, что культура - изменение самого человека, его реализация как творческой личности.

Обобщая подходы ученых в русле данного направления, можно отметить две особенности:

1. Проблема культуры - это проблема взаимодействия людей. Социальное взаимодействие обеспечивает актуализацию культуры, так как вне его культура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности [4]. Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает результаты человеческого развития. При этом важно отметить, что процесс творческого развития личности как процесс усвоения культуры обусловлен не усилиями отдельных интеллектуальных групп общества, а собственной общественно-преобразовательной деятельностью личности.

2. Культура имеет личностно-творческую природу. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры, и как приемник исторического наследия, и как творческое начало истории. При таком понимании культуры оказывается, что приобщение к ней индивида является моментом личной биографии каждого человека.

Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптимальность этого процесса и перед индивидом и перед собой, что подводит нас к понимаю реабилитации средствами культуры как к социокультурному процессу и определяет вид реабилитационной помощи как социокультурной.

Под социокультурной реабилитацией пожилых граждан понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Отметим, что понятие «социокультурная реабилитация» включает в себя несколько составляющих: «социальное», «культурное», «реабилитация», что определяет его суть. Понятие «социальное» указывает на обращение к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни в социуме, так как полноценная жизнь человека вне социума практически невозможна.

Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых людей на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» подразумевает, с одной стороны, наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием и предполагает участие пожилых людей в освоении и передаче культурных ценностей, самостоятельное художественное творчество, участие в спортивных мероприятиях, получение

образования; а с другой стороны, указывает на качество и сферу проявления культурной активности людей старшего поколения, на результаты их творчества. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых людей между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

Осуществлять социокультурную реабилитацию могут родственники, близкие или друзья пожилых людей. Однако не всегда у пожилых людей есть близкие люди, либо они не способны осуществлять реабилитацию данного вида. В связи с этим в настоящее время все чаще важнейшей базой осуществления социокультурной реабилитации выступают учреждения социального обслуживания населения: геронтологические центры, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи на дому, центры психолого-педагогической помощи, специальные дома для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания, отделения дневного пребывания. Организация социокультурной реабилитации в них осуществляется специалистами в соответствии с основными сферами культуры: искусство, наука, образование, спорт, религия, которые в зависимости от задач могут выступать средствами культуры.

Одним из доминирующих и развивающихся направлений социокультурной реабилитации пожилых людей является область деятельности, основанная на различных видах искусств. М.С. Каганом разработана классификация искусств. Он пишет, что исторически сложились три группы искусств: изобразительные (живопись, скульптура графика, художественная фотография), архитектонические (зодчество, прикладные искусства и дизайн); словесно-музыкальные (литература, искусство живого слова - художественное чтение); сценические и экранные (танец и искусство актера с обслуживающими их творчеством режиссера, сценографа, оператора, кино). Их исходное и основное различие состоит в пространственно-статическом характере одних (камень, дерево, металл, рисунок и цвет и т. д.), пространственно-временном, пластико-динамическом характере других (тело человека и его экранные изображения) и процессуально внепространственном третьих (слово и вневер-бальные звучания) [3, 264].

Социокультурная реабилитация с помощью различных видов искусств включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства: создание, хранение, воспроизведение, восприятие, а также процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование [5, 32]. В соответствие с видами искусства можно выделить несколько основных направлений.

Музыкальное - предполагает осуществление реабилитации через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение (сольное, ансамблевое, хоровое), игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки. Реабилитационное воздействие музыки состоит в способности поддерживать или изменять по-необходимости эмоциональное состояние пожилого человека, реализовывать свои способности, объединять людей общим делом, максимально быстро восстанавливать коммуникативные навыки, двигательную активность, а также избавляться от стресса и депрессии.

Литературное - предполагает два пути: 1) совместное чтение литературных произведений в целях нормализации или оптимизации эмоционального состояния пожилых людей, а также расширения их кругозора; 2) сочинение произведений с последующим их прочтением для аудитории. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Хореографическое - предполагает осуществление реабилитации через движение и танец, что способствует интеграции эмоционального и физического состояния личности, побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность тела, укрепляет силу пожилых людей как на физическом, так и на психическом уровне.

Изобразительное - предполагает осуществление реабилитации через создание зрительных образов с помощью изобразительных средств. Данное направление способствует отражению, воспроизведению зрительно воспринимаемой реальности или созданию новой реальности в различных видах изобразительной деятельности: скульптура, живопись, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн и др.

Театральное - предполагает осуществление реабилитации через театральную деятельность, основанную на синтезе искусств (музыка, живопись, литература, хореография и др.). Театральная деятельность включает в себя постановку спектаклей или небольших театральных зарисовок, благодаря чему пожилой человек может реализовать себя в неком новом образе. Это способствует улучшению эмоционального состояния, ориентации в пространстве и взаимодействию со средой, а также расширению круга общения и улучшению коммуникации людей пожилого возраста.

Экскурсионное - предполагает осуществление реабилитации через совместные посещения людьми пожилого возраста различных учреждений культуры (театры, кинотеатры, музеи, выставки и др.), исторических и памятных мест (памятники, архитектурные сооружения и др.). Способствует расширению кругозора, общению, улучшению эмоционального состояния пожилых людей.

Праздничное - предполагает осуществление реабилитации через проведение совместных праздников, вечеров отдыха, посвященных различным датам как личного, так и общественного характера. Как и в театральном, в праздничном направлении могут сочетаться различные виды искусств, кроме того, при проведении праздников человек чаще всего находится в приподнятом настроении, что, безусловно, служит улучшению эмоционального состояния, избавляя пожилых людей от стрессов и депрессий.

Таким образом, реабилитация средствами культуры, обладая мощным потенциалом, является сегодня одним из перспективных направлений в работе с пожилыми людьми. Мероприятия по социокультурной реабилитации позволяют предупредить или замедлить процессы старения или функциональные затруднения, увеличить самостоятельность в деятельности людей пожилого возраста. Протекая в деятельности, социокультурная реабилитация, порождает новые потребности, стимулирует возникновение положительных эмоций, активизирует волю, является важнейшим источником коммуникации и продления активного долголетия людей пожилого возраста. Процесс социокультурной реабилитации пожилых людей реализуется в результате комплексной деятельности пожилого человека с семьей или друзьями, а также осуществляется с помощью государственных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п.

1. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры [Текст] / Г.П. Выжлецов. - СПб. : С-Петерб. универ., 1996. - 152с. -ISBN 5-288-01585-6.

2. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи [Текст] / М.С. Каган. - Л. : Изд. Ленинградского ун-та, 1991. - 384с. - ISBN 5-88-00956-2.

3. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416с.

4. Коган, Л.Н. Теория культуры : учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Коган. - Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 1993. -

160с.

5. Основы теории художественной культуры [Текст] / под.ред. Л.М. Масоловой. - СПб. : Лань, 2001. - 288с. - ISBN 5-8114-0425-5.

6. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха - 2-е изд. - М. : Питер, 2006. -1096 с. - ISBN 5-272-00018-8 0-471-13159-8.

7. Реабилитация [Электронный ресурс] / Медицинская энциклопедия // Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26348.

8. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/?work=pervobyt culture.

9. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие [Текст] / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. -2-e изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 340с. - ISBN 5-94798-962-Х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.