Научная статья на тему 'РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧАСТИИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО'

РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧАСТИИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REHABILITATION / HABILITATION / DISABLED CHILDREN / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / TRP TESTING CENTERS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЦЕНТРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ГТО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тенкачева Татьяна Рашитовна, Матвеева Елизавета Сергеевна, Корнилова Ольга Андреевна, Терентьев Алексей Евгеньевич, Харитонова Елена Владимировна

Статья посвящена обоснованию организационно-методических условий для реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе центров тестирования комплекса ГТО в Свердловской области для полноценного психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика нормативно-правовой и социальной роли физкультурно-спортивной деятельности в плане использования адаптивной физической культуры и спорта как инструмента социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе; как ключевого элемента системы полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Актуализированы государственные требования к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как программная и нормативная основы физического воспитания в процессе реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в том числе и в рамках пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также детей-инвалидов в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2014-2020 годы). Представлена характеристика подхода привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом на основании медицинских показаний, в том числе на базе центров тестирования комплекса ГТО, а также опыт работы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов в Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тенкачева Татьяна Рашитовна, Матвеева Елизавета Сергеевна, Корнилова Ольга Андреевна, Терентьев Алексей Евгеньевич, Харитонова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REHABILITATION AND HABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND CHILDREN WITH DISABILITIES, INVOLVING TESTING CENTERS OF THE TRP COMPLEX

The Article is devoted to the substantiation of organizational and methodological conditions for the rehabilitation and habilitation of children with disabilities and disabled children on the basis of testing centers of the TRP complex in the Sverdlovsk region for the full psychophysiological development of children with disabilities. The characteristic of the normative-legal and social role of physical culture and sports activity in terms of the use of adaptive physical culture and sports as a tool of social adaptation and integration of disabled people in modern society is given; as a key element of the system of full or partial restoration of the abilities of persons with disabilities to household, social, professional and other activities. The state requirements to the level of physical fitness of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (TRP) as a program and normative basis of physical education in the process of rehabilitation and habilitation of children with disabilities and disabled children (including within the framework of the pilot project of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation to develop approaches to the formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people) are updated, as well as children with disabilities in the framework of the state program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2014-2020). The characteristic of approach of attraction of disabled people and persons with limited opportunities of health to systematic occupations by physical culture and sports on the basis of medical indications, including on the basis of the centers of testing of the GTO complex, and also experience of the all-Russian sports complex "Ready to work and defense" (GTO) for disabled people in Sverdlovsk region is presented.

Текст научной работы на тему «РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧАСТИИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ Ъу

Т.Р. Тенкачева, Е.С. Матвеева, О.А. Корнилова, А.Е. Терентьев, Е.В. Харитонова РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧАСТИИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

Ключевые слова: реабилитация, абилитация, дети-инвалиды, ограниченные возможности здоровья, центры тестирования ГТО.

Аннотация: Статья посвящена обоснованию организационно-методических условий для реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе центров тестирования комплекса ГТО в Свердловской области для полноценного психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика нормативно-правовой и социальной роли физкультурно-спортивной деятельности в плане использования адаптивной физической культуры и спорта как инструмента социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе; как ключевого элемента системы полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Актуализированы государственные требования к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как программная и нормативная основы физического воспитания в процессе реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в том числе и в рамках пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также детей-инвалидов в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2014-2020 годы). Представлена характеристика подхода привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом на основании медицинских показаний, в том числе на базе центров тестирования комплекса ГТО, а также опыт работы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов в Свердловской области.

Растущий интерес к проблеме создания условий для полноценного психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) обусловлен как изменившейся законодательной базой Российской Федерации, так и различными социальными и экономическими факторами. Категория лиц, имеющих инвалидность, была определена еще в 1995 году в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором прописано, что инвалид - это «лицо», которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [ФЗ-181]. В 2012 году был принят новый «Закон об образовании в Российской Федерации» - Ф3-273, в котором было определено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий [Ф3-273].

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

Одновременно с принятием нового федерального закона «Об образовании в РФ» в 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее Конвенция), который свидетельствует о готовности не только общества, но и органов государственной власти к формированию условий, направленных на соблюдение экономических, юридических и социальных прав инвалидов на уровне мировых стандартов. Согласно основным положениям Конвенции, решение вопросов о формировании доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а также текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Здоровье трактуется как сложное интегральное понятие, включающее характеристики психического и физического развития человека, адаптационные возможности организма и социальную активность, которая, в конечном итоге, обеспечивает нужный уровень умственной и физической работоспособности.

Процесс интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов в общество связан не только с получением конкретного объема знаний и уровня образования, но и с организацией условий для полноценной реабилитации и абилитации. В соответствии с Федеральным законом ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под реабилитацией понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация - это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Цель реабилитации и абилитации - обеспечить инвалидам возможность успешно организовывать свою жизнь в социуме, создавать семьи и иметь работу. Для реализации данной цели необходимо провести ряд мероприятий, одно из которых - совершенствование системы физического воспитания как на федеральном, так и на региональном уровне, причем основная деятельность должна быть направлена на создание подходящих условий путем развития материально-технической базы. Данное направление на сегодняшний день весьма актуально. Это подтверждается тем, что в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы в качестве целевых показателей выделяют долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов.

Физическая культура и спорт являются основным направлением реабилитации и абилитации инвалидов, при решении задачи по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации основную роль будет иметь именно физкультурно-спортивная деятельность.

Проблеме представления адаптивной физической культуры и спорта в качестве инструмента социальной адаптации и интеграции инвалидов в

эЭоЖае специальные поп росы оеппзоппнип

современном обществе уделяется значительно меньше внимания в отличие от проблемы, которая связана с воздействием адаптивной физической культуры на физическое состояние человека и ее роли в процессе физической реабилитации. Это и послужило основой для установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК «ГТО») - введен в действие с 1 сентября 2014 года. Он является программной и нормативной основой физического воспитания населения и основывается на принципах добровольности и доступности. Выполнение нормативов для граждан не является обязанностью, но благодаря доступности любой желающий в рамках самостоятельных занятий может подготовиться к сдаче нормативов.

Помимо «добровольности» и «доступности» ВФСК «ГТО» включает еще несколько обязательных принципов:

- принцип оздоровительной и личностно-ориентированной направленности, который заключается в том, что нормативы, установленные в комплексе, направлены на поддержание оптимального для конкретного возраста уровня физического развития, при этом у выполняющих есть возможность выбирать нормативы (в вариативной части) в соответствии со своими интересами и возможностями (так, например, вариативными нормативами являются плавание, метание снаряда, бег на лыжах, туристский поход);

- принцип обязательности медицинского контроля, согласно которому подготовка к выполнению и выполнение нормативов возможны только с учетом состояния здоровья занимающихся и с соблюдением рекомендаций врача;

- принцип учета региональных особенностей и национальных традиций определяется многонациональным и поликультурным характером нашей страны; адаптация комплекса к социальным особенностям разных областей России, сохранность и поддержка национального и культурного многообразия осуществляется благодаря соблюдению существующих в том или ином регионе традиций и уважение к ним, проявляющееся, в частности, в возможности включать национальные виды спорта в число нормативов;

При реализации данных принципов в свете положений Конвенции о правах инвалидов закономерным этапом стала разработка нормативов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые должны обеспечить возможность равного с другими участия в проекте. Исходя из этого, для лиц с ограниченными возможностями здоровья возникает необходимость подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО», что становится стимулом для регулярных занятий физической культурой и спортом. Тем самым в качестве одного из инструментов в комплексной реабилитации и абилитации инвалидов можно рассматривать ВФСК «ГТО». Однако при включении ВФСК «ГТО» в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов наравне с адаптивной физической культурой появляется проблема, которая заключается в совершенствовании материально-технической базы, для чего необходимо создать

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

условия для подготовки и выполнению нормативов ВФСК «ГТО». Данная проблема должна решаться как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В Свердловской области с 2017 года реализуется пилотный проект Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2014-2020 годы. Этот проект включает в себя описание в качестве средств реабилитации и абилитации физическую культуру и спорт (помимо других видов).

Привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом должно осуществляться с учетом и на основании медицинских показаний. В настоящее время в Свердловской области проживает порядка 300 тысяч инвалидов, в том числе 18 тысяч детей-инвалидов, из них в реабилитации и абилитации нуждаются 2478 человек, из них детей-инвалидов - 1975 человек. Всем им рекомендованы физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом в условиях, отвечающих их особым психофизиологическим возможностям. В решении задачи по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации значимая роль отводится физкультурно-спортивной деятельности, поскольку физическая культура и спорт, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», относятся к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов. Следовательно, в качестве одного из критериев оценки возможности создания площадок для абилитации инвалидов, занятий адаптивной физической культурой, подготовки и выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» лицами с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Свердловской области выступает наличие специального спортивного оборудования.

В Свердловской области функционируют пятнадцать организаций, имеющих необходимую специальную среду для проведения реабилитационных и абилитационных мероприятий, из пятидесяти четырех организаций, осуществляющих данный вид деятельности. Методическое сопровождение проекта обеспечивают Областной центр реабилитации инвалидов, Реабилитационный центр «Талисман», Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа, Многопрофильный клинический медицинский центр «Бонум» и другие. При этом Центры тестирования комплекса ГТО созданы в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области. Определено двести девяносто пять мест тестирования, соответствующих требованиям для выполнения нормативов комплекса ГТО. Центры тестирования созданы на базе детско-юношеских спортивных школ, комитетов по физической культуре и спорту, физкультурно-оздоровительных центров и комплексов, общеобразовательных учреждений, центров спортивной подготовки, центров развития физической культуры и спорта, спортивных клубов.

В 2017 году была проведена апробация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов в

эЭоЖае специальные поп росы оепазопанип

Свердловской области на базе двадцати центров тестирования. В апробации приняли участие порядка тысячи человек. В ходе рабочего совещания Министерства спорта Российской Федерации по вопросам апробации механизмов внедрения нормативов ГТО для инвалидов было сказано, что уже в 2018 году все желающие из числа инвалидов и детей-инвалидов смогут получить знаки отличия комплекса ГТО. Для реализации этих планов проводятся следующие мероприятия:

- составлен реестр ответственных лиц в муниципальных образованиях;

- собирается информация об инвалидах, прошедших медико-социальную экспертизу;

- собирается статистика о количестве интегрированных инвалидов, проведен анализ ресурсной базы системы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в Свердловской области,

- проанализированы федеральные и региональные нормативно-правовые акты по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);

- определены пилотные площадки и организации для апробации методических документов;

- сформированы межведомственные рабочие группы по разработке моделей межведомственного взаимодействия, ранней помощи и сопровождения детей-инвалидов; проведены обучающие семинары для специалистов по изучению методических документов Министерства труда России, по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);

- проведены межведомственные совещания по вопросам комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи, сопровождения (координатором проекта от министерства физической культуры и спорта Свердловской области назначено ГАУ ДО СО «ДЮСАШ»).

Таким образом, для увеличения числа инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в систему абилитации и реабилитации, необходимо развитие спортивной инфраструктуры путем организации дополнительных площадок, соответствующих требованиям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с привлечением центров тестирования комплекса ГТО

1. Бастрон, О.В. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей [Текст] / О. В. Бастрон, И. Н. Сафронова. -Томск : Издательство ТГПУ, 2007. - С. 167-169.

2. Беженцева, Л.И. Особенности организации процесса физического воспитания детей инвалидов (слепых и слабовидящих) в условиях школы-интерната [Текст]. - Томск : Издательство ТГПУ, 2003. - С. 233-237.

3. Брызгалова, С.О., Тенкачева, Т.Р. Создание условий подготовки детей и подростков с различными формами дизонтогенеза к выполнению нормативов ВФСК ГТО в условиях инклюзивного образования [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 51-54.

4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учебное пособие [Текст] / С. П. Евсеев, А. С. Солодкова. - Санкт-Петербург : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - 95 с.

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

5. Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы: учебное пособие [Текст]. - Москва : Теревинф, 2015.

6. Лечебная физическая культура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общ. ред. Г.В. Каштановой. - Москва : АРКТИ, 2007. - 104 с.

7. Лисовский, В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие [Текст] / В. А. Лисовский [и др.]; под редакцией проф. С.П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2001. - 320 с.

8. Организация занятий по физической культуре с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. С. О. Брызгалова [и др.]. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 194 с.

9. Официальный сайт ВФСК ГТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gto.ru.

10. Постановление Правительства Российской Федерации №1508 от 30.12.2015 "Об утверждении положения о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО).

11. Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 N 23-ПП (ред. от 19.01.2017) "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014-2020 годы".

12. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № ФЗ - 273 «Об образовании в Российской федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.