СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
УДК 616 - 053. 4 : 362. 2
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
М. В. Злоказова
Кафедра психиатрии (зав. - д-р мед. наук В.И. Багаев) Кировской государственной
медицинской академии
Дошкольный возраст охватывает сенситивные периоды целого ряда психических функций, особенно речи и мышления [1, 4, 8, 9]. Очевидно, незамеченные в раннем детстве отклонения в психическом развитии по мере взросления ребенка становятся все более трудно корригируемыми [6].
Чем раньше выявляются дети с задержкой психического развития (ЗПР) и получают соответствующую комплексную медико-психологопедагогическую помощь, тем выше вероятность хорошей школьной адаптации и меньше риск возникновения дезадаптивного поведения [2, 6, 10]. Современный подход к разработке и организации реабилитационного процесса детям с ЗПР основан прежде всего на взаимодействии различных специалистов - психиатров, психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, социальных работников и др. [2, 3, 7, 8, 9].
Цель настоящего исследования: изучение эффективности проводимой в условиях центра развития ребенка “Надежда” г. Кирово-Чепецка комплексной реабилитации с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Нами было обследовано 103 дошкольника в возрасте от 2 до 7,5 лет, которые были направлены в центр развития психолого-медико-педаго-гической комиссией после постановки диагноза ЗПР. При обследовании использовались клинический и экспериментально-психологический методы. Среди детей преобладали мальчики (68,9%). Соотношение числа мальчиков и девочек составляло 2,2 : 1.
Нами были изучены данные об уровне образования и социально-профессиональном статусе 103 семей, в которых воспитывались дети с ЗПР (1-я группа). В качестве контрольной группы взяты 102 семьи, в которых воспитывались дети с нормальным уровнем интеллектуальных возможностей (2-я группа), посещавшие обычный детский сад.
Среди родителей детей 1-й группы было больше (р<0,05) лиц с незаконченным средним и средним образованием - 101 (49%) человек и меньше (р<0,01) с высшим и незаконченным высшим образованием - 19 (9,2%), в контрольной -соответственно 45 (22%) и 57 (27,9%). Среди родителей, воспитывавших детей 1-й группы, было больше (р<0,05) безработных - 31 (15%) человек и меньше (р<0,05) лиц, занимавшихся интеллектуальным трудом (педагогов, инженеров, руководителей, бухгалтеров с высшим образованием и т.д.) - 12 (5,8%), во 2-й группе - соответственно 9 (4,4%) и 58 (28,4%).
Наследственные факторы, без сомнения, иг-
рают значительную роль в возникновении ЗПР, что подтверждают полученные нами данные. У родителей дошкольников с ЗПР чаще (р<0,05) встречался алкоголизм среди ближайших родственников как по отцовской, так и по материнской линии - в 45 (21,8%) случаях, в контрольной -в 13 (6,4%).
Среди семей, в которых воспитывались дети с ЗПР, было меньше (р<0,01) полных семей -52 (50,5%), больше детей (р<0,05), воспитываемых опекунами, - 7 (6,7%), родителей (р<0,05), лишенных родительских прав - 5 (4,9%), в контрольной группе - соответственно 82 (81,4%), 1 (1%) и 1 (1%). Значительные материальные затруднения имели 32 (31,%) семьи 1-й группы, где доход на одного члена семьи был ниже прожиточного минимума, во 2-й группе таких семей было достоверно меньше (р<0,05) - 15 (15%). Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что изначально невысокие интеллектуальные способности дошкольников с ЗПР усугубляются тем, что родители не уделяют развитию своего ребенка достаточно внимания, в том числе в связи с более низким образовательным и социальным статусом.
С учетом преимущественно низкого уровеня социального статуса и плохой материальной обеспеченности семей, имеющих детей с ЗПР, становится понятно, что этим учащимся крайне необходимо оказание комплексной медико-пси-холого-педагогической помощи с целью предотвращения девиаций поведения и улучшения их адаптивных возможностей. С этой целью и был создан центр развития ребенка “Надежда”.
Детей в условиях центра неоднократно (не реже одного раза в месяц, а при необходимости и чаще) осматривал психиатр с целью уточнения диагноза, выявления сопутствующих синдромов и назначения медикаментозной терапии.
Дефектологи совместно с психологом исследовали у них восприятие, память, речь, мышление, особенности общей и мелкой моторики и т.д. Воспитатели выявляли знания, умения и навыки по разделам программы воспитания и обучения детей в детском саду: ознакомление с окружающим, рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд, игровая деятельность.
Психолог определял личностные особенности детей - способность к волевому усилию, произвольной регуляции поведения, степень развития коммуникативных качеств и т.д. Все полученные данные фиксировали в диагностической карте, результаты заносили в компьютерную базу данных и статистически их обрабатывали с использованием критерия Стьюдента.
Таблица 1
Распространенность психопатологических синдромов у дошкольников с ЗПР до и после коррекции
Синдромы
Число детей
Шифр по Число детей до % после %
МБК-10 коррекции (n=103) коррекции (n=103)
р
Неврозоподобный F 06,8 48 46,6 39 37,9 >0,05
моносимптомный F 98,0
энурез, заикание, тики F 98,5 18 17,5 15 14,6 >0,05
в том числе церебрастенический F 95,0
F 06,6 18 17,5 13 12,6 >0,05
Нарушения активности
и внимания F 90,0 33 32,0 29 28,2 >0,05
Гиперкинетическое расстройство
поведения F 90,1 8 7,8 7 6,8 >0,05
Нарушения сна G 47,2 9 8,7 6 5,8 >0,05
Отсутствие синдромов — 18* 17,5 28* 27,2 <0,05
* p < 0,05.
Таблица 2
Показатели психологических тестов до и после проведения психологической коррекции у дошкольников с ЗПР и контрольной группы (M±m)
Группа с ЗПР (n=85) Контрольная группа,
тесты до коррекции после коррекции средние показатели (n=80) Р
Зрительное восприятие 3,43± 0,85** 3,88±0,92** 4,02±0,74 >0,05
Слуховое восприятие 3,28±1,15** 3,68± 0,86 ** 3,95±0,84 >0,05
Пространственные представления 2,91±1,06** 3,43± 0,8*** 3,84±0,52* <0,05
Временные представления 2,71±1,04** 3,29 ± 0,46*** 3,56±0,88* <0,05
Конструктивный праксис 3,42±1,04 3,69± 0,9 4,05±0,69 >0,05
Движения 3,3 1±0,84 3,43± 0,86 3,64±0,9 >0,05
Память 3,2±1,08** 3,66±0,74*** 3,95±0,64* <0,05
Речь 2,83±0,53 3,28± 0,57* 3,98±0,55* <0,05
Мышление 3,11±0,88* * 3,58± 0,78*** 3,99±0,78* <0,05
Мелкая моторика 2,95±0,71 3,30± 0,83 3,72±0,67* <0,05
* Различия достоверны в показателях экспериментальной группы после коррекции и контрольной
группы (р<0,05); ** в показателях экспериментальной группы до и после коррекции (р<0,05).
Диагностическое обследование проводилось с 1 по 15 сентября. После этого составляли индивидуальные программы развития каждого ребенка с учетом особенностей когнитивной и эмоционально-волевой сферы. В начале января на меди-ко-психолого-педагогических совещаниях обсуждали итоги проделанной работы с определением динамики развития каждого ребенка и уточнением структуры дефекта. При этом вносили корректировки в индивидуальные реабилитационные программы. В мае подводили итоги работы за год. Все выпускники детского центра (подготовительная группа) представлялись на ПМПК с целью уточнения диагноза и определения перспективы обучения. В случае неясного диагноза за ребенком наблюдали в течение 3—6 месяцев в процессе проведения коррекционных занятий и отслеживали динамику развития.
Три раза в год, по 2—3 месяца, каждый ребенок получал медикаментозное лечение, назначаемое психиатром, с использованием ноотро-пов, сосудистых препаратов, витаминов. При не-
обходимости им назначали транквилизаторы и нейролептики (преимущественно сонапакс и неулептил).
С дошкольниками с ЗПР работали, кроме дефектологов, психолога, логопеда и воспитателей, и музыкальный руководитель, инструкторы по физкультуре, педагог по развитию творческого воображения. Активную помощь в работе с семьями оказывал социальный педагог, так как результаты коррекции во многом зависят от осознания родителями проблем в психическом развитии ребенка и от их помощи в коррекции выявленных нарушений [4, 5, 7].
В результате реабилитационной работы наблюдалась положительная клиническая динамика (табл. 1), которая выражалась в уменьшении числа детей с неврозоподобным синдромом, моно-симптомными неврозоподобными синдромами в виде энуреза, заикания, тиков, церебрастеничес-ким синдромом. Нарушения активности и внимания поддавались комплексной коррекции хуже. Тем не менее удалось добиться увеличения числа
23 1
дошкольников с отсутствием синдромов, осложняющих течение ЗПР. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о стойкости психопатологических синдромов у дошкольников с ЗПР. Следовательно, необходимо проведение многолетней комплексной реабилитационной работы, направленной на их коррекцию.
Дети с ЗПР ежегодно проходили экспериментально-психологическое тестирование по 10 тестам: зрительное восприятие, слуховое восприятие, пространственные представления, временные представления, конструктивный праксис, движения, память, речевые возможности, мелкая моторика. Результаты обследования по тестам в соответствии с возрастом оценивались по 5-балль-ной шкале. При экспериментально-психологическом обследовании мы наблюдали детей в возрасте от 4 лет и старше (85 чел.). В контрольной группе были обследованы 80 детей с нормальным уровнем интеллектуального развития, посещавших обычный детский сад.
Анализ средних показателей психологического тестирования у детей с ЗПР до и после коррекции и результатов тестирования детей посещавших обычный детский сад, свидетельствуют о том, что сложнее всего поддается коррекции отставание в конструктивном праксисе, движениях, мелкой моторике и речевом развитии (табл. 2). Именно по этим показателям психологического тестирования не удалось получить различий до и после реабилитации в экспериментальной группе. Все другие показатели (зрительное восприятие, слуховое восприятие, пространственные и временные представления, память) у дошкольников с ЗПР также указывали на значительное улучшение функции психической деятельности после проведения реабилитации.
В результате комплексной медико-психологопедагогической коррекционной работы удалось приблизить показатели зрительного и слухового восприятия, конструктивного праксиса и движений к средним значениям психологических тестов у детей контрольной группы.
Представляют интерес данные об отдаленных итогах работы. Все выпускники центра развития были обследованы для решения вопроса о диагнозе и определения типа школы, в которой они должны обучаться. В течение 2000-2002 гг. число выпускников составило 108 человек. Из них в лицейских и гимназических классах обучаются 22 (20,4%) человека, в обычных классах общеобразовательной школы - 43 (39,8%), в классах коррекционно-развивающего обучения 7-го типа -43 (39,8%).
Таким образом, раннее выявление дошкольников с ЗПР и последующее проведение комплексной реабилитационной работы, основанной
на принципах междисциплинарного взаимодействия, приводят значительную часть детей к устойчивой компенсации, обеспечивающей возможность их обучения в общеобразовательных классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батанова Е.В. Становление физического и нервно-психического развития у детей с задержкой внутриутробного развития и раннее прогнозирование их нарушений: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1995.
2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. - М., 1995.
3. Гайдук ФМ. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - М., 1988.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. -М., 1995. - С.354 - 389.
5. Коновалова В.В. Сравнительное изучение детей с задержкой психического развития в раннем и младшем школьном возрасте из разных мик-росоциальных условий: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М.,1996.
6. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребенка: Автореф. дис. .канд. мед. наук - СПб, 1998.
7. Робсон К.С. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии. - М., 1999.
8. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. -М., 1990.
9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М., 1990.
10. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Гориянова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. - СПб, 2002.
Поступила 11.11.03.
REHABILITATION OF PRE-SCHOOL
CHILDREN WITH DELAYED PSYCHIC DEVELOPMENT
M. V. Zlokazova
S u m m a r y
Clinicopsychologic peculiarities of pre-school children with delayed psychic development and rehabilitation in the "Nadezhda" Center of Children Development in Kirovo-Chepetsk are presented. Data of rehabilitation results of 103 pre-schol children are given. Dynamics of neurosis-like and psychopathylike syndromes and experimental and psychological data were analyzed. The results show high efficiency of medical, psychological and pedagogical rehabilitation of pre-school children with delayed psychic development.