Научная статья на тему 'Реабилитационное сопровождение образовательного маршрута детей-инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге'

Реабилитационное сопровождение образовательного маршрута детей-инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Горяйнова Марина Владимировна, Карасаева Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитационное сопровождение образовательного маршрута детей-инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге»

Проведенные исследования выявили, что в инфицированных культурах в присутствии цитокинов (IL-2 и IL-7) по механизму апоптоза погибали преимущественно неинфицированные лимфоциты, в то время как лимфоциты с активной репликацией вируса оставались жизнеспособными.

Цитокины IL-2, IL-4, IL-7 и TNF-a индуцировали активацию как инфицированных, так и неинфицирован-ных популяций CD4+Т-лимфоцитов. В отличии от неин-фицированных CD4+Т-лимфоцитов, продуктивно инфицированные CD4+Т-лимфоциты (р24^-позитивные клетки) обладали преимущественно минимальной экспрессией активационных маркеров CD25 и HLA-DR.

Заключение.

Цитокины, уровни которых повышаются в плазме больных при прогрессировании ВИЧ-инфекции (т.е. IL-4, IL-7 и TNF-a) in vitro индуцируют репликацию ВИЧ-1 в лимфоцитах, а также способствуют гибели неинфициро-ванной популяции лимфоцитов по механизму апоптоза. При этом цитокины поддерживают жизнеспособность продуктивно инфицированных лимфоцитов, тем самым способствуя репликации ВИЧ-1. Следовательно, повышенные уровни в плазме ВИЧ-инфицированных больных цитокинов IL-4, IL-7 и TNF-a справедливо следует считать маркерами неблагоприятного течения ВИЧ-инфекции.

Таким образом, цитокины IL-2, IL-4, IL-7 и TNF-a являющиеся факторами, направленными на поддержание гомеостаза иммунной системы и формирование иммунного ответа, при ВИЧ-инфекции могут играть противоположную негативную роль, обуславливающую прогресси-рование заболевания.

Исследование показало, что in vitro активационный статус продуктивно инфицированных CD4+T-лимфоцитов отличается от неинфицированных CD4+Т-лимфоцитов. Продуктивно инфицированные CD4+Т-лимфоциты являются минимально активированными клетками. Данный феномен может обуславливать выживаемость клеток с вирусной репликацией в культуре, что требует дальнейшего экспериментального изучения.

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан, проект № 13-04-97034.

Список литературы:

1. Бойчук С. В. Апоптоз: характеристика, методы изучения и его роль в патогенезе атопических заболеваний /С.В. Бойчук, И.Г. Мустафин, Р.С. Фассахов //Казанский медицинский журнал. - 2000. - №3. -С.217-222.

2. Бойчук С.В. Роль интерлейкина-7 в регуляции апоптоза CD4Т-лимфоцитов и репликации ВИЧ-1/С.В. Бойчук, И.Г. Мустафин, М.В. Макарова //Нижегородский медицинский журнал. - 2006. - №4. -

C.35-39.

3. Бойчук С.В., Дунаев П.Д., Мустафин И.Г. Цито-кины способны регулировать процессы репликации ВИЧ-1 и апоптоза лимфоцитов in vitro // Казанский медицинский журнал. - 2013. - №6. - С. 906-910.

4. Дунаев П.Д., Иванкова А.В., Бойчук С.В., Мустафин И.Г. Исследование роли цитокинов в патогенезе ВИЧ-инфекции // ВИЧ-инфекция и иммуносу-прессии. - 2010. - № 3. - С. 55-57.

5. Castedo M., Hirsch T., Susin S.A. et al. Sequential acquisition of mitochondrial and plasma membrane alterations duing early lymphocyte apoptosis // J. Immunol. - 1996. - Vol. 157, N 2. - P. 512-521.

6. Chun T.W., Engel D., Mizell S.B., et al. Induction of HIV-1 replication in latently infected CD4+T cells using a combination of cytokines // J. Exp. Med. -1998. - Vol. 188, N 1. - P. 83-91.

7. Herbein G., Khan K. A. Is HIV-infection a TNF receptor signaling-driven disease? / //Trends Immunol. - 2008. - Vol. 2, N 2. - P. 61-67.

8. Kinter A. Fauci А. Interleukin-2 and Human immunodeficiency virus infection: pathogenic mechanisms and potential for immunologic enhancement //Immunological Research. - 1996. -Vol. 15, N 1. - P.1-15.

9. Sirskij D., Theze J., Kumar A., et al. Disruption of the Yc cytokine network in T cells during HIV infection // Cytokine. - 2008. - Vol. 43. - №8. - P. 1-14.

10. Unutmaz D., KewalRamani V.N., Marmon S., Littman

D.R. Cytokine signals are sufficient for HIV-1 infection of resting human T lymphocytes // J. Exp. Med. - 1999. - Vol. 189. - № 11. - P. 1735- 46.

РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Горяйнова Марина Владимировна

Старший преподаватель кафедры организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации ФГБОУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России г.Санкт-Петербург

Карасаева Людмила Алексеевна

Д.м.н., профессор кафедры организации здравоохранения, медико-социальной экспертизы и реабилитации

ФГБОУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России, г.Санкт-Петербург

Воспитание и обучение - неотъемлемые составляющие в развитии ребенка, позволяющие ему максимально реализоваться и самоопределиться профессионально и личностно. При воспитании и обучении ребенка-инвалида с патологией зрения важно учитывать не только состояние

психологического развития ребенка, но и наличие и степень выраженности функциональных нарушений, поскольку у слепого ребенка возможно формирование компенсаторных процессов, позволяющих ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям.[1,стр.303]

Для достижения эффективных результатов в образовательно-воспитательном маршруте ребенка-инвалида по зрению, все мероприятия необходимо проводить в рамках комплексной реабилитации: с медицинским и психолого-педагогическим сопровождением и соблюдением принципов постепенности и последовательности при разнообразии методов, форм и использовании технических средств реабилитации.

Изучение образовательного компонента комплексной реабилитации детей-инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге показало, что разработанный организационный алгоритм осуществляется по следующим ступеням:

- дошкольное образование

- среднее общее образование

- начальное и среднее профессиональное образование

- высшее образование

Дошкольное образование дети с проблемами зрения могут получить в детских садах компенсирующей направленности для детей с патологией зрения, которые есть практически в каждом районе г.Санкт-Петербурга. Общеобразовательные программы таких детских садов направлены на компенсацию отклонений физического и психического развития воспитанников с предупреждением вторичных и последующих дефектов развития.

Для получения среднего общего образования дети с проблемами зрения обучаются в специальной (коррек-ционной) общеобразовательной школе-интернате №1 им. К.К.Грота. Здесь помимо основных общеобразовательных предметов, преподается целый ряд коррекционных дисциплин: развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики; обучение ориентировке в пространстве; развитие коммуникативной культуры; уроки по социально-бытовой ориентировке. Работа школы направлена на проведение коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих детей.

Психологическую помощь в выборе профессии и выявлении интересов по различным направлениям слепые и слабовидящие дети могут получить в Центре медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению. В нем представлен широкий спектр социально-педагогических услуг: преподаются основы персонального компьютера, классического массажа, переплетного дела, домоводства и самообслуживания, проводится изучение системы Брайля, тифлотехнических средств реабилитации, адаптивная физическая культура и компьютерные курсы. Инвалиды по зрению, успешно прошедшие обучение в центре, в дальнейшем используют вновь полученные навыки в семье, в

быту, на производстве, в обществе (продолжают обучение в учреждениях профессионального образования; устраиваются на работу в специализированные предприятия, реализуют свои возможности и таланты в центре культурно-спортивной реабилитации регионального общества ВОС в Санкт-Петербурге).

Среднее профессиональное образование слепые и слабовидящие в Санкт-Петербурге могут получить в государственном образовательном учреждении «Медицинский техникум .№2», в котором с 1991года осуществляется подготовка инвалидов по зрению (на базе 11 классов) со специализацией по медицинскому массажу. Выпускники учреждения (инвалиды по зрению) на сегодняшний день востребованы на рынке труда г.Санкт-Петербурга.

Высшее образование инвалиды по зрению в Санкт-Петербурге получают в следующих учреждениях: Российский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена, Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга; Санкт-Петербургском государственном университете. В данных учебных заведениях осуществляется подготовка высококвалифицированных и востребованных на современном рынке труда специалистов.

Обеспечение информационных потребностей инвалидов по зрению осуществляется Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих. Библиотека имеет комплексную систему автоматизации библиотечных процессов, подключение к интернет-ресурсам по выделенной линии и собственный WEB-сервер. Электронный каталог насчитывает 504756 записей с широким выбором различной литературы для всех возрастных категорий. В библиотеке осуществляется дистанционное обеспечение инвалидов информацией (по электронной почте), есть возможность записать необходимую информацию под диктовку чтеца, современное специализированное оборудование - «говорящие» книги, специальные увеличительные лупы для слабовидящих.

Таким образом, в ходе воспитательного и образовательного маршрута с целью интеллектуального, личностного и физического развития ребенка-инвалида по зрению должно присутствовать реабилитационное сопровождение на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.

Список литера-

туры:

1.Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.

УДК: 61:614.23:616.314:378.147

ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Искакова Марьям Козбаевна

Канд.мед.наук, доцент кафедры интернатуры по стоматологии, г.Алматы

Жартыбаев Рахмет Нокеевич Докт.мед.наук, проф.кафедры интернатуры по стоматологии, г.Алматы

Ибрагимова Роза Сафиулловна

Докт.мед.наук, проф.кафедры интернатуры по стоматологии, г.Алматы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.