РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА РЕБЕНКА С ЛИШНИМ ВЕСОМ» В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ
Ершевская А.Б., Ройтман Е.И.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, кафедра акушерства, гинекологии и педиатрии, г. Великий Новгород
Аннотация: изучены возможности, непосредственная и долгосрочная эффективность реабилитационного процесса по программе «Школа ребенка с лишним весом» в условиях санатория по следующим параметрам: процент жировой массы тела (ПМ), психологические изменения, пищевое поведение, двигательная активность. Положительная динамика непосредственно после выполнения программы имела место у 100% детей, через год -у половины пациентов.
Ключевые слова: ожирение, дети, реабилитация, санаторий.
Проблема эффективности лечения больных ожирением является актуальной [1,3]. На современном этапе в педиатрической практике отсутствует комплексная программа реабилитации детей с ожирением, отвечающая современным требованиям реабилитологии и реализованная в условиях санатория.
Цель работы: реализация комплексной программы реабилитации детей с конституционально-экзогенным ожирением (КЭО) «Школа ребенка с лишним весом» (далее «Школа») в условиях санатория. Материалы и методы: обследовано 80 детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет. Основную группу (I) составили 50 детей с КЭО 1-Ш степени, прошедших реабилитацию по программе «Школа» в условиях санатория, 22 мальчика и 28 девочек. Группу сравнения (II) составили 30 детей с КЭО, не участвовавших в программе реабилитации. Комплексное обследование включало антропометрию, калиперометрию, определение ПМ, анкетирование по анкетам «Пищевой дневник» и «Двигательная активность». Личностные особенности детей изучали с помощью беседы, рисуночных тестов, опросника Айзенка, шкалы Спилбергера - Ханина. Психодиагностику семьи проводили с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» и методики «Семейная социограмма»[2]. В качестве санаторного лагеря использовалась база санатория «Мать и дитя» Новгородской области. Длительность реабилитации составила 21 день в летнее время. Задачами программы «Школа» в условиях санатория являлись: рационализация образа жизни всей семьи, изменение пищевого поведения больного ребенка, улучшение его физического и психологического состояния, развитие способности к самоконтролю и поддержание мотивации к лечению. Решение поставленных задач стало возможным благодаря природным особенностям и дополнительным условиям лечебно-диагностической базы санатория, которые позволили эффективно сочетать физические (двигательная активность, диетотерапия), психологические (когнитивно-поведенческий тренинг, аутотренинг, терапевтическое обучение в детских группах, родительский тренинг), физиотерапевтические и медикаментозные (терапия болезней-спутников) методы реабилитации. Результаты: через 21 день реабилитации у 100% детей I группы отмечалось достоверное снижение ПМ от 31,55±1,42% до 26,01±0,71% (р<0,05). Через год ПМ у детей I группы оставался достоверно низким в сравнении с показателем до реабилитации (28,39±1,32%; р<0.05), в то время как в группе сравнения за год ПМ достоверно увеличился от 32,10±1,93% до 39,13 ±1,72% (р<0.05). Непосредственно после психокоррекции в I группе снизился процент детей с интровертированной направленностью личности от 62,0% до 44,0% (р<0.025); с низкой самооценкой - от 46,0% до 38,0%; с высокой личностной тревожностью - от 44,0% до 30,0% (р<0.05). Психологическое тестирование в динамике через год показало достоверное (в сравнении с исходными данными) снижение процента детей интровертов (43,5% р<0.01), детей с низкой самооценкой (38.4%) и высокой тревожностью (20,5% р<0.005). Во II группе процент интровертов и детей с низкой самооценкой имел тенденцию к повышению (от 50% до 60% и от 43,3% до 50% соответственно). Высокий уровень личностной тревожности, выявленный в этой группе у 46,6% детей при первичном осмотре, в динамике через год оставался практически прежним - 50%. Через год среди пролеченных детей - 30% отметили изменения взаимоотношений с родителями, что послужило стимулом к дальнейшему лечению. Через 21 день выполнения программы положительные изменения пищевого поведения и расширение двигательной активности имели место у всех детей I группы. В динамике через год принципам рационального питания продолжили следовать более 50% детей, из них - 25,6% придерживались маложирного питания; 53,8% детей имели нормальную двигательную активность,10% начали посещать спортивные секции. Во II группе сохранялась гиподинамия и нерациональное питание. Таким образом, программа «Школа» в условиях санатория является организованным и структурированным подходом в реабилитации детей с КЭО, так как оказывает долгосрочное положительное влияние на качество жизни больных за счет улучшения их физического и психологического статуса, рационализации образа жизни и изменения микросоциального окружения ребенка.
Литература
1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Ожирение. Руководство для врачей. - М. ООО Медицинское информационное агентство. 2006. - 456 с.
2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб. Речь. 2006. - 352 с.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
3. Flynn M.A. T,. McNeil D.A., Maloff B. et al. Reducing obesity and related chronic disease risk in children and youth: A synthesis of evidence with “best pracitice” reconnendations.// Obesity Rev. - 2006. - V.1. - №7. - P. 7-66.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
REHABILITATION PROGRAMS "THE CHILD'S SCHOOL WITH BEING OVERWEIGHT” UNDER SANATORIUM
A.B. ERSCHEVSKAYA, E.I. ROITMAN
Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod 173000 Derzhavina st 1. Chair of obstetrics, gynecology and pediatrics.
Abstract: The possibility, the immediate and long-term effectiveness of the rehabilitation process on the program "School children with overweight" in a sanatorium on the following parameters: percentage of body fat mass, psychological changes, feeding behavior, locomotor activity. Positive changes parameters immediately after the execution took place in 100% of children in the dynamics within a year half of the patients.
Key words: obesity, children, rehabilitation, sanatorium.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва