Научная статья на тему 'РБК как тип новых медиа в сфере деловой журналистики'

РБК как тип новых медиа в сфере деловой журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1769
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ТИПОЛОГИЯ СМИ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / NEW MEDIA / BUSINESS JOURNALISM / INTERACTIVITY / INTERNET JOURNALISM / TYPOLOGY OF MASS MEDIA / INTERNET PORTAL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РБК как тип новых медиа в сфере деловой журналистики»

www.volsu.ru

УДК 81'37:811.161.1:811.581 ББК 81.2

РБК КАК ТИП НОВЫХ МЕДИА В СФЕРЕ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Мария Викторовна Дронова

Магистрант кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Волгоградский государственный университет dronova_vega@bk. ги

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация orcid.org/0000-0003-3182-2974

Ключевые слова: новые медиа, деловая журналистика, интерактивность, интернет-журналистика, типология СМИ, интернет-портал.

Актуальность темы исследования.

Развитие и функционирование современного бизнеса невозможно представить без деловой информации. Она жизненно необходима для принятия обоснованных и эффективных решений в сфере профессиональной деятельности. Одним из основных каналов распространения деловой информации являются деловые СМИ. Это издания, большая часть содержания которых построена на новостной, аналитической и справочной информации о бизнесе, экономике, финансах, менеджменте.

По мнению ученых, «деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России: растет количество масс-медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа» [2, с. 3].

Несмотря на активное развитие явления

^ деловой журналистики в нашей стране, само

г понятие «деловая журналистика» является ^ пока не устоявшимся. Также научное сообща щество не пришло к единому мнению о месте § деловой журналистики в системе СМИ.

Становление спутниковых телекоммуника-© ций, распространение компьютерных сетей, по-

явление скоростных каналов передачи данных и другие достижения научно-технического прогресса обусловили изменения в информационных технологиях, привели к переменам в социально-политической жизни общества. В этих условиях изменились и СМИ. Многие издания переходят не просто в цифровой формат, а становятся качественно иными. Все большее место в жизни людей занимают именно новые медиа.

Телевидение на сегодняшний день остается главным источником информации для россиян. Однако тенденции изменения моделей потребления информации в пользу новых медиа прослеживаются отчетливо [1]. Стремительное развитие СМИ на пространствах Интернета поставило перед исследователями задачу изучения новых медиа: анализа их типологии, отличий от традиционных СМИ.

Теоретическая база. Поскольку одним из аспектов анализа в исследовании является типологический, значительную группу привлекаемых работ составили монографии по вопросам типологии СМИ. Основой послужили исследования таких авторов, как А.И. Акопов, М.В. Шкондин, Я.Н. Засурский.

Проблемы формирования, типологии и функционирования современной деловой журналистики затрагивают такие авторы, как А.А. Грабельников, В.С. Кулев, Б.Я. Мисон-жников, Д.А. Мурзин, Е.И. Мордовская.

Рассматривая возникновение и развитие понятия «новые медиа», мы обращались к работам К.А. Карякиной, А.Г. Качкаевой, М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой, В.Н. Моисеева, А.О. Алексеевой, Е.Н. Коротковой.

В целом же, необходимо указать на недостаточное количество исследований, посвященных как анализу деловых СМИ, так и изучению новых медиа. Между тем, именно такие труды представляют особый интерес в условиях быстрого развития деловых СМИ нового типа.

Целью настоящей работы является выявление типологических характеристик портала rbc.ru как нового медиа.

Выбор цели обусловил постановку следующих задач:

- исследовать проблему дефиниции и определения научного статуса деловой журналистики;

- определить типоформирующие признаки деловых СМИ;

- рассмотреть проблему дефиниции и определения научного статуса новых медиа;

- изучить типологию новых медиа;

- проанализировать работу информационного портала rbc.ru и выявить типологические характеристики делового СМИ нового типа.

Объектом исследования является информационный портал РБК.

Предмет исследования составляют типологические черты РБК как нового медиа.

Методы исследования. Типологический анализ, сопоставительный анализ, изучение научной литературы

Эмпирической базой для исследования, наблюдения и анализа послужил информационный портал РБК.

Научная новизна работы определяется ее целями, задачами, методами, особенностями объекта исследования. Данная работа является одним из первых в российских исследованиях СМИ и журналистики анализом новых медиа в сфере деловой журналистики. Исследование вносит вклад в разработку важных проблем типологии новых медиа, в изучение особенностей одного из новых, быстро развивающихся сегментов информационного рынка - деловых СМИ нового типа.

Практическая значимость. Научные положения и выводы исследования могут

быть использованы для разработки оптимальных типологий деловых СМИ, для прогнозирования развития новых медиа. Содержащиеся в работе теоретические положения могут быть использованы при подготовке специалистов-теоретиков, практикующих журналистов и менеджеров деловых СМИ.

Положения, выносимые на защиту. Интернет-портал РБК является деловым изданием, так как соответствует основным ти-поформирующим признакам делового СМИ. Интернет-проталу РБК присущи следующие черты новых медиа: конвергенция, мультиме-диатизация, интерактивность, гипертекстовость и принадлежность к сетевому пространству.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Деловая журналистика в современном научном дискурсе» рассматривается понятие «деловая журналистика», названы основные типоформи-рующие признаки делового СМИ.

Во второй главе «Новые медиа и их роль в актуальном медиаполе» изучена эволюция понятия «новые медиа» в современном научном дискурсе, а также выявлены основные характеристики новых медиа.

Новые медиа обладают рядом специфических черт, выделяющих их в особый вид СМИ. Современные исследователи выделяют в качестве ключевых признаков новых медиа: конвергенцию, мультимедиатизацию, интерактивность, гипертекстовость и принадлежность данных медиаресурсов к сетевому пространству.

«Гипертекстовость и интерактивность онлайн-медиа и новой журналистики создает совершенно иной формат потребления информационного контента медиа - это своеобразное "путешествие" по контенту, где каждый обладает не только возможностью продолжать его до бесконечности, но и правом мгновенно, прямо по ходу "путешествия" создавать, изменять или публично обсуждать его. Это уже несколько иное представление о новых медиа, прочно закрепляющееся в науке» [4, с. 117].

«Мультимедиатизация контента средств массовой информации не происходит только на уровне распространителя сообщений (то есть самой редакции СМИ). Она присутствует и на уровне каналов передачи информации, потребителей и их повседневных практик, або-

нентских устройств, предназначенных для потребления медиасообщений, и, наконец, самих передаваемых сообщений» [3, с. 17].

Третья глава «Признаки РБК как конвергентного делового СМИ нового типа» посвящена анализу присущих порталу РБК типофор-мирующих характеристик делового издания и нового медиа. Поскольку портал РБК соответствует основным типоформирующим признакам делового издания, а также функционирует в электронном медиапространстве, транслируется с помощью цифровых технологий, ему присущи черты новых медиа, то можно утверждать, что в системе современных СМИ данный ресурс может быть классифицирован как тип новых медиа в сфере деловой журналистики.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Волков, Д., Гончаров С. Российский меди-аландшафт: основные тенденции использования СМИ - 2017 / Д. Волков, С. Гончаров. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www.levada.ru/2017/08/22/16440.

2. Вырковский, А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России: дис. ... канд. филол. наук. / А.В. Вырковский. - М., 2007. -202 с.

3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. А.Г. Качкаева, И.В. Кирия, К.Г. Коломе-ец и др.; под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. - 200 с.

4. Киреев, П. Новые медиа в современном информационно-коммуникативном пространстве / П. Киреев // Социология. - 2010. - № 2. -С. 115-128.

RBC AS A TYPE OF NEW MEDIA IN BUSINESS JOURNALISM

Mariya Viktorovna Dronova

Master Student, Department of Journalism and Media Communications, Volgograd State University dronova_vega@bk. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation orcid.org/0000-0003-3182-2974

Key words: new media, business journalism, interactivity, Internet journalism, typology of mass media, Internet portal.

98

М.В. Дронова. РБК как тип новых медиа в сфере деловой журналистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.