Научная статья на тему 'Разъяснения налогового законодательства как мера предупреждения налоговых споров'

Разъяснения налогового законодательства как мера предупреждения налоговых споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый спор / разъяснение налогового законодательства / налоговая культура / предварительное разъяснение налогового органа / горизонтальный мониторинг. / tax dispute / explanation of the tax legislation / tax culture / preliminary explanation of the tax body / horizontal monitoring

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Игорь Вадимович

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами. В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам. В статье рассмотрены вопросы разъяснений налогового законодательства в качестве меры профилактики налоговых споров. Выделены некоторые проблемы в сфере разъяснений налогового законодательства: рекомендательный характер разъяснений, что не дает полной уверенности налогоплательщикам, что их действия, сделки не будут оспорены в будущем; ограниченность круга субъектов, которые могут обратиться за предварительным разъяснением в налоговый орган; качество содержания разъяснений налогового законодательства, данного налоговыми органами. В статье обоснованы некоторые рекомендации по совершенствованию разъяснений налогового законодательства, что должно способствовать уменьшению налоговых споров и повышению уровня налоговой культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLARIFICATIONS OF TAX LEGISLATION AS A PREVENTIVE MEASURE AGAINST TAX DISPUTES

Prevention of violations in the field of taxes and fees is a complex, constantly improving and updating set of various preventive measures that have a legal impact on the will, consciousness and behavior of the taxpayer (payer of fees). The most important thing in the legal regulation of preventive activities in the field of taxes and fees is the internal coordination of these activities in combination with methods of persuasion, promotion of the creation of optimal conditions for preventive activities by the public and other measures carried out by specialized state bodies. Currently, as methods of prevention of tax offences, the tax authorities are predominantly used measures aimed at prevention of tax offences. However, the system of prevention of violations of legislation in the field of taxes and fees is impossible without effective application of measures of a cultural and educational nature, active influence on the moral and psychological state of taxpayers, and changing the negative attitude of taxpayers to the tax system and tax authorities. The article deals with the issues of clarification of tax legislation as a measure of prevention of tax disputes. Some problems in the field of tax law explanations are highlighted: the Advisory nature of explanations, which does not give full confidence to taxpayers that their actions and transactions will not be challenged in the future; the limited number of subjects who can apply for a preliminary explanation to the tax authority; the quality of the content of explanations of tax legislation given by tax authorities. The article substantiates some recommendations for improving explanations of tax legislation, which should help reduce tax disputes and increase the level of tax culture of the company.

Текст научной работы на тему «Разъяснения налогового законодательства как мера предупреждения налоговых споров»

Жас галым Miu6epi

REFERENCES

1. Gil'mutdinova D.A. Politika SSHA v Kaspiyskom regione: na primere Azerbaydzhana, Kazakhstana i Turkmenistana: Nauchnaya kniga. - Moskva, 2007, 206 s.

2. Michael P. Croissant, Bulent Aras. Oil and Geopolitics in the Caspian Sea Region. Westport: Greenwood Publishing Group, 1999, 305 p.

3. Denil'khanov I. Iran v mirovoy politike na rubezhe XX—XXI vv. Moskva: Litres, 2018.

4. Lipayev A., Musin M., Khisamov R. Razrabotka neftyanykh mestorozhdeniy. Moskva: Litres, 2019.

5. Get'man-Pavlova I., Postnikova Ye. Mezhdunarodnoye pravo 3-ye izd., per. i dop. Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Litres, 2018.

6. Tsin' Yuytsay, Chzhou Gupin, Lo Veydun. Odinpoyas i odinput'. Kommentari. - Moskva: Litres, 2019.

УДК 342.95

РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК МЕРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Попов Игорь Вадимович

Докторант Высшей школы права «Эдшет» Каспийского общественного университета, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: налоговый спор, разъяснение налогового законодательства, налоговая культура, предварительное разъяснение налогового органа, горизонтальный мониторинг.

Аннотация. Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

В статье рассмотрены вопросы разъяснений налогового законодательства в качестве меры профилактики налоговых споров. Выделены некоторые проблемы в сфере разъяснений налогового законодательства: рекомендательный характер разъяснений, что не дает полной уверенности налогоплательщикам, что их действия, сделки не будут оспорены в будущем; ограниченность круга субъектов, которые могут обратиться за предварительным разъяснением в налоговый орган; качество содержания разъяснений налогового законодательства, данного налоговыми органами. В статье обоснованы некоторые рекомендации по совершенствованию разъяснений налогового законодательства, что должно способствовать уменьшению налоговых споров и повышению уровня налоговой культуры общества.

САЛЬЩ ЗАЦНАМАСЫН ТYСIНДIРУ САЛЬЩ ДАУЛАРЫНЫЦ АЛДЫН АЛУ ШАРАСЫ РЕТ1НДЕ

Попов Игорь Вадимович

Каспий цогамдыц университетI «Эдшет» жогары цуцыц мектебшщ докторанты, Алматы ц., Цазацстан Республикасы

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

^ Tymh создер: салыц дауы, салыц зацнамасын mYoindipy, салыц мэдениет1, салыц органын

£ алдын ала mYсiндipy, квлденец мониторинг. г Л Аннотация. Салыцтар мен алымдар саласындагы цуцыц бузушылыцтардыц алдын алу

салыц толеуштщ (алым толеуштщ) еркте, санасына жэне мтез-цулцына цуцыцтыц эсер 3 ететт, ескерту сипатындагы эpmYpлi шаралардыц кYpделi, Yнемi жеmiлдipiлеmiн жэне D жацартылып отыратын кешент бiлдipедi. Салыцтар мен алымдар саласындагы алдын ^ алу цызметт цуцыцтыцpеmmеyдегi негурлым мацызды, бул цызмеmmi сендipy эдiсmеpiмен, $ журтшылыц тарапынан алдын алу цызмеmi Yшiн оцтайлы жагдайлар жасауды насихат-k О таумен жэне мамандандырылган мемлекеттж органдар ЖYзеге асыратын озге де шара-Qv лармен Yйлесmipе отырып, шю Yйлесmipy болып табылады. Ъ Цазipгiyацыmmа салыцоргандары салыцтыццуцыц бузушылыцтардыц алдын алу эдiсmеpi

5 реттде салыцтыц цуцыц бузушылыцтардыц жолын кесуге багытталган шараларды цолда-^ нады. Алайда, салыцтар мен алымдар саласындагы зацнаманы бузушылыцтардыц алдын алу ЖYйесi мэдени-тэрбиелж сипаттагы шараларды mиiмдi цолданбай, салыц толеуштердщ 5 адамгершшк-психологиялыц жай-кушне белсендi ыцпал етпей, салыц толеуштердщ са-

V лыц жуйесте жэне салыц органдарына терw козцарасын озгертпей де мумкт емес. Мацалада салыц дауларын алдын алу шаралары реттде салыц зацнамасын mусiндipy

^ мэселелеpi царастырылган. Салыц зацнамасын mусiндipy саласында кейбip проблемалар болтдг. mусiндipyлеpдiц усынымдыц сипаты, бул салыц толеуштерге олардыц w-эрекет-терi, мэмiлелеpi болашацта дауланбайды деген толыц сешм бермейди салыц органына ал-^ дын ала тусшктеме алу ушт жугiнyi мумкт субъекттер тобыныц шектеултт; салыц ор-гандары берген салыц зацнамасы mусiндipмелеpiнiц мазмуныныц сапасы. Мацалада салыц зацнамасын mусiндipyдi жеmiлдipy бойынша кейбip усынымдар негiзделген, бул салыц дау-ларын азайтуга жэне цогамныц салыц мэдениеттщ децгешн арттыруга ыцпал еmyi тшс.

THE CLARIFICATIONS OF TAX LEGISLATION 1 Ъ AS A PREVENTIVE MEASURE AGAINST TAX DISPUTES

¿ft Popov Igor

5 Doctoral student of Adilet Law School, Caspian

О Public University, Almaty, Republic of Kаzаkhstаn

d Keywords: tax dispute, explanation of the tax legislation, tax culture, preliminary explanation

n of the tax body, horizontal monitoring.

Л Abstract. Prevention ofviolations in thefield oftaxes andfees is a complex, constantly improving

^ and updating set of various preventive measures that have a legal impact on the will, consciousness о and behavior of the taxpayer (payer of fees). The most important thing in the legal regulation of preventive activities in the field of taxes and fees is the internal coordination of these activities in combination with methods of persuasion, promotion of the creation of optimal conditions for Q preventive activities by the public and other measures carried out by specialized state bodies. У Currently, as methods ofprevention of tax offences, the tax authorities are predominantly used

5 measures aimed at prevention of tax offences. However, the system of prevention of violations of legislation in the field of taxes and fees is impossible without effective application of measures of a cultural and educational nature, active influence on the moral and psychological state of taxpayers, and changing the negative attitude of taxpayers to the tax system and tax authorities. D The article deals with the issues of clarification of tax legislation as a measure of prevention

^ of tax disputes. Some problems in the field of tax law explanations are highlighted: the Advisory nature of explanations, which does not give full confidence to taxpayers that their actions and Э transactions will not be challenged in the future; the limited number of subjects who can apply ^ for a preliminary explanation to the tax authority; the quality of the content of explanations of tax Ъ legislation given by tax authorities. The article substantiates some recommendations for improving P explanations of tax legislation, which should help reduce tax disputes and increase the level of tax

V culture of the company.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020 ООО

Жас галым Miu6epi

Налоговые правоотношения - одни из самых спорных, потенциально конфликтных, так как в них сочетаются противоположные интересы сторон: налогоплательщик стремится минимизировать суммы обязательных платежей, подлежащих уплате, а государство в лице фискальных органов стремится пополнить бюджет, не допуская недоимки по налогам и сборам, в том числе и путем выявления нарушений в области налогообложения [1]. В этой связи, особую актуальность имеют вопросы предупреждения налоговых споров, и эффективного их разрешения в случае возникновения.

Одна из важных причин возникновения налоговых споров, сложности их рассмотрения кроется в несовершенстве и частых изменениях законодательства о налогах и сборах, что приводит к неумышленным нарушениям налогового законодательства, когда налогоплательщик недоплатил те или иные налоги из-за неправильного понимания им той или иной нормы.

Как показывает опыт передовых зарубежных стран, приоритетное значение отводится способам профилактики налоговых споров до подачи налоговой декларации, прежде всего, разъяснениям и консультациям со стороны налоговых органов, которые позволяют налогоплательщикам вносить в налоговый учет и декларации уже согласованные с налоговой администрацией данные.

В различных зарубежных странах выработаны свои подходы по профилактике налоговых споров, соответствующие их экономическим, политическим, правовым, культурным и иным особенностям. Рассмотрим вкратце основные меры, предусмотренные на стадии до подачи декларации. Несмотря на многообразие, можно выделить следующие виды таких разъяснений:

1. Частные решения, консультации от налоговых администраций по конкретной ситуации налогоплательщика или сделке до подачи декларации. Это позволяет компаниям получить уверенность, что совершение этой сделки не будет оспорено в будущем. Например, во Франции существует процедура так называемого фискального рескрипта (rescrit fiscal), которая предоставляет налогоплательщику возможность направить администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить в будущем, и получить по нему консультацию от налоговой администрации. В Швеции используется практика фискального рескрипта, представляющая собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения о налоговых последствиях той или иной сделки, которое может

быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией. В России применяется практика частных писем Министерства финансов в ответ на письменный запрос налогоплательщика, применяемое до подачи налоговой декларации. В Нидерландах используются обязывающие письма налоговых органов (Advance Tax Ruling, ATR) для раннего (до совершения сделки) предоставления определенности в отношении ситуаций, указанных в нормативном акте (Постановление от 30 марта 2001 г. №IFZ2001/293M). По таким ситуациям для обеспечения единообразия позиций группа ATR/APA Налогового управления по крупным предприятиям в Роттердаме (группа APA/ATR) выпускает обязывающие разъяснения. Для того, чтобы формально закрепить результаты ATR, налоговые органы должны заключить письменное Соглашение об ATR с лицами, подавшими запрос [2]. В США применяется практика предварительного обращения налогоплательщика с запросом о сделке, которую он намеревается заключить, на которые налоговая администрация обязана дать письменный ответ (private ruling), Рекомендации, высказанные в письменных ответах администрации, фактически применяются в отношении всех аналогичных ситуаций [3].

2. Решения или указания, влияющие на ряд налогоплательщиков - позволяют группам компаний консультироваться с налоговыми органами по вопросам, которые затрагивают интересы компаний (отраслевых или региональных ассоциаций). После таких консультаций налоговый орган, как правило, публикует обновленное руководство о том, как применять нормы налогового законодательства к определенной ситуации. Так, в Нидерландах налоговые органы издают обязывающие решения (являются обязательными, как для налоговых органов, так и налогоплательщиков) по применению налогового законодательства, которые применяются к международным группам компаний или трансграничным сделкам. Решения делятся на обязывающие письма налоговых органов (Advance Tax Ruling, ATR) и соглашения о применении трансфертного ценообразования (СПТЦ), и предоставляются по запросу налогоплательщика. В США применяются резолюции по отраслевым вопросам, а также толкования нормативных актов налоговыми органами, которые подлежат публикации (сходны с административными инструкциями (revenue ruling).

Аналогичные процедуры имеются в налоговом законодательстве и многих других стран. Краткий обзор опыта зарубеж-

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

ж

ных стран мер по профилактике налоговых споров на самой ранней стадии - до подачи декларации, показал, что хотя подходы и различаются в разных странах, ключевым моментом является то, что в данных странах создана система мер, предоставляющих налогоплательщикам уверенность в том, что их позиция не будет оспорена налоговой администрацией при налоговой проверке в будущем. Тем самым эти меры служат профилактике налоговых споров, улучшают бизнес-среду, создают благоприятный инвестиционный климат.

В Республике Казахстан также предусмотрены определенные меры по предупреждению налоговых споров, среди которых важное место отводится разъяснениям налоговых органов. Так, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)1 (далее - НК РК) в пункте 1 статьи 13 предоставляет налогоплательщику, среди прочих право:

- получать от налоговых органов информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснения по применению налогового законодательства Республики Казахстан. У налоговых органов предусмотрены корреспондирующие обязанности, которые тем самым гарантируют соблюдение этих прав (п. 2 ст. 19 НК РК):

- предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан (пп. 3 п. 2 ст. 19 НК РК).;

- в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства (ч. 1 пп. 4 п. 2 ст. 19 НК РК);

- для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой данного подпункта, производится уполномоченным органом. При этом для таких налогоплательщиков уполномоченным органом также предоставляются предварительные разъяснения и комментарии в отношении планируемых сделок (операций) (ч. 2 пп. 4 п.

2 ст. 19 НК РК).

В целях реализации указанных прав налогоплательщиков и обязанностей налоговых органов последние ведут систематическую работу по информированию населения, разъяснению норм действующего законодательства, о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и т.д. Ответы по наиболее частым распространенным вопросам налогоплательщиков, предоставляются не только налогоплательщикам, задавшим их, но и доводятся до сведения большинства населения через средства массовой информации, обсуждаются при проведении семинаров, используются при подготовке информационных материалов. Налоговые органы ведут прием налогоплательщиков по вопросам разъяснения, информирования о нормах налогового законодательства, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В налоговых органах работают горячие линии, телефоны доверия и др., проводятся семинары, конференции и др.

Среди указанных разъяснений налоговых органов особое место отводится предварительным разъяснениям налоговых органов, предусмотренных главой 16 НК РК (которая вступила в действие с 1 января 2019 года). Заметим, что именно тогда впервые в казахстанском законодательстве, регулирующем публично-правовые отношения, была введена норма, регламентирующая предварительное разъяснение со стороны государственного органа. Согласно статье 134 НК РК предварительным является разъяснение уполномоченного органа по возникновению налогового обязательства в отношении планируемых сделок (операций). Предварительное разъяснение предоставляется уполномоченным органом по запросу: налогоплательщика, состоящего на горизонтальном мониторинге; организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект. Рассмотрение запроса о предоставлении предварительного разъяснения осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»2.

Техническое регулирование разъяснений налоговых органов осуществляется Регламентом государственной услуги «Разъяснение налогового законодательства» (приложение 22 к приказу Министра финан-

1 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120^1 ЗРК// «Казахстанская правда» от 26.12.2017 г., № 247 (28626); «Еге-мен Цазацстан» 26.12.2017 ж., № 247 (29228); Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде от 28.12.2017; Ведомости Парламента РК 2017 г., № 22, ст. 107.

2 Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года N 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., N 2, ст. 17; «Казахстанская правда» от 30 января 2007 года N (25261).

Вестник Института законодательства и правовой информации РК ОСС

№1 (59) - 2020 365

Жас галым мiнберi

сов Республики Казахстан от 4 июня 2015 года № 348)3, основывающемся на Стандарте государственной услуги «Разъяснение налогового законодательства Республики Казахстан» (утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 284)4.

Большая роль в разъяснении налогового законодательства отводится Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, которая широко проводит научно-практические конференции, семинары, круглые столы, организует информационно-консультативную, научно-методическую и издательскую работу по вопросам налогообложения. Однако АНК не осуществляет официальное разъяснение налогового законодательства, а осуществляет неофициальное толкование.

Рассмотрим вопрос правовой природы разъяснений налогового законодательства. Согласно Закону Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года №450-У «О правовых актах»5, акты официального разъяснения нормативных правовых актов отнесены к ненормативным правовым актам (ст. 55). При этом ненормативный правовой акт - письменный официальный документ, не содержащий норм права, изданный (принятый) уполномоченным органом в пределах своей компетенции, применяющий и (или) реализующий установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц либо разъясняющий нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а также правовые акты в области системы государственного планирования (ст. 1). Официальное разъяснение норм, содержащихся в нормативном правовом акте, дается в случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения (п. 1 ст. 58). Акты официального разъяснения нормативных правовых актов не устанавливают нормы права и не восполняют пробел

в законодательстве Республики Казахстан (п. 2 ст. 58). Официальное разъяснение нормативного правового акта дается исключительно в целях уяснения, уточнения содержания норм права, не может изменять смысл норм права и выходить за пределы разъясняемой нормы (п. 3 ст. 58). Официальное разъяснение норм, содержащихся в нормативных правовых актах, осуществляется по инициативе уполномоченных органов либо физических и юридических лиц в порядке, определенном Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (п. 4 ст. 58). Акты официального разъяснения имеют обязательный характер при реализации содержащихся в них норм, в том числе при их применении (п. 5 ст. 58). Однако из данного правила установлено исключение (установлены п. 4 ст. 60): государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции официальные разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.

Исходя из вышеизложенного, акты разъяснений налогового законодательства, данные уполномоченным органом, не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. А это означает, что налоговые органы и налогоплательщики даже при наличии разъяснения, официально данного должностным лицом налоговых органов, имеют право толковать налоговое законодательство по-иному. Тем самым разъ-

о

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 4 июня 2015 года № 348 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан» // Информационно-правовая система «Эдтет» 17.08.2015 г.; «Юридическая газета» от 24.11.15 г. № 175 (2935); от 25.11.2015 г. № 176 (2936); от 26.11.2015 г. № 177 (2937); от 27.11.2015 г. № 178 (2938); от 01.12.2015 г. № 179 (2939); от 03.12.2015 г. № 180 (2940); от 04.12.2015 г. № 181 (2941); от 08.12.2015 г. № 182 (2942); от 09.12.2015 г. № 183 (2943); «Зац газет!» 24.11.15 ж. № 175 (2761); 25.11.2015 ж. № 176 (2762); 26.11.2015 ж. № 177 (2763); 27.11.2015 ж. № 178 (2764); 01.12.2015 ж. № 179 (2765); 03.12.2015 ж. № 180 (2766); 04.12.2015 ж. № 181 (2767); 08.12.2015 ж. № 182 (2768); 09.12.2015 ж. № 183 (2769)

4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2014 года № 200 «Об утверждении стандартов государственных услуг органов налоговой службы Республики Казахстан» Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 685 // «Казахстанская правда» от 15.05.2014 г. № 94 (27715); «Егемен Цазацстан» 15.05.2014 ж. № 94 (28318); САПП Республики Казахстан, 2014 г., № 16-17, ст. 139. Подписано в печать 19.05.2014 г.

5 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах» // «Казахстанская правда» от 08.04.2016 г., № 66 (28192); «Егемен Цазацстан» 08.04.2016 ж., № 66 (28794); Ведомости Парламента РК 2016 г., № 7-1, ст. 46; ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» от 18.04.2016.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

яснения налоговых органов не дают полной уверенности налогоплательщикам, что их действия, сделки не будут оспорены в будущем. Вместе с тем, это дает определенные гарантии для добросовестного налогоплательщика: если налоговый орган ошибочно даст разъяснения, то налоговое обязательство подлежит корректировке при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки без начисления налогоплательщику штрафов и пени. Тем самым разъяснения налоговых органов все же служат цели профилактики налоговых споров.

Одним из проблемных также является вопрос качества разъяснений налоговых органов (впрочем, как и многих других государственных органов). Так, зачастую такие разъяснения содержат только ряд ссылок на НК РК и иные нормативные правовые акты, но не дают четкого недвусмысленного ответа, не позволяют определить какую-либо официальную позицию налоговых органов по вопросу, заданному налогоплательщиком.

Следующей проблемой является ограниченность круга субъектов, которые могут обратиться за предварительным разъяснением в налоговый орган. Так, согласно статье 134 НК РК предварительное разъяснение предоставляется уполномоченным органом по запросу: налогоплательщика, состоящего на горизонтальном мониторинге; организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект. То есть четко определены только два вида субъектов, которые наделены такой возможностью. При этом Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 декабря 2018 года №2 1060 «О некоторых вопросах горизонтального мониторинга» предусмотрены категории налогоплательщиков, с которыми заключается соглашение о горизонтальном мониторинге, а также критерии, которым должен соответствовать такой налогоплательщик. При этом ряд требований к таким налогоплательщикам, являются сложно выполнимыми. Например, требование о наличии у налогоплательщика не менее 250 работников трудно выполнимо, так как многие компании в целях оптимизации расходов чаще всего обращаются к услугам соответствующих сервисных компаний, при этом, не имея в собственном штате такое количество работников. Подобные требования создают барьеры для заключения соглашения о горизонтальном мониторинге и получения предварительного заключения со стороны налогового органа.

Полагаем, указанные аспекты существен-

но снижают потенциал рассматриваемого способа предупреждения налоговых споров. Тогда как по опыту зарубежных стран, разъяснения налоговых органов в части правильности исполнения налогового обязательства со стороны налогоплательщика уменьшает количество налоговых споров, способствует надлежащему выполнению сторонами своих обязательств.

Обеспечение должного доступа налогоплательщиков к качественным разъяснениям норм налогового законодательства заметно сократит количество налоговых споров, снизит нагрузку на налоговые органы, судебный корпус, поможет избежать финансовых издержек, связанных с ведением налогового спора в судах Республики Казахстан, минимизировать санкции, которые могут быть предприняты со стороны налоговых органов (пеня).

В этой связи, следует расширить права налогоплательщиков в части получения разъяснений, консультаций от налоговых органов по деятельности налогоплательщиков, в том числе и связанными с исполнением налоговых обязательств по сделкам, которые были заключены и/или планируется заключить в будущем, что в свою очередь позволит разрешить конфликт до его зарождения, а значит, позволит сторонам сохранить свои ресурсы и избежать возможных судебных издержек [4, с. 195]. Следует предусмотреть возможность для более широкого круга налогоплательщиков получать предварительные письменные заключения налоговых органов. Полагаем, необходимо расширить работу налоговых органов по повышению уровня налоговой культуры населения, формирования лояльного отношения к налогам у граждан среди налогоплательщиков различных возрастных категорий. Особое внимание нужно уделить обучению налоговой грамотности подрастающего поколения. Во внимание можно принять мнение Ф.Ф. Ханафиева о положительном опыте активного сотрудничества налоговых органов и специализированных вузов, открытие на базе налоговых органов специализированных кафедр, подготовки и совместного проведения лекций, практических занятий, олимпиад, конкурсов и т.п. [5].

В целом разъяснительная работа налоговых органов должна стать основой для обеспечения баланса интересов между государством и налогоплательщиками, способствуя тем самым повышению уровня налоговой культуры и формирования доверия населения к государству, и его налоговой политике.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020 367

Жас галым мтберi

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000. - 376 с.

2. Балко Т., Тютюрюков В. Исследование по анализу действующей ситуации в Казахстане, изучению и применимости международного опыта в области независимого внесудебного института рассмотрения налоговых споров и по совершенствованию института внесудебной налоговой апелляции в налоговом органе. - Алматы, 2014. - 136 с.

3. Толстопятенко Г.П., Федотова И.Г. Налоговое право США. Терминология. - М.: Анкил, 1996. - 272 c.

4. Миронова С.В. Механизм разрешения налоговых споров между государством в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): Дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - 244 с.

5. Ханафеев Ф.Ф. Проблемы налогового администрирования и перспективы их решения II Региональная экономика: теория и практика N 42 (135) 2009. - С. 44-52.

REFERENCES

1. Gracheva Ye.YU. Problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya: Dis. ... d-rayurid. nauk. - M., 2000. - 376 s.

2. Balko T., Tyutyuryukov V. Issledovaniyepo analizu deystvuyushchey situatsii v Kazakhstane, izucheniyu iprimenimosti mezhdunarodnogo opyta v oblasti nezavisimogo vnesudebnogo instituta rassmotreniya nalogovykh sporov i po sovershenstvovaniyu instituta vnesudebnoy nalogovoy apellyatsii v nalogovom organe. - Almaty, 2014. - 136 s.

3. Tolstopyatenko G.P., Fedotova I.G. Nalogovoye pravo SSHA. Terminologiya. - M.: Ankil, 1996. - 272 c.

4. Mironova S.V. Mekhanizm razresheniya nalogovykh sporov mezhdu gosudarstvom v Rossiyskoy Federatsii (finansovo-pravovoy aspekt): Diss. ... kand. yurid. nauk. - Volgograd, 2006. - 244 s.

5. Khanafeyev F.F. Problemy nalogovogo administrirovaniya i perspektivy ikh resheniya II Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika N 42 (135) 2009. - S. 44-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 341.98

МЕДИАЦИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рацым^лы Айтолды

Докторант Высшей школы права «Эдтет» Каспийского общественного университета, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: альтернативное разрешение споров, медиация, народная медиация, спор, конфликт, КНР.

Аннотация. В статье рассматривается институт медиации в КНР, ее цель, принципы и роль медиатора, раскрываются социальные, юридические и философские основания китайской модели альтернативного правосудия. Историко-философский и юридический анализ показывает, что основными принципами медиации в КНР являются: добровольность участия сторон в разрешении спора, нейтральность, беспристрастность медиатора, равноправие сторон, конфиденциальность. Главные принципы разрешения спора пересекаются с международным правом и законодательством. Целевой установкой является мирное решение проблемы (достижение мирового соглашения или примирения).

В традиционном Китае социальное посредничество считалось наиболее предпочтительной формой разрешения конфликта. Для китайцев и в настоящее время медиация воспринимается как естественное продолжение конфуцианской этики и практики даосизма. В Китае медиация именуется «народной медиацией». Это особый вид медиации, предшествующий арбитражу и судебному разбирательству. Медиация в Китае, включая «народную медиацию», входит в систему государственной исполнительной власти, а деятельность медиаторов носит добровольно-принудительный (общественный) характер, оплачивается и поощряется государством. «Народная медиация», или «народные примирительные комис-

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.