Научная статья на тему 'Разводы у язычников Уфимской губернии в пореформенный период'

Разводы у язычников Уфимской губернии в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развод / язычники / Уфимская губерния / марийцы / удмурты / талак / хлюг / статистика / divorce / pagans / Ufa province / Mari / Udmurts / talak / khlug / statistics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исянгулов Шамиль Наилевич

В статье рассматривается проблема распространенности разводов у язычников (марийцев и удмуртов) Уфимской губернии в 1870–1880-е гг. В ней вводятся в научный оборот выявленные статистические сведения о числе разводов у язычников в 1870–1880-е гг. в указанном регионе. Анализ литературы показывает, что данная проблема изучена на сегодняшний день недостаточно. В работе показано, что если этнографические материалы свидетельствовали о широкой распространенности разводов у язычников, то статистические материалы, наоборот, говорят об их низком уровне. В кантонный период управления (с 1855 г.) дела о разводах у язычников решали юртовые старшины и попечители кантонов. С переходом в гражданское состояние, решения о разводах были переданы в ведение сельских сходов. В спорных случаях стороны могли обращаться в волостные суды или в другие судебные инстанции. Коэффициент разводимости у язычников Уфимской губернии в 1870–1880-е гг. не превышал 0,3 %. В целом, он был выше, чем у христиан, и намного ниже, чем у мусульман края. На 1000 браков у язычников приходилось разводов от 15 до 55. Источники зафиксировали две формы развода: талак и хлюг, по названиям совпадающие с формами развода у мусульман. Распространенность форм развода была разной, в одни годы было больше талаков, в другие – хлюгов. Разводы на протяжении двух десятков лет оставались в целом на одном уровне и даже имели небольшую тенденцию к снижению. Данное обстоятельство свидетельствует, что, скорее всего, примерно на таком же уровне разводы были распространены у язычников Уфимской губернии и до 1870 г., и после 1890 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Divorces among pagans of the Ufa province in the post-reform period

The article deals with the problem of the prevalence of divorce among pagans (Mari and Udmurts) of the Ufa province in the 1850s–1880s. It introduces into scientific circulation the revealed statistical data on the number of divorces among pagans in the 1870s–1880s in the specified region. An analysis of the literature shows that this problem has not been studied enough to date. The work shows that if ethnographic materials testified to the widespread prevalence of divorce among pagans, then statistical materials, on the contrary, indicate their low level. During the cantonal period of administration (since 1855), cases of divorce among pagans were decided by the yurt elders and the trustees of the cantons. With the transition to civil status, decisions on divorces were transferred to the jurisdiction of rural gatherings. In disputable cases, the parties could apply to the parish courts or other judicial instances. The coefficient of breeding among pagans of the Ufa Province in the 1870s–1880s did not exceed 0.3 %. In general, it was higher than that of Christians, and much lower than that of Muslims of the region. Pagans had 15 to 55 divorces per 1,000 marriages. Sources have recorded two forms of divorce: talak and khlyug, which by name coincide with the forms of divorce among Muslims. The prevalence of forms of divorce was different, in some years there were more talaks, in others – clunkers. Divorces for two decades remained generally at the same level and even had a slight downward trend. This circumstance indicates that, most likely, at about the same level, divorces were common among the pagans of the Ufa province both before 1870 and after 1890.

Текст научной работы на тему «Разводы у язычников Уфимской губернии в пореформенный период»

elite of the first half of the XIX century], Ufa, 2011. 164 p. (in Russ.).

5. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 1, delo 14. (in Russ.).

6. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 1, delo 44. (in Russ.).

7. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 74. (in Russ.).

8. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 126. (in Russ.).

9. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 142. (in Russ.).

10. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 182. (in Russ.).

11. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 226. (in Russ.).

12. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fond 1284, opis 232, delo 3266. (in Russ.).

13. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 308. (in Russ.).

14. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan].

Fond H-2, opis 1, delo 1561. (in Russ.).

15. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 3725. (in Russ.).

16. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 4024. (in Russ.).

17. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 4044. (in Russ.).

18. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 4672. (in Russ.).

19. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republik of Bashkortostan]. Fond H-2, opis 1, delo 4674. (in Russ.).

20. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [A Complete Collection of the Russian Empire's Laws]. Collection 1. Vol. XXV. No. 18477. St. Petersburg: Printing House of the Second Office of Own Office of His Imperial Majesty, 1830. 932 p. (in Russ.).

21. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [A Complete Collection of the Russian Empire's Laws]. Collection 1. Vol. XXXVIII. No. 29129. St. Petersburg: Printing House of the Second Office of Own Office of His Imperial Majesty, 1830. 1354 p. (in Russ.).

22. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [A Complete Collection of the Russian Empire's Laws]. Collection 1. Vol. XXIX. No. 27951. St. Petersburg: Printing House of the Second Office of Own Office of His Imperial Majesty, 1855. 910 p. (in Russ.).

Б01 10.24412/2223-0564-2022-2-27-34 Ш.Н. Исянгулов УДК 94(470.57)

РАЗВОДЫ У ЯЗЫЧНИКОВ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье рассматривается проблема распространенности разводов у язычников (марийцев и удмуртов) Уфимской губернии в 1870-1880-е гг. В ней вводятся в научный оборот выявленные статистические сведения

Исянгулов Шамиль Наилевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Башкортостана Ордена «Знак Почета» Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: Isangul-schamil@mail.ru

Shamil N. Isyangulov, Cand. Sci. (History), Senior Researcher, Department of the Contemporary History of Bashkortostan, the Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: Isangul-schamil@mail.ru

о числе разводов у язычников в 1870-1880-е гг. в указанном регионе. Анализ литературы показывает, что данная проблема изучена на сегодняшний день недостаточно. В работе показано, что если этнографические материалы свидетельствовали о широкой распространенности разводов у язычников, то статистические материалы, наоборот, говорят об их низком уровне. В кантонный период управления (с 1855 г.) дела о разводах у язычников решали юртовые старшины и попечители кантонов. С переходом в гражданское состояние, решения о разводах были переданы в ведение сельских сходов. В спорных случаях стороны могли обращаться в волостные суды или в другие судебные инстанции. Коэффициент разводимости у язычников Уфимской губернии в 1870-1880-е гг. не превышал 0,3 %. В целом, он был выше, чем у христиан, и намного ниже, чем у мусульман края. На 1000 браков у язычников приходилось разводов от 15 до 55. Источники зафиксировали две формы развода: талак и хлюг, по названиям совпадающие с формами развода у мусульман. Распространенность форм развода была разной, в одни годы было больше талаков, в другие - хлюгов. Разводы на протяжении двух десятков лет оставались в целом на одном уровне и даже имели небольшую тенденцию к снижению. Данное обстоятельство свидетельствует, что, скорее всего, примерно на таком же уровне разводы были распространены у язычников Уфимской губернии и до 1870 г., и после 1890 г.

Делается вывод, что объективные исторические условия, обстоятельства патриархального, этнокультурного и военного быта, способствовали формированию у женщин комплекса особых ментальных характеристик, ярко выраженных маскулинных черт.

Ключевые слова: развод, язычники, Уфимская губерния, марийцы, удмурты, талак, хлюг, статистика Shamil N. Isyangulov

DIVORCES AMONG PAGANS OF THE UFA PROVINCE IN THE POST-REFORM PERIOD

Abstract

The article deals with the problem of the prevalence of divorce among pagans (Man and Udmurts) of the Ufa province in the 1850s-1880s. It introduces into scientific circulation the revealed statistical data on the number of divorces among pagans in the 1870s-1880s in the specified region. An analysis of the literature shows that this problem has not been studied enough to date. The work shows that if ethnographic materials testified to the widespread prevalence of divorce among pagans, then statistical materials, on the contrary, indicate their low level. During the cantonal period of administration (since 1855), cases of divorce among pagans were decided by the yurt elders and the trustees of the cantons. With the transition to civil status, decisions on divorces were transferred to the jurisdiction of rural gatherings. In disputable cases, the parties could apply to the parish courts or other judicial instances. The coefficient of breeding among pagans of the Ufa Province in the 1870s-1880s did not exceed 0.3 %. In general, it was higher than that of Christians, and much lower than that of Muslims of the region. Pagans had 15 to 55 divorces per 1,000 marriages. Sources have recorded two forms of divorce: talak and khlyug, which by name coincide with the forms of divorce among Muslims. The prevalence of forms of divorce was different, in some years there were more talaks, in others - clunkers. Divorces for two decades remained generally at the same level and even had a slight downward trend. This circumstance indicates that, most likely, at about the same level, divorces were common among the pagans of the Ufa province both before 1870 and after 1890.

Key words: divorce, pagans, Ufa province, Mari, Udmurts, talak, khlug, statistics

В наше время, в период кризиса семьи разводы стали частым и привычным явлением, а их количество вплотную приблизилось к числу бракосочетаний. В таких условиях растет интерес к изучению распространенности разводов в традиционном обществе, в частности, в пореформенный период.

Как известно, в дореволюционное время в Российской империи официальные бракоразво-ды у большинства населения (у христиан) были во многом редкостью. В то же время они были

достаточно распространены у мусульманского населения [1; 2, с. 740-746; 3, с. 51-66; 4; 5]. Разводы имели место и у язычников Уфимской губернии. Однако уровень разводов, их причины, формы бытования у язычников Приуралья в дореволюционный период во многом остаются неизученными или малоизученными, что определяет актуальность исследования данной проблемы.

В историко-этнографической литературе очень мало сведений о разводах у язычников

региона. Наиболее подробно развод у черемисов-язычников описан в книге В.М. Черемшанского (1821-1869). По его мнению, разводы у них распространенное явление: «Нужно заметить, что браки черемисов довольно непрочны и очень нередко случается, что если захворает муж и надолго зачахнет, то жена его выходит за другого; также - если жена надолго сделается нездоровою, то муж отсылает ее к отцу, а сам женится на другой...». Развод по-черемисски, как пишет исследователь, называется «шарагад», старики, разводящие супругов, выбранные ими для данного дела, «шарагадчиками». Шарагадчики делят детей и имущество между супругами, затем проводят обряд развода [6, с. 190-191]. Другой исследователь И.М. Казанцев считал, что разводы у черемисов-язычников Оренбургской губернии (с 1865 г. - Уфимской) чаще всего бывают у пожилых мужчин, женившихся повторно на молодой девушке после смерти первой жены. Интересен также обряд самого развода, который проводил «жрец-мулла», ставящий супругов «задом друг к другу», связав им руки платком или кушаком. После «Жрец-мулла» читал над ними молитву «доброму духу», разрезал узел ножом и расталкивал бывших супругов в разные стороны. Этим обряд и заканчивался [7, с. 75]. И.Н. Смирнов (1856-1904) в своем классическом исследовании сообщал, что у некрещеных вотяков развод также имеет место. «В настоящее время некрещеные вотяки Бирского уезда имеют право прогнать жену в случае ее бесплодия или измены. Само слово, служащее для его обозначения, показывает, что он направлен против женщины - кышно дюкыс'кэм (прогна-ние жены). Развод производится выбранными стариками от имени общины - по три человека для каждой стороны. Старики по жалобе мужа постановляют развод, спросивши для формы согласие жены. В случае жалобы жены на мужа кенеш старается только примирить супругов». Таким образом, по мнению И.Н. Смирнова, у вотяков-язычников развод мог быть по инициативе обеих сторон, как мужа, так и жены [8, с. 159]. Менее полные, но интересные сведения он сообщает в другой своей работе: «У некрещеных черемис Красноуфимского уезда брак расторгается по приговору стариков, которые связывают сначала мужа и жену веревкой, потом разрезывают ее, символизируя этим уничтожение брачного союза» [9, с. 135]. Эти сведения близки к сообщению И.М. Казанцева, однако в данном

случае разводящихся «судят» старики, а не языческий «жрец-мулла». О легкости расторжения браков у вотяков-язычников Больше-Гондырской волости Осинского уезда Пермской губернии (на границе с Бирским уездом Уфимской губернии) писал Н. Тезяков (1859-1925). Он же приводит пример разводного акта [10, с. 49-50]. О преобладании разводов по требованию мужа сообщал и В.А. Максимов (1900-1971). По его мнению, «только в последние годы можно встретить факты ухода женщин от своих мужей, но и то, как исключение». Он также акцентировал внимание на том, что «когда дело доходит до развода, собирается «кенеш» и старается примирить супругов» [11, с. 72]. Заметка о порядке развода у черемисов-язычников Бирского уезда увидела свет в газете «Уфимские губернские ведомости» в 1898 г. Она ныне полностью переиздана доктором исторических наук P.P. Садиковым. Эта заметка свидетельствует, что для разбора дела разводящиеся выбирали из однообщинников по три человека стариков. Этот совет стариков из 6 человек назывался «шаригат». В данном конкретном случае шаригат на сельском сходе постановил развести супругов. При этом муж возвращал приданое, а жена возмещала свадебные расходы мужа [12, с. 256-258]. В современной же историко-этнографической литературе проблема разводов у язычников Приуралья затрагивается мало [13, с. 116].

Таким образом, краткий анализ немногочисленной литературы показывает, что проблема разводов у язычников Уфимской губернии (в основном, у марийцев и удмуртов) изучена на сегодняшний день недостаточно.

Необходимо отметить, что статистические сведения о разводах у язычников были опубликованы в «Памятных книжках Уфимской губернии» в 1880-е гг., «Обзоре Уфимской губернии за 1890 год». Неопубликованные материалы обнаружены в фонде Уфимского губернского статистического комитета (ф. И-148) в Национальном архиве Республики Башкортостан (НА РБ) за 1870, 1872 и 1876 гг. Ценные документы о разводах у язычников в кантонный период (до 1865 г.) выявлены в фонде Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (ф. И-2) в НА РБ. Однако необходимо отметить, что статистические сведения обнаружены лишь за 7 лет и охватывают отдельные годы, начиная с 1870 по 1890 г. Несмотря на прерывность в статистических сведениях, они позволяют сделать определенные выводы.

Для решения поставленных задач исследования использованы не только обычные методы исторической науки (анализ, синтез, историко-статистический), но и методы демографии: выведение различных коэффициентов: разводимо-сти, брачности, устойчивости браков, то есть соотношение числа разводов и браков на 1000 человек, а также соотношение числа разводов по отношению к числу браков. Использование демографических методов исследования позволяет более объективно судить о распространенности разводов среди язычников в сравнении с православным и мусульманским населением.

В Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в. насчитывалось значительное число язычников. В 1860-1870-е гг. губернский статистический комитет еще не фиксировал отдельно язычников, а регистрировал их в составе так называемых прочих нехристианских конфессий. Так, в конце 1865 г. в Уфимской губернии насчитывалось 68767 нехристиан, в том числе в городах - 157, на селе - 68590 человек [14, л. 19-20]. Впервые язычники были выделены в отдельную конфессиональную группу населения лишь в 1886 г. Как оказалось, до 1886 г. в составе прочих нехристиан учитывались язычники и иудеи (евреи). В том году в губернии насчитывалось 92871 язычник и 495 евреев [15, с. 23]. Таким образом, 99,5 % нехристиан в губернии составляли именно язычники. Учитывая весьма незначительную численность евреев в губернии, можно допустить, что до 1886 г. практически все нехристиане, проживавшие в сельской местности, были язычниками (абсолютное большинство евреев - горожане). К началу 1914 г. в Уфимской губернии насчитывалось 132568 язычников, из них в городах проживало всего 13 человек [16, с. 854-855].

Как показывают материалы Первой всеобщей переписи 1897 г., 94,09 % черемисов (марийцев), 88,98 % вотяков (удмуртов), 1,59 % чувашей и 0,9 % тептярей в Уфимской губернии были приверженцами остальных нехристианских конфессий, очевидно язычества [17, с. УШ, 44-45]. Таким образом, язычниками было абсолютное большинство черемисов и вотяков края. В 1865 г. в губернии проживало 51172 черемиса и 19994 вотяка, в 1879 г., соответственно, 61600 и 16400 человек, в 1912 г. - 90506 и 24613 [18, с. 4, 16; 19, с. 6-7]. Исходя из указанных сведений, под язычниками в статье будут иметься в виду, прежде всего, марийцы и удмурты.

Черемисы (марийцы) и вотяки (удмурты) в крае относились к сословию тептярей и в 1855 г. в результате очередной реформы кантонной системы управления вошли в состав Башкирского войска. К тому времени в составе тептярей язычников было 29256 душ мужского пола [20, с. 186-188]. Как известно, в период кантонного управления в Башкортостане семейная жизнь башкир, мишарей, а теперь и тептярей находилась под жестким военно-административным контролем. Что касается язычников, то в 1857 г. у них были введены метрические книги, после чего в них стали регистрировать и разводы [21, л. 2]. Последнее обстоятельство потребовало определенного изучения со стороны вышестоящего начальства состояния семейно-брачных отношений у язычников Оренбургской губернии. Было выяснено, что у язычников существует «развод по несогласиям между женою и мужем, которые нередко разводятся по неосновательным причинам и единственно из нерасположений друг к другу, возникающие от образа домашней жизни, для чего придумывают какие-либо предлоги, объявляют об этом начальству и требуют развода». В случае развода «обе стороны выбирают медиаторов, не менее четырех лиц, и по решению их делается между разводящимися обязательство о возвращении калыма, и если есть дети, кому следует отдать их на воспитание» [21, л. 2 об]. До 1855 г. дела о разводе решали суды стариков. С введением кантонной системы у тептярей, дела о разводах стали рассматривать юртовые старшины, которые редко склоняли супругов к миру, разрешая им по большой части развестись [21, л. 2 об]. Однако по решению командующего Башкирским войском от 19 октября 1857 г., право утверждения разводов у язычников было предоставлено попечителям кантонов (последним подчинялось несколько смежных кантонов). При этом попечителям было поручено «допускать разводы в таком только случае, когда есть принятые меры к водворению согласия между супругами окажутся безуспешными, обращая при этом внимание, чтобы малолетние не оставались без призрения» [21, л. 3]. Таким образом, с 1857 по 1863 г. (до введения Положения о башкирах от 14 мая 1863 г.) судьями в деле бракоразводов у язычников выступали именно попечители кантонов. С началом перехода башкир (в том числе и тептярей) из военного состояния в гражданское, в мае 1864 г. Оренбургским генерал-губернатором были утверждены новые правила о разводах

у язычников. Отныне разводы допускались по местным обычаям с разрешения сельских сходов. Сельский сход, рассматривая конкретные дела, должен был принять меры для примирения супругов или же разрешить развод. В приговоре сельского схода должны были получить отражение «обстоятельства, побудившее общество развести брак и решение о воспитании их детей, если таковые будут, вместе с сим сход разрешает семейный раздел по имуществам и возврат калыма». При возникновении имущественных споров, тяжущиеся стороны могли обращаться в волостной суд или в общие судебные места. Копии с приговоров сельских обществ или судов предоставлялись в волостные правления для регистрации развода в метрической книге (метрические книги язычников хранились при волостных правлениях и заполнялись там же) [21, л. 4 об-5].

Разводные акты обычно подписывали сельский староста и члены суда стариков («шаригат-чики»). Так, один из разводных актов от 1887 г. в Больше-Гондырской волости Осинского уезда Пермской губернии, был постановлен местным сельским старостой при подписавшихся «шари-гатчиках» [10, с. 49-50]. Документы показывают, что волостные суды (очевидно, при спорных случаях) также принимали решения о разводах язычников. Так, в 1877 г. в Базановский волостной суд Бирского уезда Уфимской губернии обратилась черемиска И. Юлбаева с жалобой на своего мужа. Волостной суд определил развести супругов, оставив, однако, без решения дело о возврате мужу уплаченного ранее калыма. Жалобы супруга вышестоящим инстанциям на неправомерность решения суда остались без последствий [22, л. 187-188 об]. Таким обра-

зом, этнографические материалы и делопроизводственные документы свидетельствовали об определенной распространенности разводов у язычников Оренбургской (с 1865 г. - Уфимской) губернии в 1850-1860-е гг.

Сохранившиеся статистические материалы рисуют, однако, несколько иную картину. Приведенная ниже таблица показывает количество и уровень разводов, браков и устойчивости браков у язычников Уфимской губернии за 1870-1890 гг. (Табл.). После 1890 г. сведения о разводах не публиковались и губернским статистическим комитетом не разрабатывались. Не обнаружены они и до 1870 г.

У язычников губернии отмечается определенная нестабильность, как в браках, так и разводах. В некоторые годы по каким-то причинам их количество сильно снижалось.

Таблица ясно показывает относительно низкое количество разводов у язычников губернии в эти годы. Отсутствие статистических материалов за более ранний период, несомненно, затрудняет анализ распространенности разводов. Однако вряд ли в 1870-1880-е гг. произошло резкое уменьшение их количества. Ведь после перехода населения к гражданскому состоянию в 1865 г. и ослабления контроля над ним, логичнее было бы предположить об увеличении их числа. В связи с этим утверждения В.М. Черемшанского о значительной распространенности разводов у черемисов-язычников, подкрепляемые будто бы архивным документом, все же, скорее всего, требуют критического к себе отношения.

Интересным является и то, что губернским статистическим комитетом в конце 1880-х гг. были зарегистрированы две формы разводов:

Таблица 1

Брачность и разводимость у язычников Уфимской губернии в 1870-1890-е гг. (Составлена по: 23, л. 9; 24; 25; 1, с. 9; 26, с. 21, 23; 27, с. 50, 51; 28, с. 48; 29, с. 80; 30, с. 99; 31, с. 55; 32, с. 55)

Годы Разводы Коэффициент разводимо сти, % Коэффициент брачности, % Коэффициент устойчивости браков, %

талак хлюг всего

абс. % абс. % абс.

1870 19 0,3 10,5 25,8

1872 12 - - 15,2

1876 21 0,3 4,8 55,4

1886 5 20,8 19 79,2 24 0,3 9,6 27,1

1887 7 27,0 19 73,0 26 0,3 7,2 38,3

1889 12 63,2 7 36,8 19 0,2 8,7 22,7

1890 8 66,7 4 33,3 12 0,1 8,0 15,3

талак и хлюг, совпадающие с формами разводов у мусульман. Следует напомнить, что у последних, талак являлся формой развода по требованию мужа, когда ему калым зачастую не возвращался, а хлюг - по инициативе жены (при этом за развод муж получал вознаграждение от жены) [33, с. 72]. Скорее всего, под влиянием ислама формы разводов у язычников по требованию мужа и по инициативе жены также получили аналогичные, как у мусульман, наименования.

У мусульман Уфимской губернии разводов по инициативе жены (хлюгов) в пореформенный период было в 3-4 раза больше, чем талаков [33, с. 72; 5, с. 81]. Тогда как у язычников, как видно, ситуация была неоднозначной: в отдельные годы талаков было больше, чем хлюгов в два раза. Хотя статистические сведения о формах развода у язычников известны лишь за 4 года, чтобы сделать однозначные выводы.

Коэффициенты разводимости в 1870-1880-е гг. у язычников оставались относительно низкими. По сравнению с православным населением, они, несомненно, выше, тогда как, по сравнению с мусульманами края, намного ниже. Коэффициенты разводимости у православных, судя по официальным данным, практически были равны нулю, у мусульман же оставались намного высокими [1, с. 9, 18-19; 5, с. 81]. Коэффициент брачности у язычников также не был высоким, особенно по сравнению с остальным населением края [34, с. 8-9].

У язычников в год на 1000 браков приходилось лишь от 15 в 1872 и 1890 гг. до 55 разводов в 1876 г. У мусульман же губернии коэффициент устойчивости браков был намного высоким, доходя иногда до 251 развода на 1000 браков в год [35, с. 146].

Однако следует иметь в виду, что у язычников были распространены добрачное сожительство и, соответственно, добрачные разводы, которые в официальных документах не регистрировались [10, с. 51]. Вполне возможно, что именно данным обстоятельством объясняются противоречия между этнографическими сведениями и статистикой.

Таким образом, статистические материалы за 1870-1880-е гг. определенно свидетельствуют, что разводы у язычников Уфимской губернии, вопреки уверениям некоторых современников, были относительно малочисленны. Коэффициенты разводимости, по сравнению с мусульманами, у язычников были низкими, по сравнению с православными, несомненно, высокими. Несмотря

на то, что статистические сведения о разводах известны лишь за 7 лет, они позволяют вполне ясно представить эволюцию распространенности разводов в 1870-1880-е гг. у язычников. Разводы на протяжении двух десятков лет оставались в целом на одном уровне и даже имели небольшую тенденцию к снижению. Данное обстоятельство свидетельствует, что, скорее всего, примерно на таком же уровне разводы были распространены у язычников Уфимской губернии и до 1870 г., и после 1890 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистические данные о разводах и недействительных браках за 1867-1886 гг. (по епархиям Европейской России). СПб., 1893. 33 с.

2. Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. Т. 1. СПб.: ДМИТРИЙ БУПАНИН, 2014. 896 с.

3. Гончаров Ю.М. Брачно-семейное право Российской империи XIX - начала XX в. Барнаул: АЗБУКА, 2019. 148 с.

4. Брусина О.И. Брак и развод в народных судах Туркестана: взаимодействие адата и шариата при российском управлении // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 151-166.

5. Исянгулов Ш.Н. Статистика разводов у мусульманского населения Уфимской губернии в пореформенный период // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2020. № 4. С. 77-86.

6. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

7. Казанцев И. Описание башкирцев. СПб., 1866. 97 с.

8. Смирнов И.Н. Вотяки. Историко-этнографичес-кий очерк. Казань, 1890. 39 с.

9. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографи-ческий очерк. Казань, 1889. 265 с.

10. Тезяков Н. Вотяки Больше-Гондырской волости (Медико-статистический и антропологический очерк). Чернигов, 1892. 87 с.

11. Максимов В.А. Вотяки. Краткий историко-этнографический очерк. Ижевск: Уцкнига, 1925. 125 с.

12. Садиков P.P. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016. 276 с.

13. Никитина Г.А. Сельская община - бускель -в пореформенный период (1861-1900 гг.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. 160 с.

14. Научный архив Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (НА УФИЦ РАН). Ф. 3. Оп. 5. Д. 25.

15. Обзор Уфимской губернии за 1886 год. Уфа, 1887. 69 с.

16. Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1913 год. Уфа, 1915. 856 с.

17. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. Т. ЖЛ7. Уфимская губерния. Тетрадь 2. СПб., 1904.

18. Гурвич Н. Племенной состав населения Уфимской губернии и приблизительная численность его в 1878 году. Уфа, 1880. 18 с.

19. Историко-статистические таблицы деятельности уфимских земств. К сорокалетию существования земств Уфимской губернии. 1875-1914 гг. Уфа, 1915. 445 с.

20. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798-1865 гг.). Уфа: Китап, 2005. 256 с.

21. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 13016.

22. НА РБ. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 43. Л. 187-188 об.

23. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 40.

24. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 41. Б. п.

25. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 42. Б. п.

26. Памятная книжка Уфимской губернии 1889 года. Отдел II. Уфа, 1889. 312 с.

27. Памятная книжка Уфимской губернии на 1891 год. Отдел II. Уфа, 1891. 109 с.

28. Обзор Уфимской губернии за 1890 год. Уфа, 1891. 110 с.

29. Статистический временник Российской империи. Серия II. Вып. 14. Движение населения в Европейской России за 1870 год. СПб., 1879. 285 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Статистический временник Российской империи. Серия II. Вып. 18. Движение населения в Российской империи за 1872 год. СПб., 1882. 359 с.

31. Статистика Российской империи. Т. 12. Движение населения в Европейской России за 1886 год. СПб., 1890. 211 с.

32. Статистика Российской империи. Т. 33. Движение населения в Европейской России за 1890 год. СПб., 1895. 211 с.

33. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 1997. 104 с.

34. Гиккель Э.И. Санитарно-статистические сведения по Уфимской губернии. Вып. 1. Очерк движения населения Уфимской губернии в 1897-1911 гг. Уфа, 1916. 80 с.

35. Сулейманова Р.Н., Исянгулое Ш.Н. Семья в условиях трансформации традиционного общества (на примере башкир). Уфа: Мир печати, 2020. 155 с.

REFERENCES

1. Statisticheskie dannye o razvodah i nedej stvitel' nyh brakah za 1867-1886 gg. (po eparhiyam Evropejskoj Rossii) [Statistical data on divorces and invalid marriages for 1867-1886 (by dioceses of European Russia)]. Moscow, 1893. 33 p. (in Russ.).

2. Mironov, B.N. Rossijskaya imperiya: ot tradicii k modernu [The Russian Empire: from Tradition to Modernity]. In 3 vol. Vol. 1. St. Petersburg, DMITRIJ BULA-NIN, 2014. 896 p. (in Russ.).

3. Goncharov, Yu.M. Brachno-semejnoe pravo Rossi-jskoj imperii XIX - nachala XX v. [Marriage and family law of the Russian Empire of the XIX - early XX century]. Barnaul, AZBUKA, 2019. 148 p. (in Russ.).

4. Brusina, O.I. Brak i razvod v narodnyh sudah Turkestana: vzaimodejstvie adata i shariata pri rossi-jskom upravlenii [Marriage and Divorce in People's Courts of Turkestan: The Interaction of Adat and Sha-ria under the Russian Governance]. In: Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. 2012. No. 1. P. 151166. (in Russ.).

5. Isyangulov, Sh.N. Statistika razvodov u musul'manskogo naseleniya Ufimskoj gubernii v pore-formennyj period [Divorce Statistics among the Muslim Population of the Ufa Province during the Post-Reform Period]. In: Vestnik Akademii nauk Respubliki Bashkortostan [Herald of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan]. 2020. No. 4. P. 77-86. (in Russ.).

6. Cheremshanskij, V.M. Opisanie Orenburgskoj gubernii v hozyajstvenno-statisticheskom, etnogra-ficheskom i promyshlennom otnosheniyah [Description of the Orenburg Province in economic, statistical, ethnographic and industrial relations]. Ufa, 1859. 472 p. (in Russ.).

7. Kazancev, I. Opisanie bashkircev [Description of Bashkirs]. St. Petersburg, 1866. 97 p. (in Russ.).

8. Smirnov, I.N. Votyaki. Istoriko-etnograficheskij ocherk [Votyaki. Historical and ethnographic essay]. Kazan', 1890. 39 p. (in Russ.).

9. Smirnov, I.N. Cheremisy. Istoriko-etnograficheskij ocherk [Cheremis. Historical and ethnographic essay]. Kazan', 1889. 265 p. (in Russ.).

10. Tezyakov, N. Votyaki Bol'she-Gondyrskoj vo-losti (Mediko-statisticheskij i antropologicheskij ocherk) [Votyaki More-Gondyrsky volost (Medical-statistical and anthropological essay)]. Chernigov, 1892. 87 p. (in Russ.).

11. Maksimov, V.A. Votyaki. Kratkij istoriko-et-nograficheskij ocherk [Votyaki. A brief historical and ethnographic essay]. Izhevsk, Udkniga, 1925. 125 p. (in Russ.).

12. Sadikov, R.R. Finno-ugorskie narody Respubliki Bashkortostan (istoriya, kul'tura, demografiya) [Finno-Ugric peoples of the Republic of Bashkortostan (history, culture, demography)]. Ufa, OOO «Pervaya tipografiya», 2016. 276 p. (in Russ.).

13. Nikitina, G.A. Sel'skaya obshchina - buskel' -v poreformennyj period (1861-1900 gg.) [Rural community - Buskel - in the post-reform period (1861-1900)]. Izhevsk, UIIYAL UrO RAN, 1993. 160 p. (in Russ.).

14. Nauchnyj arhiv Ufimskogo federal'nogo issledovatel 'skogo centra Rossijskoj akademii nauk [Scientific Archive of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. Fond 3, opis 5, delo 40. (in Russ.).

15. Obzor Ufimskoj gubernii za 1886god [Overview of Ufa province in 1886]. Ufa, 1887. 69 p. (in Russ.).

16. Hozyajstvenno-statisticheskij obzor Ufimskoj gubernii za 1913 god [Economic and statistical survey of Ufa province for 1913]. Ufa, 1915. 856 p. (in Russ.).

17. Pervaya vseobshchayaperepis'naseleniyaRossijskoj imperii 1897 g. T. XLV Ufimskaya guberniya. Tetrad' 2 [Russian Imperial Census of 1897. Vol. XLV Ufa province. Notebook 2]. St. Petersburg, 1904. 189 p. (in Russ.).

18. Gurvich, N. Plemennoj sostav naseleniya Ufimskoj gubernii i priblizitel'naya chislennost' ego v 1878 godu [Tribal composition of the population of the Ufa province and its approximate number in 1878]. Ufa, 1880. 18 p. (in Russ.).

19. Istoriko-statisticheskie tablicy deyatel'nosti ufim-skih zemstv. K sorokaletiyu sushchestvovaniya zemstv Ufimskoj gubernii. 1875-1914 gg. [Historical and statistical tables of the activities of Ufa zemstvos. To the fortieth anniversary of the existence of the zemstvos of the Ufa province. 1875-1914]. Ufa, 1915. 445 p. (in Russ.).

20. Asfandiyarov, A.Z. Kantonnoe upravlenie v Bashkirii (1798-1865 gg.) [Cantone Management in Bashkiria (1798-1865)]. Ufa, Kitap, 2005. 256 p. (in Russ.).

21. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond. I-2, opis 1, delo 13016 (in Russ.).

22. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond. I-10, opis 1, delo 43 (in Russ.).

23. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond. I-148, opis 1, delo 40 (in Russ.).

24. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond. I-148, opis 1, delo 41 (in Russ.).

25. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond. I-148, opis 1, delo 42 (in Russ.).

26. Pamyatnaya knizhka Ufimskoj gubernii 1889 goda. Otdel II [Commemorative book of the Ufa province of 1889. Division II]. Ufa, 1889. 312 p. (in Russ.).

27. Pamyatnaya knizhka Ufimskoj gubernii na 1891 god. Otdel II [Commemorative book of the Ufa province for 1891. Division II]. Ufa, 1891. 109 p. (in Russ.).

28. Obzor Ufimskoj gubernii za 1890 god [Review of the Ufa province in 1890]. Ufa, 1891. 110 p. (in Russ.).

29. Statisticheskij vremennik Rossijskoj imperii. Seriya II. Vyp. 14. Dvizhenie naseleniya v Rossijskoj imperii za 1870 god [Statistical timeline of the Russian Empire. Series II. Issue 14. Population Movement in the Russian Empire for 1870]. St. Petersburg, 1879. 285 p. (in Russ.).

30. Statisticheskij vremennik Rossijskoj imperii. Seriya II. Vyp. 18. Dvizhenie naseleniya v Rossijskoj imperii za 1872 god [Statistical timeline of the Russian Empire. Series II. Issue 18. Population Movement in the Russian Empire for 1872]. St. Petersburg, 1882. 359 p. (in Russ.).

31. Statistika Rossijskoj imperii. T. 12. Dvizhenie naseleniya v Evropejskoj Rossii za 1886 god [Statistics of the Russian Empire. Vol. 12. The movement of the population in European Russia in 1886]. St. Petersburg, 1890. 211 p. (in Russ.).

32. Statistika Rossijskoj imperii. T. 33. Dvizhenie naseleniya v Evropejskoj Rossii za 1890 god [Statistics of the Russian Empire. Vol. 33. The movement of the population in European Russia in 1890]. St. Petersburg, 1895. 211 p. (in Russ.).

33. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskaya semya v prosh-lom (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Bashkir family in the past (18th - first half of the 19th centuries)]. Ufa, Kitap, 1997. 104 p. (in Russ.).

34. Gikkel', E.I. Sanitarno-statisticheskie svedeniya po Ufimskoj gubernii. Vyp. 1. Ocherk dvizheniya naseleniya Ufimskoj gubernii v 1897-1911 gg. [Health and statistical information on the Ufa province. Vol. 1. Essay on the movement of the Ufa province population in 1897-1911]. Ufa, 1916. 80 p. (in Russ.).

35. Sulejmanova, R.N., Isyangulov Sh.N. Sem'ya v usloviyah transformacii tradicionnogo obshchestva (na primere bashkir) [Family in the conditions of transformation of traditional society (on the example of Bashkirs)]. Ufa, 2020. 155 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.