94
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.013.83 ББК Ч432.026
ГСНТИ 15.31.35; 15.81.21; 14.37.С
Код ВАК 19.00.07
Девятовская Ирина Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и менеджмента, Уральский государственный
педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
РАЗВИВАЮЩИЙ РЕСУРС МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: непрерывное образование; технология обучения взрослых; методы обучения взрослых; психологический барьер профессионального развития; преодоление психологических барьеров.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению развивающего ресурса методов обучения взрослых в контексте преодоления психологических барьеров профессионального развития личности. Целью статьи является теоретическое рассмотрение развивающего ресурса методов обучения взрослых в контексте преодоления психологических барьеров профессионального развития личности. В исследовании использованы такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез основных положений по изучаемой проблеме, обобщение отечественных и зарубежных подходов как к изучению психологических барьеров, так и к обучению взрослых. Обозначены ресурсы преодоления психологических барьеров, среди которых ключевая роль отводится непрерывному обучению и образованию взрослых. И российский, и международный опыт показывает, что образование взрослых, обладающее сегодня огромным арсеналом средств и методов, превращается в одну из ведущих форм социальной активности человека, предоставляет ему возможность для конструктивного проектирования успешной индивидуальной профессиональной траектории. В связи с этим автором проанализированы возможности преодоления возникающих барьеров с помощью непрерывного образования и обучения взрослых. При этом акцент сделан на описании методов обучения взрослых, представленных в российской и зарубежной психолого-педагогической литературе, и проанализированы возможности этих методов в контексте преодоления психологических барьеров профессионального развития личности. Результаты исследования могут быть использованы в качестве учебных и методических материалов в системах повышения квалификации, переподготовки кадров, профессионального развития персонала в организации, а также при разработке программ по обучению и планированию карьеры.
Deviatovskaia Irina Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Acmeology and Psychology of Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
EDUCATIONAL RESOURCES OF THE METHODS OF ADULT TEACHING TO OVERCOME PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY
KEYWORDS: continuing education; technology of adult teaching; methods of adult teaching; psychological barriers of professional development; overcoming psychological barriers.
ABSTRACT. The article is devoted to the developing resource of the methods of adult teaching in the context of overcoming psychological barriers of professional development of a personality. The aim of the article is a theoretical review of the developing resource of the methods of adult teaching in the context of overcoming psychological barriers of professional development of a personality. The study uses theoretical methods such as analysis of scientific literature, synthesis of the main provisions on the problem under study, generalization of domestic and foreign approaches to the psychological study of barriers and adult education. The article defines the resources to overcome psychological barriers, including the key role given to lifelong learning and adult education. Russian and international experience shows that adult education, today, with a huge arsenal of means and methods, becomes one of the leading forms of human social activity, and gives one the opportunity for constructive design of a successful individual professional path. In this regard, the author analyzes the possibilities of overcoming the barriers by lifelong education and adult learning. In this case, emphasis is laid on the description of the methods of adult education, presented in Russian and foreign psychological and pedagogical literature, and analysis of the potential of these methods in the context of overcoming psychological barriers of professional development of a personality. The results of the study can be used as learning and teaching materials in the systems of training, retraining, professional development of staff in the organization, as well as in developing programs for training and career planning.
С
современные условия жизни связа-/ны с активными изменениями в социально-экономической, политической, технологической и культурной сферах. Адаптация и конструктивное развитие в та-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-36-01306 «Преодоление психологических барьеров профессионального развития личности в процессе непрерывного образования»)
© Девятовская И. В., 2015
кой ситуации невозможны без частичной «девальвации» или ревизии личностью накопленного социального, культурного и профессионального опыта, способности мобильно перестраиваться в условиях динамично изменяющейся профессиональной ситуации и осваивать инновационные технологии профессиональной деятельности. Необходимость пересмотра собственного
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 11
95
опыта, отказ от него или активное приспособление к изменившейся среде создают ситуацию социальной напряженности и непонимания, а также инициируют внутренние конфликты и личностные кризисы, в том числе и кризисы профессионального развития. Кроме того, в процессе профессионализации объективно происходит стагнация профессиональной карьеры, редукция профессиональных ожиданий и ценностей, рассогласование личностных и профессиональных характеристик с требованиями актуальной профессиональной ситуации и внешней среды, выступающие в качестве психологических барьеров профессионального развития личности. Активное развитие техники, технологий и информатизация требуют не только постоянного обновления знаний работника, но и, преобразуя внешнюю профессиональную среду, создают условия для изменения личности специалиста и возникновения психологических барьеров профессионального развития. Взаимосвязь и взаимообусловленность личностного и профессионального развития обусловливают перманентность кризисных событий в жизни личности и актуализируют проблему поиска ресурсов преодоления психологических барьеров профессионального развития личности. Проблема изучения кризисов личностного и профессионального развития широко представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей [2; 4; 5; 6; 8; 9; 14].
Психологический барьер - это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др.), который ограничивает личностное и профессиональное развитие, препятствует удовлетворению потребностей и вызывает эмоциональный дискомфорт. В психолого-педагогической литературе барьер рассматривается как субъективно-объективная категория, так как непреодолимость препятствия для одного не является такой для другого.
А. К. Маркова выделяет конструктивные (позитивные) и негативные функции психологических барьеров. В качестве конструктивных рассматриваются индикаторные (показывающие обратную связь качества воздействия) и стимулирующие (моби-лизирующие), в качестве негативных -сдерживающие (затрудняющие продвижение и снижающие самоэффективность) и деструктивные (разрушающие) [7].
В качестве психологических барьеров профессионального развития выступают кризисы профессионального развития личности, профессиональные деструкции, ухудшение профессионально-психологического здоровья [8; 9]. В психологических
исследованиях отмечается, что переживание личностью психологических барьеров сопровождается снижением профессиональной самооценки, ощущением исчерпанности своих возможностей, нежеланием идти даже на оправданный риск, усилением защитных мотивов, снижением интереса к дальнейшему росту или, напротив, стремлением занять место, не соответствующее уровню компетентности личности. Переживание профессиональных трудностей, обусловленное объективными и субъективными ограничениями, препятствует конструктивному профессиональному развитию, снижает динамику профессиональной активности, детерминирует потерю смыслов профессиональной деятельности [7; 2].
Поэтому актуальным становится поиск ресурсов для конструктивного преодоления данных барьеров. Таким ресурсом может выступить непрерывное образование, так как международный опыт показывает, что образование взрослых превращается в одну из ведущих форм социальной активности человека, обладает широким арсеналом технологий, методов и подходов к обучению взрослых, что позволяет путем включения взрослых людей в систему непрерывного обучения создать условия и предоставить возможности для конструктивного преодоления личностью психологических барьеров и проектирования успешной индивидуальной траектории профессионального развития человека.
Согласно терминологии ЮНЕСКО, под непрерывным образованием понимается «неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества» [14].
В зарубежных и отечественных исследованиях в качестве ключевых принципов непрерывного образования выделяются гуманистический характер, демократизация образования как интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа, гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса, особое внимание к образованию женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья, независимость и самоуправляемость обучения, связь обучения с жизнью, профессиональной и социальной активностью личности. Таким образом, уже в самих принципах заложен развивающий потенциал непрерывного об-