Научная статья на тему 'Развивающий потенциал мыслительных познавательных процессов у детей дошкольного возраста'

Развивающий потенциал мыслительных познавательных процессов у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЗНАНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбазова Масума Афизовна, Дашдиев Везирхан Ахмедович

В статье анализируется развитие мыслительных познавательных процессов, характеризующих умственное развитие как совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал мыслительных познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Психолого-педагогические науки •••

79

УДК 372

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF PRESCHOOLERS’

THINKING COGNITIVE PROCESSES

©2015 Шахбазова М. А., Дашдиев В. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Shahbazova M. A., Dashdiev V. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье анализируется развитие мыслительных познавательных процессов, характеризующих умственное развитие как совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Abstract. The author of the article analyzes the development of cognitive processes that characterize the mental development as a combination of quantitative and qualitative changes in the cognitive activity of the child in relation to the age, experience enrichment and is influenced by the educational impact.

Rezjume. V stat’e analiziruetsja razvitie myslitel'nyh poznavatel'nyh processov, ha-rakterizujushhih umstvennoe razvitie kak sovokupnost' kolichestvennyh i kachestvennyh izme-nenij, proishodjashhih v myslitel'noj dejatel’nosti rebenka v svjazi s vozrastom, obogashheniem opyta i pod vlijaniem vospitatel'n-yh vozdejstvij.

Ключевые слова: развитие, знание, мыслительная деятельность, любознательность, социальная среда.

Keywords: development, knowledge, mental activity, curiosity, social environment.

Kljuchevyeslova: razvitie, znanie, myslitel'naja dejatel'nost', ljuboznatel'nost', social'naja sreda.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктив-

ной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, кото-

80

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

рая может вызвать общее угнетение организма, - с другой. Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование нагляднодейственного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка. Воспитание умственной активности - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Особенно велика роль воспитания умственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. В "Программе воспитания в детском саду" определены следующие задачи воспитания умственной активности детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельно-

сти. Рассмотрим каждую из этих задач. Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние". Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что "облако - это вата", а "звезды - электрические лампочки". Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского "От двух до пяти" приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире. Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей Российского государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью и деятельностью великих людей. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма. Важной задачей воспитания умственной активности является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче

Психолого-педагогические науки •••

возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию. Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи. В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями. Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы. Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

81

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Воспитатель, таким образом, организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ ("Назови следующее число", "Скажи наоборот", "Летает - не летает" и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки. Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование

предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями. Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей школьного возраста зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования. Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности. Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловлен-

82

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

ные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат. Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательнообразовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. Познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка, через игру. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом. Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, про-

граммируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую ребенок получает - первично, а сама информация - вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психологопедагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется. По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации. Мы пришли к выводу, что основным и действенным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в той деятельности, которая его не привлекает, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы уверены, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, если есть чему удивляться. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях

Психолого-педагогические науки •••

всегда интересно - это тоже повышает познавательную активность дошкольников. Внутренняя мотивация - это возможность в процессе пребывания ребенка в Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) формировать его индивидуальные способности. Когда происходит реализация этого аспекта, мы, педагоги, опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая совершается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медициоского персонала). Таким образом, в осуществлении познавательной деятельности, появляется возможность учесть ин-

83

тересы и индивидуальность каждого ребенка. Для детей с высокими показателями в способностях, мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью, необходимо проводить индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированного подхода с каждой категорией детей. Кроме того, этот подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется одинаковый подход ко всем детям, а также самое главное - повышается работоспособность ребенка во время познавательной деятельности.

Литература

1. Алферов А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. Ростов на/Д: Феникс, 2000. 384 с. 2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983. 215 с. 3. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. № 4. С. 63-68. 4. Возрастная и педагоги ческая

психология: Хрестоматия / под общ. ред. И. В. Дубровиной. М. : Академия, 1999. 320 с. 5. Возрастная психологе я: Хрестоматия / под общ. ред. В. С. Мухина. М. : Просвещение, 1999. Гл. 2. С. 258-270, 302305, 274-284. 6. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. :

Университет, 2000. 336 с. 7. Гуров В. А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа.

2013. №5. С. 121-122. 8. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших шкельни-

ков в хоее игры // Начальная школа. 2013. № 5. С. 30-31. 9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность

школьников: Учебное пособие по психологии. М. : Академия, 2012. 320 с.

References

1. Alferov A. D. Developmental psychology of schoolchildren: textbook on psychology. Rostov-on/D.: Fenix,

2000. 3д4 p. 2. Anikeeva N. P. To the teacher about the psychological climate in the team. M., 1983. 215 p. 3. Vakhrusheva L. N. The issue of intellectual readiness of children for the cognitive activity in the elementary school // Primary school. 2006. # 4. P. 63-68. 4. Age and pedagogical psychology: reader / ed. by I. V. Dubrovina. M. : Academia, 1999. 320 p. 5. Developmental psychology: a reader / ed. by V. S. Mukhina. M. : Prosveshchenie, 1999. Ch. 2. P. 258-270, 302-305, 274-284. 6. Galperin P. Ya. Introduction to psychology: textbook for universities. 2rd ed. M. : University, 2000. 336 p. 7. Gurov V. A. Intellectual creative games / Primary school. 2013. # 5. P. 121-122. 8. Zhukova Z. P. Development of intellectuH abilities of p rimary schoolchildren in the course of the game // Primaryy school. 2013. # 5. P. 30-31. 9. Leites

N. S. Age giftness of schoolchildren: textbook on psychology. M. : Academia, 2012. 320 p.

LiteraturK

1. Alferov A. D. Psihologija razvitija shkol'nikov: Uchebnoe posobie po psihologii. Rostov na/D: Feniks, 2000. 384 s. 2. Anikeeva N. P. Uchitelju o psihologicheskom klimate v kollektive. M., 1983. 215 s.

3. Vahrush eva L. N. Problema intellektual'noj gotovnosti detej k poznavatel'noj dejatel'nosti v nachal'noj shkole // Nachal'naja shkola. 2006. № 4. S. 63-68. 4. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: Hres-tomatija 3 pod obshh. red. I. V. Dubrovinoj. M. : Akademija, 1999. 320 s. 5. Vozrastnaja psihologija: Hres-tomatija / pod obshh. red. V. S. Muhina. M. : Prosveshhenie, 1999. Gl. 2. S. 258-270, 302-305, 27Д-284.

6. Gal'perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju: Uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd. M. : Universitet, У000. 336 s. 7. Gurov V. A. Intellektual'no-tvorcheskie igry // Nachal'naja shkola. 2013. № 5. S. 121-122.

8. Zhukova Z. P. Razvitie intellektual'nyh sposobnostej mladshih shkol'nikov v hode igry // Nachal'naja shkola. 2013. № 5. S. 30-31. 9. Lejtes N. S. Vozrastnaja odarennost' shkol'nikov: Uchebnoe poso bie po psihologN. M. : Akademija, 2012. 320 s.

Статья поступила в редакцию 09.07.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.