Научная статья на тему 'Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста'

Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1480
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева О. Г.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста»

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Воробьева О.Г.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Содержанием развивающих занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Цель - формирование положительных эмоций, активности в игровой деятельности, закрепление навыков организованного поведения в совместной игре со сверстниками, развитие наблюдательности, стремления узнавать свойства предметов, побуждать сравнивать, различать, называть их, развитие речи, обогащение словаря детей.

Основные задачи:

1. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

2. Развитие навыков общения и взаимодействия в различных игровых ситуациях, доброжелательного отношения друг к другу.

3. Формирование уровня самоконтроля в ходе деятельности и общения со сверстниками и взрослыми, развитие терпимости к окружающим.

4. Обучение приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Основные методы обучения:

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, импровизации.

3. Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.

4. Упражнения.

5. Этюды психогимнастики.

* Методист деканата заочного обучения Психолого-педагогического факультета.

6. Беседы.

7. Мини-конкурсы.

8. Рассказ взрослого и рассказы детей.

9. Сочинение историй.

10. Свободное и тематическое рисование, лепка, аппликация.

11. Элементы аутотренинга с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки.

Курс состоит в среднем из 30 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Каждое занятие включает в себя игры, этюды, упражнения, которые разнообразны и доступны детям по содержанию. Основные задания перемежаются с подвижными играми для снижения утомляемости на занятии.

Каждое занятие состоит из 3-х частей.

1 часть занятия - направлена на развитие эмоционально-личностной сферы психики детей: проводятся игры и упражнения на эмоциональное сближение и взаимодействие детей, коммуникативные игры и упражнения, игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека, на выражение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера.

2 часть занятия - направлена на развитие познавательной сферы психики детей. Проводятся игры и упражнения на развитие:

а) Общей осведомлённости - знание своего имени и фамилии, знания о профессиях (медсестра, повар, их трудовые действия, знания о домашних и диких животных, транспортных средствах.

б) Восприятия - выделение предметов и их основных частей.

в) Внимания - произвольного и непроизвольного.

г) Наблюдательности «Что изменилось?», «Чего не стало?» и т.д.

д) Мышления - умение сравнивать, группировать предметы по назначению, цвету, форме, подводить к пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, мебель, посуда, различать и называть существенные детали предметов.

е) Памяти - зрительной, слуховой, тактильной.

ж) Воображения, творческой фантазии - сочинение историй, сказок, передача их в рисунке, лепке, играх-драматизациях.

з) Речи - учить внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, отчетливо произносить слова и короткие фразы.

и) Пространственной ориентации и координации мелкой моторики пальцев рук - работа с карандашом, пластилином, ножницами, ориентация на листе бумаги.

3 часть занятия - направлена на обучение детей приемам саморасслабления и снятие психомышечного напряжения: проводятся игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц - рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Волшебный сон».

Многолетний опыт работы с детьми показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию малыша.

В основе системы развивающих занятий лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. На развивающем занятии, проводимом в игровой форме, ребенок не столько выполняет задание взрослого, сколько решает свою собственную задачу. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же, как раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Для того, чтобы игра на развивающих занятиях действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения на развивающем занятии, что очень важно для развития познавательной активности особенно в младшем дошкольном возрасте. С одной стороны, он организует игру, с другой - он направляет ее в нужное русло с познавательной целью - т.е. он помогает преодолевать детям затруднения, одобряет их хо-

рошие поступки и достижения в процессе развивающего занятия, поощряет соблюдение правил в процессе игровой деятельности и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней на таких занятиях, становится его личным достоянием. Ребенок начинает свободно применять его не только в игре или на занятиях, но и в других условиях, поэтому необходимость в закреплении полученных знаний отпадает. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает его творческие возможности и способности. А также они являются довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Совместная деятельность в процессе занятия и обязательные для всех правила регулируют поведение детей и ограничивают их импульсивность. Так, например, правила поведения, декламируемые взрослыми вне игры, обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими. А правила, полученные в процессе игры на развивающих занятиях и которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Ребенок в процессе игры стремится к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Дидактические игры, используемые на занятии с этой целью, направлены на развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь другому, выручить из беды, доставить приятное и пр. И выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

Трех-четырехлетний ребенок испытывает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное отношение к взрослым, а также научить его общаться и дружить с другими детьми. От этого зависит его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии. Эта задача успешно решается на развивающих занятиях в процессе подвижных игр, игр-забав и хороводов, а также в процессе разучивания и выполнения этюдов психогимнастики. Потому что движение не только развивает ребенка физически, но и активизирует его умственную деятельность.

Часть занятия посвящена развитию сенсорики. Это особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного осознанного восприятия окружающей действительности.

Значительную же часть занятия составляют игры, развивающие основные познавательные процессы - внимание, память, мышление и речь. В играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, а он активно действует, и создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, передать свою мысль словами и пр.), и предлагаются рациональные приемы ее решения. Эти приемы основаны на установлении связи между разными познавательными процессами, которая обеспечивает их эффективность. Например, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить между ними смысловую связь. В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Задача «быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребенка. В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать потом). Эта связь задается правилами игры и игровыми действиями. Например, чтобы припомнить, где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках. В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Рациональные приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, повышают ее эффективность в процессе занятия.

В каждой игре, используемой на занятии, есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяется целями и содержанием конкретного занятия, а также индивидуальными особенностями и, что немало важно, настроением детей в данное время (принцип «здесь и сейчас»). Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Младший дошкольник всегда стремится к чему-то не-

обычному, веселому. Радостные переживания приносят ребенку игры-забавы, в которых полностью отсутствует сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте. Вторым видом игр, в котором преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения поставленной задачи. В следующем виде игр - играх-задачах обучающая задача составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игры-задачи посвящены непосредственно развитию восприятия и других познавательных процессов. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), и детское лото (цветовое, геометрическое), и загадывание и разгадывание загадок, и т.д. Игры-задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное решение.

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших дошкольников, но и развивают их. Веселые игры-забавы на занятии сменяются ролевыми играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к участию в играх-задачах, что является подготовкой к будущей учебной деятельности.

Но развивающим занятие становится лишь в том случае, если оно интересно детям. А интересным его сделать может только взрослый. Для этого необходимо правильно подобрать различные виды деятельности на занятии с учетом уровня развития большинства детей. Главный методический принцип в использовании игр, этюдов, упражнений на занятии - их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Потому что дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной деятельности на занятии, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия,

которые создаются для освоения и применения нового опыта. Кроме того, необходимо учитывать затруднения детей, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу при повторениях.

Для успешного умственного развития детей и подготовки их к обучению полезно на занятии чередовать различные виды деятельности - подвижные и спокойные, игры-забавы и игры-задачи, физические упражнения и специально подобранные задания на развитие познавательных процессов, речи, на овладение элементарными математическими представлениями. Кроме того, необходимо включать в занятия изобразительную деятельность детей (рисование, лепку, конструирование) с дальнейшим обыгрыванием детских поделок, выставкой детских работ, а также использовать музыкальный фон (детские песенки, мелодии классической музыки и др.).

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока не достаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность реализовать умения в своей деятельности. Систематически проводимые развивающие занятия с малышом дают возможность ему продвинуть вперед сознание, положить начало полноценной внутренней жизни в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малыша к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Список литературы:

1. Богуславская Э.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1991. - 207 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: «Просвещение», 1982. - 270 с.

3. Выготский Л.С. Изобразительные психологические произведения. -М.: Наука, 1956.

4. Гаврина Е.С. Большая книга тестов для детей 3-4 лет. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. - 112 с.

5. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997.

6. Жигалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. -М.: Просвещение, 1989.

7. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. - М.: Просвещение, 1992. -240 с.

8. Кочурова Е.Э. Готов ли ваш ребенок к изучению математики. - М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 2002. - 64 с.

9. Светлова И.Е. логика. - М.: «ЭКСМО», 2004. - 64 с.

10. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 2002.

11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. - 174 с.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 2006. - 204 с.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

14. Эльконин Д.Б., Вагнер Л.В. Диагностика и интеллектуальное развитие детей. - М.: Педагогика, 1981. - 270 с.

15. Язовицкий Е.И. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - М.: «Знание», 1983. - 163 с.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ «ДОУ - ШКОЛА 1 СТУПЕНИ»

© Гайворонская Е.А.*, Цавкаева Л.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Норильск Детский сад № 97 «Светлица», г. Норильск

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие.

При полноценном развитии возрастных новообразований у детей к 6-7 годам формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника-ми.Если у ребенка хорошо развита речь, он легко вступает в общение, может понятно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы, договориться со сверстниками о совместной деятельности.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.). Это порождает специфические черты общего и речевого поведения ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную вклю-чаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т.д. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). Отмечается и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, Г.И. Капчеля, Л.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).

* Воспитатель Средней общеобразовательной школы N° 28.

* Воспитатель Детского сада № 97 «Светлица».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.