Список литературы
1 Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. С. 89.
2 Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов. Педагогика, 1996. № 2. С. 236.
3 Калдыбаев С.К., Бакалбаева Г.А. Интернет-ориентированные педагогические технологии. Молодой ученый, 2016. № 5.2. С. 47-49.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ Моисеева С.В.
Моисеева Светлана Вадимовна - студент, факультет дошкольного образования и начального образования, Арзамасский филиал Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие предметно-развивающей среды в детском саду, оценена её роль, определены критерии её эффективности. Было определено, что развивающая среда детского сада играет большую роль в развитии детей-дошкольников, она влияет как на развитие разнообразных способностей детей, так и на гармоничное развитие личности в целом. Созданная развивающая среда, как бы она ни была уникальна по своей организации, должна отвечать основным государственным требованиям и её эффективность можно оценить по определённым критериям.
Ключевые слова: развивающая среда, детский сад, Федеральный государственный стандарт, всестороннее развитие личности ребенка.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы.
Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время роль социальных институтов, отвечающих за развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения значительно возрастает. Причин этому можно назвать множество, перечислим основные: недостаток времени у родителей, занимающихся финансовым обеспечением семьи; наличие в ДОУ новейших технологий и оборудования, которые способствуют всестороннему развитию личности; большая эффективность развития у ребенка самостоятельности; развитие всех сторон личности ребенка, осуществление развития воспитанников по всем основным направлениям, прописанных в ФГОС ДО.
Развитие детей зависит не только от грамотно спланированного процесса воспитания и развития, режима дня, правил внутреннего распорядка ДОУ, компетентности педагога, хотя все это, безусловно, имеет огромную роль.
Современные дети находятся в детском саду до 12 часов в день. Все эти 12 часов нужно не только грамотно распланировать, но и материально обеспечить, предоставив для детей все, что необходимо для их полного и всестороннего развития. Активность детей в условиях предметно-развивающей среды обеспечивается свободой выбора вида деятельности и для каждого вида деятельности необходимы свои развивающие материалы (для продуктивной деятельности например - краски, карандаши, пластилин, листы; для игровой - игрушки разных видов; для музыкально-художественной - детские музыкальная инструменты, музыкальные игрушки и так далее). Если среда организована правильно, грамотно, но она может оказывать положительное влияние на стремление ребенка к самообучению, что повышает его уверенность в себе и своих силах, а это в свою очередь оказывает воздействие на личностное развитие. Другими словами, развивающая среда дает возможность дошкольнику находить, использовать и совершенствовать свои способности, проявлять самостоятельность.
По ФГОСу ДО понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) [6].
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать ряд особенностей воспитанников группы, а именно: возраст, уровень развития, способности, интересы, гендерный состав, индивидуальные личностные особенности [3]. На организацию среды влияют и педагогические установки. Например, если педагог предпочитает уделять внимание музыкальной деятельности, то это найдет свое отражение в созданной им среде [4]. Однако как бы не была разнообразно и уникально построена развивающая среда, она должна отвечать общим требованиям, прописанным в Федеральном Государственном Стандарте [6]:
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.
Основная задача использования предметно-развивающей среды - формирование творческой активности детей дошкольного возраста, а также всестороннее развитие личности [2]. Для этого в детских садах создаются различные уголки активности воспитанников во всех сферах: двигательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической и других. Есть критерии, по которым можно оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на воспитанников:
1. Включенность в активную самостоятельную деятельность всех детей группы.
2. Голос воспитателя без повышения тона слышан всем, то есть в группе должен быть низкий уровень шума.
3. Высокая продуктивность самостоятельной деятельности детей.
4. Низкая конфликтность между детьми.
179
5. Хорошее настроение детей, их положительный эмоциональный настрой и желание посещать детский сад.
Так как в дошкольном детстве малыши только познают окружающий их мир, учатся это делать, то обязанностью любого детского сада и воспитателя является сделать окружение ребенка ярким, насыщенным, познавательным, интересным, запоминающимся, эмоциональным. Нужно создать для них некую «мини-вселенную». Стоит сказать, что эта задача не только воспитателей, но и родителей, которые должны тесно сотрудничать с ДОУ в интересах гармоничного развития своего ребенка. Дети должны идти в детский сад с удовольствием, как домой. Каждый день они должны узнавать в нём что-то новое, развиваться, что непременно зависит от того, что их в этом детском саду окружает [1].
Список литературы
1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду, 2009. № 6.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание, 2005. № 4.
3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание, 2003. № 12.
4. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада // Воспитатель ДОУ, 2009. № 5.
5. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ // Воспитатель ДОУ, 2008. № 7.
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 11557).
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Геличак С.М.
Геличак София Михайловна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческих способностей в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря. А также методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего школьного возраста.
Ключевые слова: детский оздоровительно-образовательный лагерь, дополнительное образование, творческие способности.
Летний оздоровительный лагерь для детей - это особая система, в которой участвует более половины всех обучающихся, педагоги и родители. Вопрос организации летнего оздоровительного отдыха для детей требует усиленного