Научная статья на тему 'Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников'

Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
120
Поделиться
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ОТКРЫТАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTIVITY / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / INTELLECTUAL INITIATIVE / OPEN COGNITIVE POSITION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Наталья Михайловна, Ушатикова Ирина Игоревна

В статье раскрывается специфика содержания феномена «развивающая образовательная среда», даётся характеристика её структурных компонентов и принципов функционирования. Авторами обосновывается потребность в первую очередь одаренных школьников в насыщенной развивающей среде.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкина Наталья Михайловна, Ушатикова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Developing environment as a factor of actualization of the gifted pupils’ personality and intellectually-creative potential

The article reveals the content specificity of the phenomenon of «developing educational environment», describes its structural components and principles of functioning. The authors justified need first of all gifted pupils in the rich developing environment.

Текст научной работы на тему «Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников»

УДК 37.015.323 ББК 74.202.4

Пушкина Наталья Михайловна

кандидат философских наук, профессор кафедра психологии Институт социальных и гуманитарных знаний

г. Казань Ушатикова Ирина Игоревна кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Елабужский Институт (филиал) КФУ г. Елабуга Pushkina Natalia Michaylovna Candidate of Philosophy,

Professor Chair of Psychology Institute of Social and Humanitarian knowbdges

Kazan

Ushatikova Irina Igorevna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogics Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University Yelabuga

irina.ushatikova@yandex.ru

Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников Developing environment as a factor of actualization of the gifted pupils’ personality and intellectually-creative potential

В статье раскрывается специфика содержания феномена «развивающая образовательная среда», даётся характеристика её структурных компонентов и принципов функционирования. Авторами обосновывается потребность в первую очередь одаренных школьников в насыщенной развивающей среде.

The article reveals the content specificity of the phenomenon of «developing educational environment», describes its structural components and principles of functioning. The authors justified need first of all gifted pupils in the rich developing environment.

Ключевые слова: развивающая образовательная среда; субъектность; субъект-субъектные отношения; интеллектуальная инициатива; открытая познавательная позиция; психолого-педагогическая поддержка.

Key words: developing educational environment; subjectivity; subject-subject relations; intellectual initiative; open cognitive position; psychological and pedagogical support.

В соответствии с началом реализации с 1 сентября 2013 года Закона об образовании РФ актуальной задачей общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования становится организация эффективной работы с одаренными детьми, создание для них развивающей среды. Это вполне соответствует и мировым тенденциям, поскольку в цивилизованном обществе каждый ребёнок, поступая в школу, с первого дня неизбежно попадает в определенную образовательную среду.

Образовательная среда - специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире [2].

Образовательная среда или среда образования - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Она представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [8].

Одна образовательная среда может отличаться от другой системой ценностей, традициями, характером и стилем взаимоотношений между педагогами

114

и учениками, количеством и качеством содержания применяемых программ обучения, технологий, форм, методов и средств обучения. Всё это в совокупности определяет возможности образовательной среды в актуализации и развитии личностного и интеллектуально-творческого потенциала ученика, в раскрытии его индивидуальности.

Одаренные дети нуждаются в насыщенной развивающей среде, в которой целенаправленно разными средствами поддерживается и может реализоваться их социальная активность, инициатива, самостоятельность и свобода творческого самовыражения.

В условиях традиционного обучения одаренным детям, как правило, нелегко удовлетворить на уроках свою повышенную любознательность. Учителя часто проявляют равнодушие к их стремлению выходить далеко за рамки традиционного учебного курса или просто оказываются профессионально несостоятельными перед «излишне любознательными» детьми, предлагая им выполнять стандартные и достаточно легкие для них задания, работать в одном темпе со всем классом, соблюдать дисциплину. Это порождает скуку, которая становится подчас опасной повседневностью. Результатом чего может стать утрата познавательной мотивации, потеря интереса к учебе, снижение адаптивных возможностей. В этих условиях одаренный ученик порой направляет творческую энергию не на процесс познания, а на противодействие системе обучения, демонстрируя асоциальное поведение [1].

По мнению Т.В. Дворецкой, развивающая образовательная среда - это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания [3]. Задача взрослых - создать именно такую среду, поскольку она позволит ребенку быстрее адаптироваться, актуализировать и развить свою одаренность.

В качестве развивающей образовательной среды В.А. Ясвиным «понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» [8,

с. 147]. В комплекс таких возможностей им включены: а) возможности для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях вплоть до самоактуализации; б) возможности для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. В совокупности они составляют развивающий психологопедагогический потенциал среды.

Развивающая образовательная среда складывается из пространственнопредметного, социального и технологического компонентов [8]. Пространственно-предметный компонент включает архитектуру школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственную структуру помещений в здании школы, легкость их пространственной трансформации, возможность и широту пространственных перемещений в них субъектов и пр. Данный компонент характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных и предметных «единиц»: помещений, мебели, приборов и т. п., сколько способ их функционирования в данной образовательной среде.

Социальный компонент включает «человеческий фактор», способы межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, предполагающие принятие и поддержку каждого субъекта независимо от специфичности его личностных особенностей, а также недопущение каких-либо форм дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д.

Технологический компонент включает программы, технологии, формы, методы, стиль обучения и отражает сущностные связи между пространственнопредметным и социальным компонентами, обеспечивающие развивающие возможности для каждого ребенка.

Интегративным критерием оценки качества развивающей образовательной среды является степень способности этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного и профессионального саморазвития. Следует подчеркнуть, что разви-

вающая образовательная среда предполагает учет возрастных, половых, национальных особенностей, уровня интеллектуального и психического развития личности. В её пространстве знания, умения, навыки превращаются из цели обучения в средство развития и саморазвития личности учеников за счёт использования вариативных программ, личностно-ориентированных технологий, организации поисковой деятельности и творческих дел. А ученикам предоставляется возможность выбора не только разных видов деятельности, но и программ, и даже учителей. В развивающей образовательной среде приобретает особую ценность обучение способам мышления, создание условий для выработки учениками собственных знаний. Преимущества такой среды подкрепляются использованием обогащённых программ, интерактивных методов обучения, неформально организованной работой ученических научных обществ, лабораторий, клубов по интересам и других форм дополнительного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, одаренность у каждого конкретного ребёнка может проявляться в разной форме и степени. Поэтому в условиях развивающей образовательной среды следует ориентироваться на эти особенности. Так, в работе с детьми, обладающими лишь отдельными предпосылками к успешному развитию одаренности - отличной памятью или музыкальным слухом, редкостным вниманием или быстротой реакций, ловкостью - особое внимание следует уделить развитию их познавательной активности через приобщение к различным способам человеческой деятельности: от «поделок руками» до разработки компьютерных программ или сочинения музыки.

Для детей, чей творческий потенциал достаточно высок, такая среда предоставляет возможность более частого проживания состояния творчества, в котором интегрируются познавательная, операциональная, эмоциональная и личностная сферы ребенка. Но такая возможность, может быть реализована только в случае, если процесс творчества обеспечивается психолого-педагогической поддержкой со стороны педагогического коллектива и помощью сверстников-единомышленников. Причем для младшего школьника важна поддержка учи-

теля и значимых взрослых, для подростка - поддержка сверстников и значимых взрослых, а для юноши - признание значимости его дел в более широких социальных масштабах: города, страны при успешном участии, например, в олимпиадах, творческих конкурсах и т. п.

Для детей с «личностным уровнем» одаренности и постоянной потребностью в творчестве в любых ситуациях и любых видах деятельности, развивающая образовательная среда становится средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей их деятельности и средством личностного становления и самоутверждения, а что еще важнее - средством освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Заметим, что это возможно в случае максимального насыщения образовательной среды не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [6].

В психологическом отношении развивающая среда обеспечивает формирование и развитие у ученика и учителя способности быть субъектом своего развития и строить субъект-субъектные отношения. В условиях таких отношений актуализация и развитие способностей одаренного школьника обеспечивается ориентацией на сохранение личности и поддержку его одаренности через предоставление ему права приобретать собственный познавательный опыт и права быть субъектом собственной деятельности, т.е. права быть и становиться самим собой, приобретать собственный жизненный опыт [5].

Субъектность как сложная характеристика человека выражается в его способности «отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать и корректировать их, выстраивать планы жизни» [4, с. 329]. У одаренных детей она формируется раньше и легче, чем у их сверстников и проявляется, в частности, в интеллектуальной инициативе, обеспечиваемой присутствием достаточно зрелых метакогнитивных характеристик, среди которых большую ценность имеет открытая познавательная позиция. Такая позиция

«предполагает вариативность и разнообразие способов анализа происходящего, а также готовность ребёнка воспринимать необычную, парадоксальную, «невозможную» информацию, проявлять интеллектуальную инициативу» [7, с. 233].

Вот как трактует интеллектуальную инициативу М. А. Холодная: «Интеллектуальная инициатива - это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности... Интеллектуальная инициатива, таким образом, - это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность» [7, с. 208].

В развивающей образовательной среде одаренный ребенок получает свободу и возможность задавать вопросы любому человеку - себе, друзьям, учителю, но не ограничиваться только получением ответов на них, а еще и думать, размышлять, ошибаться, отстаивать свою точку зрения. Не менее важна и предоставляемая детям возможность ставить цели, выбирать, действовать, творить и вместе с тем общаться, сотрудничать, дружить, договариваться, заботиться о других и пр.

Таким образом, в условиях развивающей образовательной среды происходит осмысление одаренным ребёнком себя как личности в мире людей, актуализируется его интеллектуально-творческий потенциал, обеспечивается дальнейшее раскрытие уникальности его личности.

Библиографический список

1. Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. Е. Одаренный ребенок за компьютером [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. - М.: Сканрус, 2003. - 335 с.

2. Бережнова, Л. Н. Полиэтническая образовательная среда [Текст] / Л.

Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - 203 с.

3. Дворецкая, Т. В. Система организации интеллектуально-творческой

деятельности учащихся: Сборник статей межрегиональной конференции

[Текст] / Т.В. Дворецкая. - Псков, 2001. - С. 24-28.

4.Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. -448 с.

5. Кулемзина, А. В. Анализ фоновой педагогической практики при работе с одаренными детьми [Текст] / А. В. Кулемзина // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №288. - С.206-209.

6. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст] / В. И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

7. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

8. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Bibliography

1. Babayeva, Yu. D., Voiskunsky, A.E. Gifted child at the computer [Text] / Yu. D. Babayeva, A.E. Voiskunsky. - M: Scanrus, 2003. - 335 p.

2. Berezhnova, L. N. Polyethnic educational environment [Text] / L. N. Be-rezhnova. - St.-Petersburg: Publishing house of the Herzen University, 2003. - P. 203.

3. Dvoretskaya, T.V. The System of organization of student’s intellectual and creative activity: Collection of articles of the interregional conference [Text] / T.V. Dvoretskaya. - Pskov, 2001. - P. 24-28.

4. Codzhaspirova, G. M., Codzhaspirov, A .Yu. Dictionary in pedagogy [Text] / G. M. Codzhaspirova, A .Yu. Codzhaspirov. - M: March, 2005. - 448p .

5. Culemzina, A. V. Analysis of the background in teaching practice when working with gifted children [Text] / A. V. Culemzina // Herald of Tomsk state University. - 2005. - №288. - P. 206-209.

6. Panov, V.I. Psychology didactics educational systems: theory and practice [Text] / V.I. Panov. - St.-Petersburg: Peter, 2007. - 352 p .

7. Kholodnaya, M. A. Psychology of intelligence: the paradoxes of the study [Text] / M. A. Kholodnaya - St.-Petersburg: Peter, 2002. - 272 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yasvin, V. A. Educational environment: from modeling to designing [Text] / V. A. Yasvin. - M: Meaning, 2001. - 365 p.