МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
П. В. Лаптев
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы становления социального страхования в развитых странах мира. Автором проанализированы механизмы перераспределения общественного продукта в условиях, когда значительная доля национального дохода поступает в отрасли социальной защиты и отрасли социальной инфраструктуры.
Ключевые слова и словосочетания: социальные государства, Закон о бедных, социальное страхование, мейнстрим, кейнсианство.
Развитые страны - это социальные государства. Само это определение дает представление о том, что социальные функции этих государств - наиболее активная часть деятельности государств, опирающаяся на мощную финансовую базу. Это порядка 30 государств (из 200). Они являются социальными в силу того, что направляют значительную часть национального богатства на рост и процветание материального благополучия своих граждан: высокий уровень жизни, достойную заработную плату и пенсионное обеспечение, страхование всевозможных рисков, здравоохранение и образование, защиту материнства и старости и т. д.
Развитые страны (Западная Европа и Америка) развиваются по капиталистическому пути уже свыше 500 лет (Япония - с XVIII в.). За эти столетия они накопили огромный опыт (и позитивный, и негативный) по всем направлениям развития человеческого общества: в создании эффективной экономики, организации управления социальными системами, в использовании достижений науки и технологий в практических целях, решении сложнейших противоречий общественного развития.
Известно, что еще в древних цивилизациях действовал определенный обычай, когда монарх устанавливал пожизненное обеспечение за счет казны некоторых государственных служащих, предоставлял материальные льготы за выдающиеся заслуги перед отечеством, устанавливал пожизненный пансион для профессиональных военных. Такие прецеденты существовали также в средневековой Европе (Франции, Италии, Англии, Священной Римской империи), Китае и Индии. В ряде случаев они становились нормой закона, вводимые монархом или парламентом.
Первым законодательным актом, направленным на защиту конкретной социальной страты, считается Закон о бедных, принятый английским парламентом в XVII в. Закон, хотя и в самой общей форме, предписывал графствам, городским и сельским муниципальным и общинным властям оказывать помощь бедным и страждущим, больным и беспризорным детям - строить для них лечебницы и дома призрения. Инициатором этого Закона была церковь, которая издавна занималась благотворительной помощью. Тогда же был введен специальный налог в пользу бедных, который поступал в бюджеты мест-
ных муниципалитетов. Положения этого Закона были перенесены также в «белые» переселенческие колонии Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.
Социальное страхование зародилось в ХУ1-ХУ11 вв. как компромисс между работодателями и привилегированными отрядами работников, к которому впоследствии подключилось государство первоначально в роли арбитра, а затем в качестве гаранта принятых сторонами обязательств по смягчению рисков для здоровья и доходов в отношении ограниченного круга трудящихся и их семей. В подтверждение сказанного сошлемся на несколько примеров из истории Западной Европы.
Впервые режим пенсионного обеспечения для некоторых категорий трудящихся (моряков) был введен во Франции в 1681 г. Сто лет спустя пенсионная система была разработана в отношении государственных служащих, а с 1831 г. - для военнослужащих. В течение XIX в. в стране были введены пенсионные системы для других категорий работников (банковских служащих, железнодорожных работников и т. д.). Все трудящиеся частного сектора Франции были охвачены пенсионным страхованием лишь в 1930 г.
Пенсионная система банковских служащих итальянского банка «Монте дей Паски ди Сиена» стала функционировать в Италии с 1779 г. В том же году в стране был принят закон о добровольном страховании наемных работников от несчастных случаев на производстве.
В других развитых странах аналогичные меры были осуществлены в начале XX в. Именно в этот период были определены контуры системы социального страхования: ее ограниченный охват, урезанные пособия, добровольный характер финансирования со стороны узкого круга работодателей и небольшой части населения1.
Мощный сдвиг в направлении формирования отдельных институтов социальной защиты населения обозначил XIX в. Быстрое развитие капитализма в Западной Европе и Северной Америке сопровождалось нещадной эксплуатацией трудящихся, включая детей, которые вступали в открытые схватки с буржуазными государствами. Революции и контрреволюции - главные события этого века, которые развертывались между трудом и капиталом. В конечном счете и в Западной Европе, и в Америке обозначился магистральный путь (мейнстрим) - реформаторский, предполагающий реформы сверху, ведущие к сглаживанию социальных контрастов, учету интересов всех социальных страт общества. Социал-демократические силы и профсоюзы, которые первоначально рассматривались элитарными кругами как исчадия ада, прочно встроились в политические системы, оказывая на них сильнейшее воздействие.
Не случайно объединитель Германии, ее «железный канцлер» Бисмарк способствовал принятию целого комплекса социальных законов в 18831889 гг., которые, как полагают специалисты, заложили основания системы социального страхового законодательства как первый этап в становлении будущей государственной системы социальной защиты населения стран Запад-
1 См.: Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. - М., 2006. - С. 13.
118 Вестник РЭУ • 2012 • № 10
ной Европы. Правда, за полвека до этого аналогичное законодательство было принято в Швеции и Дании.
В эти десятилетия, в том числе длительный период XX в., вплоть до окончания Второй мировой войны, в большинстве западных стран оно было связано с трудным положением абсолютного большинства общества. Средняя продолжительность жизни была низкой, рабочий день фактически доходил до 12 часов. Многие трудящиеся не доживали до пенсионного возраста. Срок жизни после выхода на пенсию был мал (2-3 года), а размеры пенсии -мизерны, страховые пособия также были незначительны, не давали средств для полноценной жизни. Большинство пожилых людей зависели от детей, а старость ассоциировалась с бедностью и лишениями.
Следующий (второй) заметный этап развития системы социальной защиты населения связан с законодательством в Великобритании в 40-х гг. XX столетия. Оно связано с именем премьера Уинстона Черчилля. По его поручению лорд Беверидж собрал группу опытных экономистов, которые разработали целый ряд законопроектов, внутреннее объединенных идеей обеспечения достойного уровня жизни граждан страны (метрополии). Объектом социальной политики нового социального законодательства рассматривались не только беднейшие слои и наемные рабочие, но и все население. Эти идеи и конструкции быстро распространялись по ряду других стран континента, которые могли их использовать.
Третий этап - 50-80-е гг. прошлого столетия. Это были десятилетия (особенно 50-70-е гг.) решительного кейнсианского вторжения государства в социально-экономическую жизнь, сильнейшего влияния социалистических, социал-демократических, профсоюзных и иных демократических сил на формирование экономической политики государств по всему некоммерческому миру. В те годы сложились достаточно развернутые, сложные системы социальной защиты граждан в развитых странах мира (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе, Японии), обладающие, однако, своими специфическими особенностями.
Четвертый этап развития системы социальной защиты населения развитых стран со всей определенностью начался с периода вступления цивилизации в XXI столетие. Он связан со множеством новых факторов, которые подспудно зародились в последние десятилетия прошлого века, но свое выразительное действие стали проявлять в первое десятилетие нового тысячелетия.
Среди множества факторов два имеют определяющее значение на исследуемый предмет. Первый - это рост средней продолжительности жизни в развитых странах (он уже приближается к 80 годам); второй - быстро идущий процесс замедления роста населения в этих же странах и соответственно сокращение доли работающих в отношении к тем, которым необходима общественная помощь. В своем соединении эти две тенденции буквально взрывают сформировавшуюся в предыдущее столетие систему социальной защиты населения, требуют ее адаптации к условиям XXI столетия.
Аналитики на Западе и отечественные исследователи по-разному именуют системы социальной защиты:
1) система Бевериджа, или англосаксонская система (либеральная);
2) система Бисмарка (континентальная, ее называют также консервативной);
3) социал-демократическая, или смешанная (иногда ее называют шведской или скандинавской моделями; в других случаях речь идет о первых двух моделях такой системы).
Система Бевериджа названа по имени ученого, который в 1942 г. по поручению главы британского правительства Уинстона Черчилля создал группу специалистов и разработал основы будущей социальной политики британского правительства. Конечно, от нее за прошедшие шесть десятилетий мало что осталось, кроме названия. Еще более условным является название «система (модель) Бисмарка», получившая свое название от германского законодательства 80-х гг. XIX в., инициатором которого был «железный канцлер». Более адекватным является наименование «смешанная система социальной защиты».
В настоящее время она с наибольшей последовательностью проводится в Скандинавских странах с сильной ориентацией на идеи социал-демократии. При этом далеко не все важные элементы первых двух систем используются в смешанной системе. Эти три типа систем различаются по масштабу охвата людей, источникам финансирования, по процедуре расчета социальных пособий, методам управления системой, по уровню ответственности перед обществом. Отметим, что все три системы имеют достаточно условный характер, они не имеют резко контрастных характеристик, и, более того, наметилась тенденция их сближения.
Структура всех трех типов систем социальной защиты практически одинакова: она состоит из пяти-шести основных блоков (групп) отраслей, но с дифференцированным их наполнением. В одних странах в раздел «пенсионное обеспечение» включены три типа пенсий (по возрасту, по инвалидности, по случаю утраты кормильца), а в других - пенсии по инвалидности представлены в разделе «Социальная помощь в течение периода нетрудоспособности». В одних странах декретный отпуск включен в раздел здравоохранения и предусматривается оплата больничных листов, в других - он включен в раздел семейных пособий и т. п.
Список литературы
1. Лаптев П. В. Опыт социального страхования в Германии // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 1 (1).
2. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. - М., 2006.
3. Social Security Programs Throughout the World: Europe, 2010. -URL: http://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/2010-2011/europe/ssptw 10 europe.pdf