Развитие звуковысотного слуха у обучающихся на музыкальных занятиях в общеобразовательных школах КНР
Лю Мэн,
аспирант, Московский педагогический государственный университет
E-mail: 838934409@qq.com
В данной работе рассмотрена музыкальная система образования в Китае в общеобразовательных школах. Автором рассматривается понятие музыкального слуха, также виды музыкального слуха, отмечается формирование и развитие звуковысотного слуха у обучающихся на музыкальных занятиях в общеобразовательных школах Китая. Также, автором представлены преимущества формирования и развития музыкального слуха обучающихся. Представлены проблемы образовательной музыкальной системы в общеобразовательных школах Китая. В результате автор приходит к выводу, что важным направлением в обучении звуковысотного слуха у обучающихся является разработка новых, более современных методов и технологий обучения, которые обеспечивают эффективность формирования и обучения звуковысотного слуха.
Ключевые слова: звуковысотный слух, музыкальный слух, образовательная система, направления обучения, методы обучения, технологии, музыкальна сфера.
В настоящий период времени, становится очень важным образовательная система, которая базируется на современных требованиях с учетом глобальных перемен, трансформации учебной системы. Важным направлением в общеобразовательной деятельности является развитие звуковысотного слуха у обучающихся на музыкальных занятиях в общеобразовательных школах КНР. Данная тема становится в последнее время актуальной, так как показывает уровень образовательной системы Китая.
Отметим, что музыкальных слух является даром, но, этот дар необходимо постоянно развивать, поэтому в школах Китая данному направлению ставятся особые условия, разрабатываются обучающиеся программы, методы и технологии обучения [4].
К музыкальному слуху относятся такие виды как внутренний слух, который предполагает точно представить музыкальное произведение. Абсолютный слух, который определяет различные музыкальные ноты, высоту звука, также высоту музыкального тона. Относительный слух, предполагает способность человека устанавливать высоту звука, сравнивать ее. Мелодичный вид слуха определяет движение музыки, изменения высоты звуков. Звуковысотный слух предполагает способность слышать звуки, отличать высоту звука от иных звуков. Меторитмический слух - это способность человека различать продолжительность звучание мелодии, звуков, ритм скорость звука и т.д. Гармонический слух - это способность человека определять созвучия мелодии. Также, определяется ладовый слух, полифонический, тем-бральный, динамический, фактурный и архитектонический.
Музыкальных слух - это особого рода способность человека всецело воспринимать музыку, ее оценивать. Важно, что именно музыкальный слух становится главным качеством любого человека, в особенности в детстве. Музыкальный слух необходим для благополучной творческой жизни, кто выбирает музыкальную сферу.
Музыкальных слух имеет несколько разновидностей слуха. На рисунке 1 представим разновидность музыкального слуха [2].
Как мы видим, существует несколько видом музыкального слуха, но, нами будет рассмотрено развитие звуковысотного слуха на уроках музыки. Такой слух позволяет различать звуки по высоте при различных разницах.
Например, В.А. Глазковым в своих работах было прописано, что звуковысотных слух предпола-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см о см
гает вид слуха, который определяет и вопросиз-водит относительные звуковысотные отнощения между различными звуками в мелодиях [1].
Например, М.В. Демченко отметил, что зву-ковысотных слух ориентирован на высоту звука. Он разделил звуковысотный слух (абсолютный) на два вида, на активный и пассивный. Активный звук автор определял, как воспроизведение любого заданного звука, мелодии [3].
Пассивный от отмечал, что человек может только слышать звуки, но, не определять их. Также, автором было отмечено, что именно абсолютный слух предполагает слушание и различение музыкального качества любого звука, также тональности этого звука, осознание модуляции. При этом у человека повышается объем памяти, он легко усваивать нотную грамотность и т.д. [5].
Такой слух ставится основой музыкальной деятельности любого человека, поэтому обучение звуковысотному слуху становится базой образовательной музыкальной деятельности общеобразовательных школ Китая, но, особого внимания заслуживает культурное воспитание обучающихся в Китае.
Обозначим то, что в настоящее время педагоги общеобразовательных школ сталкиваются с проблемой отсутствия интереса обучающихся к музыке, к музыкальной культуре, активного ее восприятия. Причиной всему становится возрастающий интерес к иным разновидностям бытия обучающихся, в особенности учитывая инновационные технологии (гаджеты и иные технические средства) [6].
Также, сами педагоги не в полной мере имеют какие-либо представления в направлении музыкально-слушательской культуры, также не все владеют методами ее развития у обучающихся. До недавнего времени основным видом общеобразовательной деятельности обучающихся было обучению пению и игре на музыкальных инструментах [8]
Само слушание и восприятие музыки стало не осуществимо для обучающихся, так как в школах Китая отсутствуют специальные методики по обучению музыкальному слуху. Данная проблема ведет к отсутствию эстетической и нравственной функции обучающихся [7].
Например, по мнению Ян Бохуа «В современной ситуации реформирования школьного музыкального воспитания Китая основной проблемой успешности преобразовании является значительная дистанция, разделяющая управленческую, научную элиту и учительское сообщество в представлении о содержании, методиках и технологиях инновационных систем [14].
Основными причинами проблемной ситуации являются неосвоенность вузовской системой подготовки школьных учителей музыки достижений теории и практики массового музыкального воспитания XX века, недостаточное продвижение знаний о них в печати, средствах массовой инфор-
мации, учреждениях переподготовки и повышения квалификации» [10].
Важной особенностью формирования и развития звуковысотного слуха обучающихся в общеобразовательных школах Китая является вокально-интонационная работа, то есть применение новых методов обучения, в которых учитывается использование таких упражнений, как «уровень музыкальных способностей, обучающихся; дифферен-цированность возрастных категорий обучающихся; дифференцированность возрастных категорий обучающихся; дифференцированность возрастных категорий обучающихся; дифференцированность возрастных категорий обучающихся» [11].
Звуковысотный слух, как мы уже отмечали ранее, является составляющей музыкального образования, и его развитие способствует формированию музыкального восприятия и творческого мышления у детей [9].
Отметим, что одной из популярных методик является методика «Сольфеджио», которая основывается на систематическом обучении строения музыкальной шкалы, нотного письма и ритмических элементов. Обучающиеся школ Китая учатся распознавать и исполнять мелодии, пения в тональности, также имитировать разнообразные звуки и т.д. В процессе занятий акцент ставится на развитии слухового восприятия и способности обучающихся понимать и воспроизводить музыкальные произведения [12].
Вторая эффективная методика в Китае - это «Цветная ладовая система», которая базируется на сочетании музыкального масштаба и цветной палитры. Любая нота имеет собственный цвет, и обучающихся учат ассоциировать звуковые высоты с конкретными цветами. Данная методика позволяет обучающимся не только легко запоминать и различать ноты, но и развивает творческие способности, мышление и воображение [13].
Третья методика, которая популярная в Китае -это «Пианино для всех», которая предлагает обучающимся изучение музыкального инструмента с раннего возраста, что в свою очередь, способствует развитию звуковысотного слуха. У обучающихся формируется чувство музыкальности и координации движения пальцев, развивается способность воспроизводить мелодии на слух [14].
Таким образом, музыкальных слух - это особого рода способность человека всецело воспринимать музыку, ее оценивать. Важно, что именно музыкальный слух становится главным качеством любого человека, в особенности в детстве. Нами рассмотрено развитие звуковысотного слуха на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая.
Такой слух позволяет различать звуки по высоте при различных разницах. Обозначим то, что в настоящее время педагоги общеобразовательных школ сталкиваются с проблемой отсутствия интереса обучающихся к музыке, к музыкальной культуре, активного ее восприятия. Также, сами педагоги не в полной мере имеют какие-ли-
бо представления в направлении музыкально-слушательской культуры, также не все владеют методами ее развития у обучающихся.
Само слушание и восприятие музыки стало не осуществимо для обучающихся, так как в школах Китая отсутствуют специальные методики по обучению музыкальному слуху.
Данная проблема ведет к отсутствию эстетической и нравственной функции обучающихся. Важной особенностью формирования и развития звуковысотного слуха обучающихся в общеобразовательных школах Китая является вокально-интонационная работа, то есть применение новых методов обучения, в которых учитывается использование различных упражнений. Поэтому важным направлением в обучении звуковысотного слуха у обучающихся является разработка новых, более современных методов и технологий обучения, которые обеспечивают эффективность формирования и обучения звуковысотного слуха.
Литература
1. Глазков А.В. Музыкальный слух и варианты его классификации / Режим доступа: judmsh. irk.muzkult.ru>media/2023/02/21/1290014308...
2. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина XX - начало XXI в.) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2012. № 3. С. 5-11.
3. Демченко Н.В. Доклад на тему: «Музыкальный слух и его развитие». 2021 / Режим доступа: https://muz3.murm.muzkult.ru > 2022/05/17 > Do.
4. Кашина Н. И. К актуальности проблемы формирования музыкально-слушательской культуры обучающихся на уроках музыки в общеобразовательных школах Китая / Н.И. Кашина, Ли Шимэй // Педагогическое образование в России. - 2023 - № 2 - С. 38-43.
5. Кашина, Н.И. Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности /
6. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: дисс. . к. пед.н. СПб., 2009. 154 с.
7. Ма, Ли. Развивайте музыкальное восприятие учащихся, обучая их ценить музыку / Ли Ма // Северная музыка. - 2016. - № 19. - С. 110.
8. Н. И. Кашина, Н.Г. Тагильцева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2022. - № 45. -С. 32-40
9. начальных и средних школах: дис. ... канд. пед. наук / Чен Сяоюй. - Фучжоу, 2012. - 269 с.
10. Хао Чжоя. Профессиональный учебный курс сольфеджио в Китае // Современное сольфеджио: тезисы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-10 ноября 2011 г.). М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2011. С. 4556.
11. Цуй Хунхай. Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 55. С. 470-474.
12. Чен, Сяоюй. Исследования по эффективному обучению аудированию на курсах оценки музыки в
13. Чжао Ишань. Цели и задачи сольфеджио в Китае // Современное сольфеджио: тезисы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-10 ноября 2011 г.). М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2011. С. 67-72.
14. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2009. - 161 с.
THE DEVELOPMENT OF HIGH-PITCHED HEARING AMONG STUDENTS IN MUSIC CLASSES IN SECONDARY SCHOOLS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Liu Meng
Moscow State Pedagogical University
In this paper, the musical education system in China in secondary schools is considered. The author examines the concept of musical hearing, as well as types of musical hearing, notes the formation and development of pitch hearing among students in music classes in secondary schools in China. Also, the author presents the advantages of the formation and development of musical hearing of students. The problems of the educational music system in general education schools in China are presented. As a result, the author comes to the conclusion that an important direction in teaching high-pitched hearing to students is the development of new, more modern teaching methods and technologies that ensure the effectiveness of the formation and training of high-pitched hearing.
Keywords: pitch hearing, musical hearing, educational system, areas of study, teaching methods, technologies, musical sphere.
References
1. Glazkov A.V. Musical hearing and its classification options / Access mode: judmsh.irk.muzkult.ru "media/2023/02/21/1290014308...
2. Go Meng. The development of higher musical education in China (the second half of the XX - beginning of the XXI century) // Bulletin of the M.A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities. 2012. No. 3. pp. 5-11.
3. Demchenko N.V. Report on the topic: "Musical hearing and its development". 2021 / Access mode: https://muz3.murm.muz-kult.ru" 2022/05/17 " Do.
4. Kashina N.I. On the relevance of the problem of the formation of musical listening culture of students in music lessons in secondary schools in China / N.I. Kashina, Li Shimei // Pedagogical education in Russia. - 2023 - No. 2 - pp. 38-43.
5. Kashina, N.I. Musical culture in the formation of a person's cultural identity /
6. Liu Qing. Higher musical and pedagogical education in modern China: dissertation . Candidate of Pedagogical Sciences St. Petersburg, 2009. 154 p.
7. Ma, Li. Develop students' musical perception by teaching them to appreciate music / Li Ma // Northern music. - 2016. -No. 19. - p. 110.
8. N. I. Kashina, N.G. Tagiltseva // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. - 2022. - No. 45. - pp. 3240
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
9. Primary and secondary schools: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Chen Xiaoyu. - Fuzhou, 2012. - 269 p.
10. Hao Joya. Professional training course of solfeggio in China // Modern solfeggio: abstracts of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 8-10, 2011). Moscow: Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 2011. pp. 4556.
11. Cui Honghai. The state and trends of transformation of Chinese education in the context of globalization // Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2008. No. 55. pp. 470-474.
o d
u
CM
o
CM
m
12. Chen, Xiaoyu. Research on effective listening training in music assessment courses in
13. Zhao Yishan. Goals and objectives of solfeggio in China // Modern solfeggio: abstracts of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 8-10, 2011). Moscow: Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 2011. pp. 67-72.
14. Yang Bohua. Musical education in secondary schools of modern China: PhD in Pedagogical Sciences: 13.00.02 - Theory and methodology of teaching and upbringing (by fields and levels of education). St. Petersburg, 2009. - 161 p.