Научная статья на тему 'Развитие зрительской культуры в киноклубах'

Развитие зрительской культуры в киноклубах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОКЛУБ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Киноклубное движение Омска берет свое начало с середины 70-х годов, когда возрождение кинематографа сопровождалось сетью студенческих, школьных и молодежных киноклубов. Особый интерес омичи старшего поколения, интеллигенция проявляли к известному в городе киноклубу «Зеркало», которым руководил известный киновед В.Т. Ставицкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие зрительской культуры в киноклубах»

Практика медиаобразования Развитие зрительской культуры в киноклубах

Н.Ф.Хилько, дктор педагогических наук

Киноклубное движение Омска берет свое начало с середины 70-х годов, когда возрождение кинематографа сопровождалось сетью студенческих, школьных и молодежных киноклубов. Особый интерес омичи старшего поколения, интеллигенция проявляли к известному в городе киноклубу «Зеркало», которым руководил известный киновед В.Т. Ставицкий.

Инициатива деятелей кино сегодня подхвачена рядом молодых омичей: А.Ашихминым, Е.В.Щетининой и др., силами которых создаются альтернативные традиционным медиаклубы. У молодежи востребовано арт-хаусное, модернистское, новое русское кино. Однако наряду с этим остаются популярными и интересными молодым зрителям картины интеллектуального, реалистического направления, кинопроизведения советской киноклассики. Это доказано существованием с 2006 года при киновидеоцентре клуба друзей кино, который создан стараниями методиста Натальи Юрьевны Кумековской и первой ведущей Елены Витальевны Щетининой - аспирантки Омского государственного университета. Сегодня, в окружении множества зрительских кинообъединений (при Литературном музее им. Ф.М.Достоевского, на гуманитарных факультетах педагогического и классического университетов) молодежь ищет точки общегородского притяжения своих творческих сил, возможности развить свои творческие дарования, черпая вдохновение в киноклубном общении.

Участниками киноклуба осознается, что его существование отвечает «насущной потребности в знакомстве с подлинно прекрасным в киноискусстве, содержательном общении, в дискуссиях, в выработке умения критически мыслить и отстаивать свою точку зрения» [Корчмарев, 1987, с.18].

Киноклуб в перспективе направлен на различные возрастные группы зрителей. Первейшей задачей его деятельности является медиаобразование. Педагогической задаче медиаобразовательной подготовки как первой ступени формирования зрительской культуры аудитории служат четыре формы: кинопрограмма, кинопанорама, кинолекторий и киновикторина. Изучение творческой биографии отечественных и зарубежных деятелей кино помогает понять особенности их творчества, овладеть киноязыком.

Лекции, дополняемые просмотрами фрагментов фильмов (или их полным просмотром), дают возможность поразмышлять над увиденным. По возрастным категориям эти формы распределяются следующим образом: киновикторины - для младших школьников; кинопрограммы - для

подростков; кинопанорама - для юношей; кинолекция - для молодежи и взрослых.

Дополнением к медиаобразовательным формам киноклуба служат виды занятий, направленных на эстетическое развитие, что является второй ступенью формирования зрительской культуры. К ним относятся: кинопраздник, кинотеатрализация, зрительская конференция, также распределенные по возрастным группам. Здесь с участием создателей фильмов, продюсеров обсуждаются фильмы, сюжеты, образная характеристика персонажей. Киноклубное обсуждение - основа творческого импульса посетителей.

Постепенно рамки киноклуба становятся узкими и возникают возможности детского, подростково-юношеского, студенческого, семейного, молодежного киноклубов с соответствующим репертуаром. Поучителен опыт киноклубов семейного членства, когда старейшины клуба работают вместе с детьми и даже внуками [Корчмарев, 1987, с.18]. Киноклубные группы формируются и на основе жанров и видов кинематографа (клубы любителей анимации, документального кино, детского кино, патриотического, приключенческого, спортивного, кинофантастики, киноэпоса и др.).

В связи с этим, следует согласиться с мнением С.Н.Пензина, что молодежь и юношество непросто приучить к интеллектуальному кино. На основе комментариев, диспутов у молодежи развиваются способности к размышлениям. Для молодых посетителей - представителей интеллигенции («интеллектуальной элиты») важно найти созвучие их профессиональным, духовным и творческим запросам и интересам (группа «АКМЭ»). Для пенсионеров важен подход, связанный с возможностями привлечения их в качестве лидеров, выступающих, «наверстывающих» упущенное и расширяющих свой художественный кругозор [Пензин, 1986].

Следует отметить, что для формирования репертуара киноклуба необходим зал бесплатного показа фрагментов предлагаемых к киноклубному показу фильмов для ориентации кинозрителя, который может служить справочно-информационным центром как для педагогов, так и для зрите лей [Пензин, 1986].

Зрительский актив формируется не только на втором, но и, главным образом, на третьем этапе формирования зрительской Зрительский актив формируется не только на втором, но и, главным образом, на третьем этапе формирования зрительской культуры - становления будущих пропагандистов киноискусства при одновременном развитии критического мышления. Для этого проводятся: киновечера, киноуроки, кинодискуссии, киновстречи, сеансы-диспуты, киновечера-портреты. В этих формах рекреативное, по сути, функционирование кинопроизведений не является самоцелью, а служит лишь организационно-педагогическим условием (комфортной средой) творческого постижения фильма посредством обмена культурными ценностями в процессе общения.

Сеанс-диспут, как отмечают Г.М.Евтушенко и С.Н.Пензин, - это

возможность лучше понять и усвоить содержание, поразмышлять о проблемах культуры и морали, о вечных категориях нравственности и одновременно понять уровень эстетического восприятия картины в процессе установления «обратной связи» с публикой, преодоления эффекта «зрительского одиночества» [Евтушенко, Пензин, 1987, с.11-12]. В результате формируются три главных компонента зрительской культуры: культура видения, мышления и речи (послепросмотрового самовыражения). Осмысление фильма - процесс коллективный, «результат столкновения мнений, диалога, взаимодействия». Нужно учесть, что диспут после просмотра может быть свободным, не требующим предварительного плана, и проблемным, когда ведущий создает проблемную ситуацию, предлагая участникам обсуждения ответить на ряд вопросов, приглашая их к соразмышлению [Евтушенко, Пензин, 1987, с.11-12].

Форма участия в зрительском киножюри предполагает прохождение школы кинозрителей. После этого становится возможным проведение кинорейтинга, когда после просмотра картины зрители выставляют ей баллы. Если оценка совпадает с общей, возможно награждение. В этом плане актуальны: выпуск зрительских изданий, организация страницы (сайта) киноклуба, видеопавильона для съемок сюжетов с участием зрителей и т.д. Все это было актуально для Дома кинозрителя [Журавлева, 1990, с.15-16], возрождение которого в рамках расширения клуба друзей кино может быть актуально и перспективно.

Наконец, в ходе четвертого - продуктивно-творческого этапа формирования зрительской культуры в клубе друзей кино осуществляется художественное развитие участников в ходе полихудожественного их развития: киноконцерт, кинопрезентация, кинобал и др.

Литературный кинопраздник - здесь зритель выбирает желанную форму самовыражения. Если она совпадает с авторским кинематографом, то он показывает другим зрителям самостоятельно созданное экранное произведение. В других случаях это самовыражение принимает форму литературного кинопраздника, кинобала, кинотеатрализации, когда просматриваемые фрагменты фильма созвучны инсценировкам, танцевальным номерам, декламации и сливаются вместе с ними в единую программу.

Следовательно, основой для творческой самореализации в киноклубах является стремление приобщиться к нелегким способам анализа кинопроизведений, дающим возможность «собственного духовного роста и развития». Такая форма проведения досуга в кругу единомышленников, в атмосфере заинтересованных человеческих контактов способна в неформальной обстановке киногостинной изменить мировосприятие и мировидение зрителей, превратить их в подлинных творцов художественных ценностей.

Примечания

Евтушенко Г.М., Пензин С.Н. Сеанс-диспут // Киномеханик. 1987. № 9. С.11-12.

Журавлева Н. Звездный час зрителей // Киномеханик. 1990. № 1. С.15-16. Корчмарев Э. Киноклуб - неоценимый помощник // Киномеханик. 1987. № 8. С.18. Пензин С.Н. И эксперимент, и миллионы зрителей! // Киномеханик. 1986. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.