Оценка статичности самооценки проводится через определение представлений испытуемого о том, как его оценивают другие люди, осуществляется предложением показать, на какую ступеньку поставят ребенка его родные (мама, папа, бабушка или воспитательница). Оценка ребенка с позиции важного для него взрослого позволяет определить, с чьей оценкой идентифицируется самооценка ребенка.
В ходе анализа ответов и поведения детей во время проведения данной диагностической методики были сделаны следующие выводы:
1. реалистичность самооценки: адекватная самооценка отмечается у 30% детей, неадекватная завышенная - у 70%, неадекватно заниженной самооценки не выявлено;
2. статичность самооценки: изменчивая, зависимая от оценочных суждений взрослых самооценка детей с нарушением зрения наблюдается у 80% («Потому что мама меня любит», «Потому что часто ругают», «Потому что всегда помогаю и меня хвалят») и у 20% детей этой зависимости не наблюдается («Потому что я очень хорошая»).
Выводы. Самооценка является сложно осязаемым и формируемым психологическим образованием, выступающим в качестве центрального компонента личности дошкольников с нарушением зрения. Самооценивание детей дошкольного возраста проходит сквозь призму психологического благополучия ребенка и опосредовано социальными условиями его воспитания, следовательно, депривация социального и когнитивного характера, обусловленная зрительным нарушением, ведет к специфическим особенностям самооценки исследуемой категории детей.
Экспериментальное исследование подтверждает теоретические положения. Так, эмпирическое исследование доказывает, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения отмечается преобладание неадекватной самооценки (60%), преобладание изменчивой самооценки (80%) и высокая степень дифференциации самооценки (85%).
Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в русле следующих направлений: формирование реалистичности и стабильности самооценки, а также продолжать формирование частной самооценки у исследуемой категории детей.
Литература:
1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 132 с.
2. Викторова О.Е., Образцова К.М. К вопросу о формировании самооценки старших дошкольников с нарушением зрения в игре // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9-2 (99). С. 148-151.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.
4. Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1995. - 18 с.
5. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология): Учеб. для вузов. - Москва: Классик Стиль, 2006. - 256 с.
6. Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста зрения: автореферат дис. ... кан. наук. - Москва, 1977. - 24 с.
7. Суславичюс А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установок к себе лиц со зрительными: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ленинград, 1978. - 16 с.
8. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб: КАРО, 2007. - 256 с.
Педагогика
УДК 159.937
кандидат педагогических наук, доцент Викторова Ольга Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Новокузнецк)
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Аннотация. В статье подробным образом рассмотрена сущность зрительного восприятия. Автор приходит к выводу о том, что зрительное восприятие является сложным системным актом и рассматривается как процесс, включающий структурные компоненты. Основное внимание в работе акцентируется на особенностях развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. Также в статье доказана целесообразность развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения с использованием различных средств, одним из которых является природный материал.
Ключевые слова: зрительное восприятия, нарушения зрения, природный материал.
Annotation. The article describes in detail the essence of visual perception. The author comes to the conclusion that visual perception is a complex systemic act and is considered as a process that includes structural components. The main attention in the work is focused on the features of the development of visual perception in visual disorders. The article also proves the feasibility of developing the visual perception of children with visual impairment using various means, one of which is natural material.
Keywords: visual perception, visual impairment, natural material.
Введение. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка, в ходе которого закладывается фундамент его психического, физического и нравственного здоровья. Одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность овладения когнитивными умениями.
Зрительное восприятия как сложный системный акт являлось предметом исследования научных работ Т.Г. Бетелевой [1], Т.П. Зинченко [9] и др. Современные знания об особенностях развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения базируются на исследованиях таких ученых, как Л.П. Григорьева [6], Л.И. Плаксина [11], в научных работах которых установлено негативное влияние нарушения зрения на развитие познавательных процессов, в том числе, процессов зрительного восприятия.
Доказано, что при нарушениях зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у детей с нарушением зрения или полное прекращение зрительного восприятия у ослепших детей [8].
Зрительное восприятие участвует в процессе регуляции позы, ориентировки в пространстве, удержания равновесия и контроле поведения. Под влиянием зрительного восприятия, отмечает Е.Ю. Храмкова, развивается речь ребенка, так как этот процесс имеет связь с расширением круга представлений ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях [14]. Необходимо отметить то, что развитие зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания. Нарушение зрительного восприятия осложняет формирование зрительных образов и не позволяет ребенку с нарушением зрения в полном объеме отражать в сознании явления и предметы окружающей действительности.
При нарушениях зрения в детском возрасте возникает необходимость развития зрительного восприятия, что обусловливает в теории и практике воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения задачу разработки и использования различных средств, в том числе природный материал, который позволяет тактильно ощутить форму, величину и др. обследуемых объектов.
Природный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников рассматривали Э.К. Гульянц [7], М.И. Нагибина [10] и др., в исследованиях которых установлено, что при использовании природных материалов уточняются и обогащаются представления детей о способах зрительного восприятия сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Анализ специальной литературы показал, что Е.А. Суриф разработана педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO-конструктора [13], Л.И. Плаксина рассматривает рисование как средство коррекции зрительного восприятия детей с нарушением зрения [11]. Однако недостаточно изучено использование природных материалов как средства развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Изложение основного материала статьи. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста имеет в своей основе осуществление ими аналитико-синтетической деятельности по вычислению и обобщению признаков предметов. На основе теоретического анализа мы сделали вывод о том, что большую возможность для организации процесса развития зрительного восприятия представляет использование природного материала.
В соответствии с программой дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (под ред. Л.И. Плаксиной), в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия старших дошкольников с нарушением зрения [12].
В старшей группе продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий тифлопедагога составляет 20-25 минут, тогда как в подготовительной группе - 30 минут.
Реализация тифлопедагогических занятий обеспечивает системное и целенаправленное развитие зрительного восприятия, а также коррекцию сопутствующих и вторичных отклонений или предупреждение последних.
На занятиях по развитию зрительного восприятия работа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий. Особое внимание уделяется обучению детей выделять признаки опознания предметов, опознавать предметы в разных модальностях.
Для изучения опыта использования природного материала для развития зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в дошкольных образовательных организациях Кемеровской области были проанализированы основные адаптивные образовательные программы муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Детский сад №36 «Тополек» (Осинниковский городской округ), Детский сад №63 «Золотой ключик» (Прокопьевский городской округ), Детский сад компенсирующего вида № 9 (г. Кемерово).
Согласно содержанию программ, при проведении коррекционных занятий, по развитию зрительного восприятия, в МБДОУ Детский сад №36 «Тополек» и Детский сад компенсирующего вида № 9 природный материал как средство развития зрительного восприятия не используется.
Анализ программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №63 «Золотой ключик» показал, что содержание коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста включает развитие зрительного восприятия, которое предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины и формирование навыка действия с предметами. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия направлена на достижение таких задач как: продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем мире на форму как опознавательный признак; познакомить с предметами окружающего мира, имеющими в основе цилиндрическую форму; различать молодые и старые деревья по высоте и толщине ствола, величине кроны, различать кустарник и деревья по размеру.
Итак, исходя из анализа программ муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что использование природных материалов в развитии зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста не осуществляется. Представляется необходимым рассмотреть использование природного материала в развитии зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
М.И. Нагибина подчеркивает, что рассматривание природного материала способствует восприятию и запоминанию сенсорных эталонов, а, следовательно, способствует развитию зрительного восприятия дошкольников. В ходе этой активной преобразующей деятельности у детей целенаправленно формируются способности к анализу цвета, формы, величины предметов [10].
Особенность работы с природным материалом заключается в том, что деятельность детей ограничена готовой природной формой, в отличие от работы с материалами, меняющими форму. При работе с природным материалом ребенок решает творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм.
Важно отметить, что цвет и форма в природном материале заданы изначально природой, при этом они естественны и гармоничны, поэтому мы используем природный материал как средство развития зрительного восприятия при нарушениях зрения в дошкольном периоде.
И.Я. Базик, Э.К. Гульянц отмечают, что ощупывание и обследование шишек, желудей, веток, камней и ракушек, которых дети приносят с прогулок и экскурсий, способствует запоминанию формы, цвета, величины и свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д [7].
В своих исследованиях Г.С. Бубенкин отмечает, что природный материал является средством развития творчества, эстетического вкуса, конструктивного мышления и умственного развития дошкольников [2].
Работа с природными материалами, отмечает Э.К. Гульянц, способствует развитию сенсомоторики -согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Работа с природным материалом развивает воображение, глазомер, аккуратность [7].
При использовании природного материала важное место занимает композиция, то есть составление различных частей или элементов в единое целое. Выделяют следующие виды композиции:
- закрытая, когда все детали находятся внутри определенной границы;
- открытая, когда детали выходят за пределы заданного пространства [9].
В композиции выделают главные части, которые крупнее других и находятся на переднем плане и второстепенные.
Одним из видов изобразительного искусства, в котором произведения создаются из живых или засушенных растений является аранжировки из природного материала. Одним из важных художественных средств аранжировки является цвет, который создает настроение и раскрывает задуманную тему. Также средствами аранжировки являются линия, помогающая раскрыть замысел и фон [10]. Инсталляция -пространственная композиция, созданная художником из различных элементов. Скульптура - искусство создания объемных художественных произведений, художественных образов и композиций из природного материала.
Для развития зрительного восприятия цвета целесообразно использовать аранжировки из листьев и цветов. Для развития зрительного восприятия формы - инсталляции из семян, желудей, и орехов. Для развития зрительного восприятия величины - композиции из шишек, листьев и желудей разных размеров.
Для того чтобы создать инсталляцию, аранжировку, скульптуру или композицию из природных материалов у детей должны быть сформированы не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассматривать тот предмет, который должен быть воплощен. Дети с нарушением зрения не умеют самостоятельно достаточно полно и правильно рассматривать предметы и они переходят к выполнению аранжировок и скульптур, без предварительного ознакомления с ними, что способствует возникновению трудностей, при выполнении задания.
Задача педагога заключается в подведении детей с нарушением зрения к осознанию необходимости подробного предварительного поэтапного ознакомления с предметом и организации обследования этого предмета до начала продуктивной деятельности. Способы обследования разнообразны и зависят от обследуемых свойств и от целей обследования.
Обучение обследованию предмета должно проводиться в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. В старшей группе дошкольной организации для обследования целесообразно предлагать предметы простые по строению и форме. При постановке перед детьми более сложной задачи необходимо указать некоторые способы ее разрешения. При этом очень большое значение имеет сопоставление восприятия и анализа предмета с показом способов его изображения, которое обеспечивает осознанность действий, исключает возможность механического копирования [8].
При работе над сложными скульптурами, выполненными из природного материала, педагог часто использует такие приемы работы как объяснение и показ действия. При выполнении поделки с помощью знакомых способов действия воздействие педагога ограничивается обследованием образца и частичным показом наглядного материала.
При проведении занятий, направленных на развитие зрительного восприятия необходимо соблюдать следующие санитарно-гигиенические требования к обучения детей с нарушением зрения:
- повышенный уровень освещенности рабочего места ребенка;
- рациональное рассаживание детей, с учетом характера нарушения зрения и положения источника освящения;
- щадящая зрительная нагрузка;
- обеспечение индивидуального ритма работы дошкольников.
При нарушении зрения у детей возникают определенные трудности в восприятии наглядного материала. При проведении занятий, направленных на развитие зрительного восприятия используемый наглядный материал, предъявляемый детям с нарушением зрения должен соответствовать следующим требованиям:
1. Натуральные наглядные пособия должны быть легко узнаваемой формы, ярко окрашенными. Основные детали должны быть четко выделены цветом.
2. Объемные наглядные пособия, которые должны точно передавать признаки изображаемых предметов, их пропорции и соотношения основных частей.
3. Дидактические игрушки, имеющие четко выделенные основные детали, которые характеризуют изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
4. Изобразительные наглядные пособия, при предъявлении которых следует учитывать минимальные размер детали объекта, а также то, что дошкольники с нарушением зрения лучше воспринимают цветные изображения.
5. Графические наглядные пособия, выполненные четкими линиями, с минимальным количеством деталей, понятные детям, а также доступные для их зрительного восприятия и осмысления.
6. Рельефные наглядные пособия, отражающие основные признаки, характеризующие предмет. Должна быть точно передана форма предмета, а также соотношение его частей и правильных пропорций [11].
Требованиями к характеру наглядного материала являются:
- Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100%. Предпочтителен отрицательный контраст, что связано с тем, что дети с нарушением зрения лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.
- Стимульный материал должен отвечать ряду условий:
- пропорциональность соотношений предметов по величине и соответствие с соотношениями реальных объектов;
- соотношение с реальным цветом объектов;
- высокий цветовой контраст (80-95%);
- четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
- Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от зрительных возможностей и возраста ребенка.
- Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30-33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного зрения. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания [6].
Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют:
- при остроте зрения 0,01 - 0,03 - 15 мм;
- при остроте зрения 0,04 - 0,08 - 5 мм;
- при остроте зрения 0,09 - 0,2 - 3 мм.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о положительном влиянии природных материалов на развитие зрительного восприятия при соблюдении направленности занятий на развитие зрительного восприятия цвета, формы и величины, направленности на сенсомоторное развитие, учете санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу в специальной дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения.
Литература:
1. Бетелева, Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия [Текст] / Т.Г. Бетелева. -Москва: Наука, 1993. - 175 с.
2. Бубенкин, Г.С. Самоделки из природного материала / Г.С. Бубенкин. - Москва: 1990. - 276 с.
3. Вайтекайтис, В.П. Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Вайтекайтис // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2006. - № 6. - C. 70-72.
4. Викторова, О.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения / О.Е. Викторова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 5. - С. 301-306.
5. Германович, О.Е. Педагогическая коррекция сенсорного развития дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] / О.Е. Германович: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург: 2011. - 20 с.
6. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. - Москва: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
7. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - Москва: Просвещение, 1994. - 175 с.
8. Забазлай, Е.Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Е.Н. Забазлай // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - №1. - С. 33-39.
9. Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т.П. Зинченко. — Москва: МПСИ, 2000. - 608 с.
10. Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры / М.И. Нагибина. - Ярославль: «Академия образования», 1997. - 192 с.
11. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - Москва: РАОИКП, 2005. - 342 с.
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - Москва: ЭКЗАМЕН, 2006. - 173 с.
13. Суриф, Е.А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушениями зрения с использованием LEGO-конструктора / Е.А. Суриф. - дис. ... канд. пед наук. -Екатеринбург: - 2007. - 142 с.
14. Храмкова, Е.Ю. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2012. - 23 с.