Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе Кунцевич М. М.
Кунцевич Маргарита Михайловна /Kuncevich Margarita Mihajlovna - воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР-д/с № 32, г. Братск
Аннотация: в статье раскрывается необходимость развития слухового и зрительного восприятия в процессе подготовки ребенка к школьному обучению. Представлены задачи работы педагогов в данном направлении, план реализации задач в дошкольном учреждении в течение учебного года.
Ключевые слова: ведущий познавательный процесс, зрительное и слуховое восприятие, подготовка к школе.
Одной из целей воспитания в детском саду является подготовка дошкольников к обучению в школе. Первыми опорными точками для обучения ребенка в школе становится то, что он видит и слышит. Поэтому важнейшим условием успешного обучения ребенка будет то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который помогает ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Следовательно, развитие зрительного и слухового восприятия является одной из важных задач подготовки дошкольников к школьному обучению, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал. Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и другим, то есть в форме разнообразной познавательной деятельности [5, с. 216].
Актуальность данного вопроса определяется необходимостью учета восприятия как одной из тех высших психических функций дошкольников, которые имеют кардинальное значение для их успешной в будущем школьной учебной деятельности.
Тот факт, что при традиционных методиках дошкольного обучения мало учитывается важность развития слухового и зрительного восприятия для успешной подготовки детей к учебе в школе, свидетельствует о необходимости дополнительной работы по развитию зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе в условиях ДОУ и семьи.
Еще в исследованиях Л. И. Божович, отмечалось, что ребенок, поступающий в школу, должен уметь выделять в явлениях окружающей действительности, видеть сходное и отличное, находить причины, делать выводы [2, с. 184]. А это зависит от комплекса условий, позитивно влияющих на развитие зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста, определяемых задачами работы в данном направлении.
Задачи работы по развитию зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе в условиях ДОУ:
1. Повышение педагогического мастерства воспитателей детского сада. Ознакомление педагогов ДОУ с теоретическими основами развития зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Обучение воспитателей детского сада методическим основам развития зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание педагогических условий, обеспечивающих полноценную подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Проведение цикла занятий, направленных на развитие зрительного и слухового восприятия у старших дошкольников.
3. Организация сотрудничества родителей и воспитателей, обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей по актуальным вопросам. Ознакомление родителей с ролью восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению и методическими приемами развития зрительного и слухового восприятия.
Таблица 1. Распределение работы по развитию зрительного и слухового восприятия
в течение учебного года
Дата Мероприятие Задачи Ответственный
1 сентябрь Консультация для воспитателей на тему: «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе» - ознакомить педагогов ДОУ с теоретическими основами развития восприятия в дошкольном возрасте и его ролью при подготовке ребенка к школе; - ознакомить воспитателей ДОУ с методическими основами работы по развитию зрительного и слухового восприятия детей Старший воспитатель, педагог-психолог
2 сентябрь Диагностика уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста - изучение состояния зрительного и слухового восприятия у старших дошкольников; - анализ полученных данных и разработка на его основе занятий по развитию зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста Педагог-психолог, воспитатели групп
3 октябрь Консультация для родителей на тему: «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе» - организация сотрудничества родителей и воспитателей, обмен опытом и общение по актуальным вопросам с узкопрофильными специалистами; - ознакомление родителей с ролью восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению и методическими приемами развития зрительного и слухового восприятия Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели групп
4 ноябрь Проведение занятий по развитию зрительного и слухового восприятия с детьми старшего дошкольного возраста - развитие зрительного восприятия, развитие восприятия положения в пространстве, развитие восприятия цвета и формы, зрительно-моторной координации; - развитие слухового восприятия, речевого слуха и звукового восприятия, звуко-моторной координации, тренировка восприятия темпа и ритма слов, предложений Воспитатели групп
5 декабрь
6 январь
7 февраль
8 март
9 апрель
10 май Повторная диагностика уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста - изучение состояния зрительного и слухового восприятия у старших дошкольников; - анализ полученных данных; - оценка результативности проведенной работы по развитию зрительного и слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста Педагог-психолог, воспитатели групп
Литература
1. Баландин В. А., Чернышенко Ю. К., Соленова Р. И. Взаимосвязь уровня развития показателей психических процессов с успешностью обучения детей 7 лет. // Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России, посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. — март 1999 г.). — Краснодар, 1999. — С. 56-57.
2. Божович Л. И., Формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
3. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. // Педагогика и психология, 1987, № 5.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. - М.: Питер 2005 - 582 с.