Научная статья на тему 'Развитие жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в 1945-1953 гг'

Развитие жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в 1945-1953 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / POST-WAR PERIOD / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / LIVING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Антон Владимирович

Статья посвящена исследованию состояния и развития жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения Вологодской области в 1945-1953 гг. Рассмотрена проблема обеспеченности населения жильем и объектами бытовой инфраструктуры. Автор проводит комплексный анализ состояния ЖКХ. Показано обеспечение населения жилой площадью, состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, темпы строительства новых домов, доступность жилья среди населения. Автор обращает внимание на многочисленные проблемы в развитии объектов ЖКХ и бытовой инфраструктуры: отсутствие водоснабжения и канализации, перебои в электроснабжении и отоплении помещений, большую изношенность жилищного фонда. В заключение делается вывод, что в период с 1945 по 1953 гг. произошли некоторые позитивные изменения в сфере ЖКХ и бытового обслуживании населения Вологодской области, однако многие проблемы оставались нерешенными. Основной причиной слабого развития жилищно-коммунального хозяйства и неудовлетворительного состояния объектов социальной инфраструктуры в городах и рабочих поселках Вологодской области являлось отсутствие должного финансирования данных статей расходов как по линии региональной власти, так и по линии министерств и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of housing and communal services of Vologda Region in 1945-1953

The article is devoted to the research of condition and development of housing and communal services in Vologda Region in 1945-1953. The availability of housing and household infrastructure is considered in the article. The author comprehensively analyses condition of housing and communal services. Providing the population with a living area, the condition of the housing stock and communal infrastructure, the pace of construction of new home and housing affordability among the population is considered in the article. The author paid attention to numerous problems of the housing and communal services development: the absence of water supply and sewerage, interruption of electricity and space heating, greater deterioration of the housing stock. In conclusion, the author underlines that some positive changes did happen in the sphere of housing and communal services in Vologda Region from 1945 to 1953. However, a lot of problems remained unsolved. The main reason for the weak development of housing and communal services and the poor state of social infrastructure in the cities and towns of Vologda Region was the lack of necessary funding by the regional authority and the departments.

Текст научной работы на тему «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в 1945-1953 гг»

УДК 332.8

Карпов Антон Владимирович

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

antonkarpov1993@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1945-1953 ГГ.

Статья посвящена исследованию состояния и развития жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения Вологодской области в 1945-1953 гг. Рассмотрена проблема обеспеченности населения жильем и объектами бытовой инфраструктуры. Автор проводит комплексный анализ состояния ЖКХ. Показано обеспечение населения жилой площадью, состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, темпы строительства новых домов, доступность жилья среди населения. Автор обращает внимание на многочисленные проблемы в развитии объектов ЖКХ и бытовой инфраструктуры: отсутствие водоснабжения и канализации, перебои в электроснабжении и отоплении помещений, большую изношенность жилищного фонда.

В заключение делается вывод, что в период с 1945 по 1953 гг. произошли некоторые позитивные изменения в сфере ЖКХ и бытового обслуживании населения Вологодской области, однако многие проблемы оставались нерешенными. Основной причиной слабого развития жилищно-коммунального хозяйства и неудовлетворительного состояния объектов социальной инфраструктуры в городах и рабочих поселках Вологодской области являлось отсутствие должного финансирования данных статей расходов как по линии региональной власти, так и по линии министерств и ведомств.

Ключевые слова: послевоенный период, социальное развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовые условия жизни.

После завершения Великой Отечественной войны многие регионы СССР столкнулись с серьезными трудностями в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и те, на территории которых не было военных действий [1, с. 54-55]. В их числе была Вологодская область, которая с 1941 по 1945 гг. не подверглась фашисткой оккупации (за исключением Оштинского района), однако социальные проблемы, в том числе в сфере ЖКХ, требовали незамедлительных решений [1, с. 321, 326].

В 1945 году в Вологодской области насчитывалось 14 городов, 9 рабочих поселков и 774 сельских совета. Население области за годы войны сократилось на четверть (больше, чем в среднем по СССР) и в 1945 году составляло 1,27 млн человек, в том числе 307 тыс. человек городского населения [8, с. 285].

В период с 1941 по 1945 гг. площадь, пригодная для проживания, сократилась на 3,2 % при 25 %-ном сокращении населения, что привело к увеличению жилой площади, приходящейся на одного человека. В среднем по области на одного жителя в 1945 г. приходилось 5,3 м2, при этом в городах: Вологде - 5,0 м2, в Великом Устюге - 6,0 м2, в Бабаеве - 4,9 м2, в Чебсаре -5,7 м2 [10, с. 11, 80]. Аналогичный показатель по СССР составлял 5,4 м2. По состоянию на 1 января 1948 г. число жилых строений, возведенных до 1918 года, составляло 83,8 % ко всем жилым строениям местных советов по области. Большинство из этих зданий имели большую степень износа, многие находились в аварийном состоянии, 3,9 % городского общественного жилищного фонда составляли здания барачного типа [4, с. 3, 4].

Для формирования комплексного представления о состоянии ЖКХ в послевоенной Воло-

годской области необходимо проанализировать не только обеспеченность населения жильем, но и наличие объектов коммунальной инфраструктуры. Вологодская область в конце 1940-х гг. имела недостаточное количество таких объектов. Так, в 1948 г. коммунальные водопроводные системы МКХ имелись только в трех городах области: Вологде, Грязовце и Череповце. Городская коммунальная канализация работала только в Череповце, в других городах и рабочих поселках области все сточные воды спускались в открытые канавы и реки [3, с. 5]. Регион испытывал серьезные трудности с электроснабжением, многие социальные объекты и жилые дома не имели электроосвещения. Большая часть населения области не имела водопроводов, основным источником водоснабжения были колодцы и протекающие рядом реки. Внешнее благоустройство городов, рабочих поселков и районных центров: дороги, мосты, тротуары, набережные, бульвары - нуждались в значительных капитальных вложениях для того, чтобы привести их нормальное состояние [5, с. 16].

С окончанием Великой Отечественной войны началась перестройка жизни страны на мирный лад. Одной из важнейших задач первого послевоенного пятилетнего плана восстановления Вологодской области было улучшение материальных, бытовых и культурных условий жизни народа-победителя. 10-11 сентября 1946 г. состоялось заседание областного Совета депутатов трудящихся Вологодской области, на котором был утвержден план восстановления и развития народного хозяйства региона на 1946-1950 гг. В сфере развития ЖКХ были поставлены следующие задачи:

- определить объем капиталовложений в жилищное строительство в сумме 22,8 млн руб., в том числе 3,3 млн руб. - на новое строительство;

50

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Карпов А.В., 2018

- обеспечить дальнейшее улучшение материально-бытового положения и трудового устройства семей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны, семей военнослужащих и инвалидов труда;

- утвердить централизованные капиталовложения в коммунальное хозяйство в сумме 5,6 млн руб., в том числе на достройку водопровода в Череповце - 1,5 млн руб., на проектные работы и строительство нового водопровода в Вологде - 2,4 млн руб.;

- обязать исполкомы улучшить благоустройство и очистку городов и рабочих поселков, увеличить замощение улиц и площадей, количество зеленых насаждений;

- увеличить жилплощадь по фонду коммунального хозяйства на 7,5 тыс. м2;

- построить жилых домов в сельской местности на средства колхозов и колхозников с помощью госкредита в количестве 24 тыс. домов [6, с. 6].

На ХХ сессии Вологодского областного совета депутатов трудящихся вопрос развития ЖКХ был одним из ключевых в повестке заседания. Многие докладчики обращали внимание на острую нехватку жилищного фонда и большую степень его изношенности. На заседании отмечалось, что имеются тысячи семей, которые не имеют удовлетворительной жилой площади. Областной совет депутатов трудящихся видел три основных направления работы:

- увеличение объема капитальных ремонтов;

- развертывание нового капитального строительства как по линии местных советов, так и по линии ведомств;

- индивидуальное строительство граждан [6, с. 115].

Условия проживания людей после окончания Великой Отечественной войны были настолько неудовлетворительны, что многие из докладчиков ХХ сессии ставили под сомнение возможность выполнения планов в других областях народного хозяйства. В докладной записке председателю планового комитета при Совете министров СССР от 1948 г. председатель Вологодского облисполкома обращал внимание на то, что расширение жилого фонда имеет жизненно важное значение для дальнейшего развития экономики области. Жилой фонд местных советов в основном состоял из деревянных домов дореволюционный постройки, имевших износ 50 % и более. Только в Вологде 108 домов с площадью 11 080 м2, в которых проживало более 648 семей, являлись аварийными. Кроме того, горисполком имел до 2000 неудовлетворенных заявлений на жилую площадь, главным образом - врачей, учителей, руководящих работников [2, с. 304].

Жилищная проблема поднималась в отчетах о деятельности предприятий промышленности. Выступавшие депутаты ХХ съезда обращали внимание, что одной из причин низкой производитель-

ности труда и огромной текучки кадров являются плохие условия проживания рабочих. Так, в одном из лесопунктов области рабочие половину зимнего сезона жили в неотапливаемых бараках и пили холодную воду со льдом по причине отсутствия у них кипятильников. У них отсутствовала возможность просушить одежду, в то время как администрация лесопункта никаких мер не приняла [3, с. 36].

Анализ архивных данных показывает, что в первые послевоенные годы проблемы в сфере ЖКХ обсуждались на многих заседания облисполкома. Большинство протоколов заседаний и докладов свидетельствуют, что одной из главных причин неудовлетворительных условий проживания населения являлась халатность исполнителей на местах. В то же время статистические данные и рассмотрение бюджетов Вологодской области дают понимание главной причины - отсутствие должного финансирования. Анализ бюджетов Вологодской области 1946 и 1948 гг. показывает, что областные расходы в сфере ЖКХ составляли менее 4 % от суммы областного бюджета. Так, в 1946 г. траты на ЖКХ составили 10,7 млн руб. (3,2 %), в 1948 г. - 15,7 млн руб. (3,0 %), а расходы на соцобеспечение составили 8,3 млн руб. и 13,7 млн руб. соответственно [6]. Учитывая состояние жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, очевидно, что выделяемых денег было недостаточно. Многие задачи по улучшению жилищных условий возлагались на ведомства, а часто и на самих жильцов [7, с. 4].

Тем не менее за две послевоенные пятилетки Вологодская область добилась определенного улучшения как количественных, так и качественных показателей в сфере ЖКХ. С 1945 по 1952 г. произошло существенное увеличение жилой площади в городах и рабочих поселках области. Общественный жилищный фонд по состоянию на 1 января 1952 г. по области увеличился по сравнению с данными на 1 января 1945 г. на 38,6 %, в том числе по местным советам - на 8,8 %, по прочим министерствам и ведомствам - на 66,3 % [4, с. 1].

Увеличение жилищного фонда области главным образом происходило за счет нового строительства, прежде всего по линии министерств и ведомств. Так, за период с 1 января 1946 г. по 1 января 1952 г. увеличение за счет нового строительства составило по всем горпоселениям области 119 407 м2, в том числе по местным советам - 5 121 м2, по прочим министерствам и ведомствам - 114 286 м2. Важно отметить положительную динамику роста показателей ввода жилой площади за счет нового строительства, объемы которого ежегодно увеличивались (табл. 1).

Быстрыми темпами шло возведение жилых домов в Череповце, что было обусловлено возрастающей потребностью в жилье в связи со строительством Череповецкого металлургического завода [11, с. 540].

Таблица 1

Ввод жилой площади за счет нового строительства

Показатель Годы

1946-1947 1948 1949 1950 1951

Введено жилой площади по всем горпоселениям Вологодской области, м2 6 892 10 533 19 610 33 374 48 998

Таблица 2

Наличие жилой площади в населенных пунктах Вологодской области

Населенный пункт Дата Прирост, %

Жилая площадь по состоянию на 01.01.1945, м2 Жилая площадь по состоянию на 01.01.1952, м2

Все города и рабочие поселки Вологодской области 710 829 985 352 38,6

в том числе: г. Вологда 306 435 379 991 24

г. Череповец 59 682 147 828 147,7

г. Сокол 85 364 110 622 29,6

г. Великий Устюг 77 128 85 589 11

Необходимо отметить, что рост жилой площади в основном происходил в городах областного подчинения, в то время как в рабочих поселках на данные нужды средств выделялось недостаточно (табл. 2).

На увеличение жилой площади повлияло не только строительство, но и появление новых городов и рабочих поселков. С 1945 по 1952 гг. вновь образовались 3 рабочих поселка и 1 город [1, с. 4].

Несмотря на ежегодное увеличение объемов строительства и ввод в эксплуатацию нового жилья, средняя жилая площадь в расчете на одного жителя Вологодской области продолжала оставаться на низком уровне. К 1 января 1952 г. она достигла значения 5,4 м2, с 1945 г. прирост показателя составил 1,9 %. Средняя жилая площадь на человека по министерствам и ведомствам в 1952 г. была ниже, чем по местным советам, и составляла 5,1 м2. В числе причин Вологодский облисполком отмечал малую заинтересованность предприятий и организаций в улучшении жилищных условий рабочих и служащих, а также невыполнение плана по строительству и вводу в эксплуатацию новой жилой площади - так, в 1951 г. он был выполнен только на 70,5 % [4, с. 4, 5].

Архивные документы свидетельствуют, что, несмотря на определенные успехи, кардинального улучшения ситуации в секторе жилищно-коммунального хозяйства не произошло. В 1952 г. начальник статистического управления Вологодской области И. Чагин констатировал крайне неудовлетворительное состояние жилищного фонда местных советов, который к 1952 г. физически и морально устарел. По состоянию на 1 января 1952 г. число деревянных строений составляло 93,8 %, в то время как жилых строений, возведенных до 1918 г., насчитывалось 83,8 % в отношении ко всем жилым строениям местных советов по области. Многие

из них находились в аварийном состоянии и были непригодны для дальнейшего проживания. В Вологде таких домов, подлежащих списанию, насчитывалось 80, в Череповце - 43, в Великом Устюге, Соколе и Никольске - 21. В городах областного подчинения, таких как Сокол и Великий Устюг, за 7 послевоенных лет местными советами не было построено ни одного жилого дома. В Вологде, областном центре, строилось только по одному 24-квартирному дому в год. Темпы ведомственного жилищного строительства, за исключением Череповца, были недостаточны, чтобы обеспечить жильем население. Объекты благоустройства городов, рабочих поселков и районных центров также нуждались в значительных капитальных вложениях [7, с. 3-6].

Согласно аналитической записке заместителя начальника статистического управления Вологодской области, на 1 января 1953 г. сельские райцентры и рабочие поселки имели недостаточное количество объектов коммунального хозяйства. Так, из 9 рабочих поселков и 23 сельских райцентров водопроводы имелись только в шести населенных пунктах, канализации - в двух, транспорт по очистке - в одном, прачечные - в трех населенных пунктах, и только коммунальные бани были во всех рабочих поселках и сельских районных центрах области. Однако многие коммунальные предприятия райцентров работали неудовлетворительно. Особенно неблагополучно обстояло дело по обслуживанию населения коммунальными банями, водоснабжением и электроснабжением - самыми необходимыми видами бытового обслуживания населения. В Грязовце, Кадникове, Белозерске, Бабаеве, Тотьме, в некоторых других районных центрах к 1953 г. коммунальные бани пришли в состояние, непригодное для дальнейшей эксплуатации. Большинство бань работали не

более 3 дней в неделю по 6-8 часов. Подача воды производилась ручным способом, вследствие чего имели место частые перебои. По причине ветхости зданий и нерегулярной работы в большинстве бань имелись серьезные проблемы с отоплением, особенно в зимний период. В связи с недостаточным количеством дней и часов работы число помывок в среднем по области за год составляло не более 14 на одного человека [5, с. 6-8].

Водоснабжение населения в Вологодской области было развито слабо. В основном жители набирали воду в колодцах и реках. Большая часть колодцев была в антисанитарном состоянии, отсутствовала кровля и навесы, предохраняющие от пыли и загрязнений. Например, жители поселка Харовска в основном пользовались водой из колодцев, которых в населенном пункте насчитывалось более 50, около 10 % населения пользовалось водой на р. Кубина, и только около 5 % населения получали воду из водопровода [3, с. 7].

Электрификация рабочих поселков и сельских районных центров осуществлялась крайне медленно. Из 41 районного центра только в 19 имелись коммунальные электростанции, причем в райцентрах Андомского, Мяксинского, Петриневского районов не было ни коммунальных, ни ведомственных электростанций. Во многих городах области и районных центрах коммунальные электростанции имели маломощное, крайне изношенное оборудование и работали с большими перебоями. Кроме того, действующие электростанции, обслуживающие население, не обеспечивали потребности всего райцентра, а только незначительной его части. Так, например, в рабочем поселке Сазоново электроэнергией в основном снабжал механизированный стеклозавод, который мог обеспечить потребность населения всего поселка, однако из-за отсутствия электропроводки 2/3 жителей поселка электроэнергии не получали [5, с. 10].

Необходимо сказать, что с трудностями в сфере ЖКХ сталкивалась жители не только Вологодской области, но и других регионов СССР, не подвергшихся оккупации во время Великой Отечественной войны. Так в Челябинской и Чкаловской областях предприятия жилищно-коммунального хозяйства также испытывали серьезные затруднения. В городах и рабочих поселках наблюдалась острая нехватка жилья, многие жилые дома не имели электроснабжения и канализации, большинство зданий имели значительную степень износа, в то время как на ремонты и новое жилищное строительство средств выделялось недостаточно [12, с. 106-110].

Основной причиной крайне слабого развития жилищно-коммунального хозяйства в городах и рабочих поселках Вологодской области было недостаточное финансирование. На новое строительство жилых домов, коммунальных предприятий, ремонт и благоустройство городов, рабочих

поселков и сельских райцентров было выделено в 1950 году 14 млн руб., в 1951 г. - 16,1 млн руб., в 1952 г. - 14,9 млн руб. Эти ассигнования не обеспечивали даже поддержания существующего жилищного и коммунального фонда. По этой причине электростанции, бани и особенно жилой фонд с каждым годом все более изнашивались, а ряд объектов находился в аварийном состоянии. Вологодский облисполком неоднократно указывал на существующие проблемы и просил оказать финансовую и иную помощь и Центральный комитет КПСС, и председателя Совета министров СССР. Однако в большинстве случаев реальной помощи партийные и государственные власти не оказывали [7, с. 86].

В заключение важно отметить, что Вологодский облисполком и местные советы не обладали достаточным количеством средств и возможностей для комплексного решения проблем в сфере ЖКХ. Об этом говорилось на заседании областного Совета депутатов трудящихся Вологодской области еще в 1946 году. Большой вклад в развитие культурно-бытового и жилищного строительства внесли ведомственные организации, однако для них это были второстепенные задачи, в первую очередь они ориентировались на развитие производства и выполнение планов по выпуску продукции. Не стоит забывать и том, что приоритет в первое послевоенное десятилетие отдавался развитию тяжелой и военной промышленности.

Библиографический список

1. Безнин М.А. История Вологодского края: учеб. пособие. - Вологда: Учебная литература, 2010. - 399 с.

2. ГАВО (Государственный архив Вологодской области). - Ф. 1300. - Оп. 1. - Д. 704.

3. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 12. - Д. 1761.

4. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 12. - Д. 1779.

5. ГАВО. - Ф. 1703. - Оп. 14. - Д. 2354.

6. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1253.

7. ГАВО. - Ф. 1932. - Оп. 1. - Д. 1547.

8. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). - Ф. 374. - Оп. 11. - Д. 359.

9. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. - М.: РОССПЭН, 1999. - 229 с.

10. Народное хозяйство Вологодской области: Статистический сборник. - Вологда: Гос. стат. изд-во, 1960. - 74 с.

11. Очерки истории Вологодской организации КПСС / Н.В. Лебедев, В. А. Дмитриев, П. А. Зиновьев и др. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. - 512 с.

12. Хомякова Н.В. Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. 1945-1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей). - Оренбург: Бузулук, 2009. - 147 с.

References

1. Beznin M.A. Istoriya Vologodskogo kraya: ucheb.posobie. - Vologda: Uchebnaya literatura, 2010. - 399 s.

2. GAVO (Gosudarstvennyj arhiv Vologodskoj oblasti). - F. 1300. - Op. 1. - D. 704.

3. GAVO. - F. 1703. - Op. 12. - D. 1761.

4. GAVO. - F. 1703. - Op. 12. - D. 1779.

5. GAVO. - F. 1703. - Op. 14. - D. 2354.

6. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1253.

7. GAVO. - F. 1932. - Op. 1. - D. 1547.

8. GARF (Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii). - F. 374. - Op. 11. - D. 359.

9. Zubkova E.YU. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povse-dnevnost'. 1945-1953. -M.: ROSSPEHN, 1999. - 229 s.

10. Narodnoe hozyajstvo Vologodskoj oblasti: Statisticheskij sbornik. - Vologda: Gos. stat. izd-vo, 1960. - 74 s.

11. Ocherki istorii Vologodskoj organizacii KPSS / N.V. Lebedev, VA. Dmitriev, P.A. Zinov'ev i dr. -Vologda: Sev.-Zap. kn. izd-vo, 1969. - 512 s.

12. Homyakova N.V Social'naya politika sovetskogo gosudarstva na YUzhnom Urale posle okonchaniya Velikoj Otechestvennoj vojny. 19451953 gg. (na primere CHelyabinskoj i CHkalovskoj oblastej). - Orenburg: Buzuluk, 2009. - 147 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.