Научная статья на тему 'Развитие землепашенного хозяйства у бурят в xviii в'

Развитие землепашенного хозяйства у бурят в xviii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ХЛЕБОПАШЕСТВО / BURYATS / TRADITIONAL ECONOMY IS AGRICULTURE / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зандараев Батор Баясхаланович

Статья посвящена изучению бурятского земледелия XVIII в. Исследовано количество земледельцев и зерновые культуры, распространенные в тот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of agriculture at the Buryats in the 18th century

Article is dedicated to the study of Buryat agriculture XVIII century. It is investigated a quantity of farmers and cereal crops are extended in that period

Текст научной работы на тему «Развитие землепашенного хозяйства у бурят в xviii в»

УДК 94 (571.54)

© Б.Б. Зандараев

Развитие землепашенного хозяйства у бурят в XVIII в.

Статья посвящена изучению бурятского земледелия XVIII в. Исследовано количество земледельцев и зерновые культуры, распространенные в тот период.

Ключевые слова: буряты, традиционное хозяйство, земледелие, хлебопашество.

B.B. Zandaraev

Development of agriculture in the 18th century the Buryats

Article is dedicated to the study of Buryat agriculture XVIII century. It is investigated a quantity of farmers and cereal crops are extended in that period

Keywords: Buryats, traditional economy is agriculture, agriculture.

Уже на ранней стадии распространения земледелие затронуло и бурятский улус. Как севернее Иркутска, так и за Байкалом в числе сельских жителей, занимающихся хлебопашеством, упоминаются отдельные ясашные буряты. Они были в основном из числа улусной бедноты, по тем или иным причинам лишившейся своего основного богатства - скота, и видевшие в хлебопашестве новый источник существования. В литературе они известны как «новокрещеные», то есть лица, принявшие христианство, осевшие среди русских крестьян и освоившие хлебопашество. Так, в 1690 г. в числе пашенных крестьян Илимского острога отмечены четыре человека из новокрещенных бурят, живших своими дворами и пахавших по 0,25 десятин «государевой пашни» [1]. В 1694-1714 гг. в Нерчинском гарнизоне было 34 человека, в 1720г. в Селенгинском гарнизоне - 28, в Удин-ском - 10 коренных жителей [2]. Опыт оседавших на землю родовичей был одним из каналов, по которым земледельческая традиция проникла в бурятское общество. Но в то же время в исторической литературе существенно преувеличена роль новокрещеных, потому что, во-первых, как показывают исследования, количество их в I четверти XVIII в. по отношению к общей массе бурят являлось ничтожным и говорить об их влиянии не приходится. Во-вторых, на протяжении XVIII и XIX вв. их хозяйства, за редким исключением, оставались самими бедными, в отличие от основной массы бурятских крестьян.

Среди бурятских хлебопашцев того времени были люди с различным экономическим и социальным положением в обществе. Например, из «Донесения о хлебопашестве и домовых строениях в Балаганском и Идинском дикстригах» за 1782 г. явствует, что большинство шуленг, зай-санов и старшин балаганских и идинских бурят имело пашни с 50-х гг. XVIII в. [3]. Некоторые буряты Олзоева рода Балаганского ведомства

сеяли хлеб с 1754-1755 гг. [4].

В 1740 г. Иркутский вице-губернатор Ланг доносил Сенату, что в предшествующие годы многие «некрещеные ясашные подданные стали заводить пашни, но оставили их, потому что тогдашние провинциальные "командиры" стали требовать с них оброк». Ланг предлагал освободить бурят от оброка, «понеже таким образом в тех краях хлеба умножатся, и, следовательно, со временем дешевле нынешнего будет, а тунележа-щая земля прибыли никакой принесть не может» .

Основываясь на этой переписке, из которой следует, что буряты, сохранявшие прежний полукочевой образ жизни, стали заводить пашни. Е.М. Залкинд начало распространения земледелия датирует 30-ми гг. XVIII в. После этого, пишет он, можно лишь удивляться быстрым успехам бурят. В 1760 г. «секретная и о заграничных обращениях комиссия» при сибирском губернаторе Саймонове предлагала принять специальные меры, для того чтобы приохотить к земледелию обнищавших эвенков, «по примеру Иркутского и Балаганского ведомства брацких, которые-де имеют у себя довольные пашни и многое число хлеба привозят в Иркутск и продают и тем ясак платят и на прочие свои потребности употребляют».

Результаты развития бурятского земледелия западнее Байкала обратили на себя внимание и Нерчинского горного начальства, которое вознамерилось перенести их опыт в свой край. В 1762 г. оно представило селенгинскому коменданту Якобию промеморию, в которой предлагало во избежание недостатка в провианте для горных рабочих уговаривать бурят, «кочующих по Братской степи», заводить пашню, соблазняя их «получаемой от хлебопашества прибылью, которая в рассуждении усмотрения и размножения заводов весьма знатна быть может». Это дало бы возможность привлечь всех русских поселенцев на горные работы, освободив их от

занятий земледелием. Некоторые меры, рекомендуемые авторами промемории весьма своеобразны. Видимо, не полагаясь только на силу убеждений, они предлагали заменять бурятам наказания принуждением их к занятию земледелием или «ради образца переселять на Брацкую степь из пашенных бурят, которые живут по ту сторону Байкала, в случае прилучившихся по винам наказанию повинных» [5].

О развитии сельского хозяйства у бурят в первой половине XVIII в. известно очень мало, т. к. ни посевы, ни скот у них налогами не облагались, поэтому не было необходимости и в учете пашни и животноводства. Но тем не менее приведенные выше сведения показывают, что в первой половине XVIII в. буряты начинают возделывать пашню, и в дальнейшем бурятское земледелие уже серьезно заявляет о себе и вносит определенный вклад в продовольственную базу Предбайкалья. Производство западными бурятами товарного хлеба и желание нерчинского начальства переселить к себе бурят-земледельцев, которых уже считали способными перенести земледельческую культуру своим восточным братьям, говорит о том, что с середины XVIII в. западно-бурятское земледелие приобретает важное значение для Восточной Сибири. В достижении такого быстрого прогресса важную роль сыграли старые земледельческие навыки и знания, сохранившиеся в народной памяти, и наличие тягловой силы. Это земледелие было качественно нового уровня по приемам его ведения, по наличию сельскохозяйственных культур, орудий труда. Передача новых навыков шла разными путями. С одной стороны, путем непосредственных контактов простых русских крестьян с бурятами, в лице которых местное население встретило не земледельческих предпринимателей, как отмечает В.И. Шунков, а непосредственных производителей материальных благ, несших на своих плечах не только тяжкий труд по подъему целины и организации своих малых хозяйств, но и тяготы, налагаемые государством. Это снимало вопрос о классовом противопоставлении пришлого русского и коренного населения и обеспечивало условия мирного сосуществования. Только этим можно объяснить мирную жизнь разбросанных среди бурятских земель малолюдных русских деревень и заимок [6].

Именно этими путями пришли в Бурятию ряд полевых культур, не известных здесь ранее, а также огородных и приусадебных культур (морковь, капуста, лук, конопля, картофель и др.). Тем же путем перекочевал сюда и выработанный на просторах среднерусских полей трех-

польный севооборот. Хотя земледельческая техника, принесенная русскими, развивалась крайне медленно, носила застойный характер, т.к. в начале XIX в. в Бурятии преобладала залежная и трехпольная система и обработка шла главным образом деревянной сохой и бороной, по сравнению с дорусским земледелием, она была шагом вперед и означала серьезный прогресс в развитии производительных сил края.

Переходу к земледелию в первой половине XVIII в. значительного количества представителей различных слоев бурятского общества способствовало развитие в Восточной Сибири товарно-денежных отношений, проникновение их в бурятские улусы и увеличение спроса на хлеб, вызванное увеличением населения края. Хлебопашество становится источником денежного дохода, необходимого для выполнения ясачной подати, местных повинностей и сборов, а также удовлетворения растущих хозяйственных и бытовых потребностей.

Уровень развития земледелия в разных частях Восточной Сибири был неодинаковым и еще слабым. Русское земледелие в Забайкалье в ту пору еще не встало на ноги и не могло полностью удовлетворить местные потребности в хлебе. Темпы перехода бурят к земледелию были также различными для разных районов губернии и отличались не только в рамках одного уезда, но и внутри отдельного ведомства, родов и улусов. Все это объяснялось степенью вовлечения бурятских хозяйств в сферу социально-экономической жизни Восточной Сибири, наличием природных условий для заведения пашен и соседством русских пашенных крестьян.

Первыми стали переходить к земледелию бала-ганские буряты. Их земли располагались по обеим сторонам Московского тракта, по Ангаре и ее притокам Унге, Оке, Зиме, Кимилетью. Это был район наиболее благоприятный для земледелия, и здесь начали селиться первые русские крестьяне.

Еще в 1778 г. Иркутская губернская канцелярия разослала всем бурятским родовым начальникам предписание, в котором указывала, что необходимо склонять к хлебопашеству аборигенов края и «...приложить непреложное старание, сколько возможно советами и благоразумными увещиваниями» [7]. В 1784 г. из Иркутского Нижнего Земского суда поступает Указ Главно -му шуленге Балаганского ведомства Назару Ху-баеву о том, чтобы «...наистрожайше подтвердить о наблюдении, чтоб они упражнялись в хлебопашестве» [8].

В конце XVIII в. балаганские буряты довольно интенсивно вовлекаются в сферу земледелия,

Б.Б. Зандараев. Развитие землепашенного хозяйства у бурят в XVIII в.

и к 1791 г. значительная их масса была занята хлебопашеством. Возрастает также и посевная площадь, хотя темпы ее роста отставали от числа хлебопашцев (табл. 1) [9].

Если в течение 5 лет (1786-1791) число хле-

В конце XVIII в. заметно возрастает удельный вес хлебопашества и у бурят Идинского ведомства. В 1791-1792 гг. разница в посевах в двух ведомствах составляла более чем 1000 десятин. В динамике посевных площадей в ведом-

бопашцев увеличилось с 1372 до 2473 человек, то посевы за это же время увеличились всего на 164 десятины. Это свидетельствовало о небольших размерах запашки и зависимом характере земледелия от скотоводства.

Таблица 2

стве наблюдаются некоторые колебания, но без существенных признаков ее падения (табл. 3) [11]. Как и в Балаганском ведомстве, здесь довольно быстрыми темпами растет число хозяйств, занимающихся хлебопашеством.

Таблица 3

Динамика развития земледелия в Идинском ведомстве в 1784-1792 гг.

Годы Число ревизских душ Число земледельцев Число засеянных десятин

Ржи озимой Ржи яровой Пшеницы Ячменя Овса Всего

1784 - - 911 2504 48 5,5 37 3505,5

1786 - 1627 832,5 2184 91 12,5 45,5 3165,5

1787 - 1674 903 2072 55,5 6,75 52,75 3090

1792 3620 2374 981 2343 30 3 24 3381

Таблица 1

Состояние земледелия у балаганских бурят в конце XVIII в.

Годы Число ревиз. душ Число земледельцев Число засеянных десятин

Ржи озимой Ржи яровой Пше-ницы Ячменя Овса Всего

1784 3920 - 193 1610 71,5 16,5 46,5 1937,5

1786 - 1372 224,75 1329,25 248,37 4,5 121,5 1928,37

1787 3921 1824 238 1388 172,5 6,5 49 1854

1789 3925 - 265 1741 64,5 13,5 46 2130

1791 3926 2473 284,5 1692 46,5 9 39,5 2071,5

Распределение земледельцев и пашен по девяти родам Балаганского ведомства

1784 1786 1787 1789

Количество

РОДЫ хлебо- деся- хле деся- хлебо- деся- хле деся-

паш- тин бопаш- тин пашцев тин бо- тин

цев цев паш-цев

I Икинатский - 148 60 135 120 117 - 146

II Икинатский - 64,5 87 56 130 21 - 61

Холтубаевский - 400 200 261 220 351 - 402

Быкотский - 238,5 103 256 139 210 - 256

Шаратский - 20 15 15 30 5,75 - 22

Онгоевский - 160 80 136 120 137 - 141

Олзоевский - 95 200 81 220 61,25 - 120

Кульметский - 261 261 367 280 310 - 415

Боролдоевский - 15 8 12 2 - 15

Всего - 1402 1014 1319 1261 1213 - 1578

За 6 лет (1787-1792) число хлебопашцев в ведомстве увеличилось на 700 человек и составило в 1792 г. 2374 человека, или более половины всего взрослого мужского населения. Посевы отмечены во всех 10 родах Идинского ведомства, но наиболее хлебосеющими по данным за 1792 г. были Готольский - 1027 десятин и Ша-ралдаевский - 484 десятин. Небольшие запашки имели буряты первого Онгоевского рода - 131,5 десятин [12]. В Готольском роде в 1787 г. из 876 душ мужского населения хлебопашеством занимались 522, в Шаралдаевском - из 566 и 121 человек [13]. Средний размер пашни не превышал 0,5-1,0 десятин. Представители родовой знати засевали от 12 до 20 десятин [14]. Господствующей культурой на полях идинских бурят, как и балаганских, была озимая и яровая рожь. В небольшом количестве засевали пшеницу, овес и ячмень. Урожай хлебов в ведомстве значительно колебался, целиком завися от прихотей природы. В 1786 г. посевная площадь в ведомстве составила 3165,5 десятин. От засухи и ранних осенних заморозков погибло 812 десятин яровой ржи, 45 десятин озимой, 12 десятин овса, 3 десятины пшеницы и 1,5 десятин ячменя [15]. В 1787 г. заморозками было уничтожено 419 десятин посевов [16]. В случае гибели хлебов пашня перепахивалась под посев следующего года.

В конце XVIII в. ощутимых успехов в хлебопашестве добиваются буряты Кудинского ведомства. Местность, занятая ими, представляла собой степь, окруженную со всех сторон горами и примыкающими лесами, с небольшими речками, приносящими немало пользы полям во время весеннего разлива. В 1786 г. шуленга Кудин-ского ведомства Хабтагай Бутуханов доносил экономии-директору Деппину, что в этом ведомстве понемногу увеличивается хлебопашество, причем начинающие земледельцы испытывают большой недостаток в семенах для посева и в земледельческих орудиях. «Моего абаганат-ского рода... Малан Имыкеев с товарищами, всего десять человек, - доносил шуленга, - имеют хлебопахотную землю и сенных покосов с удовольствием, а по недостатку их распахивают к посеву весьма малое количество, потому что имеется как лошадей, так и на посев семян и инструментов крайне малое количество» [17]. Кроме указанных 10 человек, завести земледельческое хозяйство изъявило желание еще 40 человек. Все они просили выдать взаймы денег «на развитие хлебопашества». Бутуханов и рядовые шуленги поручались за исправность платежа. Характерно, что начинающие земледельцы желали стать настоящими хлеборобами. В этом

отношении интересно указание шуленги: «А хлебопахотную землю втуне запустить не хотят, а желают распространить оную распашку наиболее так, как и лучшие крестьяне».

В 80-х гг. XVIII в. бурятский хлеб в Иркутской губернии начинает, хотя и в небольшом количестве, поступать на рынок. В 1787 г. Деп-пин писал родовому шуленге I Буяновского рода кудинских бурят, что в его роде «довольное есть количество посевов хлеба», причем предписывалось, чтобы везли на продажу хлеб в казенный Николаевский винокуренный завод и не продавали в частные руки до тех пор, пока это предприятие «не удовольствуется». I Буянов-ским родом было продано Николаевскому заводу 100 пудов ржи и 100 пудов ярицы по 26 копеек за пуд [18].

По примеру русских крестьян буряты стали производить также и посевы огородных культур. В 1791 г. в Балаганском ведомстве была посажена 71 грядка картофеля, репы - 96, гороха -12, капусты - 141, свеклы - 32, лука - 39, огурцов - 35 грядок [19].

В первой половине XVIII в. перешли к земледелию и забайкальские буряты. Наибольшее распространение оно получило у хоринских бурят, кочевавших по реке Чикой, вниз по правую сторону реки Селенги, по рекам Хилок, Тугнуй, Уда и Курба. В «Аттестате», выданном в 1782 г. Удинский воеводской канцелярией Главному тайше хоринских бурят Дамбе Дугар Иринчееву, в числе прочих заслуг отмечалось, что он старался «...подчиненных своих вводить в обряды сходность российским народам, во всей домашней экономии, в постройке домов, в упражнении в хлебопашестве» [20]. В 1796 г. он был избран членом Большого экономического общества за успехи в распространении земледелия среди своих сородичей [21]. Вероятно, это событие имеет непосредственную связь с тем, что сообщал в 1796 г. иркутский губернатор Нагель в своем отчете в Петербург: «...ведения тайши Иринчеева земледельцы, - писал он, - засеяли в 1795 г. яричных семян 7015 пудов, более проти-ву посеву 4846 пудов, ржи засеяно было осенью 1794 г. 3339 пудов, снято минувшей осенью 6620 пудов и таки посеяно того же осенью 5150. Осталось на лицо 1460 пудов». «Такой урожай хлеба, всеавгустейшая монархиня, хотя нельзя почитать еще в изобилии по причине бывшего на местах от засух помешательства, но благодарение богу, что против всемилостивейше пожалованных семян, как-то яричных 5400 пудов и такого же числа ржаных, нарочитая оказывается прибыль. И, несомненно, полагаю я, что время

Т.Е. Санжиева, Е.Е. Тармаханов, С. Д. Хуташкеева. Особенности торгового предпринимательства в Западном Забайкалье в конце XIX - начале ХХ в._

от времени показанной Тайша Иринчеев приведет порученное ему хлебопашество в хорошее положение, включая могущих быть нечаянно несчастливых приключениев» [22]. К словам губернатора, пожалуй, нечего и добавить. Первые достижения спору нет, были скромными, - пишет Е.М. Залкинд, - но они рождали надежду на будущие успехи. Однако резкого перелома в производстве хлеба произойти не могло. Не только бурятское, но и русское земледелие на рубеже двух столетий все еще не могло обеспечить нужд Забайкалья [ 23].

По данным Ф.А. Кудрявцева, в 80-90-е гг.

XVIII в. среди хоринских бурят было до 1200 хлебопашцев, успешно сочетавших скотоводство с новым занятием. В официальных отчетах того времени отмечалось, что хоринские и бар-гузинские буряты «...имеют хлебопашество, не малое, скотоводство, звериный промысел» [24].

Все эти материалы с достаточной убедительностью опровергают бытовавшее в дореволюционной литературе мнение о том, что забайкальские буряты стали заниматься земледелием лишь в начале XIX в. под давлением губернской администрации, в частности иркутского губернатора Н. Трескина.

Литература

1. Машанова Л.В. Начальный этап заселения и земледельческого освоения Забайкалья // Вопросы истории. - 1980. - № 2. - С.169.

2. Машанова Л.В. Роль служилых людей в освоении Забайкалья // Социально-экономическое развитие Бурятии. XVII -начало XX в. - Новосибирск, 1987. С.16.

3. ГАИО. Ф. 534. Оп. I. Д. I. Л. 175-176.

4. ГАИО. Ф. 534. Оп. 1. Д. 4. Л. 214.

5. РГИА. Ф. 1341. Оп. 3. Д. 1527. Л. 654.

6. Шунков В.И. Из истории земледелия Бурятии // Записки БМНИИК. - 1958. - Вып. 25.- С.66.

7. ГАИО. Ф. 534. Оп. 1. Д. 1. Л. 992.

8. Там же.

9. ГАИО. Ф. 534. Оп. 1. Д. 2. Л. 2, 3, 8, 11; Д. 3. Л. 70-71, 316,317; Д. 4. Л. 1; Ким Н.В. Из истории земледелия у бурят. С.105.

10. ГАИО. Ф.534. Оп. 1. Д. 2. Л. 2, 3, 8, 11; Д. 3. Л. 70, 71, 316, 317.

11. ГАИО. Ф. 534. Оп. 1. Д. 2. Л. 6, 13; Д. 3. Л. 343, 344, 353-354; Д. 4. Л. 389.

12. ГАИО. Ф.534. Оп. 1. Д. 2. Л. 6, 13.

13. ГАИО, Ф. 534. Оп. 1. Д. 3. Л. 326-327.

14. Там же, Д.1. Л. 178-181.

15. Там же.

16. Там же. Л. 326-327.

17. Сборник материалов по истории Бурятии XVIII и первой половины XIX в. - Верхнеудинск, 1926. - Вып. 1. - С.2.

18. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. - М.;Л., 1940. - С.111.

19. ГАИО. Ф.534. Оп. 1. Д. 2. Л. 8,11.

20. Там же.

21. Щеглов Н. Хронологический перечень важнейших данных по истории Сибири. - Иркутск, 1883. - С.331.

22. Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII в. - М., 1970. С.32-33.

23. Там же.

24. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. - С.112.

Зандараев Батор Баясхаланович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории Бурятии Бурятского госуниверситета, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zandaraev Bator Bayaskhalanovich, candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of History of Buryatia, Buryat State University, e-mail: [email protected]

УДК 94(571.54)

© Т.Е. Санжиева, Е.Е. Тармаханов, С.Д. Хуташкеева

Особенности торгового предпринимательства в Западном Забайкалье в конце XIX - начале ХХ в.

В статье рассмотрены региональные особенности и структура купеческого сообщества торговых предпринимателей. Ключевые слова: Западное Забайкалье, купечество, особенности, структура купечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.