УДК 947.07(470.621)
ББК 63.3 (2)
Т-35
Терешева Зухра Дзегаштовна, соискатель кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского государственного университета, т.: 8(963)2812999.
РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У АБАДЗЕХОВ, ШАПСУГОВ И НАТУХАЙЦЕВ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
(рецензирована)
Абадзехи, шапсуги и натухайцы, обозначаемые в историографии как «демократические» субэтнические группы, имели целый ряд особенностей в экономическом и социальном развитии. Большой интерес представляет организация земледелия в горной зоне Черкесии. Исследованию данной проблемы посвящается настоящая статья.
Ключевые слова: земледелие, экономика, развитие, абадзехи, шапсуги, натухайцы, Черкесия.
Teresheva Zukhra Dzegashtovna, seeker of the Department of History and Culture of the Adyghs of Adygh State University, tel.: 8 (963) 2812999.
DEVELOPMENT OF FARMING IN THE ABADZEKHS, SHAPSUGHS AND NATUKHAIS IN
THE LATE XVIII- EARLY XIX CENTURIES
(reviewed)
The Abadzekhs, Shapsughs and Natukhais, designated in historiography as "democratic" subethnic groups, possessed a number of features in the economic and social development. Of great interest is the organization of agriculture in the mountain zone of Cherkessia. This article is devoted to this problem.
Keywords: agriculture, economy, development, the Abadzekhs, the Shapsughs, the Natukhais, Circassia.
Важной отраслью народного хозяйства абадзехов, шапсугов и натухайцев являлось земледелие. Т. Лапинский, проживший среди адыгов три года (1857-1859 гг.), писал: «Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни» [1]. О развитом земледелии у причерноморских адыгов сообщал Э. Спенсер, посетивший страну адыгов в 1836 г [2]. На большие достижения горцев Черкесии в земледелии указывал большой специалист своего дела, агроном И. Клинген [3]. О древности земледелия у адыгов писал в 1836 г. С. Хан-Гирей: «Исследование и определение времени, когда этот народ перешел от пастушеского состояния к состоянию земледельца, было бы любопытно, но это обстоятельство с вероятностью определить невозможно, хотя, судя по народным вековым песням и преданиями, можно предположить, что хлебопашество введено в Черкесии с весьма древних времен, ибо в описании божеств мифологии этого народа мы видели, что в Черкесии чтили некоторого Созереша, покровителя хлебопашества, и ему в известное время приносили благодарственные молебствия...» [4]. В нашем распоряжении имеется большое количество и других первоисточников, свидетельствующих о том, что земледелие являлось в конце XVIII - первой половине XIX в. у абадзехов, шапсугов и натухайцев ведущей и весьма развитой отраслью народного хозяйства. В связи с этим приходится только удивляться тому, что некоторые исследователи, вопреки очевидным фактам, принижали уровень развития земледелия у горных адыгов или считали его занятием для них второстепенным. Так, Е.С. Зевакин писал, что основным занятием шапсугов являлось скотоводство, а земледелие, пчеловодство, охота и рыболовство играли роль подсобных форм хозяйства [5]. Он также отмечал, что ведущей отраслью народного хозяйства у всех адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в. являлось именно животноводство [5].
М.В. Покровский констатировал тот факт, что земледелие являлось древнейшим занятием адыгов. Однако он утверждал, что в горной полосе Западного Кавказа было меньше удобных земель для хлебопашества, чем на Прикубанской низменности. Поэтому в горах скотоводство и другие отрасли сельского хозяйства играли гораздо большую роль, чем хлебопашество [6].
Однако В.К. Гарданов, специально изучивший вопрос о соотношении земледелия и скотоводства, убедительно доказал, что земледелие получило наибольшее развитие в изучаемую эпоху именно у абадзехов, шапсугов и натухайцев, населявших преимущественно горные районы Черкесии [7]. И действительно, источники первой половины XIX в. сообщают, что землю горные адыги обрабатывали вплоть до вершин гор. Д. Бэлл писал: «Время от времени видимое пространство между холмиками, что прилегают к прибрежной полосе, позволяло нам заметить несколько маленьких, красивых долин, где земли заключенные между крупными скатами, были вспаханы вплоть до вершины» [8]. В другом месте своей работы он сообщает: «Окрестности здесь (в долине р. Пшада. - З.Т.) менее богаты, чем в Жюбге, и значительно менее, чем окрестные районы Малая и Сочи; тем не менее нет никаких бедных, а обработка земли как в долине, так и на многих холмах, где она простирается до трех четвертей их высоты, весьма значительна» [8].
Согласно сведениям Т. Лапинского, из полеводческих культур адыги возделывали пшеницу, кукурузу, ячмень, овес и просо [9]. По данным Д. Бэлла, к этому перечню надо добавить коноплю и лен,[8] а также рожь [8]. Э. Спенсер сообщает о выращивании горными адыгами табака [2]. Возделывалась горцами и полба [10].
Среди систем земледелия у абадзехов, шапсугов и натухайцев была весьма распространена подсечная система земледелия. С. Хан-Гирей сообщал по этому поводу: «Абедзахцы, шапсхгцы и натххоккоадьцы (т.е. абадзехи, шапсуги и натухайцы. - З.Т.), нуждающиеся в удобных местах для посева и сенокоса, вырубают леса и выжигают самые их корни. Таким образом обращают лесистые места в поля для засевания и покоса, каковые места у них ценятся довольно дорого» [4]. Г.В. Новицкий также писал: «Р. Пшиш от истока до хребта Котха протекает большими извилинами, между которыми земля повсюду обрабатывается для хлебопашества и огородов. Речка эта у абадзехов самая населенная... по недостатку пахотных полей на отлогостях и больших возвышенностях горцы уничтожают леса, обрабатывают землю и засевают просо» [11]. И. Серебряков подчеркивал, что горные адыги «... знали весьма рациональный способ уничтожения леса, когда в том предстояла надобность. На назначенном для расчистки пространстве они обдирали с дерев кору кругом ствола и оставляли до тех пор, пока засохшие деревья падали сами собою от ветра; потом деревья эти сжигались на месте» [12].
Кроме подсечной, у адыгов существовали и другие системы земледелия - переложная и чередование культур [13]. И. Бларамберг, например, отмечал: «Один и тот же участок земли обрабатывается в течение двух-трех лет подряд, а когда земля истощается и падают урожаи, переходят на другой участок» [10].
Абадзехи, шапсуги и натухайцы весьма эффективно применяли террасирование горных склонов и ирригацию. По данным известного агронома Н.А. Тхагушева «для улучшения и поддержания плодородия почвы черкесы на склонах гор из земли выбирали все камни и складывали из этих же камней с нижней стороны склонов прочные стены. На такие участки при помощи оригинальных ирригационных систем направлялась вода из горных родников, ручьев, речек, что способствовало обогащению почвы питательными веществами и обеспечению растений влагой в засушливый период... На наиболее отвесных склонах возводились искусственные террасы» [14].
Землю адыги пахали плугом. Об этом в 1823 г. писал С.М. Броневский: «Черкесы пашут землю плугом, наподобие украинского, в который впрягают несколько пар быков» [15]. Об использовании адыгами плугов с железным лемехом сообщал в 1840 г. Джеймс Бэлл [8]. С. Хан-Гирей писал в 1836 г., что у адыгов были две разновидности плуга, один из которых применялся преимущественно в равнинной зоне, а другой - в горах. «Жители равнин, - отмечал он, - пашут землю плугом, сделанным наподобие украинского, в который впрягают обыкновенно четыре пары волов, которыми управляют три человека» [4]. Далее С. Хан-Гирей сообщал: «Жители же ущелий и гор, не имеющие привольных долин для хлебопашества, имеют другого рода плуг, а именно малый и запрягаемый в одну пару волов. Этого же рода плуг употребляют и жители равнин для вспахивания мягких мест, годных под огородные растения. Те же из жителей гор, которые не имеют удобных мест даже для пахания этими маленькими плугами, обыкновенно раскапывают землю особенного рода железными лопатками, имеющими вид топорика...» [4].
Большинство орудий труда было собственного производства. Иногда они покупались у русского населения, о чем свидетельствуют архивные источники [16].
Важное место в хозяйстве абадзехов, шапсугов и натухайцев занимало огородничество. По сведениям К. Коха и Т. Лапинского, адыги выращивали лук, красный перец, чеснок, петрушку, огурцы, капусту, тыкву, фасоль, дыни и арбузы [17]. И. Бларамберг добавляет к этому списку репу и свеклу [10], С. Хан-Гирей - морковь и горчицу [4], а К. Штюкер - горох [18]. При этом по утверждению С. Хан-Гирея, именно у абадзехов, шапсугов и натухайцев огородничество получило наибольшее развитие [4].
У этих же адыгских субэтнических групп большое развитие получило садоводство. После своего разведывательного рейда в Черкесию, Г.В. Новицкий писал в 1829 г.: «Садоводством наиболее занимаются некоторые из племен Адехе, живущие в горах и по берегу Черного моря, как-то: убыхи, гуайе и прочие, у которых фрукты заменяют некоторым образом недостаток в хлебе. Обширные равнины, прикрываемые от вьюг и непогод отраслями гор, идущих от главного хребта к морю в виде расходящихся радиусов, способствуют произрастанию всех возможных плодов теплого климата» [19]. Н.А. Тхагушев писал, что горные и причерноморские адыги культивировали яблоню, грушу, айву, сливу, персик, черешню, фундук, грецкий орех, инжир, хурму и другие плоды [20]. Он же установил, что адыги в совершенстве овладели методом прививки диких деревьев культурными сортами [20]. Адыги использовали скороспелые сорта яблони и груши [21].
И.С. Хатисов и А.Д. Ротиньянц, члены комиссии по исследованию земель на северовосточном берегу Черного моря, обследовали старые черкесские сады, оставшиеся после переселения адыгов в Османскую империю. В своем отчете они сообщали в 1867 г. о больших успехах садоводства у адыгов [22].
Вышеизложенное показало, что ведущей отраслью хозяйства у абадзехов, шапсугов и натухайцев в конце XVIII - начале 60-х гг. XIX в. являлось земледелие. Основными формами землевладения были общинная, мелкокрестьянская и феодальная. Распространены были подсечная и переложная системы земледелия, а также чередование культур. Горные адыги эффективно применяли террасирование горных склонов и ирригацию. Большое развитие получило садоводство. Абадзехи, шапсуги и натухайцы не только обеспечивали свои внутренние потребности в зерновых продуктах, но и экспортировали значительное количество хлеба.
Литература:
1. LapinskiT. Die Bergvolker des Kaukasus und ihrFreiheitskampfgegen die Russen. Hamburg, 1863. Bd. I. S. 44.
2. Спенсер Эдмунд. Описание поездок по Западному Кавказу, включая путешествие через Имеретию, Мингрелию, Силезию и Моравию, в 1836 году. Нальчик, 2008. С. 147.
3. Клинген И. Основы хозяйства в Сочинском округе. СПб., 1897. С. 45.
4. Хан-Гирей Султан. Избранные труды и документы. Майкоп, 2009. С. 176.
5. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. T. I. С. 149.
6. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-экономические очерки. Краснодар, 1989.
7. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (в конце XVIII - первой половине XIX в.). М., 1967. С. 148.
8. Бэлл Джеймс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов. Нальчик, 2007. Т. I. C.194.
9. Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995. С. 55.
10. Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. С. 71.
11. Топографическое описание северной покатости Кавказского хребта от крепости Анапы до истока реки Кубани. Записка штабс-капитана Новицкого, составлена 15 сентября 1830 года // Фелицын Е.Д. Черкесы - адыге и западнокавказские горцы. Екатеринодар, 1884. С. 13.
12. Серебряков И. Сельскохозяйственные условия Северо-Западного Кавказа // Записки Кавказского общества сельского хозяйства. Вып. 1-2. Тифлис, 1867. С. 13.
13. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.
14. Тхагушев Н.А. Адыгейские (черкесские) сорта яблони и груши. Майкоп, 1948. С. 16.
15. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечение по Центральному и Северо-Западному Кавказу. Нальчик, 1999. С. 191.
16. Рапорт начальника 1-го отделения Черноморской береговой линии вице-адмирала Л.М. Серебрякова начальнику Черноморской береговой линии генерал-лейтенанту А.И. Будбергу от 2 июня 1850 г. // Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 260. Оп. 2. Д. 21. JI. 4.
17. Koch К. Reisedureh Rutland nachdemkaukasischenJsthmus in den Jahren 1836, 1837 und 1838. Stuttgart und Tubingen, 1842. Bd. I. S. 421-422;
18. Sitten-und Charakterbilderaus der Tiirkei und Tscherkessien. Von C. StOcker. Leipzig (o. Jh.). S. 232.
19. Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной народом Адехе // Тифлисские ведомости. 1829. №24.
20. Тхагушев Н.А. Адыгейские (черкесские) сорта яблони и груши. Майкоп, 1948. С. 16.
21. Гейдук Ф. О значении для России развития сельскохозяйственной промышленности на северо-восточном берегу Черного моря // Русский вестник. М., 1871. Т. 92, №3. С. 23.
22. Хатисов И.С., Ротиньянц А.Д. Отчет комиссии по исследованию земель на северовосточном берегу Черного моря, между реками Туапсе и Бзыбью // Записки Кавказского общества сельского хозяйства. Тифлис, 1867. №5-6. С. 73, 134.
References:
1. LapinskiT. Die Bergvolker des Kaukasus und ihrFreiheitskampfgegen die Russen. Hamburg, 1863. Bd. I. S. 44.
2. Spenser Edmund. Description of trips in the Western Caucasus including a journey through Imereti, Mingrelia, Silesia and Moravia in 1836. Nalchik, 2008. P. 147.
3. Klingen I. Basics of farming in Sochi district. SPb.,1897. P.45.
4. Khan- Giray Sultan. Selected papers and documents. Maikop, 2009. P. 176.
5. Essays on the History of Adyghea. Maikop, 1957. V. I. P. 149.
6. Pokrovsky M.V. History of the Circassians in the late XVIII - first half of XIX century: socioeconomic essays. Krasnodar, 1989.
7. Gardanov V.K. Social system of the Adygh people (at the end of XVIII - first half of XIX century). M., 1967. P.148.
8. Bell James. Diary of stay in Circassia in 1837-1839. Nalchik, 2007. V. I. P. 194. 9. Lapinsky Theophilus (Teffik - Bey). The Caucasian mountaineers and their liberation struggle against the Russians. Nalchik, 1995. P. 55.
10. Blaramberg Johann. Caucasian manuscript. Stavropol, 1992. P. 71.
11. Topographical description of the northern slope of the Caucasus mountain range from the fortress of Anapa to the source of the Kuban River. Note of captain Novitski, compiled September 15, 1830 //Felitsyn E.D. The Circassians - Adyghs and West Caucasus mountaineers. Ekaterinodar, 1884. P. 13.
12. Serebrjakov I. Agricultural conditions of the Northwest Caucasus // Notes of the Caucasus society of agriculture. № 1-2. Tiflis, 1867. P. 13.
13. Kaloev B.A. Farming of the peoples of the North Caucasus. M., 1981.
14. Tkhagushev N.A. The Adyghean (Circassian) varieties of apple and pear. Maikop, 1948. P.
16.
15. Bronevsky S.M. The latest geographical and historical news about the Caucasus. Abstracts on the Central and North-Western Caucasus. Nalchik, 1999. P. 191.
16. Report from the commander of the 1-st department of the Black Sea coastline of Vice-Admiral L.M. Serebriakov to the chief of the Black Sea coastline Lieutenant-General A.I. Budberg on June 2, 1850 // State Archives of the Krasnodar region (SAKR). F 260. Op. 2. D. 21. JI. 4.
17. Koch К. Reisedureh Rutland nachdemkaukasischenJsthmus in den Jahren 1836, 1837 und 1838. - Stuttgart und Tubingen, 1842. Bd. I. S. 421-422;
18. Sitten-und Charakterbilderaus der Tiirkei und Tscherkessien. Von C. StOcker. - Leipzig (o. Jh.).-S. 232.
19. Novitsky G.V. Geographical and statistical review of the land inhabited by the Adeghe people // Tiflis statements.1829. № 24.
20. Tkhagushev N.A. The Adygean (Circassian) varieties of apple and pear. Maikop, 1948. P. 16.
21. Geyduk F. On the significance of the development of the agricultural industry in the north-eastern shore of the Black Sea for Russia // Russian Bulletin. M., 1871. V 92. № 3. P. 23.
22. Khatisov I.S., Rotinyants A.D. Commission report on the study of land on the northeastern shore of the Black Sea, between the rivers Tuapse and Bzyb // TCOA. Tiflis, 1867. № 5-6. P. 73, 134.