Научная статья на тему 'Развитие здравоохранения в Республике Южная Осетия на современном этапе. Основные проблемы периода модернизации отрасли и пути их решения'

Развитие здравоохранения в Республике Южная Осетия на современном этапе. Основные проблемы периода модернизации отрасли и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / HEALTH CARE ORGANIZATION / DEVELOPMENT CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джиоев Сослан Хаджумарович, Галь Игорь Геннадьевич, Плиева Агунда Феликсовна, Сиукаев Радион Шалвович, Шадян Кристина Васильевна

В статье представлен анализ организации системы здравоохранения в Республике Южная Осетия, обозначены основные проблемы, представлены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джиоев Сослан Хаджумарович, Галь Игорь Геннадьевич, Плиева Агунда Феликсовна, Сиукаев Радион Шалвович, Шадян Кристина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Development of Health Care in the Republic of South Ossetia Major Problems of Modernization in the field and ways of their solution

The Articles covers the analyses of the organization of Health Care in the Republic of South Ossetia, basic problems and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Развитие здравоохранения в Республике Южная Осетия на современном этапе. Основные проблемы периода модернизации отрасли и пути их решения»

УДК 614.4

РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

С.Х. Джиоев, И.Г. Галь, А.Ф. Плиева, Р.Ш. Сиукаев, К.В. Шадян

Администрация Президента Республики Южная Осетия.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Южная Осетия г. Цхинвал, Республика Южная Осетия, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ организации системы здравоохранения в Республике Южная Осетия, обозначены основные проблемы, представлены пути решения.

Ключевые слова: организация здравоохранения, концепция развития.

ВОЗ определено, что главной целью создания и развития систем здравоохранения является улучшение здоровья населения. Формирование национальной системы здравоохранения является одним из ведущих аспектов построения государственности. Национальная система здравоохранения — приоритетный сектор социальной системы любого государства. В РЮО благодаря мерам целевого характера, предпринятым в отрасли в рамках интеграционных с Россией процессов, было достигнуто некоторое улучшение показателей здоровья населения. Однако по многим показателям Республика Южная Осетия продолжает значительно отставать от Российской Федерации и от других государств СНГ. Приоритетными направлениями развития отрасли для достижения определенных показателей улучшения здоровья населения и эпидемиологическую картину в РЮО являются:

♦ первичная медико-санитарная помощь;

♦ развитие специализированной медицинской помощи, в частности: развитие сочетанной травмы и нейротравматологии (учитывая особенности территории РЮО), развитие сосудистой хирургии,

формирование неврологического отделения для лечения больных с ОНМК;

♦ развитие скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (в том числе и для развития развитой системы медицинской эвакуации).

Организации и структура здравоохранения в РЮО практически не развивалась на протяжении последних двадцати лет. При этом, значительные финансовые вливания в отрасль не приносили должного эффекта (финансирование на душу населения в РЮО сопоставима с РФ). Смертность и заболеваемость населения от социально значимых заболеваний не снижается, а по некоторым болезням имеется тенденция к росту. В 2015 году основными причинами смерти населения являлись болезни системы кровообращения (63,9%), злокачественные новообразования (15,9%), травмы и несчастные случаи (5,4%). В отрасли отмечается отсутствие преемственности между поликлинической и стационарной помощью. Соотношение объемов первичной медико-санитарной помощи и специализированной (стационарной) медицинской

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium2016. Vol. 18. No 12

—-G^e^s-—

помощи составляет соответственно 30% и 70%. Отсутствует преемственность в работе амбулаторного и скоропомощного звеньев. Вместе с тем, лекарственное обеспечение осуществляется в полном

объеме как медицинских организаций, так и льготной категории граждан.

Основные демографические показатели представлены в табл. 1 и на рисунке.

Таблица 1

Основные демографические показатели Республики Южная Осетия

N п/п Наименование конечного результата Ед. изм. 2016 г.

1 Смертность населения на 1 тыс. населения 9,7

2 Доля жителей, удовлетворенных работой сферы здравоохранения % 40

3 Средняя продолжительность жизни лет 72

4 Рождаемость на 1 тыс. населения 10,4

5 Естественный прирост населения на 1 тыс. населения 0,7

6 Смертность населения трудоспособного возраста на 10 тыс. населения 39,9

Рис. Рождаемость в Республике Южная Осетия

Сеть медицинских организация сферы здравоохранения представлена следующими учреждениями: 9 больниц, 10 врачебных амбулаторий, 1 родильный дом с гинекологическим отделением и женской консультацией, 2 станции скорой медицинской помощи, 5 диспансеров, 1 центр профилактической медицины, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 47 ФАПов, 1 здравпункт. Несмотря на наличие медицинских организаций всех уровней, данная система не является эффективной, качественной и доступной организационной моделью здравоохранения. Отмечается грубый дисбаланс структуры и эффективности использования коечного фонда. Объем госпитализации в 2015 году составил 20,3 на 100 чел. взрослого населения, а число пролеченных взрослых — 8408 человек.

Среднее число дней работы койки в 2015 году составило 98,9 дней (в 2014 году в РФ — 329). Средняя длительность пребывания больного на койке в 2015 году составила 8,8 дня (в 2014 г. в РФ — 12,0). Показатель больничной летальности в 2015 году составил 0,8 (в 2014 году в РФ — 1,6.). Для устранения грубого дисбаланса в структуре и эффективности использования коечного фонда проводится перепрофилирование участковых больниц во врачебные амбулатории, врачебные амбулатории в ФАПы. Для снижения расходов на стационарных больных водятся койки дневного пребывания на базе стационарных отделений без расширения штатной структуры, проводится оптимизация коечного фонда в стационарах. После проведения оптимизации коечного фонда к 2017 году средне-

Джиоев С.Х. и др. Развитие здравоохранения в Республике Южная Осетия на современном этапе...

—--—

годовая занятость койки достигнет 200 дней с имеющихся 98,9 дня, а к 2018 году — 310,0 дней. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке сократится с 8,8 дня до 8,6 дня.

Распределение медицинских организаций на территории РЮО по населенности отдельных районов неприемлема, так как Республика находится в горной местности и при централизации медицинских организаций доступность медицинской помощи, особенно в зимний период, будет резко снижено.

Для формирования устойчивой системы здравоохранения и повышения качества и доступности медицинской помощи в 2016 году был разработан концептуальный подход к развитию здравоохранения Республики Южная Осетия до 2020 года.

Основными принципами данного подхода к развитию здравоохранения являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных мероприятий;

2) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

3) приоритет охраны здоровья матери и ребенка;

4) доступность и качество медицинской помощи; безопасность медицинской деятельности;

5) инновационное развитие здравоохранения;

6) формирование кадрового капитала в сфере здравоохранения на основе гуманности, этики, профессионализма;

7) формирование современных коммуникационных технологий в сфере здравоохранения.

Основными задачами было определено:

1) обеспечение государственных мероприятий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

2) повышение эффективности системы организации медицинской помощи;

3) совершенствование системы охраны здоровья населения;

4) развитие медицинских инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду;

5) информатизация системы здравоохранения.

На начальном этапе сформирована нормативно-правовая база, включающая в себя:

♦ порядки и стандарты оказания медицинской помощи;

♦ внедрение клинических рекомендаций;

♦ внедрение номенклатур специальностей, должностей, медицинских организаций;

♦ нормативно-правовые акты по внутреннему и ведомственному контролю оказания медицинской помощи;

♦ формируется нормативная база для реформирования системы управления отраслью.

Одним из основных направлений реформирования в отрасли предполагается консолидация медицинских организаций (расположенных в г. Цхин-вал) в единое объединение — медицинский кластер. Медицинский кластер будет состоять из:

♦ Республиканской больницы (на 560 коек):

♦ Операционно-хирургический корпус (в структуре указанной больницы);

♦ Родильный дом (на 30 коек);

♦ Детская больница (на 60 коек) с развитым амбулаторно-поликлиническим отделением;

♦ Кожно-венерологический диспансер, наркологический диспансер на правах обособленных филиалов.

Медицинский кластер интегрирует в себя поликлиническую службу на правах амбулаторно-поликлинического центра, всю специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь.

Медицинский кластер позволит создать:

♦ Единую финансово-экономическую службу;

♦ Единую кадровую службу;

♦ Единый статистический учет и отчетность;

♦ Единый подход к техническому обслуживанию и использованию медицинского оборудования (ЦСО, лечебное питание; санитарный транспорт и др.).

♦ Единый подход к обеспечению работы медицинского объекта в условиях чрезвычайных ситуаций, работы по вопросам гражданской обороны и мобилизационной работе.

Одним из приоритетных направлений модернизации здравоохранения Республики Южная Осетия является развитию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. На базе приемного отделения Республиканской больницы предлагается сформировать приемное отделение по типу приемного отделения больницы скорой помощи. Это позволит практично реализовать принцип «от синдрома к нозологии» в течение до 24 часов — т.н. «золотые сутки». Размещение санитарных автомашин класса «С» позволит выполнять медицинскую эвакуацию больных с «периферии» Республики в медицинский кластер по принципу медицинской эвакуации «на себя». Также целесообразно рассмотреть вопрос интегрирования станций скорой медицинской помощи в медицинский кластер.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

Для оптимального распределения медицинских мощностей (современной медицинской техники и лабораторного оборудования, медицинских кадров разных профилей и специальностей) создается двух-уровневая система оказания медицинской помощи, в том числе в стационарном сегменте.

По данным медицинской статистики на 1 января 2016 года численность медицинских работников в сфере здравоохранения РЮО составляет: врачи — 350 чел., средний медицинский персонал — 799 чел.

Квалификационную категорию имеют: врачи — 133; ученую степень: кандидатов наук — 5, докторов наук — 1.

Средняя заработная плата специалистов в учреждениях здравоохранения в 2015 году составляет 11 437 руб., в том числе:

— врачи — 14 107 руб.;

— средний медицинский персонал — 10 932 руб.;

— младший медицинский персонал — 9382 руб.

Проводится работа по подготовке врачей на базе ведущих образовательных учреждений Российской Федерации, а также предполагается расширение послевузовской подготовки выпускников по ряду наиболее востребованных специальностей (неонатология, анестезиология-реаниматология, рентгенология).

Укомплектованность медицинских организаций врачами составила 91,4%; средним медицинским персоналом — 97,2%.

Крайне востребованным проектом является внедрение аккредитации специалистов в РЮО.

Современным подходом к развитию кадрового ресурса в сфере здравоохранения явится внедрение непрерывного образования. Направление

российских специалистов на краткосрочный период (до 4—5 месяцев) для работы в РЮО — мера вынужденная и в своем роде «паллиативная». Необходимо активно искать более продуктивные пути решения для повышения квалификации специалистов РЮО. Одним из результативных шагов в этом направлении было бы создание т.н. «образовательной точки» сферы последипломного образования на базе республиканского медицинского кластера. Заключение интеграционного договора в рамках такой задачи является предметом активного осмысления и обсуждения с соответствующими заинтересованными сторонами.

Современным анахронизмом в отрасли является подчинение значительного количества медицинских организаций муниципальным органам власти, что формирует дисбаланс в системе управления ресурсами. Целесообразно поставить вопросы о переводе медицинских организаций, находящихся в подчинение муниципальных органов власти в подчинение министерства здравоохранения и социального развития Республики Южная Осетия. Такой подход позволит планировать вложения организационных, технических, финансовых и кадровых ресурсов для равномерного и своевременного распределения объемов медицинской помощи по всей Республике.

Необходимо активно развивать информатизацию системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях. Выпускается информационно-аналитическая программа «Здоровье», которая отражает основные тенденции и актуальные проблемы развития отрасли.

В таблице 2 представлены основные демографические индикаторы, которые предполагается достигнуть к 2020 году.

Таблица 2

Основные демографические индикаторы Республики Южная Осетия, которые предполагается достичь к 2020 году

№ п/п Наименование конечного результата Ед. изм. Годы

2016 2017 2018 2019 2020

1 Смертность населения на 1 тыс. населения 9,7 9,6 9,4 9,3 9,3

2 Доля жителей, удовлетворенных работой сферы здравоохранения % 40 60 70 75 80

3 Ожидаемая средняя продолжительность жизни лет 72 73 74 75 76

4 Рождаемость на 1 тыс. населения 10,4 13,1 13,5 13,8 14,1

5 Естественный прирост населения на 1 тыс. населения 0,7 3,5 4,1 4,4 4,8

6 Смертность населения трудоспособного возраста на 10 тыс. населения 39,9 38,9 37,9 36,5 36,2

Джиоев С.Х. и др. Развитие здравоохранения в Республике Южная Осетия на современном этапе.

Успешная реализация вышеуказанных приоритетных направлений, достижение показателей базовых демографических индикаторов, повышение качества медицинской помощи, доступности бесплатной медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности приведет к повышению качества жизни, удовлетворённости населения и сыграет важную роль в достижении социальной и политической стабильности в государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РЮО от 8 апреля 2001 г.

2. Закон Республики Южная Осетия «Об основах охраны здоровья граждан в Республике Южная Осетия» от 16 октября 2013 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ www.who.int/ru (официальный сайт в Интернете).

4. Министерство здравоохранения РФ: МЗ РФ www.rosminzdrav.ru (официальный сайт в Интернете).

5. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. В.И. Староду-бова, О.П. Щепина и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

6. Состояние капитала медицинской организации как отражение изменений финансовой модели системы здравоохранения России; В.В. Сорвачев и др. М.: Издательство «Перо», 2014.

7. Goverrning Health (the politics of health policy) (third ed — 2006) Carol S.Weissert; William G.Weissert.

8. Economic Analysis in health care (second ed. — 2012) St.Morris; N. Devlin and other.

CURRENT DEVELOPMENT OF HEALTH CARE IN THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA. MAJOR PROBLEMS OF MODERNIZATION IN THE FIELD AND WAYS OF THEIR SOLUTION

S.Kh. Dzhioev, I.G. Gal, A.Ph. Plieva, R.Sh. Siukaev, K.V. Shadyan

Administration of the President of the Republic of South Ossetia

Ministry of Health Care and Social Development of the Republic of South Ossetia

Tskhinval, the Republic of South Ossetia

Annotation. The Articles covers the analyses of the organization of Health Care in the Republic of South Ossetia, basic problems and ways of their solution.

Key words: Health Care organization, development concept.

REFERENCES

1. Constitution of the Republic of South Ossetia, from 8 April 2001 (in Russian).

2. The Republic of South Ossetia Law "On the Basics of Health Protection of the Republic of South Ossetia Population", from 16 October 2013 (in Russian).

3. World Health Organization: WHO www.who.int/ru (Official Internet Site) (in Russian).

4. Ministry of Health Russian Federation www.rosminzdrav.ru (Official Internet Site) (in Russian).

5. Starodubov V.I., Shepin O.P. et al. Health of the Society and Health Care. National Cuide/ Moscow, ГЭОТАР-Медна, 2013 (in Russian).

6. Sorvachev V.V. et al. The State of the Capital of Medical Organization as the Reflection of the Changes of the Financial Model in Russian Health Care. Moscow, "Pero", 2014 (in Russian).

7. Goverrning Health (the politics of health policy) (third ed — 2006) Carol S.Weissert; William G.Weissert.

8. Economic Analysis in health care (second ed. — 2012) St. Morris; N. Devlin and other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.