настоящее время используемые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, как было отмечено выше, расшифровывают только две статьи и один раздел баланса.
По существу же каждый субсчет рабочего плана счетов бухгалтерского учета является аналитическим отчетом, то есть расшифровкой статьи баланса и подсистемой единой системы бухгалтерской отчетности. Тем не менее в настоящее время потребности пользователей бухгалтерской отчетности (инвесторов и кредиторов) ограничиваются четырьмя отчетами: приоритетным балансовым отчетом и тремя отчетами-расшифровками к балансу.
В связи с этим бухгалтерский учет можно рассматривать как регистрацию информации непосредственно в балансе, каждая из статей которого представляет собой синтетический счет-отчет и детализируется посредством использования аналитических счетов-отчетов, открытых к соответствующему синтетическому счету [3; 4].
Библиографический список
1. Агеева О.А. Развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. -2005. - № 9. - С. 13-20.
2. Агеева О.А. Подходы к формированию плана счетов: как обеспечить соответствие статьям отчетности/Бухгалтерский учет. - 2008. - № 16. - С. 47-52.
3. Агеева О.А. Методология обеспечения единства бухгалтерского учета и отчетности: дис. на соискание ученой степени докт. экон. наук. - Москва, 2008. - 416 с.
4. Агеева О.А. Теоретико-методологические аспекты бухгалтерского учета и отчетности: монография / О.А. Агеева. - М., 2008. - 200 с.
5. Соколов В.Я. Теоретические начала (основы) двойной бухгалтерии / В.Я. Соколов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. - С. 114.
А.Н. Агишев
РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Аннотация. В статье рассмотрен прогноз развития производства и эксплуатации электромобилей в Москве и Московской области и мире, представлены основные тезисы, по которым электромобили стремительно набирают популярность.
Ключевые слова: электромобили, подключаемые гибриды, электрические модели.
Сегодня мир переживает транспортную революцию, связанную с началом массовых продаж и использованием электромобилей и подключаемых гибридов (далее - PEV-Plug-In Electric Vehicle) практически во всех сегментах авторынка: от легковых автомобилей до грузовиков и автобусов. Основными причинами, по которым PEV стремительно набирают популярность, являются следующие:
- отсутствие загрязнения окружающей среды выбросами и шумом;
- низкая стоимость эксплуатации;
- существенно более высокая эффективность электропривода по сравнению с ДВС и, как следствие, значительно более высокая энергоэффективность;
- более длительный ресурс эксплуатации;
© Агишев А.Н., 2013
- лучшие динамические характеристики и комфорт по сравнению с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) аналогами.
Рост рынка электромобильного транспорта долгое время сдерживался отсутствием предложения электромобилей и подключаемых гибридов. Начиная с 2009 г. традиционные автоконцерны и новые компании, специализирующиеся на выпуске электромобилей, начали предлагать на рынок серийно-выпускаемые продукты. Так, в 2009 г. начались продажи Mitsubishi I-MIEV, в 2010 г. на рынок вышли Nissan Leaf и Chevrolet Volt, а так же родстеры Tesla Roadster. В 2012 г. стали доступны модели линейки Zero Emission компании Renault: Renault Fluence ZE, Renaut Kangoo ZE и Renault Twizy. Кроме того, большинство концернов запустили мелкосерийное производство электрических или подключаемых гибридных моделей, среди них такие компании, как BMW, Volvo, Ford, Honda, Smart и др. В области коммерческого транспорта с 2010 г. выпускаются две линейки электромобилей компанией Smith Electric.
На первом этапе 2009-2011 гг. спрос существенно превышал предложение из-за низких объемов производства и сложностей вывода на рынок электрических моделей, связанных с подготовкой дилерской сети к продажам и обслуживанию принципиально другой техники. Кроме того, производство электромобилей сдерживалось отставанием компонентных производителей, прежде всего в части аккумуляторных батарей, силовой электроники (инверторов и зарядных устройств), деталей системы отопления и вентиляции. В 2012 г. открылось несколько крупных заводов по производству электромобилей и компонент с производственными мощностями в несколько сотен тысяч электромобилей в год каждый. Например, Nissan открыл завод по производству батарей мощностью 200 000 ед. в год в штате Теннесси, США и аналогичный завод мощностью в 65000 ед. в Великобритании.
В части последовательной реализации комплексной стратегии развития электротранспорта можно отметить такие компании как концерн Renault-Nissan, General Motors, Tesla и Smith Electric. Кроме того, компания BMW, хотя и представлена сегодня на рынке только мелкосерийными моделями Mini и BMW, уже запустила отдельный суб-бренд BMW i-cars, целиком состоящий из электромобилей и подключаемых гибридов. В России АвтоВАЗ в 2011 г. выпустил пилотную опытную партию электромобилей ELLada, на 2013 г. запланировано производство 100 единиц (тестовая партия в количестве 5 единиц уже поступила заказчику).
Рис. 1. Прогноз роста общего числа РЕУ в Московском регионе
На рынке крупной техники (прежде всего автобусов и тяжелых грузовиков) ситуация совершенно иная. Несмотря на огромный спрос со стороны эксплуатирующих организаций и отдельных городов на экологически чистый транспорт для общественных перевозок, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что на рынке нет ни одного производителя с готовым продуктом. Такая странная ситуация объясняется незаинтересованностью и неспособностью традиционных производителей автобусов в разработке и производстве электробусов, т.к. они традиционно связаны со своей цепочкой поставок, начинающейся с обычного, предназначенного для ДВС, шасси. Кроме того, есть ряд технических нюансов т. к. например системы зарядки, обогрева и охлаждения, которые препятствуют «лобовому» решению технических проблем и требуют использование более комплексного подхода.
Рисунок №2. Прогноз годовых объемов продаж РЕУ в Московском регионе
Среди компаний, наиболее близко подошедших к конечному продукту, можно выделить шведский Hybricon, чешский SOR и американскую Proterra. Так же на китайском рынке присутствует несколько производителей электробусов, таких как BYD и Yutong, однако отсутствие сертификатов безопасности, плохое качество разработки и изготовления препятствуют использованию китайской продукции на рынках России, Европы и США.
Рынок электромобилей и подключаемых гибридов в мире имеет различные оценки, они колеблются в районе 3-10% от общего объема всех продаваемых автомобилей к 2020 г. Компания ООО «Револьта» в рамках реализации проекта «МОЭСК-EV» по заказу ОАО «МОЭСК» с участием стратегических международных консультантов Roland Berger Strategy Consultants подготовила прогноз развития рынка электромобилей и подключаемых гибридов для Московского регионат (см. рис. 1, 2). Прогноз был подготовлен на основании исследований глобального рынка Pikes Research и Roland Berger, а так же результатов проведенного опроса выделенной аудитории потенциальных покупателей в составе 550 человек. В целом более 54% респондентов квалифицированной аудитории положительно относятся к идее покупки электромобиля или подключаемого гибрида. В соответствии с данными прогноза к 2020 г. общая численность PEV в Московском регионе достигнет численности в 110 000 единиц, а годовые продажи новых PEV составят 29 000 штук в год.
Библиографический список
1. Давыдова А.П., Лупин С.А. Оценка устойчивости системы управления сетью зарядных станций для электромобилей // НИУ МИЭТ. 2012, Москва.
2. Приказ ОАО «Россети» от 17.07.2013 № 412 «Об утверждении Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта», 2013, Москва.
3. Постановление Правительства РФ от 17.09.2009 № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергектики». М., 2009.
В.П. Акимкин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РАМКАХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассматриваются институциональные основы устойчивого экономического развития в рамках социо-эколого-экономической системы. Рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования и пределы вмешательства в развитие и функционирование социо-эколого-экономической системы. Выявлены наиболее важные аспекты институционального механизма формирования устойчивого экономического роста.
Ключевые слова: устойчивое экономическое развитие, экономический рост, экология, институциональная среда, природный капитал, ресурсосбережение.
Экономическое развитие в границах социально-экономической системы исследуется в концепции устойчивого развития. При этом пересмотр основных приоритетов и направлений решений задач при переходе от внутренних пределов к внешним предполагается. В таком подходе экономическое развитие рассматривается в качестве результата реализации различных целей общества: социальных, экологических и экономических. Социо-эколого-экономическая система позволяет осуществлять одновременное решение нескольких задач на базе их институционального регулирования: социальных, экологических и экономических.
В качестве экономических задач выступают традиционные: устойчивость экономического роста, уровень эффективности, конкуренции, качества и др. Такие показатели характеризуются высокой степенью подвижности и требуют разработку правил формальных институтов для воздействия на неформальные. Экологические задачи: глобальная безопасность, сохранение высокого уровня качества окружающей среды, экологического равновесия, высокого качества и уровня жизни. Социальные задачи включают в себя: снижение к минимальному уровня бедности, стабильность демографических процессов, повышение роли и качества общечеловеческих ценностей, сохранение здоровья населения и др. Экологические и социальные составляющие системы более консервативны и менее подвижны, поэтому их воздействие осуществляется посредством неформальных институтов на формальные.
В социо-эколого-экономической системе в качестве результата рассматривается удовлетворение как материальных потребностей человека, так и всего комплекса потребностей (например, экологические - экологически чистая среда обитания, экологически чистые продукты питания и др.). Получается, что социо-эколого-экономическая система представляет
© Акимкин В.П., 2013