Научная статья на тему 'Развитие заочной формы обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды'

Развитие заочной формы обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / заочная форма обучения / электронноинформационная образовательная среда / компетентностный подход / аграрное образование / the higher education / extramural studies / electronic and information educa- tional environment / competence-based approach / agrarian education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тыжеброва Ольга Викторовна

В условиях реформирования высшего образования активное обсуждение вызывает вопрос об отказе от заочной формы обучения. Профессиональная подготовка в заочной форме с учетом практической трудоспособности остается актуальной в современной России. В прежние годы обучение без отрыва от производства предполагало немало плюсов. Вместе с тем накопились недостатки в обучении заочников: ограниченная возможность непосредственного общения с преподавателями; отсутствие в ряде случаев специальной учебной литературы; недостаточная компьютеризации населения, особенно в удаленных от областных центров районах, что препятствует использованию дистанционных образовательных технологий. В современных условиях эти вопросы можно решить средствами смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тыжеброва Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXTRAMURAL STUDIES IN CONDITIONS ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

In the conditions of reforming of the higher education active discussion raises a question of refusal of extramural studies. Vocational training in absentia taking into account practical working capacity remains urgent in modern Russia. In former years in-service education assumed many pluses. At the same time shortcomings of training of correspondence students collected: limited possibility of direct communication with teachers; absence in some cases special educational literature; insufficient population computerizations, especially in areas, remote from the regional centers, that interferes with use of remote educational technologies. In modern conditions these issues can be resolved by means of the mixed training.

Текст научной работы на тему «Развитие заочной формы обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды»

УДК 37.018.43

РАЗВИТИЕ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Тыжеброва Ольга Викторовна

начальник отдела высшего образования,

Институт дополнительного профессионального образования и инноваций, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова E-mail: tyzhebrova@mail.ru

В условиях реформирования высшего образования активное обсуждение вызывает вопрос об отказе от заочной формы обучения. Профессиональная подготовка в заочной форме с учетом практической трудоспособности остается актуальной в современной России. В прежние годы обучение без отрыва от производства предполагало немало плюсов. Вместе с тем накопились недостатки в обучении заочников: ограниченная возможность непосредственного общения с преподавателями; отсутствие в ряде случаев специальной учебной литературы; недостаточная компьютеризации населения, особенно в удаленных от областных центров районах, что препятствует использованию дистанционных образовательных технологий. В современных условиях эти вопросы можно решить средствами смешанного обучения.

Ключевые слова: высшее образование, заочная форма обучения, электронно-информационная образовательная среда, компетентностный подход, аграрное образование.

Интенсификация производства призвана повысить эффективность за счет применения методов производства, которые обеспечивают отдачу, результативность производства без больших затрат и ресурсов. Понятно, что с развитием производительных сил более сложные задачи ставятся и перед высшим образованием в целом.

В последние годы в условиях реформирования образования в России и с переходом к двухуровневому высшему образованию современные образовательные технологии в последнее время получили мощный толчок в развитии. Современному обществу требуются более новые и прогрессивные технологии. В связи с этим предъявляются новые требования к обучаемым и выпускникам высших учебных заведений. И как никогда прежде сегодня стоит острая потребность в высококвалифицированных профессионалах, по требованию времени готовых уже на следующий день после получения дипломов, приступить к организации высокотехнологических процессов производства. В связи с депрессивным состоянием экономики сельского хозяйства перед образованием встают новые требования в подготовке кадров для АПК.

Исторически сложилось так, что аспекты образования и педагогики в целом в России всегда были и остаются на первом месте. Ценностные представления об образовании определяет процесс движения от целей к результату: грамотности — образованности — профессиональной компетентности — культуре — менталитету, которые составляют продукт социализации.

Сегодня образование сталкивается с проблемами связанными с глобальной информатизацией общества. Доступность огромного потока информации, опосредованным интернетом, представляет как безличный обмен блоками информационных текстов. Формируемые посредством интернета без педагогического сопровождения знания, представляют собой обезличенную совокупность потребителей и носителей информации. Освоение знаний — это индивидуальный подход в познании, а привычка к скоростному интернету, должна помочь правильно ориентироваться в потоке информации, а не засорять его.

Современное общество характеризуется как интеллектуальное, технологическое и информационное. Современное образование, можно так выразиться, переходит от стадии «путевка в жизнь» к стадии «уровень образованности в профессиональной деятельности».

Но образование не ограничивается передачей знаний или переучиванием людей. Современные требования связаны в первую очередь с умением обучающегося адаптироваться в информационно насыщенном образовательном пространстве [4], т.е. иметь навыки интерактивности, рассматриваемой как взаимно-активное взаимодействие обучающихся и преподавателей с информационно-образовательной средой, активный диалог с контентом осваиваемого опыта.

Реформирование высшего образования, можно смело констатировать, вызвано в первую очередь повышение компетенции выпускника высшего заведения. В связи с чем, остро встает вопрос о профильном соответствии некоторых специальностей (направлений).

Причем, профильным считается лишь образование в точности соответствующее и специальности и отрасли, все остальное — непрофильное.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и профилизации направлений, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой — ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей с углубленным изучением отдельных дисциплин, когда одна-две дисциплины изучаются по углубленным программам, а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного

обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные [6].

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрена реализация как прикладного, так и академического бакалавриата за четыре года. Прикладной бакалавриат предусматривает более практическую подготовку, а академический бакалавриат — теоретическую составляющую подготовки [1].

В последнее время много уделяется внимания формам обучения, сохранение заочной формы обучения как условие соблюдения прав потребителя (обучающегося). Действительно, отказ от заочной формы обучения лишает многих молодых людей, которые работают и хотят повысить свою квалификацию, законного права на образование, тем более что норма о заочном образовании предусмотрена законодательством [2].

Заочное обучение будет присутствовать в России всегда, поскольку оно является наиболее эффективным способом доступа к высшему образованию без отрыва от работы [3]. Существующая практика целевого приема на обучение в вузы сельской молодежи, распространяется только на абитуриентов очной формы обучения, для заочников, желающих получить высшее образование, возможности весьма ограниченные. Можно выделить несколько факторов в пользу заочного образования:

• заочное образование выполняет важную социальную задачу;

• мотивация для поступления в вуз заочников, это профессионально направленные, имеющие практические навыки абитуриенты;

• осуществляется обратная связь преподавателя с работником реального производства;

• государственные затраты на обучение обучающегося заочной формы обучения в 2-3 раза меньше, чем студента очной формы обучения, следовательно, более доступная форма обучения.

Организация заочной формы образования имеет свои недостатки:

• ограниченная возможность непосредственного общения с преподавателями;

• отсутствие в ряде случаев специальной учебной литературы;

• недостаточная для внедрения ИКТ степень компьютеризации населения, особенно в удаленных от областных центров районах.

Проблемы общего характера в сфере образования требуют оперативных информационных решений. Так, на наш взгляд, формирование электронной образовательной информационной среды вуза может помочь решить проблему различий уровней изначальной подготовки обучающихся. По возможности, сравнять успехи в обучении, тем более, что это во многом касается аграрных вузов, контингент которых в основном состоит из обучающихся из сельской местности.

Следующей проблемой в формировании электронной информационно-образовательной среды в академии можно выделить полную взаимосвязь направлений и специальностей, по которым ведется обучение. В профильных вузах, в том числе аграрных, информационная среда необходима для полно-

ценного освоения дисциплин, как для агрономов, так и для экономистов, инженеров, технологов.

Исследуя вопросы создания электронной информационно-образовательной среды нельзя не рассматривать вопросы, которые затрагивают понятие междисциплинарного подхода в образовании.

Междисциплинарный подход поможет заложить основы системного мышления и методологии системного изучения и проектирования, поможет обучающемуся получить правильные, адекватные выводы в сложных ситуациях. Знание общесистемных правил, позволяет снизить вероятность «пропусков» в изучении конкретных дисциплин, существенных связей как внутри изучаемых объектов, так и его связей с внешней средой. Технические детали не должны заслонять целостность системы, мировоззренческие вопросы. Кроме того, знание общесистемных позиций позволит снизить вероятность поворота на «телячью тропу», построения производственной системы лишь под свое понимание, навязывания предыдущего, не всегда верного опыта [5].

Следует отметить, что знание общесистемных, междисциплинарных положений лишь помогает познавать и проектировать, но весь путь формирования знания необходимо проходить самому и от этого никуда не деться. Опыт сформировал следующий состав дисциплинарного аппарата, полезного при изучении экономики предприятия.

На первых курсах, когда обучаемый может утонуть в огромных объемах новой информации, и, если не заложить основы «добывания» знаний, то в последующем увеличивается вероятность того, что слушатель будет только узнавать, а не познавать.

Инновационное образование предполагает наличие в своем основании определенных принципов. К ним мы относим непрерывность и вариативность, научность, технологичность, включение методологии в содержание образования, диалогизм, формирование экологического сознания, гуманизацию и рефлексивность. Мы остановимся на некоторых из них, тех, которым придаем первостепенное значение на пути движения образования к обновлению.

Научность образования состоит в том, что его теоретической основой является наука педагогика, научно содержание предметного образования и, кроме того, педагогическая наука основывается на других науках, таких как психология, физиология и другие.

Принцип научности образования не противоречит тому, что современному человеку недостаточно получить в процессе образования знания, умения и навыки. Ему необходимо еще и научить учиться. Это утверждается принципом включения методологии в содержание образования. Образованный человек должен владеть методом добывания и организации своих знаний, умений и навыков. Но и этого недостаточно. Для эффективной творческой деятельности человеку необходимо осознавать свой метод познания.

В современном обществе возрастает требование к способности индивида осознавать свои собственные действия. Эта способность связана с рефлексивностью. Человек рождается без готового сформированного сознания, как и без готовых рефлексивных механизмов мышления. С возрастом рефлексив-

ность мышления развивается. Специально организованная образовательная среда ведет к наращиванию механизмов рефлексии индивида.

Способность к рефлексии становится все более актуальной в связи с быстро меняющемся обществом. Признавая первостепенную важность принципов научности и включения методологии в содержание образования, мы, в то же время, выводим принцип рефлексивности на особое место по его актуальности в современном мире и в современном образовании.

Осознание индивидом своей мыслительной деятельности, своего исследовательского метода, осознание цели и ценности образования и самого человека — это те проблемные узловые точки инновационного образования, в которых включаются и действуют рефлексивные механизмы личностного развития.

Говоря о принципах инновационного образования необходимо уделить внимание критериям инновационного образования.

Критериями оценки педагогических инноваций являются новизна, оптимальность, высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Рассмотри их содержание.

1. Основным критерием инновации выступает новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С.Бургин).

2. Оптимальность означает введение в процесс обучения педагогические инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах участников инновационной деятельности.

3. Результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдательность и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов воспитания, образования и развития обучающихся.

4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. На начальном этапе она подтверждается в деятельности отдельных педагогов, а после апробации и объективной оценки инновации может быть рекомендована к массовому внедрению.

В практике работы учебных заведений отмечаются недостаточная интенсивность применения педагогических новшеств. Причинами этого является отсутствие: прохождения необходимой профессиональной экспертизы и апробации конкретного инновационного педагогического продукта; организационной, технической и личностной подготовки участников инновационных процессов для внедрения педагогической инновации в образовательную практику.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным педагогам, так и руководителям подразделений и учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во введении инноваций часто приводила к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововве-

дение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие в учебных заведениях инновационной среды, которая представляет собой определенную морально — психологическую обстановку, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, педагогического, психологического и эргономического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс учебного заведения. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в теоретической неподготовленности преподавателей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» преподавателей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении преподавателей к педагогическим инновациям.

Таким образом, инновации в образовании более «видны» на примере сравнения обучения обучающихся по разным формам обучения.

Можно отметить, что качество образования и соответствие компетентно-стному подходу в обучении экономистов повышается, если:

• определена сущность и выявлены особенности междисциплинарного подхода в экономическом образовании, представлена совокупность компе-тентностного похода, определены основные требования к образовательному процессу;

• созданные условия обеспечивают становление навыков обучающихся экономического направления через проектирование электронной информационной образовательной среды вуза.

• в основу организации педагогического сопровождения положено взаимодействие участников информационной образовательной среды, предусматривающее интеграцию образовательных ресурсов и информационной среды;

• реализована специально разработанная комплексная техническая, образовательная и законодательная база.

Таким образом, заочная форма обучения имеет право на существование, по крайней мере, до тех пор, пока она пользуется спросом.

Литература

1. Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. К проблеме совершенствования заочной формы образования на современном этапе // Известия ВолгГТУ. — 2011, №8. — С. 9-10.

2. Авдеюк О. А. Проблемы заочного обучения и пути их решения / О. А. Авдеюк, Е. Н. Асеева // Международный журнал экспериментального образования, 2011. — № 3. — С. 146-147.

3. Кузнецова А.Я. Принципы инновационного образования // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 12 — С. 77-78.

4. Рулиене Л. Н. Непрерывное образование и качество жизни // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 2-го этапа 13 Междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Л. Н. Рулиене; под науч. ред. Л. Н. Рулиене и И. А. Маланова; Бурятский госуниверситет. — Вып. 13. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2015. — Ч. 3.

5. Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения. — Новосибирск: НГАУ, 2008. — 166 с.

6. Студилин С. В. Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общ. образования М-ва образования РФ. — Москва, 2004. — 19 с.

DEVELOPMENT OF EXTRAMURAL STUDIES IN CONDITIONS ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Tyzhebrova Olga V.

head of department of the higher education, Institute of additional professional education and innovations, Buryat state agricultural academy of V. R. Filippov E-mail: tyzhebrova@mail.ru

In the conditions of reforming of the higher education active discussion raises a question of refusal of extramural studies. Vocational training in absentia taking into account practical working capacity remains urgent in modern Russia. In former years in-service education assumed many pluses. At the same time shortcomings of training of correspondence students collected: limited possibility of direct communication with teachers; absence in some cases special educational literature; insufficient population computerizations, especially in areas, remote from the regional centers, that interferes with use of remote educational technologies. In modern conditions these issues can be resolved by means of the mixed training.

Keywords: the higher education, extramural studies, electronic and information educational environment, competence-based approach, agrarian education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.