Научная статья на тему 'Развитие законодательства Об особо охраняемых природных территориях субъектов Федерации (на примере Республики Крым)'

Развитие законодательства Об особо охраняемых природных территориях субъектов Федерации (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рышкова Людмила Валериевна

Целью статьи является анализ законодательства субъекта Российской Федерации (на примере Республики Крым) об особо охраняемых природных территориях. Предлагаются пути совершенствования с учетом положений федерального законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рышкова Людмила Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of legislation on especially protected natural territories of subjects of Federation (on example of the Republic of Crimea)

The aim of the article is the analysis of the legislation of the subject of Russian Federation (on the example of the Republic of Crimea) on especially protected natural territories. Ways to improve subject legislation to the provisions of the Federal laws are suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства Об особо охраняемых природных территориях субъектов Федерации (на примере Республики Крым)»

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

2.31. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Рышкова Людмила Валериевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского. Подразделение: кафедра предпринимательского и экологического права. E-mail: mila-rigik@mail.ru

Аннотация: Целью статьи является анализ законодательства субъекта Российской Федерации (на примере Республики Крым) об особо охраняемых природных территориях. Предлагаются пути совершенствования с учетом положений федерального законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, законодательство, правовой режим, субъект Федерации.

THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF SUBJECTS OF FEDERATION (ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

Ryshkova Luydmila Valerievna, PhD at Law. Position: associate Professor. Place of employment: Crimean federal university named after V. I. Vernadskiy. Department: Business law and Ecological law chair. E-mail: mila-rigik@mail.ru

Annotation: The aim of the article is the analysis of the legislation of the subject of Russian Federation (on the example of the Republic of Crimea) on especially protected natural territories. Ways to improve subject legislation to the provisions of the Federal laws are suggested. Keywords: protected areas, legislation, legal regime, subject of the Federation.

Одним из важнейших элементов обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду является сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий государства (далее - ООПТ). Особое значение обеспечение правового режима ООПТ имеет для Республики Крым как с экономической точки зрения - развитие туристической составляющей региона, так и экологической - ООПТ имеют важное значение для поддержания гидрологического режима на территории полуострова.

Государственным Советом Республики Крым был принят закон «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» от 22.10. 2014 г. (далее -Закон), устанавливающий категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения [1].

Данный Закон предусматривает классификацию особо охраняемых природных территорий Республики Крым, выделяя природные территории и объекты (заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки) и искусственно созданные объекты (парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки). Согласно статье 20 Закона парками - памятниками садово-паркового искусства объявляются наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового строительства с целью их охраны и использования в эстетических, воспитательных, научных, природоохранных и оздоровительных целях. Дискуссионным является

вопрос о возможности отнесения парков-памятников садово-паркового искусства к особо охраняемым природным объектам регионального значения в силу их искусственного происхождения, и как следствие определение их правового режима как объектов, имеющих историко-культурное значение с соответствующим изменением правового режима земельных участков, на которых они расположены.

Система норм действующего законодательства позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать виды и правовой режим особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Согласно ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ, правовое регулирование отношений, возникающих при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [5].

Согласно положениям Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли [3].

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. А значит, перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный статьей 95 Земельного кодекса РФ, не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что хотя законодательство Российской Федерации не дифференцирует особо охраняемые объекты на объекты естественного и искусственного происхождения, в статье 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ определено, что под особой охраной находятся природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а частью 3 этой же статьи к особо охраняемым территориям наряду с природными заповедниками отнесены ботанические сады - объекты искусственного происхождения [6].

Кроме того, исходя из определения, закрепленного в статье 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 г. №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Рышкова Л.В.

являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [4]. Исходя из закрепленного определения одним из квалифицирующих признаков, позволяющих отнести тот или иной объект к объектам культурного наследия - данные объекты «являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Такими объектами, безусловно являются дворцово-парковые ансамбли. На территории Республики Крым насчитывается более 30 парков-памятников садово-паркового искусства, но немногие из них соответствуют указанному признаку (например, Ливадий-ский). Остальные же имеют комплексное эстетическое, рекреационное, культурное, но не историческое значение. Так, на территории большинства из них расположены саноторно-курортные объекты.

Следовательно, искусственное происхождение не является основанием для отнесения парков-памятников садово-паркового искусства к объектам культурного наследия и не может быть препятствием к признанию особо охраняемыми природных территориями регионального значения. Вместе с тем, отнесения же указанных объектов к объектам культурного наследия.

Законом Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» от 28 декабря 2016 года №351-ЗРК был дополнен перечень ООПТ местного значения природными территориями и природными достопримечательностями (Раздел VI-I указанного Закона) [2].

Природными достопримечательностями согласно статье 23-2 являются территории, включающие уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты (в том числе места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, водоохранные зоны рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения). Таким образом речь идет о памятниках природы местного значения. Что же касается природных территорий, то согласно статье 23-1 к ним относятся территории, предназначенные для отдыха населения, туризма, включающие участки природных и (или) культурных ландшафтов с оборудованными зонами рекреации, экологическими тропами, туристическими маршрутами. Природные территории создаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в соответствии с порядком, установленным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Однако указанным Законом не учтены положения федерального законодательства в части создания лесопарковых зеленых поясов на территории Республики Крым [7]. Исходя из определения лесопаркового зеленого пояса, закрепленного в статье 62.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», правовой режим такой территории подобен правовому режиму природных территорий, предусмотренных Законом Республики Крым: это ООПТ местного значения с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности [6]. При этом процедура создания лесопарковых зеленых поясов является более сложной и включает в

себя несколько предусмотренных законодательством этапов. Н

Таким образом, с целью дальнейшего развития системы ООПТ местного значения на территории Республики Крым необходимым является дополнение и уточнение положений закона Республики Крым «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» с учетом положений законодательства о лесопарковых зеленых поясах.

Список литературы:

1. Закон Республики Крым от 22.10. 2014 г. №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» // Официальный сайт Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/). -03.05.2017.

2. Закон Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» от 28.12. 2016 г. № 351-ЗРК/2016 // Официальный сайт Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/). - 03.05.2017.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 // "Российская газета" от

30.10.2001 г. N 211-212.

4. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»// "Российская газета" от 29.06.2002 N 116-117

5. Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» // "Российская газета" от 22.03.1995 г. N 57.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // "Российская газета" от

12.01.2002 г. N 6

7. Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» // Российская газета" от 12.07.2016 г. N 151

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.