мики чрезвычайно сложна, но обязательна для решения. Она требует сотрудничества психологов с экономистами, а экономистов — с психологами.
4. Специфика менеджмента как особого вида управления достаточно велика, а поэтому и перенос в него того, что традиционно рассматривалось в рамках административного управления, часто не оправдан. Следует считаться с тем, что представляет собой управление в государственных, бюджетных организациях и в частном секторе, у которых есть и нечто общее и много своей специфики. Поэтому, исследуя и характеризуя их, на наш взгляд, правильнее говорить об административном управлении и рыночном управлении (менеджменте).
5. Значительной части отечественных публикаций по менеджменту свойствен спокойный, повествовательный, благодушный стиль, характерный для многих зарубежных изданий. Но наша экономика и рынок существенно отличаются от устоявшихся экономики и рынка благополучных, развитых, цивилизованных стран. Поэтому разрабатывать психологию менеджмента с игнорированием данных различий нельзя.
1 См.: Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1970; Мангутов Н.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975; Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.
2 См.: Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М., 1973; Он же. Научные основы административного управления. М., 1979; Кунц Г., ОДоннел С., ОШонесси Дж., Роджерс Э, Агарвала-Роджерс Р. и др. Коммуникации в организации. М., 1983.
3 Китов А.И. Психология управления. М., 1979.
4 См.: СтоляренкоА.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. М., 1982; Он же. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. 1983. № 3.
5 Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000. С. 7.
6 Против такой трактовки в целом нет возражений, кроме употребления понятия «насилие». Формально последнее нелегитимно в отношении воздействий на граждан, ибо в Конституции РФ и законах РФ оно, даже в словосочетании «психологическое насилие», употребляется только в запретном смысле. Кроме того, пускать его в словесный оборот при подготовке любых руководителей — значит, зарождать в их сознании мысль о праве на насилие, которое может не ограничиться смыслом, вкладываемым в него организационной психологией.
7 См.: Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992; Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992; Хейнс П. Экономический образ мышления. М., 1993; Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М., 1993; Дизель П.-М, Мак-Кинли У. Поведение человека в организации. М., 1993; Швальбе Б. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса. М., 1994.
8 См.: Твид Л. Психология финансов. М., 2002; Стивенсон Н. Как мотивировать людей: 10-минутный тренинг для менеджера. М., 2002; Статт Д. Психология и менеджмент: психологический тренинг навыков управления. М., 2002; Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб. пособие. М., 2003; Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. М., 2003; Хангерленд Б. Как преподнести себя на рынке труда. М., 2003; Адаир Д. Эффективная мотивация. М., 2003; Мэннинг Дж. Психология продаж. Бизнес-технологии XXI века. М., 2003; Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие. М., 2004.
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
М.В. КУБЫШКО, адъюнкт Московского университета МВД России
trionics @ rambler.ru
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Дается историко-правовая характеристика нормативно правовых актов в сфере правового регулирований авторских прав в советский период.
Ключевые слова: авторское право, советское законодательство об авторском праве, исключительные права, произведение, интеллектуальная собственность, история законодательства
PROGRESS OF THE LEGISLATION ON THE COPYRIGHT
SOVIET-ERA
M.V.KUBYSHKO, associate of Moscow state university Russian interior ministry
Annotation. The article presents the historical and legal description of the normative legal acts in the sphere of legal regulation of copyright in the Soviet period.
Key words: copyright, the Soviet copyright law, exclusive rights to the product, intellectual property, legislative history
До Октябрьской революции 1917 г. авторское право регламентировалось Законом Российской империи, который был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве»1. В целом это был прогрессивный правовой акт, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений. Многие положения указанного Закона имели существенное значение для последующего развития авторского права.
Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, направленных на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.
Первым нормативно-правовым актом в этой сфере стал Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве». Этим Декретом Народной комиссии по просвещению было предоставлено право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения авторов, подлежащие изданию. Посредством Декрета планировалось немедленно организовать государственную издательскую деятельность. Комиссии рекомендовалось устанавливать монополию на классическую литературу так, чтобы творения мастеров литературы, согласно Декрету, перешли в собственность народа.
Постановлением Народного комиссариата по просвещению от 14 февраля 1918 г. «Об издании сочинений русских писателей» были национализированы произведения 58 русских беллетристов, поэтов и критиков2.
Принятый 26 ноября 1918 г. Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»3 признавал достоянием РСФСР произведения как опубликованные, так и неопубликованные, указанные в его названии. Данным Декретом была установлена возможность национализировать любой вид объекта авторского права. Согласно ст. 1 Декрета национализировано могло быть всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось. Вместе с тем, авторам национализированных произведений должен был выплачиваться гонорар по ставкам, установленным Народным комиссариатом просвещения и труда. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства (ненационализированных произведений), сохранялись все права по распоряжению ими.
Согласно ст. 3 Декрета от 26 ноября 1918 г. не объявленные государственным достоянием произведения не могут быть при жизни автора размножаемы и распространяемы иначе, как по соглашению с автором. Авторское право, в соответствии с данным Декретом, после смерти автора к наследникам не переходило. Это положение было установлено в соответствии с Декретом от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования», которым полностью отменялось наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, становилось достоянием государства. В то же время ст. 2 Декрета от 27 апреля 1918 г. устанавливала, что нуждающиеся нетрудоспособные родственники по прямой восходящей и нис-
ходящей линии, братья и сестры, а также супруг умершего могли получать из оставшегося после умершего имущества содержание.
Нуждающиеся и нетрудоспособные родственники умершего автора, согласно ст. 7 Декрета от 26 ноября 1918 г., имели право получать содержание от государства в пределах имущества умершего автора, в которое включался также гонорар автора, который после его смерти становился государственным достоянием.
Издатель произведения умершего автора, если это произведение не было признано достоянием Советской республики, обязан был вносить в Народный банк суммы, равные гонорару, который причитался бы автору (ст. 9 Декрета). Из этих сумм осуществлялось содержание нуждающихся и нетрудоспособных родственников или супруга умершего. Таким путем государство, с одной стороны, обеспечивало нуждающихся родственников умершего автора, а с другой, — боролось с нетрудовыми доходами4.
Постановлением Народного Комиссариата Просвещения от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» были признаны общегосударственным достоянием все произведения 17 русских авторов, в том числе, П.Чайковского, М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова5.
Принцип преобладания общественных интересов над личными получил свое развитие в Декрете от 29 июля 1919 г. «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях»6. Указанным Декретом отменялись все ограничительные условия, на которых владельцы архивов передали их в публичные музеи и библиотеки, а Народный комиссариат наделялся правом первого издания любых публикаций из этих архивов.
10 октября 1919 г. был принят Декрет «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства»7, согласно которому признавались недействительными сделки, по которым издатель становился собственником произведения. Издатель мог приобретать только право на издание произведения, ограниченное сроком. Полистная оплата, установленная в договоре, должна быть не меньше нормы тарифа, в противном случае договор считался недействительным.
С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались постановлением ЦИК и СНК от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»8, Декретом СНК от 16 мая 1928 г. «Основы авторского права Союза СССР», а также соответствующими постановлениями СНК союзных республик.
Постановление ЦИК и СНК от 30 января 1925 г. предусматривало, что авторское право на произведение как появившееся в свет на территории СССР, так и находящееся на территории СССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от гражданства. На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза, либо в иной объективной форме, авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами.
Таким образом, союзное законодательство устанавливало территориальный принцип действия авторского права. За авторами признавалось исключительное право под своим именем или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права. Автор не выпущенного в свет драматического, музыкального, музыкально-драматического, пантомимного и хореографического произведения наделялся исключительным правом на публичное исполнение его произведения. Если данные произведения уже были выпущены в свет, то публичное исполнение возможно было без согласия автора, но с выплатой ему авторского гонорара; при этом композитор имел право на получение гонорара за публичное исполнение лишь в случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право9.
Союзное законодательство признавало исключительный характер как неимущественных, так и имущественных прав автора. Постановлением от 30 января 1925 г. исключительное имущественное право автора было ограничено в связи с установлением большого количества исключений, которые определяли случаи свободного использования произведения.
Так, не считались нарушением авторского права: перевод чужого произведения на другой язык; воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях; помещение всякого рода произведений на публичной выставке; использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения.
Общий срок действия авторского права устанавливался в 25 лет со момента выхода произведения автора в свет, т.е. с момента правомерного издания и приравненных к нему действий: публичного представления драматического или музыкально-драматического произведения, публичного выставления произведений изобразительных искусств, постройки произведения архитектуры. Из этого общего срока действия авторского права были установлены исключения в виде сокращенных сроков действия авторского права.
Ограниченный срок существования авторского права объяснялся наличием частных издательств, которые эксплуатировали труд автора. Прекращение деятельности частных издательств сделало возможным увеличить срок действия авторского права, что получило отражение в Основах авторского права Союза СССР 1928 г.10
В РСФСР на основании постановления от 30 января 1925 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. «Об авторском праве»11, в котором закреплялся такой принцип авторского права, как принцип гражданства, который отсутствовал в постановлении от 30 января 1925 г.
Согласно постановлению от 11 октября 1926 г. автор, являющийся гражданином СССР, и его наследники в отношении произведения, появившегося в иностранном государстве, хотя бы и не заключившем с СССР соглашений, предусмотренных ч. 2 ст. 1 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г., пользуются защитой авторского права на территории РСФСР. Правопреемники автора, за исключением наследников, предъявляющие в каком-либо объеме права на произведение, появившееся впервые в упомянутом государстве, не пользуются защитой этих своих прав на территории РСФСР.
В постановлении от 11 октября 1926 г. регламентируются вопросы издания произведений в соавторстве, закрепляется авторское право редакторов древних рукописей, дневников, переписки и других подобных документов, а также составителей сборников произведений народного творчества и искусства на таковые, в достаточной мере детально устанавливается содержание договора об уступке авторского права.
В 1928 г. были приняты Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г.12 На их основе в дальнейшем было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об авторском праве»13. Основами авторского права 1928 г. был увеличен срок действия авторского права, установлена правовая охрана произведений в течение всей жизни автора и на протяжении 15-и лет после его смерти14.
Наряду с указанными общими нормативными актами, касающимися сферы авторских прав, действовали также специальные нормативные акты. К их числу можно отнести постановления ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. «О праве передачи по радио и проводам публичного исполнения музыкальных, драматических и других произведений, а равно лекций и докладов»15 и от 23 ноября 1930 г. «О правах заказчиков на изготовленные по их заказам архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки»16.
После принятия Основ 1928 г. появился новый источник авторского права — типовые авторские договоры, которые просуществовали как источник права вплоть до 3 августа 1992 г.
В 30-е годы ХХ в. в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие специализированные управления, занимавшиеся охраной авторских прав в своей сфере17.
8 декабря 1961 г. был принят Закон СССР «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик». Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик18 были введены в действие с 1 мая 1962 г19. Согласно ст. 3 Основ 1961 г., вопросы авторского права не относились к исключительной компетенции Союза СССР. Авторскому праву был посвящен раз. IV Основ (ст. 96-106), в котором определялось, какие вопросы авторского права относятся к ведению СССР, какие относятся совместному ведению центра и республик, а какие вопросы решаются на уровне республиканских нормативных актов.
Авторское право, согласно ст. 96 Основ, распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и до-
стоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали: право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе.
В Основах 1961 г. получили отражение два принципа авторского права: территориальный и гражданства. Устанавливался срок действия авторского права в течение жизни автора и на протяжении 15 лет после его смерти.
Вступивший в силу с 1 октября 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР (ст. 475-516 раз. IV «Авторское право») учитывал положения Основ. В то же время, ГК РСФСР 1964 г. допускал свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений (ст. 492 ГК РСФСР), что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе20. Ни в Основах 1961 г., ни в ГК РСФСР 1964 г. ничего не говорилось об исключительном характере авторского права или его отдельных правомочий, составляющих содержание авторского права.
Как Основы 1961 г., так и ГК РСФСР 1964 г. устанавливали большое количество случаев свободного использования произведения как с выплатой, так и без выплаты вознаграждения. В ряде случаев эти акты устанавливали авторское право за юридическими лицами.
В настоящее время положения ГК РСФСР 1964 г. имеют важнейшее значение при решении вопросов об определении правообладателей на отдельные произведения, созданные в период действия данного кодекса21.
В 1973 г. СССР присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.). Это обусловило включение в союзное законодательство и законодательство союзных республик, в том числе, в ГК РСФСР, положений о праве автора на перевод и об увеличении срока действия авторского права с 15 до 25 лет, исчисляемым с 1 января, следующим за годом смерти автора.
В этот период также действовали многочисленные подзаконные акты, которые были приспособлены к условиям существовавшей в СССР экономической системы. Так, большое значение имели постановления Совета Министров РСФСР, устанавливавшие ставки авторского вознаграждения за различные виды использования произведений. Ими, в частности устанавливались ставки авторского вознаграждения за издание, за публичное исполнение, за использование литературных произведений в кино. Ведомственными актами давались разъяснения о применении ставок авторского вознаграждения, утверждались типовые договоры. Большое количество ведомственных актов в тот период издавалось по вопросам кинопро-изводства22.
1 Свод Законов Российской империи. Свод Законов Гражданских. Т Х. Ч. 1. СПб., 1990. С. 61, 291-297.
2 См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 23.
3 СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.
4 См.: Моргунова Е.А. Авторское право: учеб. пособие / Е.А.Моргунова; отв. ред. В.П.Мозолин. М., Норма, 2009. С. 25-26.
5 Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие / И.В.Свечникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2010. С. 10.
6 СУ РСФСР. 1919. № 38. Ст. 374.
7 СУ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492.
8 СУ СССР. 1925. № 7. Ст. 67.
9 Моргунова Е.А. Авторское право. С. 27-28.
10 См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 29.
11 СУ РСФСР. 1926. № 7. Ст. 567.
12 СЗ СССР. 1928. № 27. Ст. 246.
13 СУ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861.
14 См.: Моргунова Е.А Указ. соч, С. 30-31.
15 СЗ СССР. 1929. № 26. Ст. 230.
16 СЗ СССР. 1930. № 58. Ст. 613.
17 См.: Свечникова И.В. Указ. соч. С. 11.
18 Далее - Основы.
19 ВВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525.
20 См.: Свечникова И.В. Указ. соч. С. 11.
21 См.: Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под ред. И.А.Близнеца. М.: Проспект, 2010. С. 13.
22 Моргунова Е.А Указ. соч. С. 32-33.