Научная статья на тему 'Развитие законодательства о промысловой кооперации'

Развитие законодательства о промысловой кооперации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРИЩЕСТВО / ПРОМЫСЛОВЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА / КООПЕРАТИВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АРТЕЛЬ / ТРУДОВАЯ АРТЕЛЬ / УСТАВ / ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ / КООПЕРАЦИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НАЕМНЫЙ ТРУД / СОБСТВЕННОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / PARTNERSHIP / COMMERCIAL PARTNERSHIPS / COOPERATIVE / LEGISLATION / ARTEL / WORK ARTEL / THE STATUTE / CIVIL CODE / COOPERATION / COMMITMENT / EMPLOYMENT / PROPERTY / A LEGAL ENTITY / BUSINESS / LAW / MANUFACTURING COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоновская А. М.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием российского законодательства о промысловой кооперации с XIX в. по 1996 г., появления закона « О производственных кооперативах». В соответствии с законодательством рассматривается и сама эволюция института артельного производства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства о промысловой кооперации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОМЫСЛОВОЙ КООПЕРАЦИИ

А.М. БЕЛОНОВСКАЯ, преподаватель кафедры экономических теорий Экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Россия

Ключевые слова: товарищество, промысловые товарищества, кооператив, законодательство, артель, трудовая артель, устав, Гражданское уложение, кооперация, обязательства, наемный труд, собственность, юридическое лицо, предпринимательская деятельность, закон, производственный кооператив.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием российского законодательства о промысловой кооперации с XIX в. по 1996 г., появления закона « О производственных кооперативах». В соответствии с законодательством рассматривается и сама эволюция института артельного производства в России.

Annotation. The questions in this article are related to the development of the Russian legislation about co-operation of producers' since XIX v. to 1996, and are about appearance of law «About production of co-operatives». In accordance with legislation the evolution of institute of artel production is examined in Russia.

Key words: partnership, commercial partnerships, cooperative, legislation, artel, work artel, the statute, Civil Code, cooperation, commitment, employment, property, a legal entity, business, law, manufacturing cooperative.

По своему характеру к традиционным российским артелям близко примыкали так называемые промысловые товарищества. Они начали создаваться в России с середины 1860-х годов по образцу европейских кооперативных товариществ. К их числу относились сырьевые, складочные, производительно-подсобные товарищества. В противоположность артелям, большое количество промысловых товариществ существовало не на основании обычного права, а имело явленные договоры или утвержденные уставы. 22 марта 1885 г. в Устав ремесленный было внесено дополнение, в котором министру финансов предоставлялось право утверждать уставы промысловых товариществ. Однако в целом законодательство о промысловой кооперации было столь же неопределенным, как и артельное законодательство, что создавало известные трудности при их учредительстве. Довольно частыми были случаи, когда из-за затянувшейся процедуры учредительства товарищества попросту распадались, не успев обрести юридический статус.

В 1890-е годы, ознаменованные значительным подъемом отечественного производства, потребность в правовой регламентации трудовых и промысловых артелей стала проявляться особенно остро. Поэтому Редакционная комиссия по составлению проекта Гражданского уложения подробно разработала институт кооперации, поместив артели в число прочих видов товариществ в книге 5 Проекта уложения, посвященной обязательствам. Проект различал кооперации двух видов: товарищества с переменным составом (по примеру французского законодательства) и товарищества трудовые, или артели. В состав первых наряду с обществами взаимного кредита, ссудосберегательными, потребительными, сельскохозяйственными и подобными

товариществами входили и производительные товарищества.

В 1899 г. вопрос об артелях стал предметом пристального рассмотрения Особого совещания, созданного при департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов. Выработанный Особым совещанием законопроект об артелях (трудовых товариществах) существенно отличался от разделов проекта Гражданского уложения, содержавших соответствующие положения об артелях. В то время как Проект Гражданского уложения выделял в особую группу и оставлял название «артель» только за теми товариществами, целью которых было исполнение всякого рода работ личным трудом, проект, составленный Особым совещанием, расширил понятие артели, отнеся к ней и производительные товарищества — кустарные, ремесленные, земледельческие и др. Таком образом, главное внимание было обращено не на формальную сторону дела, а на присущий обоим видам товариществ сущностный признак трудового единения членов, хотя предмет сделок, заключаемых производительными артелями с третьими лицами, составлял не труд членов артели, а результат этого труда в виде известных ценностей. Производительные товарищества присоединялись к артелям трудовым.

Высочайше утвержденное 1 июня 1902 г. Николаем II и носившее характер закона «Положение об артелях трудовых» выгодно отличалось своей краткостью и ясностью. Оно устанавливало основные начала правового регулирования и придавало трудовым артелям и производственным товариществам характер прочной организации. Закон допускал (по германской модели) ответственность двоякого рода:

обязанность взноса добавочных платежей в случае недостаточности артельного имущества на удовлетворение причитающихся с артели сумм могла быть неограниченной или заранее ограничивалась в уставе известной суммой.

Одновременно устанавливался новый, упрощенный порядок утверждения артельных уставов местными органами власти (губернатором), а не министерствами, как ранее. К числу недостатков принятого «Положения» следует отнести то, что оно имело отношение только к одному виду промысловых товариществ — товариществам производительным, тогда как сырьевые, складочные и подсобные артели законом урегулированы не были.

Вскоре после принятия «Положение об артелях трудовых» вошло в Свод законов гражданских Российской империи. По редакции (продолжению) 1906 г. оно составило ст. 2198(1)—2198(27). 30 сентября 1904 г. министром финансов был утвержден образцовый устав трудовых артелей, существенно облегчивший создание новых артельных объединений.

Согласно действовавшему в досоветской России законодательству трудовой артелью признавалось товарищество, образовавшееся для производства определенных работ или промыслов, а также для отправления служб и должностей личным трудом участников, за общий их счет и с круговой их порукой. Личное участие каждого члена в деятельности артельного товарищества считалось, безусловно, необходимым, но форма этого участия признавалась безразличной. Производство работ за общий счет должно было исходить из предположения полного равенства членов в имущественных средствах и личных навыках. На этом предположении основывалось и требование одинаковости членских взносов. Под круговой порукой закон подразумевал вспомогательную ответственность членов артели, которая обязывала их, в случае недостаточности артельного имущества, распределять дефицит между отдельными членами артели. При этом добавочная ответственность артельщиков могла быть неограниченной или ограниченной в уставе определенной суммой.

В соответствии с законодательством трудовые артели в России разделялись на две категории: на артели, которые образовывались на основе уставов, и на артели, которые действовали по закону о договорах. Членами артели могли быть лица обоего пола. Число членов не ограничивалось, но для возбуждения ходатайства об утверждении устава артели требовались пять учредительских подписей. Закон довольно подробно регулировал порядок учреждения трудовых артелей. Выработанный учредителями устав артели представлялся на утверждение местному губернатору. Он должен был содержать в себе обозначение наименования артели, цели, места и срока ее деятельности; излагать

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

условия принятия членов и учеников; фиксировать их права и обязанности, порядок выбытия и исключения из членов артели, порядок и предел применения наемного труда, порядок наложения взысканий и штрафов; определять размер ответственности членов артели по ее обязательствам, порядок образования, хранения и расходования артельных капиталов, порядок управления делами артели, ведения списка ее участников, решения дел в общих собраниях; определять общие основания отчетности и ликвидации дел артели. В устав могли включаться и прочие разделы, не противоречившие действовавшему законодательству.

В случае если у губернатора при рассмотрении устава артели возникали какие-либо сомнения, то он был обязан в месячный срок по получении устава сделать соответствующее представление министру финансов как высшей в данном вопросе инстанции.

За артелью, устав которой получал официальное утверждение, закреплялось право юридического лица. Она получала право приобретать имущество, вступать в договоры и обязательства, быть истцом и ответчиком на суде, иметь торговые и промышленные заведения. Имущество артели признавалось обособленным и не смешанным с имуществом артельщиков. Из этого имущества производилось удовлетворение по принятым артелью обязательствам и взыскание за убытки, возможные при совершении артельных работ ее членами, с правом артели обращать обратный иск к непосредственным виновникам вреда. При недостаточности артельного имущества члены артели были обязаны отвечать всем своим личным достоянием или неограниченно, или в пределах, установленных уставом.

Законодательная регламентация артельного труда, облегченный порядок регистрации трудовых артелей способствовали их быстрому росту в различных сферах отечественного производства.

В первые годы после революции 1917 г. деятельность кооперативов была запрещена. В период НЭПа (20-30-е годы) появились промысловые кооперативы. В 1960 г. они перестали существовать, а принадлежащее им имущество было передано местной промышленности. В 1988 г. производственная кооперация возродилась, что было зафиксировано в Законе СССР « О кооперации в СССР». К 1990 г. в стране было уже около 300 тыс. кооперативов. Настоящий удар по ПК был нанесен Законом РФ от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», где не нашлось места ПК. После его вступления в силу существовавшие прежде кооперативы преобразовались в АО или ТОО, которые по целям, задачам, принципам деятельности существенно отличались от кооперативов.

Новая эра производственных кооперативов началась с принятия Федерального закона «О производственных кооперативах» 8 мая 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.