Научная статья на тему 'Развитие языковой дог адки при изучении английского языка студентами технического вуза'

Развитие языковой дог адки при изучении английского языка студентами технического вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ДОГАДКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дрянгина Елена Анатольевна

В статье раскрываются особенности понятия «языковая догадка», значимость и преимущества развития этого навыка при обучении английскому языку студентов технического ВУЗа. Предлагается использовать лексический тест в качестве приёма развития языковой догадки. Структура данных тестов должна содержать в себе различного рода вербализованные и невербализованные опоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие языковой дог адки при изучении английского языка студентами технического вуза»

8. Merriam-Webster Online Dictionary. 2009. Merriam-Webster Online. 10 May 2009 // Электронный ресурс, режим доступа: http://www.merriam-webster.com/ dictionary/.

УДК 811.161.1.271.2:37.061

Дрянгина Елена Анатольевна

Преподаватель кафедры стилистики, риторики и культуры речи Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, lasina.83@mail.ru, Саранск

СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ

Dry angina Elena An atolevna

Teacher of chair of stylistics, rhetoric and a standard of speech of the Mordovian state university of a name ofN. P.Ogaryov, lasina.83@mail.ru, Saransk

MEANS OF REPRESENTATION OF THE LANGUAGE PERSON OF THE TEACHER IN VARIOUS FUNCTIONAL STYLES

Одним из основных средств обучения языку является речь учителя. Педагог вообще И, В первую очередь, ЛИНГВИСТ должен осознавать себя ЯЗЫКОВОЙ личностью, стремиться к эффективности коммуникации. Развитая языковая личность, увлекая собеседника в процессе общения, своим примером мотивирует ученика к совершенствованию речи: в нем пробуждается желание говорить красиво и выразительно. Для педагога, являющегося сформированной языковой личностью, свойственно проявление заботы об адресате. Например, посредством употребления средств популяризации, изобразительно-выразительных средств, учитель приспосабливается к уровню школьника, его восприятию и органично вводит ученика в свою ЯКМ.

Так, следующие тексты, принадлежащие как учителям-филологам, так и нефилологам, характеризуются использованием одинаковых жанров: сказка-2, 5, стихотворная форма - 7; средств репрезентации языковой личности: метафора -1, 4, 6; прецедентный текст - 3, которые независимо от темы урока помогают лучше передать и усвоить материал, реализовать индивидуальность учителя.

1. «Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова растут, как ветки на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Вот одно из таких деревьев...»

2. «Однажды собрались на острове «Состав слова» жители: приставка, корень, суффикс и окончание. И вышел у них спор. Приставка говорит: «Я на нашем острове самая главная! С помощью меня новые слова образуются» Суффикс не выдержал и говорит: «Нет, я самый главный. При помощи меня получаются слова ласковые и добрые, большие и маленькие. Вдруг окончание говорит: «Эх вы, никакие вы не главные, а только значимые. Как вы мо-

жете существовать без корня. Ведь в корне заключено общее значение всех однокоренных слов, а вы только помогаете образовывать новые слова» ...»

3. Ученик неправильно выполнил домашнее задание. Педагог: «Уж сколько раз твердили миру, что нужно брать статью, а не параграф из текста».

4. «Наука о грибах - микология - до XVIII в. развивалась очень медленно и считалась одним из разделов ботаники, так как грибы относили к низшим растениям. В настоящее время многие систематики выделяют грибы в особое царство живых организмов.

В нашей повседневной жизни мы называем грибами лишь плодовые тела шляпочных грибов, не задумываясь о том, что мир грибов намного богаче.

По способу питания грибы можно разделить на три основные группы: сапрофиты, симбионты и паразиты.

Грибы-симбиониты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Некоторые грибы тесно сотрудничают с высшими растениями, образуя с их корнями микоризу («грибокорень»); среди них - многие из тех, чьи плодовые тела служат излюбленными трофеями нашей «тихой охоты».

5. «В саду росло много цветов, но самым мудрым и главным был большой желтый подсолнечник. Давно он хотел обратиться к цветам с такими словами: «Мы с вами живем в этом саду уже долгое время, но мало что знаем друг о друге. Посмотрите, как некоторые из вас похожи. Может быть, вы братья и сестры?» Цветы были озадачены. Многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать? По каким признакам? Ребята, может быть, вы знаете, как помочь цветам?»

6. Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает: с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длинее его жизненный путь. Можно прожить короткую жизнь, но за отведенное время пройти в своем развитии громадное расстояние. Пушкин прожил всего 37 лет, но сделал за свою жизнь столько, сколько другой человек не сделал бы и за несколько жизней (например, за 300 лет). Конечно, многое зависит от врожденных способностей, но немало зависит и от самого человека. Так давайте будем двигаться по жизни с оптимальной скоростью.

7. Тема «Карбонаты»:

На земле живут три брата Из семейства карбонатов:

Старший брат - красавец мрамор -Славен именем Каррары.

Превосходный зодчий, он Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом -Строит он за домом дом.

И способен, и умел Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СаСОЗ!

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

СаО и С02 Образуются тогда.

Приведенные тексты создавались в ситуации урока и относятся к науч-но-учебному подстилю научного стиля. Однако, если проанализировать проявление ЯЛ педагога в других стилях, то можно прийти к выводу, что основные средства репрезентации останутся теми же самыми.

Рассмотрим письма современных педагогов (публицистический стиль). Орфография и выделения шрифтом сохранены.

«Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я на форуме новичок, посему не судите строго. На мой взгляд, ошибка здесь в том, что мы с Вами, начиная с ученика и родителя и заканчивая высшими эшелонами власти, позволили ОПУСТИТЬ ШКОЛУ НА КОЛЕНИ! А подняться очень трудно, на это надо время и силы! Силы не только, скорее не столько материальные, сколько моральные! А кто опускал, тому и поднимать придётся. Ну , если по порядку... Рассмотрев наши нововведения в виде национальных проектов, мы приходим к следующему: опыт педагогов огромен, сила педагога не только в нём одном, но и в работе целого коллектива - а тут возьми да и дай одному 100 тысяч рублей, а другому

- подожди, дорогой, твоя очередь ещё не подошла (а с учётом критерия по численности детей, то может и не дойдёт). И вот опускаемся до склок и зависти. А за этим внимательно следят и родители, и ученики. И пошла молва по свету... Тоже и к школам (и что только не напишешь для получения заветного миллиона, каких только фактов не забудешь по этому поводу!) Возможно, кто-то и захочет кинуть камень, мол, учителя бедные, хоть какое-то стимулирование, школы на бюджете, хоть какие-то деньги. Но, в погоне за материальными вознаграждениями, не забываем ли мы о главном: кого, зачем, а главное, как учить? Но все мы люди. А авторитет учителя, и без того ничтожно малый, может и вовсе иссякнуть. Заодно и все недостатки, промахи, ошибки и курьёзы МарьИванны выплывут. А потом удивляемся, кто же школу на колени-то, что же к учителю никакого уважения со стороны детей и родителей?

Ранее одним из участников (я пока не умею цитаты вставлять, извините) вспоминалось о заинтересованных родителях. А где же их взять-то? И что скрывается под этой маской заинтересованности (оговорюсь, такие тоже имеются в нашем обществе и их немало)? Их скорее интересуют не знания своих детей, а отметки. Да ещё, чтобы ребёнок с уроками не приставал, да чтобы в школу не вызывали, да денег не собирали на очередной юбилей МарьИванны (она меня простит, думаю), да с поборами на новые учебники, методички, задачники, да с походами в театры, музеи не отвлекали и т. д. Так где же они, наши соратники, главные помощники в деле образования и воспитания их же детей? Думается, что слишком много прав у родителей, и ой-ой как мало обязанностей (ещё раз оговорюсь, что такими являются далеко не все!!!)!!!

Недалеко ушли и чиновники районного и областного масштабов. Не успели за классное руководство надбавку дать, так тут же и еженедельный отчёт о проделанной в классе работе с каждым, за кого денежку получил! Гореть-то хочется, работать, ан нет - в сутках всего-то 24 часа, никто на отчёты времени не добавлял. Получается: дадут с кулачок, возьмут с сундучок!!! А потом удивляемся, где же культура, ценности?

А дети?! Дети - наше прошлое, настоящее и будущее! Ну, с прошлым более или менее понятно, мы у руля сегодняшнего образования. С настоящим дело обстоит посложнее! Застряли наши дети в телевизорах, компьютерах и сетях нашего времени!!! А учиться когда? Некогда! А зачем, когда предки (на их жаргоне детском) диплом купят, а потом и приткнут на тёпленькое местечко! Зато, если в 10 классе, а то и раньше, рожаем - школа виновата, она самая!!!

Думаете, я пессимистка? Нет, вполне даже оптимистка. Будущее наших детей, всего человечества - мы, учителя! Ведь не зря же: учитель - профессия дальнего действия, самая главная на Земле! Побольше учителей - умных, талантливых, человечных и материально независящих от копейки за букву в отчёте! Да, я верю и знаю, что именно мы с Вами, все вместе, сообща и поднимем школу с колен той действительности, на которой она стоит! Мы - педагоги, родители, общественность, СМИ, и все - все - все, кто считает себя полезным в этом нелёгком, но благородном деле - образовании человечества!

А о школе, которая нужна мне, напишу позже, если позволите [4]».

Анализ текстов показал, что в структуре языковой личности педагога не произошло кардинальных изменений. Прежними остались основные средства репрезентации:

- метафора: «высшими эшелонами власти»; «.. .ОПУСТИТЬ ШКОЛУ НА КОЛЕНИ! А подняться очень трудно, на это надо время и силы! Силы не только, скорее не столько материальные, сколько моральные! А кто опускал, тому и поднимать придётся»; «в погоне за материальными вознаграждениями авторитет учителя... может и вовсе иссякнуть»; «гореть-то хочется, работать»; «мы у руля сегодняшнего образования»; «застряли наши дети в телевизорах»;

- коннотативная лексика: ничтожно малый; поборами; соратники; пессимистка; оптимистка; умных; талантливых; человечных; нелёгком, но благородном;

- прецедентный текст, отсылающий нас к художественной литературе, в частности Библии («Возможно, кто-то и захочет кинуть камень, мол, учителя бедные...»; к анекдотам о школе («Заодно и все недостатки, промахи, ошибки и курьёзы МарьИванны выплывут»).

Для языковой личности автора характерно обращение к пословицам и поговоркам («И пошла молва по свету»; «дадут с кулачок, возьмут с сундучок»), использование жаргонной лексики для передачи отношения школьников к учебе («А зачем, когда предки (на их жаргоне детском) диплом купят, а потом и приткнут на тёпленькое местечко!»).

Все это опять же свидетельствует о проявлении яркой индивидуальности языковой личности авторов письма, творческом мышлении, образном осмыслении проблем современного образования, сохранении осознания педагогом важности дела воспитания и обучения следующих поколений («Будущее наших детей, всего человечества - мы, учителя! Ведь не зря же: учитель - профессия дальнего действия, самая главная на Земле! Побольше учителей - умных, талантливых, человечных и материально независящих от копейки за букву в отчёте!») и стремлении донести свои мысли до широкой общественности в яркой, воздействующей форме (а это уже компоненты лингво-когнитивного и прагматического уровней).

Сравним средства репрезентации языковой личности педагога в публицистических текстах других жанров, например, статьи.

Главная ошибка современной школы или размышления учителя на пороге первого сентября.

Как учитель, как человек в преддверии очередного 1 сентября я хотел бы поделиться своими непраздными размышлениями о главном - об образовании, а это значит - о детях, о нашем будущем. Вся современная цивилизация, всё человечество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, что детство у него было, без сомнения, трудное.

Обо всём этом очень важно говорить сейчас, говорить Вовремя, и, самое значимое, вовремя понять главное. Понять всем, от главы каждого государства до главы каждой семьи, что образование сегодня - это не отрасль социальной сферы - это единственный стратегический шанс человечества сохранить себя на Земле.

Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающегося получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время совсем необязательно наличие диплома гарантирует образованность.

Подтверждение этому искать не нужно - стоит только посмотреть новости, послушать о том, что происходит в мире, просто посмотреть вокруг, чтобы возникло громадное противоречие между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек, получивший образование, глядя в глаза другому, унижать его или обманывать? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую?

Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что всё вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию, в сущности, не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времён неандертальцев мало в чём изменилась.

Культура - это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для высокого зарождения являются идеалы, которые сегодня в образовании отсутствуют, так как их и нет и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся.

Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимально, если не сказать ничтожно. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.

Казалось бы, все так просто - каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спокойно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день.

Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это главная ошибка современной школы.

В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специа-' листы во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности человека. По инерции современное образование пракгически в неизменённом состоянии унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества сегодня ещё не понято современной школой.

Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе. Получается Единая несовместимость. Отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства, и, назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием, современная система нансла огромный урон детям. Ведь часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих.

Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не всё подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей, которую дали школе, этого недостаточно. Школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не

потребуется в неё периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт.

Именно тогда, без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, и именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Нетак,- а лучше! [3]».

Итак, возможно, разнообразие используемых средств стало несколько меньше, однако, основные из них, входящие в ядро ЯЛ педагога, остались те же. Это, прежде всего, метафора: «всё человечество родом из детства»; «образование - это единственный стратегический шанс человечества сохранить себя на Земле»; «культура - это дитя образования»; «школа, находящаяся в крепких руках идеологии»; «современное образование унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления» - и коннотативная лексика: «не праздными размышлениями о главном»; «детство ... трудное»; «очень важно говорить ... Вовремя, и самое значимое вовремя понять Главное» «громадное противоречие»; «с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся»; «позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимально, если не сказать ничтожно»; «этот светлый из миров»; «созидательной жизни»; «плохо учат в школах»; «прекрасные школы»; «непостижимо преданные своему делу учителя»; «часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих» и т. д.

Менее активно используются фразеологические обороты (сгущать краски, ломать голову), сравнения («отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства...»), риторические вопросы («Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек, получивший образование, глядя в глаза другому, унижать его или обманывать? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую?»)».

Таким образом, средства репрезентации языковой личности педагога в текстах, относящихся как к научному стилю, так и к публицистическому, в целом остаются едиными.

Рассмотрим тексты художественного стиля, созданные педагогами.

I. «Благодарственный молебен О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою Благодарные бьются сердца.

Над башкою над нашей дубовою Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями Наши свойства и эти, и те Засверкали различными гранями,

Извините, во всей наготе.

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить, -Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.

О, рачители наши, радетели,

Попечители и благодетели!

Если кажется вам, что мы чушь несем,_

Вы нас создали, мы ни при чем! [1]»

П. «Девушка, слушайте старших товарищей.

Я, как коллега, даю Вам совет -Злиться не нужно на неуспевающих,

В этом вины их, мне кажется, нет.

Разве запомнятся мысли учёные,

Разве усвоить им Си и Паскаль,

Глядя на Вашу фигурку точёную,

Пышных волос белоснежную шаль?

Эти студенты лишь с виду внимательны И за уроком прилежно следят,

Ну а на деле у преподавателя Стройные ножки глазами едят.

Смотрят в глаза Ваши серые, строгие...

Им в этот миг глубоко наплевать На ІауаБсгірІ и на ^/ЕВ-технологии.

И я, признаться, могу их понять.

Это жестоко: учитель - красавица!

Мысли у всех - как понравиться Вам?

И на экранах порой появляются Строки любви вместо скучных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы куда-то летят по инерции.

Гляну на Вас - и обидно вдвойне.

Ах, где то время, когда после лекции Письма студентки дарили и мне? [2]»

Особенности вербально-семантического уровня языковой личности автора первого текста определяет прагматическая направленность: автор иронично, с юмором обращается к своим педагогам. Отсюда такое обилие лексики с ироничной окраской: сантиментами - разг., ирон.\ такие-сякие -разг., шутл.; сей - устар., ирон.\благодетели -уст. и ирон.\ радетели -уст. и ирон. Характерной чертой данной языковой личности является «игра» с

различной стилистической окраской: употребление в одном тексте устарелых слов (менторы -устар.); высоких (благодарственный -устар. вые.) и слов, имеющих просторечную, разговорную окраску (чай — прост.; кретинов -разг.бран.), при чем такую же окраску имеют и используемые фразеологические обороты (без конца - разг.; чушь несем - прост, презр.; ни при чем - разг.). Автор продолжает «играть» и с формами фразеологических оборотов (Над башкою над нашей дубовою - дубовая башка грубо-прост.) и с их смыслами. Например, во фразе «Наши свойства и эти, и те Засверкали различными гранями, Извините, во всей наготе» непонятно, какое именно значение фразеологизма автор имеет в виду: «Открыто, ничего не скрывая» или «В неприкрытом, неприглядном виде».

Объединяет проявление языковых личностей авторов данных текстов использование следующих языковых средств: метафор (1) «Если глянуть на пройденный путь»; «Вы упорной своею любовию Прочный дуб превратили в алмаз»; «Наши свойства и эти, и те Засверкали различными гранями»; 2) «Пышных волос белоснежную шаль» «Годы куда-то летят по инерции»; «наплевать - прост»), эпитетов (1) «Благодарные сердца»; «упорной любовию»; 2) «мысли учёные»; «фигурку точёную»; «строгие глаза»).

Кроме того, сходны и элементы лингво-когнитивного уровня. И тот, и другой автор обращаются к педагогам: с позиции бывшего ученика и старшего коллеги. Пусть иронично, но осмысливается труд учителя, взгляд учеников на своего педагога.

Не меняются составляющие лингво-когнитивного уровня и в текстах разговорного стиля.

« - Не паника, нечто противоположное - отрезвление. Мои высокоморальные наставления толкнули на убийство! Страшно? Да. Но от этого страшного не собираюсь прятаться.

- И все-таки врача не хоронят вместе с тем, кого он не сумел вылечить.

- Плох тот врач, который заранее рассчитывает на снисхождение к себе...

. .Послушайте, - примиряюще сказал директор, - самое бессмысленное - это затевать нам спор: Вы будете уверять - брито, я - стрижено. Тем более что вы не можете сейчас, с ходу предложить новый спасительный рецептик. Нет у вас его за душой.

- Признаем пока, что старое лекарство опасно, потом уж будем думать о новом» [6, с. 251].

Переживания учителя и размышления директора относительно сбоя проверенной методики находят свое выражение, прежде всего, в развернутой метафоре.

На основе прецедентного текста строится диалог в учительской другой школы.

« - Слушай, Александр, - задушевно спросил он сына, - ты картину такую видел -«Иван Грозный и сын его Иван»?

- Видел, - хмуро согласился Саня. - И «Тараса Бульбу» я читал...» [5, с. 26].

Причем прецедентный текст позволяет нам гораздо глубже увидеть ситуацию: это не просто разговор директора и учителя, но и отца с сыном. И поднимаемые проблемы касаются не только школьной жизни, но и взаимоотношения поколений.

Таким образом, основные средства презентации языковой личности педагога (метафора, прецедентный текст, коннотативная лексика) остаются неизменными, независимо от выбранного стиля изложения.

Библиографический список

1. Ким, Ю. Благодарственный молебен [Электронный ресурс]. - Шр://\¥\улу. stihipro.ru/stihi_pro_uchitelei-0.html.

2. Меркулов, Е. Девушка, слушайте старших товарищей [Электронный ресурс]. - http://www.stihipro.ru/stihi_pro_uchitelei-0.html.

3. Сайбединов, А. Главная ошибка современной школы или размышления учителя на пороге первого сентября [Электронный ресурс]. - http://pedsovet.org/ £огит/тёех.рЬр?з1к^орю:=1446&81=0.

4. Сергеева, О. М. [Электронный ресурс]. - http://pedsovet.org/forum/index.php ?showtopic=1446&pid=24625&st=100&#entry24625

5. Соломко, Н. 3. Если бы я был учителем [Текст]/ Н. 3. Соломко- М.: Дет. лит., 1987-205,[2] с.

6. Тендряков, В. Ф. Шестьдесят свечей: Роман. Повести [Текст]/ В. Ф. Тендряков. - М.: Известия, 1985. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.