Научная статья на тему 'Развитие Ярославской области в условиях экономической реальности'

Развитие Ярославской области в условиях экономической реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие региона / бюджетное планирование / региональные показатели
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Ярославской области в условиях экономической реальности»

Волков А.Ю.

д.э.н., доцент, профессор Кафедры финансы и кредит, Ярославский государственный университет

РАЗВИТИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: развитие региона, бюджетное планирование, региональные показатели.

Продолжая исследование факторов развития Ярославской области [6; 8; 11] обратимся к плановым показателям, лежащим в основе формирования областного бюджета.

В 2019 году в Ярославской области продолжается реализация 2 этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия СЭР), утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 № 188-п, «Ликвидация критических отставаний» на 2016-2020 годы, который характеризуется ликвидацией наиболее критических отставаний Ярославской области от других субъектов Российской Федерации за счет применения стратегических механизмов развития, осуществлением качественного сдвига в структуре экономики, развитием секторов новой экономики, малого бизнеса.

Из Прогноза СЭР следует, что его разработка осуществлялась по двум вариантам - консервативному и благоприятному.

Согласно благоприятному варианту прогнозируются:

- темп прироста валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2019 году на уровне 4,4%, в 2020 году - на 4,5%, в 2021 году - 4,8%;

- индекс промышленного производства в 2019 году на уровне 105,1%, в 2020 году - 105,3%, в 2021 году -105,4%;

- индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году на уровне 102,1%, в 2020 году - 102,0%, в 2021 году - 101,9%;

- индекс физического объема инвестиций в 2019 году - 106,3%, в 2020 году - 107,2%, в 2021 году - 106,0%.

В прогнозируемом периоде в Ярославской области по благоприятному варианту при незначительном изменении реальных располагаемых доходов населения (2019 год - 95,8%, 2020 год - 101,0%, 2021 год - 102,1%) внутренний потребительский спрос будет расти более высокими темпами (темп роста оборота розничной торговли прогнозируется на 2019 год - 102,9%, на 2020 год - 103,1%, на 2021 год - 103,3%; оборота общественного питания на 2019 год -102,5%, на 2020 год - 102,6%, на 2021 год - 102,4%), что представляется не в полной мере обоснованным. Такая динамика возможна при снижении склонности населения к сбережению и активном росте потребительского кредитования.

Продолжающееся снижение уровня реальных располагаемых доходов населения оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса.

Индекс потребительских цен (год к году) в Ярославской области планируется в 2019 году на уровне 106,1104,3%, в 2020 году - 104,7-103,5%, в 2021 году - 104,4-103,4% по консервативному и благоприятному варианту соответственно.

Согласно консервативному варианту Прогноза СЭР в регионе прогнозируются:

- темп роста ВРП в 2019 году на уровне 102,8%, в 2020 году - на уровне 102,5%, в 2021 году - 102,3%;

- индекс промышленного производства в 2019 году - 103,9%, в 2020 году - 104,0%, в 2021 году - 104,2%;

- индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году - 101,8%, в 2020 году - 101,8%, в 2020 году -101,5%;

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году - 99,7%, в 2020 году - 100,4%, в 2021 году - 100,1%;

- реальные располагаемые доходы населения в 2019 году - 93,7%, в 2020 году - 99,3%, в 2021 году - 98,8%;

- оборот розничной торговли прогнозируется в 2019 году на уровне 101,6% к предыдущему году, в 2020 году -101,0%, в 2020 году - 100,0%.

На протяжении прогнозируемого периода в консервативном варианте Прогноза СЭР наиболее острыми проблемами остаются снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, незначительное увеличение реальных размеров назначенных пенсий (на 0,5-1,2%), снижение (сохранение) индекса физического объема инвестиций, увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 9,7-10% от общей численности населения по сравнению с ожидаемым уровнем 9,1% 2018 года.

Прогнозируемый и в консервативном, и благоприятном вариантах рост ВРП обусловлен ростом промышленного производства, продукции сельского хозяйства, увеличением потребительского спроса в условиях сохраняющихся санкций, проводимой политики импортозамещения, развития высокотехнологических отраслей промышленности.

При этом в прогнозируемом периоде при снижении уровня или незначительном росте реальных располагаемых денежных доходов населения внутренний потребительский спрос будет расти более высокими темпами, что представляется не в полной мере обоснованным. Наращивание потребления домашних хозяйств в 2019-2021 годах возможно как за счет снижения склонности населения к сбережению, так и за счет расширения потребительского кредитования. Однако риском, который явно прослеживается в отношении увеличения задолженности населения по кредитам и займам, является рост кредитных портфелей низкодоходных групп населения, относящихся к категории высокорисковых заемщиков.

В прогнозируемом периоде существуют определенные риски реализации сценариев, заложенных в Прогнозах, вследствие неопределенности из-за введения и масштаба воздействия санкций в отношении России, возможных негативных последствий ухудшения внешнеэкономических условий, скачков валютных курсов, возможного оттока капиталов, падения цен на нефть, ограничений по объемам нефтедобычи, увеличения инфляционного давления. Кроме того, необходимо учитывать современные тенденции и противоречия системы публичного управления основанной на денежно-кредитном регулировании в России [5]. Планируемые макроэкономические показатели развития региона, утвержденные документами стратегического планирования, разработанными в рамках прогнозирования, оказывают влияние на сбалансированность областного бюджета и его исполнение.

Для обеспечения устойчивого роста экономики региона необходимо выявление внутренних резервов и повышение долгосрочной предсказуемости экономического развития, проработка мер по обеспечению роста уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, повышения уровня инвестиционной активности.

В основных направлениях бюджетной и налоговой политики одной из основных задач по повышению эффективности бюджетных расходов является увязка стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивости областного бюджета.

Проведенный сопоставительный анализ Долгосрочного прогноза, Прогноза СЭР и Стратегии СЭР подтвердил наличие несогласованности значений показателей целевых установок документов стратегического планирования Ярославской области, а именно: валового регионального продукта, оборота розничной торговли, оборота общественного питания, индекса потребительских цен, прибыли прибыльных организаций, объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, реальных располагаемых денежных доходов населения, численности постоянного населения (среднегодовой), численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Несогласованность основных показателей Долгосрочного прогноза, Стратегии СЭР, Прогноза СЭР нарушает принцип сбалансированности системы стратегического планирования, установленный статьей 7 Федерального закона № 172-ФЗ, в части сбалансированности документов стратегического планирования по показателям.

Согласно Бюджетному прогнозу основным принципом долгосрочной бюджетной политики является надежность, достоверность и консервативность оценок и прогнозов, поэтому в основу Бюджетного прогноза в качестве базового закладывается первый вариант прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период (2016-2027 годов) - консервативный. В целях снижения рисков, влияющих на сбалансированность областного бюджета, при планировании и исполнении бюджета необходимо придерживаться консервативного (неблагоприятного) варианта Долгосрочного прогноза, а также политики оптимизации и сдерживания роста расходов. В то же время, согласно пояснительной записке к проекту закона, прогноз доходов областного бюджета от поступления налоговых и неналоговых доходов рассчитан в соответствии с благоприятным вариантом Прогноза СЭР, который предполагает развитие экономики в условиях сохранения благоприятных тенденций и социальных обязательств государства, роста покупательной способности доходов населения, сдерживания роста цен на импортные товары, повышения уровня жизни населения, увеличение прибыли организаций и доходов физических лиц. В материалах, представленных к законопроекту, не содержится иной информации о выборе варианта Прогноза СЭР, являющегося основой для разработки параметров областного бюджета.

Для обеспечения устойчивого роста экономики региона необходимо выявление внутренних резервов и повышение долгосрочной предсказуемости экономического развития, проработка мер по обеспечению роста уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, повышения уровня инвестиционной активности.

Следует отметить, что намерения Ярославской области по дальнейшему развитию подкреплены финансовыми ресурсами, так законом об областном бюджете предусмотрены расходы на 2019 год в сумме 65 343,2 млн. руб., на 2020 год - 69 946,2 млн. руб. (рост к 2019 году на 7,0%), на 2021 год - и на 2021 год в сумме 76 494,3 млн. руб. (рост к 2020 году на 9,4%).

Структура областного бюджета по направлениям расходов в 2019 году существенно не изменится. Как и в предыдущие годы приоритетными направлениями расходов областного бюджета на 2019 год остаются социальная политика (28,5% от общей суммы расходов), образование (27,8%), здравоохранение (8,7%). В целом более 67% всех расходов направляются на здравоохранение, образование, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт.

В последние годы структура финансирования по группам видов расходов остается неизменной - межбюджетные трансферты составляют 47,7% [6; 8] от общей суммы расходов, субсидии бюджетным, автономным учреждениям и некоммерческим организациям - 17,1%, социальное обеспечение и иные выплаты населению - 9,5%. Доля капитальных вложений составляет 3,4%, бюджетные средства направляются на финансирование объектов областной собственности Адресной инвестиционной программы (2205,8 млн. руб.) и на развитие инфраструктуры индустриального парка Новоселки (17,5 млн. руб.).

Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограмм предусмотрены в проекте бюджета на 2019 год практически на уровне ожидаемого исполнения 2018 года, но в меньшем объеме, чем в действующей редакции 2018 года.

Сравнительный анализ потребности в средствах областного бюджета, определенной проектами паспортов госпрограмм на 2019 год, показал полное соответствие объему бюджетных ассигнований, предусмотренному на 2019 год проектом закона.

Необходимо учитывать тот факт, что в определенной степени социально-экономическое развитие носит инерционный характер, а перестройка сложившейся в настоящее время структуры экономики, основу которой составляет производство товаров с недостаточно высоким уровнем добавленной стоимости, в направлении создания высокотехнологичных эффективных производств, в том числе в рамках импортозамещения, требует определенного времени и затрат соответствующих ресурсов, включая финансовые, а также, порой, нетрадиционных решений [10]. Поэтому повышение эффективности межбюджетных отношений [4; 7], использования бюджетных средств [1; 2], увеличение доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [3] и ужесточение финансового контроля [9] в сложившихся условиях критически важны для активного запуска процессов импортозамещения в секторе реального производства, включая оборонную и гражданскую промышленность, сельское хозяйство.

Таким образом, несмотря на возобновляющийся рост в ближайшие годы ряда основных показателей социально-экономической активности в рамках любого официального прогноза, рост экономики Ярославской области ожидается умеренным, при этом сохраняются серьезные инфляционные и бюджетные риски, несмотря на проводимую в России стабилизирующую экономику политику.

Для обеспечения устойчивого роста экономики России в целом и Ярославской области необходимы последовательная и предсказуемая экономическая политика, направленная на улучшение внутреннего делового и инвестиционного климата, осуществление структурных реформ, исключение рисков макроэкономической дестабилизации, последовательное снижение инфляции и стабилизация бюджетной системы.

Список литературы

1. Бурыкин А.Д. Принципы эффективного использования стабилизационных финансов // Труд и социальные отношения. 2014. -№ 1. - С. 96-104.

2. Бурыкин А.Д., Вишневская М.Д. Влияние стабилизационных финансов на экономику России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. - № 1 (26). - С. 44-48.

3. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю. О межбюджетных трансфертах, полученных Ярославской областью // Региональный маркетинг. Сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу / Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им. Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. - С. 28-33.

4. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю., Зборовская Е.Б Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и направления их решений // Инновационный путь развития АПК. Сборник научных трудов по материалам XXXIX Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА. 2016. - С. 166-171.

5. Вахрушев Д.С., Кальсин А.Е., Волков А.Ю., Полякова О.Е. Денежно-кредитное регулирование как элемент системы публичного управления в России: современные тенденции и противоречия // Интернет-журнал Науковедение. 2017. - Т. 9, № 4. - С. 16.

6. Волков А.Ю. Исследование динамики развития экономики Ярославской области за 9 месяцев 2015 года // Региональный маркетинг. Сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу /. Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им. Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. - С. 37-41.

7. Волков А. Ю. Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений // Проблемы современной науки и образования. 2015. - № 9 (39). - С. 78-80.

8. Волков А.Ю. Развитие Ярославской области в условиях новой экономической реальности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 2. - С. 833-838.

9. Волков А.Ю., Волков М.А. Финансовый контроль как категория // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. -№ 6-2. - С. 394-398.

10. Волков А.Ю., Зборовская Е.Б. Роль малого бизнеса в социальной сфере // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 240-246.

11. Зборовская Е. Б. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта областного бюджета // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 2. - С. 850-854.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.