Научная статья на тему 'Развитие взглядов на цены и ценообразование'

Развитие взглядов на цены и ценообразование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1946
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
цены / функции цены / ценообразование / теории ценообразования / принципы и факторы ценообразования / prices / price functions / pricing / pricing theories / pricing principles and factors.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыхина Валерия Александровна, Малыхина Ксения Александровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты ценообразования. Особое внимание уделяется основным теориям и функциям цены. Описываются основные принципы и факторы, влияющие на процесс ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION VIEWS ON PRICES AND PRICING

The article discusses the theoretical aspects of pricing. Special attention is paid to the main theories and functions of price. The main principles and factors that influence the pricing process are described.

Текст научной работы на тему «Развитие взглядов на цены и ценообразование»

STUD NET

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

EVOLUTION VIEWS ON PRICES AND PRICING

Малыхина Валерия Александровна, Магистрант II курса ФГАОУВО «НИУ ИТМО», Россия, Санкт-Петербург. E-mail:malihandra.l@mail.ru Малыхина Ксения Александровна, Магистрант II курса ФГАОУВО «НИУ ИТМО», Россия, Санкт-Петербург. E-mail: ksenia_chip@mail.ru

Malykhina Valeria Aleksandrovna, Master's student of the second year of the ITMO UNIVERSITY, Russia, Saint Petersburg. E-mail: malihandra.l@mail.ru Malykhina Ksenia Aleksandrovna, Master's student of the second year of the ITMO UNIVERSITY, Russia, Saint Petersburg. E-mail: ksenia_chip@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты ценообразования. Особое внимание уделяется основным теориям и функциям цены. Описываются основные принципы и факторы, влияющие на процесс ценообразования.

Abstract

The article discusses the theoretical aspects of pricing. Special attention is paid to the main theories and functions of price. The main principles and factors that influence the pricing process are described.

Ключевые слова: цены, функции цены, ценообразование, теории ценообразования, принципы и факторы ценообразования.

Keywords: prices, price functions, pricing, pricing theories, pricing principles and factors.

Цена - достаточно сложная экономическая категория. Вместе с ценообразованием она является одной из ключевых элементов рыночной экономики, значение которых сложно переоценить.

Ценообразование зародилось задолго до появления бумажных и металлических денег. Когда в человеческом обществе начался процесс разделения труда, тогда и появляется первобытный обмен. В процессе эволюции человечества предлагаемых товаров становилось всё больше и больше. Качество у разных мастеров стало отличаться, что приводило к конкуренции на рынке предложения, "цены", разумеется, также стали

отличными друг от друга. Возникла необходимость перехода к другим формам обмена, и люди создали первые деньги - шкурки животных, каменные пластинки или различные другие вещи, которые обладали определенной стоимостью. Пусть даже и в непривычной нам сегодня форме такой денежной единицы, но это стало завершающим этапом первобытного обмена, по мнению большинства ученых. С этого момента и начинает свою историю ценообразование.

Различают две основные теории цены:

1. Трудовая теория стоимости, основоположниками которой являются английские экономисты А. Смит, В. Петти, Д. Рикардо, К. Маркс (последовательный сторонник теории);

2. Теория предельной полезности разрабатывалась австрийцами К. Менгером, Э. Бем-Баверком, Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом и У. С. Джевонсом.

Согласно первой теории, цена обусловлена объективными затратами, которые необходимы для производства товара.

Маркс исследовал в основном объективные факторы, влияющие на стоимость - «общественно необходимые затраты труда», а также на «внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснить цену с точки зрения объективных факторов [2, с. 6].

Со временем не учитывать интересы потребителя и его роль в экономике уже было нельзя, поэтому постепенно, в конце 19 века, рынок продавца, диктовавшего свои правила, превращался в рынок покупателя. Так появилась теория предельной полезности, сторонники которой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Представитель классической школы политэкономии, французский экономист Жан-Батист Сэй считал цену объективной оценкой полезности, которая основана на личных предпочтениях. Цена - это «жертва» со стороны покупателя, денежная оценка альтернативной («субъективной ценности») стоимости. Сэй стал основателем «субъективной» теории цен [3, с. 19].

Спор между данными теориями сводится к следующему: что определяет цену товара - предложение или спрос? Другими словами стоимость или полезность? Современная экономическая теория не оставляет надежд на

синтез этих подходов к ценообразованию, на совмещение в цене объективности (стоимости) и субъективности (полезности) товара. Однако бесспорным является положение, что количественное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остаётся объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации [2, с. 7].

В настоящее время существует множество различных определений понятия цены:

• Цена - это денежное выражение системы факторов ценообразования;

• Цена - это инструмент рыночной конкуренции;

• Цена - это характеристика товара на рынке;

• Цена - это сумма денег, за которую продавец готов продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги;

• Цена - это денежное выражение стоимости товаров или услуг в обмене и т.п.

В общем смысле цена - экономическая категория, которая проявляется в сумме денежных средств, за которую продавец предлагает свой товар или услугу, а потребитель его покупает. По сути, цена является коэффициентом обмена на деньги конкретного товара. Ценообразование - это процесс формирования цены на товар и услуги.

Традиционно в экономической литературе выделяются следующие основные функции цены:

1. Учетная или функция учета и измерения - связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. Данная функция показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности человека в какой-либо продукции, а также измеряет все затраты, которые были вложены в изготовление товара.

2. Регулирующая или функция сбалансирования спроса и предложения - ее сущность заключается в том, что посредством цен между собой связываются потребление и производство. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов. При избытке либо недостатке товаров цена или понижается, или увеличивается, регулируя этим диспропорцию в сфере производства и сфере обращения.

3. Распределительная функция цены проявляется в распределении и перераспределении чистого национального дохода. Происходит регулирование доходов отраслей, предприятий и населения. Путем перераспределения вновь созданной стоимости между отраслями, секторами народного хозяйства, регионами страны и различными социальными

группами могут решаться многочисленные социальные проблемы общества [3, с. 25].

4. Стимулирующая функция. Цена фактически определяет возможность существования бизнеса, являясь главным двигателем в производстве и реализации продукции. Через цену закладываются инвестиционные составляющие, расширение и развитие производства или же наоборот, отказ от продукции, которая уже устарела и не пользуется спросом. В конечном итоге прибыль, включенная в цену товара, является тем мощным стимулятором, который заставляет предпринимателя открывать или развивать и продолжать начатое дело [1, с. 9].

5. Информационная функция состоит в том, что цена выступает как основной носитель информации о рыночных условиях, отражает состояние финансовой системы в целом. Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики - предприятий, населения.

Все функции цены тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют между собой, однако связь между некоторыми функциями может быть противоречивой. Чаще всего в противоречие со всеми остальными функциями вступает учетная функция, так как в рыночных условиях цены часто отклоняются от издержек производства и реализации. В конечном итоге, все функции должны быть направлены на объединение интересов производителя и потребителя, и способствовать обеспечению для реализации интересов обеих сторон.

Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, лежащие в основе всей системе цен. Они тесно связаны с методами и являются важным элементом методологии ценообразования. Основные принципы ценообразования можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1. Основные принципы ценообразования

Принцип ценообразования Описание

1. Научная обоснованность цен Предусматривает необходимость познания и учета при ценообразовании действия объективных законов экономики

2. Целевая направленность ценообразования Предусматривает определение приоритетных экономических и социальных проблем, которые решаются при помощи управления ценами и ценообразованием

3. Единство процесса ценообразования Проявляется в определении и обосновании общих для всех хозяйствующих субъектов требований к ценообразованию

4. Непрерывность процесса

Постоянная трансформация цен при движении товара от производителя к конечному потребителю

Факторы ценообразования - это движущие силы и основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен.

По мнению американских экономистов Дж. Эванса и Б. Бермана существует пять основных факторов, влияющих на цену:

1) правительство (состояние экономики, правовое регулирование в отношении цен);

2) потребители (спрос и его эластичность, восприятие цены со стороны потребителей);

3) конкуренты (уровень конкуренции и цены конкурентов);

4) участники канала сбыта;

5) издержки производства.

В реальных условиях установление экономически обоснованной цены требует глубокого анализа всего множества факторов, как внешних, так и внутренних, которые могут оказывать влияние на формирование цен.

К внутренним относят факторы, которые могут контролироваться руководством хозяйствующего субъекта (например, способ производства, имидж фирмы, продвижение товара и пр.), а к внешним неконтролируемые, но прогнозируемые изменения на национальном и международном рынках (политическая стабильность, предпочтения потребителей, конкуренция, темп инфляции и т.д.). Стоить отметить, что внешние факторы являются наиболее значимыми, чем внутренние [4].

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не казалась слишком высокой или слишком низкой, иначе это может вызвать потерю интереса к приобретению, в первом случае, или отрицательную реакцию (например, сомнение в качестве продукта) - во втором.

Трудно переоценить значение цен в условиях рыночной экономики. В частности, они определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение материальных потоков, влияют на распределение товарной массы, создают объемы производства, прибыли и рентабельности и так далее. От правильности установления цен во многом зависит конкурентоспособность предприятия. Грамотная ценовая политика, ценовая стратегия и тактика -основа успешной деятельности любой компании.

Список литературы:

1. Клементьева Н.А. Ценообразование: учебное пособие. - Рыбинкс: РГАТУ имени П. А. Соловьева, 2019 - 138 с.

2. Переверзева Т.А. Цены и ценообразование: учебное пособие / Т.А. Переверзева. - Санкт-Петербург: Нац. открытый ин-т, 2016. - 207 с.

3. Фурсова С.Д. Ценообразование: учебное пособие / С.Д. Фурсова. - М.: ИИЦ «АТиСО», 2018. - 276 с.

4. Онлайн-энциклопедия по маркетингу и рекламе / Введение в теорию ценообразования. URL: http://powerbranding.ru/cenoobrazovanie/cena-opredelenie/

References:

1. Klementyev N.A. Pricing: study guide. - Rybinks: Russian State Pedagogical University named after P. A. Soloviev, 2019 - 138 p.

2. Pereverzeva T.A. Prices and pricing: study guide / T.A. Pereverzeva. - St. Petersburg: Nat. Open Institute, 2016 .-- 207 p.

3. Fursova S.D. Pricing: textbook / S.D. Fursova. - M .: IIC "ATiSO", 2018. - 276 p.

4. Online Encyclopedia of Marketing and Advertising / Introduction to Pricing Theory. URL: http://powerbranding.ru/cenoobrazovanie/cena-opredelenie/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.