Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ'

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СВОБОДА СОВЕСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ташбаева Г.Ю.

В данной статье рассматривается развитие взаимоотношения государства и религиозных организаций в Узбекистане. За последние годы в Узбекистане реализованы широкомасштабные реформы в сфере религии, которые олицетворяют новые подходы и принципы государственной религиозной политики в стране и в связи с этим, показана роль государственной политики по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, а также условия, созданные государством для ведения межконфессионального диалога и соблюдения прав и свобод вероисповедания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAZVITIE VZAIMOOTNOSHENIY GOSUDARSTVA I RELIGIOZNYX ORGANIZATSIY V UZBEKISTANE

This article discusses the development of the relationship between the state and religious organizations in Uzbekistan. In recent years, Uzbekistan has implemented large-scale reforms in the field of religion, which embody new approaches and principles of state religious policy in the country and the role of state policy in ensuring interreligious and interethnic peace and harmony in society is shown, as well as the conditions created by the state for conducting interfaith dialogue and observing the rights and freedoms of religion of citizens.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ»

UDK 34

Ташбаева Г.Ю. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительный институт

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие взаимоотношения государства и религиозных организаций в Узбекистане. За последние годы в Узбекистане реализованы широкомасштабные реформы в сфере религии, которые олицетворяют новые подходы и принципы государственной религиозной политики в стране и в связи с этим, показана роль государственной политики по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, а также условия, созданные государством для ведения межконфессионального диалога и соблюдения прав и свобод вероисповедания граждан.

Ключевые слова: демократическое, правовое государство, государственная политика, свобода совести, сотрудничество, религиозные организации, взаимоотношение государства и религии, государственно-конфессиональные отношения, религиозная жизнь, духовные потребности, религиозные ценности, национальные традиции и обычаи.

Tashbaeva G. senior teacher

Namangan Engineering - Construction Institute

RAZVITIE VZAIMOOTNOSHENIY GOSUDARSTVA I RELIGIOZNYX

ORGANIZATSIY V UZBEKISTANE

Abstract: This article discusses the development of the relationship between the state and religious organizations in Uzbekistan. In recent years, Uzbekistan has implemented large-scale reforms in the field of religion, which embody new approaches and principles of state religious policy in the country and the role of state policy in ensuring interreligious and interethnic peace and harmony in society is shown, as well as the conditions created by the state for conducting interfaith dialogue and observing the rights and freedoms of religion of citizens.

Keywords: democratic, legal state, state policy, freedom of conscience, cooperation, religious organizations, the relationship between the state and

religion, state-confessional relations, religious life, spiritual needs, religious values, national traditions and customs.

Важнейшим определением формирования основ демократического правового государства и гражданского общества является отношение к религии. На современном этапе Республика Узбекистан является поликонфессиональным государством, поэтому сохранение межконфессиональной стабильности является одной из важнейших задач государства, а устойчивый этноконфессиональный - главнейший фактор успешного социально-экономического, политического, культурного развития страны. Государственно-конфессиональные отношения являются существенной частью взаимодействия государства с формирующимся гражданским обществом, условием реализации прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Отношения государства и религиозных объединений понимаются как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений). В основе этих отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных организаций в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений [8, с. 9].

Общеизвестен тот факт, что государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения являются важной составляющей общества в любом демократическом государстве. Система отношения между государством и религиозными организациями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а представляет собой неотъемлемую ее часть, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Государство содействует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, которые исповедуют религию и не исповедуют ее, религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями. [3, с. 57].

Сотрудничество государства с религиозными организациями в Узбекистане на современном этапе трансформируются, выходя на новую ступень развития, где государственные органы власти активно сотрудничают с религиозными организациями в вопросах культуры, образования, социума. Государство выступает активным субъектом сотрудничества, так как религиозные организации являются неотъемлемым институтом гражданского общества в социально-политических процессах.

Следует отметить, что религиозная политика в Узбекистане основывается на принципах светского характера государства, веротерпимого и равноправного отношения ко всем религиям.

В своих взаимоотношениях с религией государство, являясь светским, придерживается следующих принципов:

— уважительное отношение к религиозным чувствам верующих;

— признание религиозных убеждений частным делом граждан или их объединений;

— гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их;

— необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей;

— признание недопустимости использования религии в деструктивных целях[4, с.43].

Узбекистан является родиной для многих национальностей, которые традиционно идентифицируются с различными вероисповеданиями. Их объединяет не только территория, государство, экономические и социальные интересы, но и множество общих черт в происхождении, языке, культуре, традициях и обычаях. Кроме того, много общего в их религиозных учениях и ценностях. Живущие в нашей стране представители разных национальностей и конфессий имеют равные права, гарантированные Конституцией, считают Узбекистан своим многонациональным и многоконфессиональным общим домом, объединены общей целью строительства демократического, правового государства, сильного гражданского общества. Составляя народ Узбекистана, все они стремятся жить во взаимном уважении и доверии, бережно хранить главные достижения нашей независимости - мир, общественное согласие и стабильность.

В настоящее время в республике функционируют 2276 религиозные организации, в том числе 183 неисламские религиозные организации, из которых 8 еврейских общин, 6 общин бахай и по одному «Свидетели Иеговы», общество кришнаитов, буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество и другие, которые представляют 16 различных конфессий.

За последние годы в республике зарегистрированы такие религиозные организации, как Пятидесятническая церковь «Свет миру», Церковь Евангель-христиан «Сун Богым» в Ташкентской области, Церковь Евангель-христиан баптистов в Хорезмской области, Кокандская церковь Евангельских христиан (Пятидесятников) «Возрождение», Ташкентская церковь христиан полного Евангелия «Логос», церковь «Возрождение» в Навоийской области, церковь «Вера» в Самаркандской области, церковь евангельских христиан-баптистов в г. Гулистан и церковь евангельских христиан «Дом хлеба» в г. Джизак.

В настоящее время сотрудничество и партнерство являются наиболее приоритетными формами взаимоотношения, направленное на решение демографических проблем, на развитие духовно-нравственной сферы, образовательной среды, воспитание молодого поколения укрепление авторитета семьи и предотвращение распространение радикальных религиозных направлений. Государственно-конфессиональные отношения складываются как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Государство призвано выполнять роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса и поддерживать баланс интересов личности, общества и государства. [6, с. 13]. Для целенаправленного осуществления современной религиозной политики, Указом Президента от 7 марта 1992 г. при Кабинете Министров был создан специальный Комитет по делам религий. Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан является органом государственного управления, уполномоченным для решения задач в области обеспечения прав каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан, независимо от их отношения к религии, а также регулирования отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций, который был создан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "Об образовании Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан" от 7 марта 1992 года.

Комитет по делам религий в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также своим Положением. Комитет по делам религий осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями. Для тесного взаимодействия с религиозными организациями, оказания содействия в осуществлении деятельности различным религиозным конфессиям, совместной выработки предложений и мер по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, развития культуры межконфессионального общения при Комитете по делам религий образован Совет по делам конфессий, в состав которого входят лидеры наиболее представительных религиозных конфессий в республике.

Совет по делам конфессий осуществляет свою деятельность в рамках социального партнерства государственных органов с религиозными

организациями для решения актуальных задач в сфере религии и укрепления принципов религиозного великодушия в обществе.

За прошедшие годы, после обретения независимости, создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование и развитие религиозных организаций на территории республики. В Узбекистане уже принято более 50 законодательных актов и 25 практических решений в сфере религии. Отношения государства с религиозными объединениями регулируются нормативно-правовыми нормами, среди которых верховенство принадлежит Конституции Республики Узбекистан. В статьях 31, 57 и 61 Основного Закона определяются основные направления взаимодействия государства и религии в стране. Вопросы защиты прав и свобод человека, взаимоотношение государства и религии, межнациональные отношения нашли конкретное отражение в Законах «О свободе совести и религиозных организаций» (1991, 1998 и 2021 гг.), «О гражданстве», «О собственности», «Об альтернативной службе», «Об образовании», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организациях», в Гражданском, Семейном кодексах и других законодательных документах. За последние годы в Узбекистане реализованы широкомасштабные реформы в сфере религии, которые олицетворяют новые подходы и принципы государственной религиозной политики в стране. Была проделана значительная работа по сохранению межрелигиозной и межконфессиональной гармонии, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» деятельность религиозных организаций и государственных органов в республике осуществляется на основе взаимного невмешательства. Государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими различные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями различных вероисповеданий, не допускает религиозного фундаментализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между различными конфессиями.

Законом особо подчеркивается, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Религиозные организации не выполняют государственных функций. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций и не допускает деятельность, оскорбляющую религиозные чувства верующих.

В тоже время, в целях обеспечения мира, межнационального и межконфессионального согласия, дружбы и толерантности в нашем

государстве запрещается создание и деятельность в Республике Узбекистан политической партии и иного общественного объединения по религиозному признаку, представительств и филиалов религиозных партий, создаваемых вне республики, участие религиозных организаций в деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также оказание им финансовой или иной помощи [2, с. 7]. Религиозным организациям предоставляются широкие возможности для полноценной деятельности. В соответствии с законодательством, религиозные организации имеют права осуществлять благотворительную деятельность; проводить мероприятия, связанные с деятельностью религиозной организации; создавать предпринимательские структуры для выполнения задач, указанных в уставе; изготавливать, ввозить и вывозить материалы религиозного содержания; устанавливать международные связи в целях организации паломничества или участия в других религиозных мероприятиях и. т. д. [2, с. 12].

Такая правовая база закрепляет права и свободы граждан: единолично или на групповой основе исповедовать ту или иную веру, совершать богослужения, религиозные обряды и ритуалы, создавать религиозные общества, учебные заведения, мечети, церкви, синагоги, монастыри, совершать паломничества в святые места и многое другое.

В стране созданы равные условия для деятельности всех религиозных организаций независимо от их конфессиональной принадлежности и организационного уровня. Верующим возвращены мечети и медресе, церкви и синагоги. Восстановлено архитектурное и письменное наследие исламской, христианской и других религий. Строительство мечетей, церквей и домов молитв, а также их регистрация производится в содействии с местными органами власти, органами самоуправления граждан и органов юстиции республики. Благодаря целенаправленной и гибкой политике в религиозной сфере, верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан-хаит и Рамазан-хаит у мусульман, Пасха и Рождество у христиан, у иудеев - Пейсах, Пурим и Ханука в торжественной обстановке в соответствии с ритуалами. Для удовлетворения духовных потребностей общества ежегодно издается большое количество религиозной литературы различной направленности. За годы независимости переведены на узбекский язык и изданы массовым тиражом Коран, сборник Хадисов, 16 книг Ветхого Завета и весь Новый Завет, истории жизни пророков.

Для полного освещения религиозной жизни Узбекистана издается ряд газет и журналов, в том числе газеты "Ислом нури", "Слово жизни", журналы "Хидоят", "Восток свыше" и т. д. Власти Узбекистана концентрируют внимание на налаживании конструктивного диалога и

сотрудничества с международными организациями и экспертами в религиозной сфере.

В ходе визитов в Узбекистан Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна (май 2017 года) и Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Ламберто Заньера (апрель 2018 года) обсуждены текущее состояние дел, дана высокая оценка реформам в нашей стране, отмечалось, что Узбекистан уделяет особое внимание обеспечению межнационального согласия и религиозной толерантности, укреплению дружбы между представителями различных наций и народностей.

В целом, можно сделать вывод, что государственная политика, проводимая в Республике Узбекистан в религиозной сфере, соответствует духу Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года и другим международным документам по обеспечению свободы совести. Для обеспечения свободы совести Узбекистан в полной мере выполняет все взятые на себя международные обязательства. Специализированным органам ООН республикой представлено более 30 национальных отчетов по шести основным международным договорам.

Сегодня на территории Республики Узбекистан сохраняется стабильность, межрелигиозное и межнациональное единство и соблюдение прав и свобод вероисповедания граждан. Отсутствие конфликтов на конфессиональной почве позволяет сделать вывод об эффективности разработанной политики государства, результативности его законодательных инициатив. Государственная политика в сфере религии, направленная на укрепление в обществе межконфессионального диалога и религиозной толерантности, является важным залогом стабильности и процветания общества и государства.

Использованные источники:

1. Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент: Узбекистан, 2019.

2. Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях. - Lex.uz

3. Головко А. А.Взаимоотношения государства с церковью. Новые подходы // Jurisprudencija, 2002. Т. 27(19).

4. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Ташкент: Узбекистон, 1997.

5. Исаев А.В., Правовая вероисповедная политика в XXI веке: Российский и зарубежный опыт//Государственная политика. 2012.№ 3.

6. Минченко Т. П. Проблема религиозной свободы: история и современность. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 186 с.

7. Набиев Р. А, Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в Росии. Учебное пособие. - Казань.: Казанский университет, 2013.- Вып. 22.

8. Одинцов, М. И. Русская православная церковь в ХХ в.: история, взаимоотношения с государством и обществом / М. И. Одинцов. - М.: ЦИНО,2002.

9. Понкин И.В. Теоретико-правовые и международно-правовые аспекты регулирования отношений между государством и религиозными объединениями. - М.: 2000.

10. Yusupovna T. G. Development of relations between the state and religion in Uzbekistan //Asian Journal of Multidimensional Research. - 2021. - Т. 10. - №. 12. - С. 764-772.

11. Tashbayeva G. Y. THE ROLE OF NATIONAL IDEA IN THE UPBRINGING OF A HARMONIOUS GENERATION //Роль науки в формировании современной виртуальной реальности. - 2019. - С. 41-43.

12. Tashbayeva G. Y. SCIENCE AND TECHNICS IN THE HISTORY OF CIVILIZATION //Мировая наука. - 2018. - №. 5. - С. 89-92.

13. Tashbayeva G. Y. HARMONIOUS GENERATION //DESIGN OF 4G LTE STANDARD NETWORKS. - 2019. - С. 41.

14. Tashbayeva G. Y., Yuldashev O. Amir temur: source of power and development for the future //Экономика и социум. - 2017. - №. 4. - С. 37-40.

15. Tashbayeva G. Y. Al xorazmiy is a great uzbek mathematician //Экономика и социум. - 2018. - №. 2. - С. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.