УДК 334.021
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЕАЛЬНОГО
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В.А. Клименко1, Т.В. Сергиевич2, Д. Булднаа3, Д. Одмаа4, Ж. Буянхишиг5
1 Исполнительный комитет СНГ, Республика Беларусь, 220030, Минск, ул. Кирова, 17;
2Белорусский национальный технический университет (БНТУ), Республика Беларусь, 220013, г. Минск, пр-т Независимости, 65; 3,4,5Монгольский национальный университет науки и технологий, Монголия, 13381, г. Улан-Батор, район Баянзурх, 2-ой микрорайон, п/я 313
Статья посвящена исследованию факторов развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики в современных условиях. Выделены и содержательно рассмотрены такие факторы как переход к экономике знаний; рост геополитической напряженности; повышение роли социально-научного сообщества; терциализация экономики; технологическая модернизация промышленных предприятий; наращивание социального капитала университетов и предприятий; персонификация маркетинговых и административных функций университетов; активная государственная политика в отношении развития исследуемого взаимодействия; изменение форм трудовой мотивации; разработка механизмов согласования интересов университетов и субъектов реального сектора экономики.
Ключевые слова: модель тройной спирали, университеты, промышленные предприятия, реальный сектор экономики, социальный капитал, интересы, инновационное развитие.
EVOLUTION OF UNIVERSITIES AND THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY
INTERACTION
V.A. Klimenko, T.V. Serhiyevich, B. Dolgor, D. Odmaa, J. Buyankhishig
CIS Executive Committee, Republic of Belarus, 220030, Minsk, Kirova str., 17
Belarusian National Technical University (BNTU), Republic of Belarus, 220013, Minsk, Nezavisimosti Avenue, 65 Mongolian University of Science and Technology Mongolia. 13381, Ulaanbaatar, MUST Building 5, Ikh toiruu, 2nd khoroo, Bayanzurkh district,
p/o box 313
The article is devoted to the study of the factors of universities and the real sector of the economy interaction evolution in modern conditions. We researched such factors as the transition to a knowledge economy; growing geopolitical tensions; enhancing the role of the social and scientific community; tertialization of the economy; technological modernization of industrial enterprises; building up the social capital of universities and enterprises; personification of marketing and administrative functions of universities; active state policy regarding the development of the researched interaction; change in the forms of labor motivation; development of mechanisms for coordinating the interests of universities and subjects of the real sector of the economy.
Key words: triple helix model, universities, industrial enterprises, real sector of the economy, social capital, interests, innovative development.
Исследование развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики в современных условиях предполагает выявление
и описание факторов, которые обусловливают названное взаимодействие.
1 Клименко Валерий Адамович - доктор социологических наук, профессор, советник, e-mail: vak_@tut.by;
2Сергиевич Татьяна Владимировна - доцент, доцент кафедры «Экономика и право», кандидат экономических наук, доцент, тел.: +375172929354, e-mail: serhiyevich@gmail.com;
3Булднаа Долгор - кандидат философских наук, профессор кафедры социальных наук института делового администрирования и гуманитарных наук, e-mail: dolgor@must.edu.m;
4Дангаасурэн Одмаа - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук института делового администрирования и гуманитарных наук, e-mail: odmaadangaa@gmail.com;
5Жаргалсайхан Буянхишиг - преподаватель кафедры социальных наук Института делового администрирования и гуманитарных наук e-mail: buynaa915@mail.ru.
Работа выполнена при поддержке БРФФИ (договор с БРФФИ № Г21МН-002 от 01.07.2021 г.).
При описании данного явления следует опираться на разработанные ранее теоретико-методологические принципы, на которых должно строиться это взаимодействие, а именно «равенства форм собственности; признания множественности институциональных форм участия университетов в капитализации их технико-организационных и технико-технологических разработок; создания сети коммуникаций тройной спирали; необходимости создания социально-научного сообщества; признания уникальности организационно-экономических механизмов внедрения научных разработок в промышленности» [1, с. 54]. К факторам развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики нами будут относиться те явления общественной жизни, которые оказывают существенное влияние на исследуемый объект. При этом следует учитывать, что факторы всегда динамичны, их влияние на рассматриваемое взаимодействие может усиливаться или снижаться.
Первым фактором развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики является переход к экономике знаний, в которой «ключевым фактором конкурентоспособности государства становится распространение в национальных инновационных системах новых знаний и технологий, что делает актуальным рассмотрение новых концепций эффективного взаимодействия институтов национальной инновационной системы» [2, с. 26]. Университеты, промышленные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы и др. являются субъектами национальной инновационной системы, участвующими в преобразовании знаний как экономического ресурса в знания как фактор производства. Повышение роли знаний (и университетов как их источников) в новом типе общества «вьражается в изменении соотношения факторов производства (ведущее место занимают знания и информация) и имеет место трансформация структуры добавленной стоимости (в ней возрастает доля стоимости, созданная интеллектом)» [3, с. 37-38]. В этих условиях университет начинает выполнять новые функции, связанные с превращением нового знания в инновацию. «Основополагающими функциями университета в экономике знаний становятся функции информационного интегратора в обществе, производство нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий, передача знания через образование и развитие человеческих ресурсов, вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов и страны в целом, содействие развитию
инноваций на региональном и общенациональном уровнях» [2, с. 28]. Новые формы взаимодействия университетов и предприятий в экономике знаний и присвоение субъектами этого взаимодействия новых функций в соответствие с моделью тройной спирали направлены на создание механизмов коммерциализации науки и получение синергетических эффектов от этого взаимодействия.
Следующим фактором развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики является рост геополитической напряженности, экономическая составляющая которого выражается в усилении межстрановой экономической конкуренции в получении всех видов ресурсов и доступа к рынкам сбыта, нарастающем международном санкционном давлении, ограничении доступа к зарубежным высоким технологиям, массовом применении новых общественно-функциональных технологий в конкурентной борьбе [4, с. 46], в том числе экономической. Если мы не хотим оказаться на мировой технологической периферии, то все перечисленное должно стать стимулирующим фактором развития отечественной науки и технологий и роста спроса бизнеса на эти результаты. Беспрецедентное экономическое давление в нарушение норм международного права, с которым сталкиваются Российская Федерация и Республика Беларусь, остро ставит проблему необходимости ускорения научно-технологического развития во многих сферах, требующего масштабных инвестиций, а также переориентирует вектор международного научного и технологического сотрудничества как для университетов, так и для реального сектора экономики.
В этой связи важнейшим фактором развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики является повышение роли социально-научного сообщества. «В экономической литературе при рассмотрении институциональных последствий современных технологических и геоэкономических реалий уделяется крайне мало внимания становлению такого важнейшего института, персонифицирующего процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, как социально-научное сообщество» [5, с. 651]. Для повышения продукционного вклада социально-научного сообщества в технико-технологическое и экономическое развитие как Республики Беларусь, так и Российской Федерации необходимо «обеспечение высокоэффективной инвестиционной политики, ориентированной на поддержку научного сектора» [6, с. 304]. Очень важна при этом созидательная гуманистическая
миссия науки - предпринимательский университет «признает значение социально-гуманитарных наук для инноваций, которые должны способствовать решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством» [7, с. 129].
Как отмечается в научной литературе, во-первых, «в основе взаимодействия лежит функциональная связь, которая устанавливается между различными относительно обособленными объектами, субъектами, явлениями, во-вторых, взаимодействие всегда предполагает некоторую общность между субъектами, в-третьих, сами они (объекты, субъекты, явления) находятся в движении и взаимообусловлены» [2, с. 27]. Межсубъектное взаимодействие предполагает наличие заинтересованности субъектов взаимодействия в использовании активности партнера взаимодействия для удовлетворения своих потребностей. Заинтересованность университетов (в особенности, технического профиля) во взаимодействии с реальным сектором экономики заключается, прежде всего, в возможности получения доступа к экономическим ресурсам промышленных предприятий, позволяющим укреплять материально-техническую базу университета и повышать экономические стимулы реализации НИОКР, используя возможности коммерциализации научно-технических знаний. Помимо этого, связь с потенциальными работодателями расширяет возможности прохождения практик студентов и последующего трудоустройства выпускников. Для реального сектора экономики наращивание сотрудничества с университетом, наряду с доступом к воспроизводству трудовых ресурсов, помогает преодолеть барьеры трансфера технологий из науки в производство, предоставляет доступ к «новым знаниям и ведущим краевым технологиям», к «более широкой сети экспертизы проектов» [8, p. 153] и др. «Рассматривая мотивы взаимодействия (с вузами и научно-исследовательскими институтами - прим. авт.) со стороны промышленного предприятия, - пишут М. А. Молодчик и А. А. Быкова, - стоит выделить снижение рисков при проведении НИОКР, в том числе за счет привлечения квалифицированных кадров» [9, с. 44]. Тенденция увеличения доли услуг промышленного характера, к которым относятся НИОКР, осуществляемых в форме аутсорсинга, в целом соответствующая процессам терциализации экономики, способствует расширению взаимодействия университетов и реального сектора экономики. Следует особо подчеркнуть, что рост взаимодействия в области выполнения НИОКР не вступает в противоречие с наличием и развитием собственных подразделений НИОКР на предприятиях. Более
того, российские исследователи пришли к выводам, что «наибольшую активность во взаимодействии с внешними источниками проявляют те предприятия, которые сами активно занимаются НИОКР, что позволяет успешно интегрировать знания, полученные от внешних партнеров, в инновационный процесс компаний» [9, с. 45], тем самым подтвердив, что технологическая модернизация промышленных предприятий даже при наличии собственных подразделений НИОКР стимулирует их взаимодействие с внешними организациями, оказывающими такие услуги, включая университеты. В этих условиях потенциал модели тройной спирали позволяет сформировать конкурентные преимущества университетов перед научно-исследовательскими институтами и прочими организациями, оказывающими услуги НИОКР. Таким образом, технологическая модернизация промышленных предприятий, порождающая рост спроса на услуги НИОКР, сама по себе выступает важнейшим фактором развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики даже при отсутствии существенных институциональных преобразований форм этого взаимодействия.
В качестве следующего фактора развития взаимодействия университетов и предприятий следует выделить наращивание социального капитала названных субъектов с возможностями его конвертации в капитал экономический. Известно, что «функциональное назначение социального капитала в экономической системе общества, в макро- и микроэкономических системах заключается в оптимизации (т. е. снижении трансакционных издержек) взаимодействия субъектов в процессе их хозяйственной деятельности» [10, с. 95]. Следовательно, чем выше социальный капитал на уровне университетов и предприятий, руководства, трудовых и научных коллективов, отдельных ученых и работников, тем меньших трансакционных издержек требует формирование и реализация устойчивого взаимодействия. Наращивание социального капитала происходит за счет личных контактов руководителей организаций и научных коллективов, формальных и неформальных форм взаимодействия с трудоустроенными выпускниками, приглашения представителей реального сектора экономики на конференции и другие научные и научно-практические мероприятия, круглые столы, диалоговые площадки, для выступлений с публичными лекциями. Рост деловых контактов, увеличение уровня доверия между университетами и предприятиями способствует формированию новых институтов генерирования
идей и внедрения инноваций. «Контакты и активность должны включать не только управленческий, но и операционный уровень, - справедливо отмечается в литературе по этому поводу. - Речь идет о регулярном взаимодействии, непрерывной обратной связи, взаимном обмене информацией» [11, р. 231]. Рост социального капитала способствует снижению трансакцион-ных издержек и в поиске трудовых ресурсов, увеличивает доступ к информации, повышает вероятность долгосрочного эффективного взаимодействия. Наращиванию социального капитала как фактора взаимодействия университетов и реального сектора экономики будет способствовать персонификация маркетинговых и административных функций университетов (налаживание контактов, анализ рынка, продвижение образовательных услуг и т. д.) специалистами, не выполняющими непосредственно научные исследования и образовательные услуги.
Следующим фактором развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики является активная государственная политика в данной сфере. И если исследованию государственной поддержки реального сектора экономики с целью повышения его инновационной активности в научной литературе уделяется достаточно внимания (например, [12, 13]), равно как и значимости повышения «качественного уровня человеческого капитала посредством целевого финансирования» [14, с. 97] как важнейшего фактора, «предопределяющего уровень инновационного развития государства» [14, с. 97], то развитие институтов взаимодействия университетов и реального сектора экономики исследовано недостаточно. «Стремление политиков коммерциализировать академические знания» [11, р. 221] может выражаться в изменении форм государственной поддержки [15, 16] (например, предоставление налоговых льгот или государственного софинансирования при выполнении научно-исследовательских проектов отечественными авторскими коллективами или с их участием по заказу промышленных предприятий, критерии значимости проектов для социально-экономического развития страны должны дополнительно вырабатываться); в формировании новых институтов такого сотрудничества; в стимулировании развития университетской науки и повышении ее престижа; увеличении репутационного капитала университетов. Следует согласиться с исследователями, которые подчеркивают: «Нельзя ожидать, что все университеты будут действовать схоже при сотрудничестве с промышленностью и, таким образом, вносить одинаковый вклад в экономиче-
ское развитие. Сотрудничество между университетами и промышленностью зависит от типов и структур процессов обмена знаниями, в которые вовлечены эти организации. Это, в свою очередь, может способствовать или препятствовать использованию университетских знаний в качестве конкурентного актива, стимулирующего экономический рост конкурентоспособных и неконкурентоспособных регионов» [17, р. 9]. Государству следует уделить внимание решению проблемы институциональной разобщенности университетов и реального сектора экономики, которая препятствует трансферу технологий в экономике, путем создания институтов взаимодействия между ними.
Как и любое взаимодействие относительно обособленных самостоятельных субъектов, взаимодействие университетов и предприятий сопровождается проблемой противоречия их интересов. «Данные субъекты преследуют разные цели и сталкиваются с разными ограничениями, - справедливо отмечается в литературе по поводу взаимодействия университетов и предприятий. - Этот контраст потенциально повышает ценность сотрудничества, но в то же время является источником затруднений» [11, р. 222]. Противоречие интересов наблюдается на всех этапах взаимодействия между университетами и реальным сектором экономики. Так, при открытии новых специальностей, формировании новых учебных планов и учебных программ университеты не могут исходить исключительно из потребностей реального сектора экономики и не учитывать собственный научно-образовательный и кадровый потенциал. Кроме того, при разработке перспектив открытия новых специальностей, направлений специальностей и профилизаций университеты ориентируются на существующие тенденции и прогнозы будущей потребности в кадрах определенной квалификации, которые, как и любые прогнозы, носят до известной степени вероятностный характер. В то время как даже при корректно спрогнозированной потребности в кадрах определенной квалификации необходим временной лаг в несколько лет для открытия новых специальностей, направлений специальностей и профи-лизаций, подготовки и выпуска специалистов по ним, проведение технологической модернизации требует соответствующих специалистов (желательно, обладающих опытом работы) уже сегодня.
Противоречие интересов выражается и в том, что университеты вынуждены подстраиваться под существующий спрос со стороны реального сектора экономики, набирая определен-
ное количество абитуриентов по соответствующим специальностям, и, в ущерб своим интересам, во избежание дисбалансов на рынке труда ограничивать количество поступающих абитуриентов по специальностям, пользующихся большим спросом. Конфигуратором данного процесса выступает государство в лице министерства образования, учитывая задачи экономического развития и регулирования рынка труда. В то же время поиск конкретных механизмов сглаживания противоречий баланса спроса и предложения на рынке образовательных услуг и баланса спроса и предложения на рынке труда становится преимущественно задачей университета.
Еще одним этапом взаимодействия университетов и реального сектора экономики, на котором наблюдается столкновение их интересов, является выпуск специалистов на рынок труда. Университет должен обеспечивать воспроизводство собственных научно-образовательных кадров (желательно расширенное), за лучших из которых уже на последних курсах учебы складывается конкуренция среди потенциальных работодателей. Впрочем, такая ситуация характерна не только для выпускников вузов, но и для самих работников. М. А. Молодчик и А. А. Быкова пишут по этому поводу, что «переход сотрудника (преподавателя-исследователя) на промышленное предприятие часто приводит к "утечке мозгов", и если процесс приобретает характер устойчивого тренда, у стороны, теряющей кадры (в данном случае эту роль исполняет вуз), возникает ощущение несправедливости системы в целом и желание препятствовать дальнейшему развитию связей, ведущему к переманиванию и потере ценных работников» [9, с. 47]. В результате, если действие материальных стимулов перевешивает, университет теряет потенциальных ученых, ведь после длительного опыта работы в реальном секторе экономики вернуться в сферу науки и образования довольно затруднительно. В этой связи в качестве еще одного фактора развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики следует выделить изменение форм трудовой мотивации в сторону увеличения значения нематериальных стимулов к труду (творческий интерес, реализация личностного интеллектуального потенциала, возможности воплощения идей на практике и т. д.). Наблюдаемый в современном обществе «характер изменения системы потребностей и системы способностей определяет динамику мотивации труда. Становление и развитие цифровой экономики невозможно без опережающего роста человеческого капитала и
увеличения его вклада в расширенное воспроизводство иных видов капитала, что требует внедрения новых форм мотивации труда» [18, с. 22]. В результате привлекательность занятости в видах деятельности, связанных с возможностями реализации личностного научно-творческого потенциала, повышается, что способствует развитию взаимодействия университетов и реального сектора экономики.
При понимании того, что достичь полного совпадения интересов университетов и предприятий на практике невозможно, следует разрабатывать механизмы согласования этих интересов, обеспечивающие сбалансированность выгод, получаемых субъектами взаимодействия. При взаимодействии университетов и промышленных предприятий важно заранее определяться с целями, сроками, результатами сотрудничества, а также с распределением прав и ответственности в отношении полученных результатов. В этой связи целесообразным будет упомянуть потенциальный конфликт интересов относительно прав интеллектуальной собственности на результаты исследования, о чем пишут многие западные авторы (например, [19]), который, впрочем, при взаимодействии университетов и реального сектора экономики в Республике Беларусь и Российской Федерации обладает не такой высокой актуальностью.
Таким образом, в качестве факторов развития взаимодействия университетов и реального сектора экономики были выявлены и содержательно рассмотрены такие как: переход к экономике знаний; рост геополитической напряженности, экономическая составляющая которого выражается в усилении межстрановой экономической конкуренции в получении всех видов ресурсов и рынков сбыта, нарастающем международном санкционном давлении, ограничении доступа к зарубежным высоким технологиям, массовом применении новых общественно-функциональных технологий в конкурентной борьбе, в том числе экономической; повышение роли социально-научного сообщества; терциализация экономики; технологическая модернизация промышленных предприятий; наращивание социального капитала университетов и предприятий; персонификация маркетинговых и административных функций университетов; активная государственная политика в отношении развития исследуемого взаимодействия, включающая изменение форм государственной поддержки, формирование новых институтов такого сотрудничества, стимулирование развития университетской науки и повышение ее престижа, увеличение репутационного капитала
университетов; изменение форм трудовой мотивации; разработка механизмов согласования интересов университетов и субъектов реального сектора экономики.
Литература
1. Клименко В.А., Дроздович Л.И., Казанцева В. А. Теоретико-методологические основы взаимодействия университетов и промышленных предприятий на основе модели тройной спирали в контексте современной технологической модернизации // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / БНТУ. -Минск, 2021. - Вып. 14. - С. 50-56. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2021-14-50-56
2. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - Вып. 1. -Ч. 1. - С. 26-32.
3. Солодовников С.Ю., Сергиевич Т.В., Мелешко Ю.В. Модернизация белорусской экономики и экономика рисков: актуальные проблемы и перспективы / Под науч. ред. С. Ю. Солодовникова. - Минск: БНТУ, 2019. - 491 с.
4. Солодовников С.Ю. Современная экономика -экономика рисков // Друкеровский вестник. - 2019. -№ 5 (31). - С. 43-56.
5. Гурский В.Л., Солодовников С.Ю., Сергиевич Т.В., Мелешко Ю.В. Модернизация белорусской промышленности в новых технологических и геоэкономических условиях / Науч. ред. С. Ю. Солодовников; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск: Бела-руская навука, 2021. - 728 с.
6. Альтернативные топливно-энергетические ресурсы: экономико-управленческие аспекты использования в условиях инновационного развития общества / В. В. Богатырёва [и др.]. - Новополоцк: ПГУ, 2017. - 323 с.
7. Михальченкова Н.А. Взаимодействие современных вузов и бизнеса: к вопросу о сущности и роли предпринимательских университетов // Вопросы управления. - 2016. - № 6 (43). - С. 126-131.
8. Branten E., Purju A. Cooperation projects between university and companies: process of formation and objectives of the stakeholders // Journal of Entrepreneurship and Sustainability Issues. - 2015. - Vol. 3. - № 2. - Pp. 148-156.
9. Молодчик М.А., Быкова А.А. Взаимодействие университетов и академических институтов с инновационно-активными промышленными предприятиями (case-study) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 36 (93). - С. 44-52.
10. Солодовников С.Ю. Проблемы и перспективы развития социального потенциала в Республике Беларусь // Проблемы управления. - 2012. - № 2 (43). -С. 95-98.
11. Rybnicek R., Konigsgruber R. What makes industry
- university collaboration succeed? A systematic review of the literature // Journal of Business Economics. -2019. - № 89 (2). - Pp. 221-250. https://doi.org/10.1007/s11573-018-0916-6
12. Макарова И.В., Лепеш Г.В., Угольникова О.Д., Мелешко Ю.В. Анализ директивных и программных документов по цифровой индустриализации Российской Федерации и Республики Беларусь // Вопросы государственного и муниципального управления.
- 2021. - № 1. - С. 150-172.
13. Сергиевич Т.В. Перспективы и направления развития производства товаров интенсивного обновления в Республике Беларусь // Вестн. Полоц. гос. унта. Сер. D, Экон. и юрид. науки. - 2017. - № 14. - С. 32-40.
14. Богатырева В.В. Человеческий капитал, инвестиции и инновации: фундаментальный и прикладной аспекты исследования взаимосвязи // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 5.
- С. 94-97.
15. Newberg J.A., Dunn R.L. Keeping secrets in the campus lab: law, values and rules of engagement for industry
- university R&D partnerships // Am Bus Law J. - 2002.
- № 39. - Pp. 187-240. https://doi.org/10.1111/j.1744-1714.2002.tb00298.x
16. Collier A., Gray B.J., Ahn M.J. Enablers and barriers to university and high technology SME partnerships // Small Enterp Res. - 2011. - № 18. - Pp. 2-18. https://doi.org/10.5172/ser. 18.1.2
17. Mascarenhas C., Marques C., Ferreira J.J.M. University - industry cooperation: A systematic literature review and research agenda // Science and Public Policy. -2018. - Jan. - Pp. 1-11. https://doi.org/10.1093/scipol/scy003
18. Богатырева В.В., Сергиевич Т.В. Новые и традиционные формы человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики: постановка проблемы // Современное общество: проблемы, противоречия, решения: сборник научных трудов Межвузовского научного семинара; редкол.: Н. А. Вахтин [и др.]. 29 мая 2020 г., г. Санкт-Петербург / Санкт-Петербургский горный университет. - СПб, 2020. - С. 20-23.
19. Bressler W. Working together, creating knowledge: the university-industry research collaboration initiative // Business-Higher Education Forum. - 2001. - Pp. 27-30.