Научная статья на тему 'Развитие взаимного страхования в российской Федерации (на примере студенческих обществ взаимного страхования)'

Развитие взаимного страхования в российской Федерации (на примере студенческих обществ взаимного страхования) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STUDENTS' MUTUAL INSURANCE SOCIETIES / ВЗАИМНОЕ СТРАХОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ / MUTUAL INSURANCE / COMMERCIAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Надежда Владимировна, Лопаткин Дмитрий Станиславович

В статье раскрываются сущность и место взаимного страхования в экономике России. Рассматриваются основные преимущества и недостатки данной формы страхового покрытия по сравнению с коммерческим страхованием. Создание обществ взаимного страхования на базе университетов, которые будут специализироваться на покрытии рисков в сфере туризма, приведет к значительному увеличению емкости страхового рынка России, в частности, взаимного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence and place of mutual insurance in the Russian economy and considers major advantages and shortages of this form of insurance coverage in comparison with commercial insurance. The establishment of mutual insurance societies on University basis that will specialise on covering risks in tourism sphere will lead to a considerable increase of the volume of the Russian insurance market on the whole and mutual insurance in particular.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимного страхования в российской Федерации (на примере студенческих обществ взаимного страхования)»

ФИНАНСЫ

УДК 368.013.2

РАЗВИТИЕ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ)

Журавлева Надежда Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы», juravleva2005@mail.ru,

Лопаткин Дмитрий Станиславович, студент, dreiven118@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article reveals the essence and place of mutual insurance in the Russian economy and considers major advantages and shortages of this form of insurance coverage in comparison with commercial insurance. The establishment of mutual insurance societies on University basis that will specialise on covering risks in tourism sphere will lead to a considerable increase of the volume of the Russian insurance market on the whole and mutual insurance in particular.

В статье раскрываются сущность и место взаимного страхования в экономике России. Рассматриваются основные преимущества и недостатки данной формы страхового покрытия по сравнению с коммерческим страхованием. Создание обществ взаимного страхования на базе университетов, которые будут специализироваться на покрытии рисков в сфере туризма, приведет к значительному увеличению емкости страхового рынка России, в частности, взаимного страхования.

Keywords: mutual insurance, commercial insurance, students' mutual insurance societies

Ключевые слова: взаимное страхование, коммерческое страхование, студенческие общества взаимного страхования

Взаимное страхование является некоммерческой формой организации страхового фонда, обеспечивающей страховую защиту имущественных интересов членов своего общества на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств [3]. Члены общества являются одновременно страхователями и страховщиками, что является экономической предпосылкой обеспечения их реальной страховой защиты по минимальным ценам. Некоммерческая направленность взаимного страхования исключает прибыль из цены страхования, а возможное превышение страховых взносов над страховыми выплатами и инвестиционный доход общества взаимного страхования обеспечивает снижение цены страхования.

Взаимное страхование требует организации обществ взаимного страхования как самостоятельного юридического лица особой органи-

зационной формы некоммерческой организации, наделенного имуществом, учреждаемого для целей страхования его участников. Такое обособление делает возможным передачу риска от участника общества собственно обществу на основе договора страхования. Уплачиваемые при этом средства являются доходом общества и могут рассматриваться в качестве страхового взноса. Однако при недостатке средств на страховые выплаты по итогам года участники общества могут быть в соответствии с учредительными документами обременены внесением дополнительных страховых взносов или согласиться на страховые выплаты, не покрывающие в полном размере страховые убытки. При этом общества могут расходовать излишки доходов по итогам финансового года только на формирование запасного капитала или выкуп учредительного фонда или на-

правлять средства на уменьшение страховых взносов следующего финансового года его участников. В случае прекращения деятельности общества средства, остающиеся после погашения обязательств по страховым выплатам, по выкупу учредительного фонда и иным долгам, распределяются в особом порядке среди его участников на момент прекращения.

Единого определения в отношении понятия «общество взаимного страхования» нет. По изучении множество различных источников литературы было сформулировано следующее определение: «Общество взаимного страхования (ОВС) — это основанная на членстве некоммерческая организация, созданная юридическими и/или физическими лицами в порядке и на условиях, предусмотренных действующим в Российской Федерации законодательством о страховании, члены-участники которой одновременно являются и страхователями и страховщиками».

Взаимное страхование имеет ряд объективных преимуществ по сравнению с другими формами организации страховой защиты, в частности:

— надежность. Пожалуй, взаимное страхование — это наиболее надежная система из всех систем страховой защиты. Причина в том, что страхованием в ней управляют не инвесторы или собственники, основной целью которых является получение наибольшей прибыли, а непосредственно сами страхователи. Их цель иная — создание страховой защиты, удовлетворяющей именно их интересы;

— дешевизна. Взаимное страхование — как по зарубежному, так и по отечественному страховому опыту — является наиболее дешевым способом страхования. Его цена, то есть страховой тариф, состоит только из прямых затрат непосредственно на страховую защиту и на ведение дела. А тарифы коммерческих страховщиков включают еще и прибыль;

— сохранение избытков и резервов. В тех случаях, когда страховые взносы за период превышают страховые выплаты, неизрасходованные суммы остаются в распоряжении страхователей — членов общества, а не остаются в сторонней коммерческой страховой компании. Таким образом, все страховые платежи находятся в собственности и управлении самих страхователей — членов ОВС. Формируемые обществом

взаимного страхования резервы и иные общественные фонды также используются исключительно в интересах членов общества — например, в форме долгосрочных инвестиций, ссуды, займа (кредита) членам общества, совместных инвестиционных операций и т. д.; — соответствие потребностям. Как правило, именно ОВС наиболее полно учитывает конкретные страховые потребности страхователей, так как условия страхования разрабатываются и утверждаются самими страхователями — членами ОВС. Это касается в первую очередь условий страхования: описания страховых случаев, порядка внесения взносов и получения выплаты. Можно сказать, что ни одна страховая организация не имеет в своем арсенале страховых продуктов с условиями, превосходящими те, которые утвердят сами страхователи — члены ОВС.

Кроме преимуществ, целесообразно рассмотреть и основные проблемы, характерные для отрасли взаимного страхования.

Развитие взаимного страхования в России началось более 10 лет назад, но серьезной конкуренции коммерческим страховщикам общества взаимного страхования не составили.

С 2008 года взаимное страхование в России наконец-то получило адекватную правовую основу. С вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (далее — Закон о взаимном страховании), который вступил в силу с 1 июля 2008 года, у участников страхового рынка появились четкие регламенты, покрывающие множество вопросов, связанных с взаимным страхованием.

Однако очевидно, что взаимное страхование в России пока что применяется недостаточно широко. За то время, которое прошло с момента принятия Закона, рынок не продемонстрировал значительного роста числа обществ взаимного страхования, даже в аграрном секторе, для которого взаимное страхование является весьма заманчивым и значимым. Согласно Госреестру субъектов страхового дела, составленного на 12 сентября 2011 года, всего зарегистрировано в качестве юридических лиц 597 страховых организаций и только 7 обществ взаимного страхования. Основными причинами, тормозящими развитие данной формы страхования в России, являются:

1) недоработанность законодательной базы. Специальный закон в области взаимного страхования появился только в 2007 году. Весь опыт взаимного страхования, накопленный еще во время Царской России, был забыт и потерян в связи с введением с 1920 года монополии на страховую деятельность. К сожалению, в современном законодательстве прямо предусмотрено, что в рамках взаимного страхования осуществляется страхование только имущества и имущественных интересов. Согласно статье 4 Закона о взаимном страховании объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, в частности, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); обязанность возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); осуществление предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). Таким образом, мы видим, что в законе нет упоминания о личном страховании. Значит, на сегодняшний момент, ОВС не имеют законодательно закрепленного права заниматься страхованием жизни, страхованием от несчастного случая, медицинским страхованием. Это значительно снижает количество рисков, которые берет на себя ОВС, что влечет за собой резкое падение конкурентоспособности взаимного страхования перед коммерческим страхованием. В противоположность России, во многих странах мира личное страхование занимает большую часть рисков ОВС и наоборот поддерживается государством;

2) недостаточная осведомленность предпринимателей и населения о данной форме страхования, ее преимуществах и недостатках;

3) отсутствие среди целей деятельности ОВС прибыли делает эту форму финансовой деятельности малопривлекательной для всех участников;

4) в силу финансовой маломощности ОВС могут возмещать только мелкие или средние ущербы, а крупные или катастрофические им не под силу. Поэтому необходимо использовать механизм перестрахования или четко определить позицию государства в этих случаях;

5) есть опасение, что в нашей стране она может быть использована в «серых» схемах финансовых операций;

6) привлечение к партнерству коммерческих компаний. Например, это могут быть управляющие компании (УК). Наличие специализированной компании, в функции которой входит практическое осуществление управления страховыми операциями, может быть обусловлено тем, что страхователи не обладают практическими знаниями в этой области. УК бывают внутренним, принадлежащими самим ОВС, и внешними, нанимаемыми обществом на коммерческих началах. Операции внешних УК направлены на извлечение прибыли, что, по сути, нарушает принцип чистой взаимности. Существует еще один недостаток, который

может подорвать финансовую устойчивость страховой организации (ОВС) — непостоянство членов в обществах взаимного страхования. Члены ОВС могут выходить из общества в порядке и на условиях, которые предусмотрены уставом данного общества. В уставе отражается механизм расчета с ними и их права на часть имущества общества, в том числе на взаимный фонд. Самое главное — члены общества несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части целевых взносов каждого члена общества.

В статье предлагается создать среди студентов ОВС, которое будет специализироваться на туристических рисках.

Развитие взаимного страхования среди студентов актуально по нескольким причинам. Поскольку премия, получаемая страховщиками от студенческого сообщества, в абсолютном выражении невелика по сравнению с премиями, получаемыми от коммерческих организаций, а затраты в крупных страховых компаниях на обслуживание студенческого сообщества такие же, как и для бизнеса, субъекты студенческого сообщества не являются сегодня для страховых компаний выгодными клиентами. Это приводит к проблемам обслуживания страховщиками студентов. Кроме того, желания студентов чаще всего игнорируются страховщиками, и клиентам навязываются страховые продукты, удовлетворяющие в большей степени потребности самой страховой компании, чем потребности страхователя. Конечно, многие крупные страховщики разрабатывают

и предлагают сегодня специальные льготные программы для студентов, но эти меры являются ограниченными 200 и недо статочными. 150

Если говорить Ю0 о страховых брокерах, 50 то данное направление 0 сопряжено с очевидными для студентов трудностями в выборе брокера, который действовал бы на рынке, представляя страхователя и борясь за организацию наиболее эффективной системы страховой защиты его интересов. Несмотря на существование сегодня значительного количества брокеров в России, большая их часть, по существу, создана с целью передела рынка автострахования. Другая часть брокеров является дочерними компаниями, созданными исключительно в целях обогащения отдельных лиц за счет средств своих компаний-учредителей или оптимизации налогообложения. Создание своего брокера неминуемо поставит перед учредителями проблему эффективности его взаимоотношений со страховыми компаниями. Ведь влиять на их решение относительно изменения тех или иных стандартных процедур договора может только брокер, уже приносящий компаниям существенный доход и в положительной репутации которого эти компании уже не сомневаются. Пожалуй, это не самый легкий и оправданный путь.

Другой вариант — создание страхователями кэптива 1 — сопряжен главным образом с проблемой финансирования его деятельности. В силу действующих требований федерального законодательства о размере уставного капитала и в условиях текущей экономической ситуации в стране создавать отдельную страховую организацию, призванную эффективно удовлетворять потребности в страховании, способны лишь достаточно крупные структуры. При этом необходим тщательный расчет экономической эффективности создания кэптива, поскольку это требует, как минимум, отвлечения из оборота учредителей значительных средств на оплату уставного капитала.

1 Кэптив (от англ. captive — связанный; присоединенный) — страховая компания, принадлежащая материнской структуре и обслуживающая только ее риски.

Да, знаю Нет

Рис. 1. Результаты опроса «Знаете ли вы, что такое ОВС?»

Для студенческого сообщества, разумеется, такой расчет в подавляющем большинстве случаев не оправдывается.

Общество взаимного страхования лишено перечисленных выше проблем для использования страховыми сообществами. Согласно принятому Закону, процедура организации такого общества является несложной; финансовые затраты при этом не сравнимы с расходами на работу с солидным брокером или тем более на создание собственной страховой компании.

Однако общество взаимного страхования может стать действенным инструментом страхового рынка, «разгрузив» страховые компании от малоприбыльных студенческих сообществ и одновременно принося последним реальную пользу, только при понимании студенческими сообществами выгод от организации и использования таких обществ.

Для студенческого общества взаимного страхования главным проблемой, ограничивающей развитие общества, является недостаточная осведомленность населения (студентов и преподавателей) о взаимном страховании.

Организованный опрос студентов показал, что ситуация с осведомленностью студентов о взаимном страховании оставляет желать лучшего: большая половина опрошенных вообще не знают, что такое ОВС (рис. 1). На вопрос: «Как вы относитесь к созданию ОВС среди студентов?», большинство опрошенных ответило: «Не понимаю, зачем оно нужно» и «Не знаю, что такое ОВС» (рис. 2). Таким образом, большинство студентов не знает, что такое ОВС в принципе, а большая половина тех, кто знает, не понимает, зачем нужно ОВС.

Чтобы как-то изменить ситуацию, руководство учебного заведения должно принять комплекс мер по осведомлению студенческого сообщества о преимуществах ОВС перед

коммерческим страховщиком. Это является первым этапом в процессе создания ОВС среди студентов. Если студенты будут знать сущность взаимного страхования, будут понимать, зачем нужно общество взаимного страхования, то у них возникнет желание самим поучаствовать в этой системе. А те студенты, которые обычно страхуются у коммерческой организации, зная преимущества взаимного страхования, задумаются о смене страховщика и возможно обратятся именно к практике взаимного страхования.

Рассмотрим, почему именно в туристической области создание общества взаимного страхования среди студентов может получить свое развитие.

Последние десятилетия ознаменовались стремительным развитием туристического

бизнеса. Из элитарного способа досуга, доступного лишь богатым слоям общества, он превратился в массовое социально-экономическое явление международного уровня, которое охватывает сегодня миллионы людей по всему миру. Среди факторов, способствовавших динамичному развитию всех видов туризма, стоит выделить, в первую очередь, рост благополучия граждан, расширение внешнеэкономических, научных, культурных связей между странами и народами мира.

Два неразрывных понятия — туризм и путешествия — описывают определенную сферу жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Для одних это хобби или увлечение, для других — спорт, для третьих — источник дохода, а для четвертых — образ жизни.

Результаты опроса: Как часто вы ездите отдыхать за границу?

Таблица 1

Вариант ответа Кол-во ответов

Один раз в год 93

Два раза в год и более 186

Вообще не езжу 21

Всего опрошено 300

Молодые амбициозные люди, жаждущие посмотреть мир, все чаще выбираются с семьей или в компании друзей, чтобы отдохнуть на берегу моря, покататься на лыжах, отправиться в автомобильное путешествие и т. д.

По результату анкетирования (табл. 1), больше половины опрошенных студентов ездят за границу чаще, чем один раз в год. Как выяснилось, главной причиной, по которой некоторые студенты остаются дома — это отсутствие у них денежных средств на финансирование какой-то дальней поездки, а также страх, что с ними может что-то случиться во время отдыха. 30% всех опрошенных раз в год стараются точно выбраться из родного города.

Увеличение объемов туристических поездок неизбежно привело к увеличению работы страховщиков. Без обязательного туристического страхового полиса путешествия становятся весьма проблематичными. Статистика деятельности страховых компаний за последние годы утверждает, что пропорционально

росту туристических поездок увеличилось и число страховых случаев. Особенно это касается молодого поколения отдыхающих, которые редко задумываются о тех рисках, которые могут с ними произойти во время отдыха.

По сведениям страховщиков, около 60% приходится на франшизные страховые случаи: простуда, стоматологическая помощь, потеря или хищение документов. Удельный вес средних по стоимости страховых случаев (утрата багажа, стационарная помощь при обострении хронических заболеваний, простых переломах, ушибах) в их общем составе составляет свыше 35%. Более дорогостоящие страховые случаи составляют около 5% из общего состава: госпитализация и оказание помощи при сложных травмах, переломах, инфарктах, инсультах, обеспечение правовой защиты в суде.

По результатам ранжирования можно дать общую оценку страховых случаев в туризме среди студентов на сегодняшний день. По наблюдениям экспертов, число страховых случаев сре-

ди молодежи (туристов студенческого возраста) растет прямо пропорционально росту числа выезжающих за рубеж. Чаще всего страховые случаи происходят в летний сезон — период массовых отпусков, летних каникул у учащихся и наибольшего количества туристов. При этом по числу страховых ситуаций лидируют Турция и Египет — страны, наиболее часто посещаемые россиянами. Самые распространенные диагнозы — инфекционные заболевания, травмы и отравления. Это указывает как на недобросовестность специалистов в сфере туризма стран пребывания, так и на безответственность и пренебрежение правилами безопасности российских туристов студенческого возраста. Характерно, что наиболее уязвимой категорией туристов были и остаются туристы от 18 до 25 лет. Туристы данного возраста, как правило, не делают необходимых прививок и приобретают путевки в отели исходя из цены (пониже), а не удобства и безопасности. Как следствие, в последнее время показатели по страховым случаям с туристами-студентами стремительно растут. Находясь в приподнятом настроении, стремясь поразить, восхитить друг друга, молодые люди идут на всевозможные «подвиги» в воздухе, на земле и под водой. Касательно видов туризма по числу страховых случаев выделяются горнолыжные программы и дайвинг, относящиеся к активному (экстремальному) отдыху.

На рисунке 2 показана структура страховых случаев по источникам их возникновения, происходящих среди студентов, по данным опроса (в опросе приняли участие 300 человек).

Как мы видим на графике, результаты опроса совпадают с наблюдениями экспертов. Наиболее часто происходящие со студентами страховые случаи связаны с личным страхованием. Традиционно максимальный удельный вес в общем составе страховых случаев занимают случаи оказания платной медицинской помощи. При страховании медицинских и медико-транспортных расходов граждан во время путешествий страховыми случаями признаются расходы на оказание неотложной/экстренной медицинской и/или медико-транспортной помощи, возникшие вследствие:

а) острых внезапных заболеваний;

б) травм, полученных в результате несчастных случаев.

Большая часть трагических инцидентов с молодыми туристами происходит по банальным причинам: пьянство, синдром неадекватной отваги и удали. Туристы заплывают за оградительные буйки, не подозревая, что здесь их может сбить морской мотоцикл, катамаран или катер, а течение, незаметное во время отлива, может унести в открытое море. Студенты не учитывают, что при купании в тропических морях возможен контакт с ядовитыми рыбами, при отправлении в экстремальные, экзотические и спортивные путешествия не утруждают себя специальной подготовкой к таким поездкам, не имеют полной информации об угрожающих им опасностях и средствах спасения, в 45-градусную жару катаются на парашютах, водных лыжах, злоупотребляя во время занятий спортом алко-

Рис. 2. Структура страховых случаев по источникам их возникновения (порезультатам опроса)

гольными напитками, садятся на мотороллеры без защитных шлемов и совершают множество других необдуманных поступков.

Удельный вес страховых случаев, связанных с утратой багажа, документов, средств к существованию, у студентов-туристов в общем составе страховых случаев невысокий и имеет тенденцию к сокращению. Здесь страховыми случаями признаются расходы::

а) на организацию поиска пропавшего багажа;

б) компенсацию стоимости утраченных (украденных, утерянных) или частично поврежденных личных вещей туристов;

в) компенсацию восстановления документов, удостоверяющих личность туриста, проездных билетов (утерянных, испорченных, украденных);

г) компенсацию средств, утраченных туристами в результате грабежей, вымогательств, краж наличных, махинаций с пластиковыми картами и др.

Причины наступления таких страховых случаев общеизвестны: беспечность, рассеянность, нежелание переплачивать за пользование сейфом, соблюдать элементарные правила безопасности (например, не обменивать валюту на улицах, не посещать неблагополучные кварталы).

Еще реже студенты очной формы обучения сталкиваются с возникновением расходов, образовавшихся из-за невозможности совершить зарубежную поездку, страховыми случаями признаются:

а) случаи, когда человек получает отказ во въездной визе;

б) госпитализация или смерть застрахованного лица или его близких родственников (жены, мужа, отца, матери, детей, родных сестер и братьев);

в) случаи, когда жилище застрахованного стало непригодно для проживания в результате пожара, стихийного бедствия или противоправных действий третьих лиц;

г) приходящееся на период зарубежной поездки судебное разбирательство, в котором застрахованное лицо участвует в качестве свидетеля или присяжного заседателя;

д) получение вызова для выполнения воинских обязанностей во время срока зарубежной поездки

Страховщики уделяют большое внимание наполнению страховых продуктов услугами

в соответствии с принципами минимизации рисков путешественников, комфортного отдыха. Вместе с тем проблемы оптимизации наполнения страховых пакетов остаются. Обращает на себя внимание необходимость приведения основных параметров страховых пакетов (тематика, география, сезонность, стоимость страховых случаев, категории туризма и туристов), особенно на массовых направлениях, в соответствие с разумными требованиями реальности. Важно, чтобы страховщики учитывали разный социальный статус своих страхователей, разрабатывали систему льгот. Для такой социальной категории граждан, как учащиеся высших учебных заведений, вопрос цены, как правило, рассматривается прежде всех других условий страхования.

Сфера туризма в студенческом сообществе обладает наибольшими перспективами по освоению механизмов взаимного страхования. Ведь для адекватного, наиболее эффективного применения механизмов взаимного страхования представителями студенчества необходимо наличие общности имущественных интересов у страхователей. В туристическом секторе такая общность очевидна: потеря багажа, срыв поездки, травмы в поездках и другие риски, которые чаще всего происходят со студентами во время отдыха. Участие студентов в таком ОВС поможет защитить имущественные интересы последних, а также повысит практическую заинтересованность студентов в образовательном процессе.

После того, как были рассмотрены основные привилегии взаимного страхования для студентов, необходимо остановиться подробнее на том, какие преимущества, связанные с организацией ОВС, будут у вуза.

Если на базе университета будет создано ОВС, то престиж вуза будет расти. На момент создания это будет уникальный проект — ни в одном другом высшем учебном заведении страны нет своего ОВС.

Делая акцент на то, что в университете есть свое ОВС, можно привлечь новых абитуриентов, которые решили, что хотят стать специалистами в области страхования. Ведь, вступив в ОВС, они смогут на протяжении всего своего обучения получать практические навыки по работе в страховой области. Поэтому для будущих специалистов в области страхового дела наличие ОВС станет значительным преимуще-

ством вуза в момент выбора абитуриентом будущего места учебы.

Создание ОВС среди студентов можно также использовать в качестве дополнительного стимула в процессе обучения. Например, если студент закрыл всю сессию на отлично и вовремя, то у него появляются льготные условия покупки страхового покрытия. Таким образом, льготные условия для студентов с хорошей успеваемостью могут стать хорошим стимулом для своевременной сдачи сессии. Университет находит стимул к улучшению успеваемости будущих специалистов, побуждает студентов больше заниматься наукой и тем самым увеличивает свой рейтинг.

Кроме того, ОВС станет значительным дополнением к программе направления студентов на обучение за рубеж. Высшее учебное заведение даст своим студентам, которые решили стажироваться заграницей, право выбора страховаться в коммерческой страховой ком-

пании или стать членом ОВС на базе университета. Упрощение процедуры получения наиболее качественного и надежного страхового обслуживания должно увеличить количество студентов, желающих стажироваться за границей. А практические навыки, которые получат студенты, позволят им найти стабильную и хорошо оплачиваемую работу по специальности в крупной компании (возможно, даже в иностранной). А чем выше процент трудоустройства выпускников вуза по специальности, тем опять же выше рейтинг вуза.

Таким образом, фактическое отсутствие в нашей стране взаимного страхования является ограничителем развития страхования, а это в свою очередь ограничивает рост экономики в целом. Появление новых ОВС на страховом рынке России увеличит доступность страхования для широкого круга потенциальных страхователей и снизит недоверие потенциальных страхователей к страховщикам.

Литература

1. Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании».

2. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании». М.: Деловой двор, 2009. 216 с.

3. ВоблыйК.Г. Основы экономики страхования. М.: Анкил, 2010. 128 с.

4. Логвинова И.Л. Взаимное страхование как метод создания страховых продуктов в российской экономике. М.: Анкил, 2010. 248 с.

5. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 455 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.