Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ: НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ: НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / РЕЧЬ / НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПРАКСИС / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусова М. В., Казиник М. С., Меркулова В. А., Футина Н. В.

Статья содержит теоретический материал о высших психических функциях и нейрокогнитивных механизмах, участвующих в обеспечении различные форм музыкального обучения (игра на музыкальном инструменте, пение, работа с ритмом). В статье топически обозначены зоны коры головного мозга, вовлеченные в восприятие и обработку музыкальных впечатлений, в осуществление высоко координированной моторной активности, слухового контроля, восприятия мелодии и ритма. Указаны нейрокогнитивные особенности, формирующиеся у ребенка в процессе активного музицирования и при пассивном прослушивании музыки. Представлены данные о формировании определенных компетенций в процессе занятий музыкой и возможностях их последующего совершенствования в иных аспектах образовательной деятельности, в спорте, в изучении иностранных языков, в становлении эмоционального интеллекта, в тренировке адаптивности и когнитивной гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белоусова М. В., Казиник М. С., Меркулова В. А., Футина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS THROUGH MUSIC LESSONS: NEUROCOGNITIVE ASPECTS OF MUSIC LEARNING

The article contains theoretical material on higher mental functions and neurocognitive mechanisms involved in providing various forms of musical learning (playing a musical instrument, singing, working with rhythm). The article provides a niveau identification of the areas of the cerebral cortex involved in the perception and processing of musical impressions, in the implementation of highly coordinated motor activity, auditory control, perception of melody and rhythm. The neurocognitive features are indicated that are formed in a child during active music playing and during passive listening to music. The article provides information on the formation of certain competencies during music lessons and the possibilities of their subsequent improvement in other aspects of educational activities, in sports, in the study of foreign languages, in the development of emotional intelligence, in the training of adaptability and cognitive flexibility.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ: НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.95:534.3

М.В. БЕЛОУСОВА1, М.С. КАЗИНИК2, В.А. МЕРКУЛОВА3, Н.В. ФУТИНА4

1Казанская государственная медицинская академия - филиал РМАНПО МЗ РФ, г. Казань 2Музыкальный эксперт Нобелевского концерта, г. Москва 3Институт психотерапии и клинической психологии, г. Москва 4Детская музыкальная школа № 7 имени. А.С. Ключарева, г. Казань

Развитие высших психических функций посредством занятий музыкой: нейрокогнитивные аспекты музыкального обучения

Контактная информация:

Белоусова Марина Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии Адрес: 420012, г. Казань ул. Муштари, д. 11, тел.: +7 (843) 272-41-51, e-mail: belousova.marina@mail.ru.

Статья содержит теоретический материал о высших психических функциях и нейрокогнитивных механизмах, участвующих в обеспечении различные форм музыкального обучения (игра на музыкальном инструменте, пение, работа с ритмом). В статье топически обозначены зоны коры головного мозга, вовлеченные в восприятие и обработку музыкальных впечатлений, в осуществление высоко координированной моторной активности, слухового контроля, восприятия мелодии и ритма. Указаны нейрокогнитивные особенности, формирующиеся у ребенка в процессе активного музицирования и при пассивном прослушивании музыки. Представлены данные о формировании определенных компетенций в процессе занятий музыкой и возможностях их последующего совершенствования в иных аспектах образовательной деятельности, в спорте, в изучении иностранных языков, в становлении эмоционального интеллекта, в тренировке адаптивности и когнитивной гибкости.

Ключевые слова: психическое развитие детей, речь, нарушение развития, высшие психические функции, праксис, эмоциональный интеллект, влияние музыки, музыкотерапия.

(Для цитирования: Белоусова М.В., Казиник М.С., Меркулова В.А., Футина Н.В. Развитие высших психических функций посредством занятий музыкой: нейрокогнитивные аспекты музыкального обучения. Практическая медицина. 2021. Т. 19, № 1, С. 22-28)

DOI: 10.32000/2072-1757-2021-1-22-28

M.V. BELOUSOVA1, M.S. KAZINIK2, V.A. MERKULOVA3, N.V. FUTINA4

1Kazan State Medical Academy — Branch Campus of the RMACPE MOH Russia, Kazan

2Musical expert of the Nobel Concert, Moscow

3Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology, Moscow

4Children's Music School No. 7 named after A.S. Klyucharev, Kazan

Development of higher mental functions through music lessons: neurocognitive aspects of music learning

Contact details:

Belousova M.V. — PhD (medicine), Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology Address: 11 Mushtari St., Kazan, 420012, tel.: +7 (843) 272-41-51, e-mail: belousova.marina@mail.ru

The article contains theoretical material on higher mental functions and neurocognitive mechanisms involved in providing various forms of musical learning (playing a musical instrument, singing, working with rhythm). The article provides a niveau identification of the areas of the cerebral cortex involved in the perception and processing of musical impressions, in the implementation of highly coordinated motor activity, auditory control, perception of melody and rhythm. The neurocognitive features are indicated that are formed in a child during active music playing and during passive listening to music. The article provides information on the formation of certain competencies during music lessons and the possibilities of their subsequent improvement in other aspects of educational activities, in sports, in the study of foreign languages, in the development of emotional intelligence, in the training of adaptability and cognitive flexibility.

Key words: mental development of children, speech, developmental disorder, higher mental functions, praxis, emotional intelligence, influence of music, music therapy.

(For citation: Belousova M.V., Kazinik M.S., Merkulova V.A., Futina N.V. Development of higher mental functions through music lessons: neurocognitive aspects of music learning. Practical medicine. 2021. Vol. 19, № 1, P. 22-28)

Проблемы своевременного психического и речевого развития детей в современных условиях являются актуальными и заслуживающими внимания. Избыточная цифровизация пространства современного детства, наряду с неоправданно ранним знакомством ребенка с гаджетом с первых лет жизни, активное замещение техногенными устройствами подвижных игр, речевой коммуникации, сенсорного опыта, безусловно, влияет на формирование высших психических функций и речи [1]. В нейропсихологии высшие психические функции определяются, согласно А.Р. Лурии, как «социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления» [2, 3]. Социальное «происхождение» психической функции предусматривает запрос на ее развитие и становление извне — из социума, из ожиданий родителей, из требований семейной системы. Если функция (например, речь) не «запрашивается» (родителей устраивает, что ребенок трех лет занят с гаджетом, не досаждает им вопросами, не разговаривает самостоятельно, но демонстрирует ориентированность в быту и понимание обращенной речи), то полноценное становление речевой функции не инициируется. Таким образом, именно востребованность психической функции и речи в активной деятельности и взаимодействии с другими людьми (на фоне сохранных и зрелых структур нервной системы) определяет ее формирование и масштабность ее представленности.

Музыка приходит в жизнь ребенка раньше, чем речь. Ребенок развивается под ритмичные звуки «метронома» материнского сердца. Внутриутробно ребенок способен ощущать звуки музыки, голоса родителей, улавливать разницу их частотной и тембровой окраски и эмоционально реагировать на них. Вокализация (гуление, певучий лепет, интонирование) на первом году жизни ребенка — это неотъемлемый и важный доречевой этап становления речи, определяющий дальнейшее речевое, когнитивное, эмоциональное развитие. Правополушар-ный акустический гнозис (включающий, помимо непосредственного восприятия музыки и ритмов, интонирование, эмоциональную окраску речи) первичен относительно левополушарной импрессивной речевой функции и может считаться базовой пред-речевой психической функцией. Интонационно-информативное родство музыки и речи замечено не только учеными и музыкантами [4], но и специалистами, работающими с детьми с нарушениями в развитии [5], и широко используется в реабилитационных программах.

Во время музыкальных занятий, посредством освоения языка музыки и формирования определенного навыка, запрашивается развитие психической функции, его обеспечивающей. Для понимания вовлеченности зон головного мозга в процесс восприятия и обработки музыкальных впечатлений, а также для реализации сложных моторных актов,

требуемых для исполнения музыкального произведения, предлагаем рассмотреть конкретный вид музыкальной деятельности и структуры головного мозга, обеспечивающие ее реализацию.

Анализ нотного текста включает следующие этапы: распознавание ноты, ее длительности и расположения на клавиатуре, понимание ритмического рисунка мелодии, изображенной последовательностью нот. Исполнение музыкальной фразы включает также определение штриха и мелодической интонации. Приведем пример нейропсихологического анализа разбора мелодии по нотам.

На первом этапе ученику надо понять, что за нота написана, в какой она октаве, какова ее длительность. Для распознавания ноты, как пространственно ориентированного графического элемента, требуется участие вторичных зрительных полей (затылочные отделы левого полушария (ЛП)), функцией которых будет опознание ноты как таковой, её длительности и третичных (ассоциативных) оптико-пространственных полей, относящихся к те-менно-затылочным отделам преимущественно правого полушария (ПП), которые будут распознавать положение ноты на нотном стане, благодаря чему нота обретет «имя». Называние ноты, понимаемое как соотнесение узнанного звука с подходящим наименованием, происходит благодаря работе за-тылочно-височного перекреста ЛП.

Ученик распознал, какие ноты написаны на нотном стане. Чтобы написанную ноту услышать «внутренним слухом» («про себя»), необходимо участие правой височной области с опорой на модально-специфическую акустическую (слуховую неречевую) память. Если педагог просит спеть «фа», то, чтобы распознать и соотнести со звуковым образом не собственно услышанный звук, а услышанное название ноты, потребуется модально-специфическая слухоречевая память, сосредоточенная в зоне Т2 (височная зона) ЛП.

Распознав ноту, надо найти ее расположение на клавиатуре. Есть особенности, зависящие от инструмента: на фортепиано — музыкант «видит» ноту, на скрипке — нет. Соотношение зрительного образа ноты с ее расположением на инструменте обеспечивается содружественной работой нескольких зон мозга. С одной стороны, поскольку ряд клавиш однороден (в нем нет разнообразия цветов, форм, дополнительных символов), то узнавание складывается за счет понимания пространственного расположения клавиши — это функция оптико-пространственного гнозиса, реализуемая за счет теменно-затылочных отделов ПП. С другой стороны, процесс узнавания нот при взгляде на инструмент сопоставим с процессом различения на улице домов, лиц, моделей машин, то есть требуется целостный образ, чтобы определить деталь из него. Эта функция обеспечивается нижними отделами височной области ПП, на пересечении с затылочными отделами. Этот процесс требует высокой

симультанности восприятия, то есть данная возможность рождается благодаря целостной работе правого полушария.

Чтобы исполнить серию из нескольких нот, необходимо не только знать расположение клавиш, но и понимать длительности нот и организацию нот в ритмический рисунок. Непосредственно длительность звука определяется на уровне ощущений, то есть обрабатывается в первичных полях височных отделов как правого, так и левого полушарий. Однако понимание длительности звука в рамках ритмического рисунка связано уже с его восприятием, то есть с работой височных отделов ПП — это функция акустического гнозиса.

Зная длительность нот и их расположение на клавиатуре, надо реализовать звукоизвлечение за счет координированных пальцевых движений. Организация моторной деятельности руки включает: 1) возможность придать кисти требуемую позу (у пианистов — высокий свод с опорой на пальцы) и произвольно сохранять её, умение переносить позу на другую руку, удержание позы и возвращение к прежней позе при переменах положения кисти (а значит — удержание требуемой позы в памяти) — эти умения осуществляются за счет кинестетического праксиса и ассоциируются с работой верхнетеменных отделов как правого, так и левого полушария, перекрестно по отношению к рукам; 2) передача позы от одной руки к другой требует также активного функционирования мозолистого тела; 3) контроль за движением пальцев происходит благодаря деятельности третьего структурно-функционального блока мозга (по А.Р. Лурии), преимущественно моторных отделов как ПП, так и ЛП, разноименно с руками, которые программируют очередность движений, их точность и переключение между ними, а также префронтальных отделов, ответственных за общую регуляцию движений и сохранение сформированной программы деятельности.

Важно напомнить, что в зависимости от музыкального инструмента есть различия в целевых задачах для каждой руки. Так, у скрипачей левая рука (у правшей) отвечает за интонацию (за попадание на ноту на грифе), за «обогащение» звука (вибрато); а правая рука — за «озвучание» ноты, за силу звука (динамика), способ звукоизвлечения (штрих), ритмическую организацию звука.

Для исполнения серии нот двумя руками требуется координация деятельности обеих рук. Для игры на музыкальном инструменте важно несинхронное использование каждой руки — каждая рука должна выполнять свою программу действий. Это достигается, с одной стороны, за счет закрепления разных программ (работа моторных лобных отделов обоих полушарий), а с другой стороны — благодаря сформированному межполушарному взаимодействию, реализующему функцию реципрокной координации благодаря мозолистому телу.

Более сложный вид деятельности — игра по нотам — включает описанные выше этапы и новые, такие как:

- акцент на интонирование мелодии — качество интонирования в экспрессивной деятельности (при игре) зависит от качества восприятия интонационной окраски, за данную функцию отвечают височные отделы ПП;

- эмоциональная окраска — восприятие и последующее выражение при игре эмоциональной окраски также связаны с работой височных отделов

ПП, однако требуют активного участия лимбиче-ской системы, которое достигается за счет ассоциативных проводящих путей, обеспечивающих связь между этими отделами;

- слуховой контроль — обеспечивается одновременной реализацией в височной коре ПП нескольких высших психических функций: акустический гнозис позволяет осознавать исполняемое произведение, а модально-специфическая акустическая память одновременно имеет верный образ музыкального произведения. Благодаря сличению двух (внутреннего и внешнего) музыкальных образов протекает контроль над исполнением;

- точность моторных движений пальцев — помимо кинетического праксиса, который локализован в моторных отделах лба ПП и ЛП, точность игры также определяется верным взаимодействием с пространством инструмента. Таким образом, требуется реализация функции оптико-пространственного праксиса, который, в свою очередь, базируется на аналогичной гностической функции и локально связан с теменно-затылочными отделами ПП.

Еще более сложный вид деятельности — игра наизусть двумя руками. Для ее осуществления наряду с вышеописанными механизмами будет в полной мере задействована опора на память — слуховую, ритмическую, моторную. Функции модально-специфической памяти тесно связаны с соответствующими видами гнозиса и праксиса и локально располагаются в тех же отделах мозга: акустическая — в височных отделах пП, а моторная — в моторных отделах лба ПП и ЛП.

Формирование навыка чтения с листа (умения сыграть незнакомое произведение, глядя в ноты) подразумевает развитие особых качеств восприятия информации. Для этого вида деятельности требуется:

- быстрота реагирования (произведение видится и исполняется впервые). Высокая скорость реакции подразумевает как высокую сформирован-ность функции, которая должна быть реализована, так и высокий уровень активации нервной системы. Для умения сыграть незнакомое произведение, глядя в ноты, потребуются не только закрепленные на уровне навыка действия, обсуждаемые ранее в разделе «игра по нотам», но и успешное функционирование первого структурно-функционального блока мозга как на уровне стволовых отделов (обеспечивает тонус и распределение внимания), так и на уровне медиобазальных лобных и височных отделов (обеспечивает устойчивое произвольное внимание), а также сформированность корково-подкорковых связей, обеспечивающих взаимосвязь между этими функциональными уровнями;

- умение быстро искать в нотном тексте фрагменты «знакомых» конструкций (гаммы, секвенции, повторяющиеся ходы) и ориентироваться на них, а не на последовательное чтение каждой ноты. Для реализации данного умения необходимо непосредственное знание того, что можно встретить в музыкальном произведении (узнавание подразумевает предварительное «знакомство» с объектом узнавания). Соответственно, гаммы и другие конструкции должны быть надежно сохранены в памяти, причем в данном случае уместно говорить о модально-неспецифической памяти, так как должен быть сохранен целостный образ — звуковой, зрительный, моторный, к которому как раз и можно обратиться при помощи различных модальностей восприятия, то есть в наибольшей степени эта

функция будет ассоциироваться с работой гиппо-кампа в лимбической системе. За восприятие данных конструкций на нотном листе в виде целостного образа, а не в виде отдельных нот отвечает функция симультанности восприятия, связанная с целостной работой ПП, а со стороны зрительного восприятия этих конструкций на нотном листе — затылочные отделы ПП, реализующие зрительный симультанный гнозис;

- «моторная дискоординация»: руки играют, а глаза смотрят на 1-2 такта вперед — для реализации этого умения требуется высокий уровень контроля над протеканием деятельности, так как его снижение привело бы к наличию «эхопраксий» (то есть реализации в движении того, что видит музыкант непосредственно в данный момент, а не предыдущего фрагмента). Это реализуется за счет функции регуляторного праксиса, ассоциированного с префронтальными отделами лба. Также необходима легкость в переключении внимания между несколькими модальностями (вижу, исполняю, слышу результат исполнения), что обеспечивается работой диэнцефальной области мозга. Наличие большого количества сформированных ассоциативных путей в мозге, обеспечивающих множественные связи между различными отделами, участвующими в обеспечении игры на музыкальном инструменте, позволяет снижать необходимость контроля и, таким образом, улучшает качество игры с листа.

Один из обязательных разделов музыкального образования — работа с ритмом, которая включает освоение последовательных этапов:

- понимание ритмического рисунка обеспечивается непосредственно акустическим гнозисом, который в одной из своих форм и является восприятием ритмов и локализован в височных отделах ПП;

- воспроизведение (простукивание) ритма рукой требует качественной реализации кинетического праксиса, предусматривающего составление программы движений и ее реализацию, топически связанного с моторными отделами лба перекрестно с рукой. Успешная передача импрессивной информации для её экспрессивного выражения возможна при условии наличия качественных функциональных связей между передними и задними отделами головного мозга, а также между правым и левым полушарием через комиссуры мозолистого тела;

- контроль за правильностью обеспечивается за счет слухового образа (сличение звукового образа воспроизведенного ритма с исходным, производящимся за счет функций височных отделов ПП) и посредством моторного контроля над действиями руки, производимого префронтальными отделами лба;

- простукивание ритма по имитации педагога с опорой на визуальный анализатор реализуется за счет функции, эквивалентной символическому праксису, но с опорой не на абстрактное значение, а на реальные действия. Это «имитационный» праксис, который осуществляется за счет формирования зрительно-пространственно-слухового образа в зоне теменно-височно-затылочного перекреста (ТРО) правого полушария с последующей передачей информации по длинным ассоциативным волокнам в передние (моторные) отделы мозга (верхний продольный пучок). Также может требовать участия мозолистого тела для передачи информации из одного полушария в другое (при моторном использовании правой руки).

Еще один важнейший и универсальный аспект интеграции музыки в жизнь каждого человека — пение. Рассмотрим высшие психические функции, помогающие осуществлять как простую вокализацию, так и профессиональное вокальное исполнение.

Пропевание мелодии по нотам предусматривает:

- распознавание ритма — обеспечивается акустическим гнозисом, который локализован в височных отделах ПП;

- называние нот с определением их звуко-высотности в данном ритмическом рисунке — для этого необходимо узнавание нот (сличение их с внутренним образцом звучания, хранящимся в модально-специфической памяти, обеспечивается функциями височной области пП); слухоречевая модально-специфическая память, обеспечивающая правильное наименование нот, топически расположенная в зоне Т2 (височная область) ЛП, а также наличие связей между этими отделами (передняя комиссура и мозолистое тело), позволяющих согласовывать и использовать как неречевую, так и речевую информацию;

- управление голосом — обеспечивается как на произвольном, так и на непроизвольном уровне. За счет кинестетического орального праксиса происходит правильная постановка позиции для извлечения звука (работа верхнетеменной области ПП и ЛП). Кинетический праксис реализует переключение между артикуляционными позами, что обеспечивает динамическое изменение как звуков, так и характеристик голоса (работа моторных отделов ПП и ЛП). Неречевой слуховой гнозис осуществляет контроль над слуховым образом пропевания (височная область ПП). За счет работы базальных ядер непроизвольно обеспечивается и поддерживается общая регуляция движения, в том числе необходимый тонус и помощь в поддержании позы;

- контроль дыхания — осуществляется преимущественно на уровне ствола мозга, но может дополнительно произвольно регулироваться со стороны моторных отделов лба за счет произвольной мышечной активности, влияющей на глубину вдохов и выдохов.

Для пения без зрительной опоры на ноты или текст требуется ко всем вышеперечисленным высшим психическим функциям добавить следующие:

- память — для пения требуется целостное запоминание песни со всеми ее компонентами (мелодией, словами, временем вступления и т. д.), которое обуславливает модально-неспецифическая память, связанная с работой диэнцефальной области мозга (кратковременная память нужна для формирования образа, переключения между различными образами, противодействует смешению нескольких песен в одну) и с участием гиппокампа в лимбической системе (длительное хранение и воспроизведение образа). Важны также модально-специфические виды памяти — умение запоминать слова и мелодию, что ассоциируется с работой височных отделов Лп и ПП;

- слуховой контроль мелодии — осуществляется за счет умения обрабатывать песню и ее слова в виде звукового образа (мелодии) для последующего ее сличения с образцом. Он реализуется на уровне взаимодействия височных отделов ПП и ЛП, благодаря передней комиссуре и мозолистому телу;

- вербальный контроль слов песни — производится за счет осознанного восприятия пропе-ваемых слов. Основной сложностью является пер-

вичность мелодии над словами (в том числе при исполнении a capella), из-за чего слова начинают обрабатываться не в левом полушарии, где они могли бы быть восприняты как «речевой материал», а в правом, где они превращаются в целостный мелодический образ, из которого сложно выявить какой-то один конкретный элемент. Таким образом, для успешного контроля требуется активное включение зоны T1 (височной области) левого полушария, отвечающего за модально-специфическое слухоречевое внимание. Этот механизм объясняет нейропсихологическую сущность наиболее частой жалобы большинства оперных певцов: «когда пою - забываю слова»;

- понимание текста — связано с наличием обширного словарного запаса, который консолидируется в слухоречевой памяти (зона Т2, височная область ЛП). Текст песен / арий может активно использоваться в сложных речевых конструкциях, логически осмысляться и интерпретироваться, то есть обрабатываться семантически, за что отвечает зона ТРО левого полушария (перекрест височных, теменных и затылочных отделов);

- расставление дыхательных пауз — протекает благодаря функционированию эфферентной моторной стороны речи. Эта функция позволяет оформлять предложения, строить и понимать синтаксическую структуру, благодаря чему дыхательные паузы не только получают моторное обеспечение, но и согласуются с ритмической и смысловой структурой песни. Данная функция реализуется при участии зоны Брока в премоторных лобных отделах ЛП.

Пение под собственный аккомпанемент предусматривает суммацию всех вышеперечисленных нейропсихологических механизмов обеспечения функции пения и игры на музыкальном инструменте, в сочетании с такими функциями, как:

- слухоречевой контроль (чистота интонации). Интонационная сторона речи с точки зрения функционирования является не речевой, а акустической функцией, так как формирует мелодический образ, а не смысловое содержание высказывания, и требует активной работы со стороны височных отделов ПП. Для согласования интонации с содержательной стороной песни необходимо взаимодействие на уровне мозолистого тела и передней ко-миссуры с височными отделами ЛП;

- совпадение смысловых акцентов в пении и аккомпанементе — достигается за счет выразительных средств голоса и взаимодействия с музыкальным инструментом, то есть требует моторной содружественности артикуляционного аппарата и рук. Данная функция реализуется за счет работы моторных лобных отделов как ПП, так и ЛП, с контролем как со стороны префронтальных отделов (регуляторный праксис), так и со стороны височной области ПП (сличение пения и аккомпанемента на предмет акустического соответствия) с обеспечением обратной связи по проводящим путям (fasciculus uncinatus).

Пение в хоре как элемент коллективного музицирования имеет свои нейропсихологические особенности. Ко всему описанному ранее следует добавить, что для этого вида пения важно:

- умение абстрагироваться от партии, которую поет сосед, и петь свою. Это умение достигается за счет управляющих функций мозга, локализованных в префронтальных лобных отделах и обеспечивающих сопротивление средовым воздей-

ствиям в процессе реализации собственной деятельности;

- умение слышать свой голос в многоголосии: узнавание собственного голоса строится на функции акустического (неречевого) гнозиса, так как опора при узнавании идет не на исполняемые слова, а на характерные выразительные особенности, присущие именно этому человеку. Данная функция ассоциируется с работой височных отделов ПП;

- для развития дифференцированного музыкального слуха в хоре полезно разучивать и исполнять средние, а не крайние голоса (сопрано, альты).

Пассивное прослушивание музыки — в качестве фонового сопровождения деятельности или в качестве проведения досуга — также активирует ней-рональную активность в соответствующих задачам корковых зонах. Для прослушивания музыки необходимо участие следующих высших психических функций:

- восприятие музыки без слов — в первую очередь задействуется функция музыкального гно-зиса, который является одним из типов акустического (слухового неречевого) гнозиса и располагается в височной области ПП. Однако в зависимости от различных обстоятельств (знакома ли эта музыка, нравится она или, наоборот, вызывает раздражение) также актуализируются и другие высшие психические функции. Так, узнавание знакомой мелодии может требовать ее называния, указания на авторство или осознавания ситуации, когда еще эта мелодия была услышана, и, таким образом, помимо модально-специфической акустической памяти, которая также расположена в височной области ПП, будет подключаться слухо-речевая память, расположенная в зоне Т2 (височная область) ЛП, а также структуры модально-неспецифической памяти, отвечающие за опосредованное воспроизведение информации (медиобазальные лобные и височные отделы) и за длительное хранение информации (гиппокамп в лимбической системе).

Эмоциональная реакция на прослушивание музыки возникает благодаря прохождению импульса по проводящим путям, соединяющим височную область ПП с миндалиной и последующим включением в процесс гиппокампальной извилины (лимби-ческая система). Также любопытным может быть возникновение некого визуального, ассоциативного ряда в ответ на прослушивание музыки, так как в данном случае зрительное воображение тесно связано со зрительным узнаванием и реализуется благодаря функционированию затылочных отделов ПП;

- прослушивание музыки со словами — помимо вышеописанного требует понимания слов, то есть слухового речевого гнозиса - зона Вернике (зона Т1 / височная область ЛП). Припоминание слов в знакомой песне является функцией слухо-речевой памяти (зона Т2 / височная область ЛП). Если человеку не знакомы слова песни, или знакомы лишь частично, в этом случае можно заметить, что часто предпринимается попытка предсказать слово не только на основании содержания (что связано с уже описанной зоной Т2), но и с рифмой или ритмическим узором мелодии, что обозначает постоянное участие височной области ПП не только в процессе прослушивания музыки как таковой, но и в процессе восприятия слов песни, и этот процесс обеспечивается работой мозолистого тела, благо-

даря которому информация передается из одного полушария в другое;

- прослушивание на незнакомом языке —

при этом речь воспринимается именно как речь, а не как мелодия, даже в том случае, если язык нам не знаком. Однако столкновение с неизвестным вынуждает человека искать какие-то знакомые комбинации звуков и как будто «узнавать» какие-то слова из песни, что также связано с активностью зоны Вернике (зона Т1 / височная область ЛП).

Таким образом, все виды музыкальной деятельности (игра на музыкальном инструменте и пение, работа над ритмом или над интонацией, разбор нотной грамоты или пассивное прослушивание музыки) не только активируют специфические мозговые зоны, относящиеся к акустическому гнозису, ассоциированные чаще всего с височной корой, но и зоны, топически связанные с речью, тонкомоторной активностью, формированием произвольной регуляции собственной деятельности и волевого контроля над поведением, то есть. височные отделы ЛП и переднюю кору больших полушарий. Кроме того, музыкальная деятельность способствуют появлению многочисленных нейрональных связей, обуславливающих корково-подкорковое и межпо-лушарное взаимодействие.

Во время занятий музыкой активно развиваются и общие компетенции, наличие которых способствует успешности обучения в целом. Так, для деятельности, связанной с занятиями музыкой, как и при иных видах учебных, познавательных, спортивных занятий, требуется:

- устойчивая концентрация внимания на данной деятельности — реализуется благодаря развитой функции произвольного внимания в медио-базальной коре;

- сохранение правильной позы — обеспечивается произвольно на этапе ее формирования и постановки за счет кинестетического праксиса (верхнетеменные отделы ППи ЛП), а в дальнейшем поддерживается на уровне базальных ядер непроизвольно;

- эмоциональная вовлеченность — обеспечивается на уровне структур лимбической системы, входящих в состав первого структурно-функционального блока мозга. Кроме того, с лимбической системой тесно связаны ассоциативными проводящими путями височные отделы коры, благодаря чему происходит повышенная эмоциональная окрашенность слуховых и в частности музыкальных образов;

- мотивационный компонент — обеспечивается содружественной работой со стороны первого блока мозга (на уровне диэнцефальной области — формирование потребностей, оценка удовлетворенности, в лимбической системе — эмоциональная реакция на деятельность (позитивная реакция повышает мотивацию), в медиобазальных отделах — поддержание устойчивости внимания) и третьего блока (преимущественно со стороны префронталь-ных отделов - обеспечивается проверка результата, формирование образа успеха, на котором строится мотивация);

- организация и планирование своей деятельности — обеспечивается на уровне третьего блока мозга, начиная от моторной коры, если говорить о формировании двигательной программы, необходимой для игры на музыкальных инструментах, переходя к премоторной коре, которая отвечает за постановку цели и формирование алгоритма выпол-

нения деятельности, и, оканчивая префронтальной корой, которая осуществляет функцию контроля над реализацией сформированного плана деятельности и проверку ее результатов;

- многозадачность — требует с высокого уровня формирования каждого отдельного востребованного навыка, что обозначает высокую задей-ствованность различных отделов мозга. Так как сложные виды деятельности, к которым относится игра на музыкальных инструментах, подразумевают одновременное подключение и взаимоконтроль со стороны различных отделов мозга, высокие требования предъявляются ко всем типам проводящих путей (ассоциативным, комиссуральным, проекционным). По сути, многозадачность, помимо выполнения самих задач, подразумевает и качественный контроль над ними, что обозначает необходимость успешной работы стволовых отделов мозга, обеспечивающих общую активацию нервной системы (то есть энергетический потенциал, который будет направлен в активную деятельность); диэнцефальной области мозга (поддержание баланса между произвольными и непроизвольными видами деятельности, переключением между ними) и префронталь-ных отделов лба, обеспечивающих контроль над протекающей деятельностью.

Таким образом, занятия музыкой выступают как уникальный, эволюционно проверенный, активный симулятор-тренажер для развития корковых мозговых зон, как моделирующее устройство для единовременной включенности в мозговую деятельность обширных зон коры головного мозга, подкорковых образований, комиссуральных волокон и проводниковых структур. Эта деятельность, будучи сложной по структуре и энергозатратной по ресурсам, способствует высокой метаболической активности и интенсивности кровотока в зонах мозга, реализующих требуемые психические функции, что помогает достигать запланированных результатов не только в рамках занятий музыкой, но и глобально — в развитии психических функций (памяти, внимания, мышления, интеллекта, речи) в целом.

Фактически, все задействованные в музыкальном занятии психические функции определяют когнитивный профиль ребенка.

Развивая слухоречевую память, музыка открывает дорогу успешному изучению не только родного, но и иностранных языков.

Все виды праксиса, оттачиваемые музыкой, обеспечивают не только беглость пальцев и высокую тонкомоторную активность — они способствуют пониманию схемы своего тела, развивают умение осознанно координировать моторику, управлять движениями мышечных групп, распределять напряжение, чередуя двигательную активность с релаксацией. Это незаменимые базовые компетенции для эффективных занятий спортом, йогой, хореографией, а также для учебной деятельности, так как определяют качество развития письменной речи. Умение удерживать эргономичную правильную позу — это «вклад» в хорошую осанку. Все эти навыки совершенно необходимы современным детям, пребывающим в гиподинамии или в нефункциональной двигательной активности (статичные напряженные позы при игре с гаджетом).

Развиваемые в процессе занятий навыки самоконтроля, волевой регуляции собственного поведения и деятельности, умение контролировать свои побуждения, блокировать импульсивные эмоциональные реакции, мобилизация перед публичными

выступлениями, осознанное внимание — все эти компетенции крайне необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с нарушением произвольной регуляции собственного поведения и деятельности. Очень часто в современных семьях у детей эти функции не «запрашиваются» и, соответственно, не формируются в полном объеме, что отражается на дисциплинированности, внимательности и волевом потенциале современных школьников.

Способность мотивировать себя на улучшение результата деятельности, на более внимательное, осознанное исполнение (например, чтобы сократить число повторов фрагмента произведения в качестве «работы над ошибками») - все эти полезные навыки, развиваемые в процессе музыкальных занятий, будут в дальнейшем способствовать развитию когнитивной гибкости, умению выбирать приоритетное направление деятельности и результативные пути его достижения, помогут избежать прокрастинации и научат жить «здесь и сейчас».

М.С. Казиник, открывая концерт для Нобелевских лауреатов, обращаясь ко всем слушателям, постоянно повторяет: «Дорогие родители! Если хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к возможной Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии. Начинайте с музыки. Ибо в музыке скрыты все формулы всех наук...» [6]. Раннее знакомство с ритмом и счетом, с длительностями и размером и, главное, прикладной характер этих математических знаний, воплощенных в моторном усилии, а также построение гамм и секвенций, нахождение в тональности интервалов и аккордов — все это способствует корковой активности в зонах, обеспечивающих математические операции. Восприятие чисел и формул, пространства и времени реализуется за счет зон теменной, затылочной, нижневисочной и префронтальной коры, активно тренируемых в процессе музыкальных занятий. Таким образом, занятия музыкой способствуют развитию математического мышления и логики, пространственных представлений и аналитических способностей, умению ощущать время и управлять им.

Умение понимать свои чувства, владеть собой и корректно проявлять свои эмоции, распознавать эмоции других и выстраивать коммуникации, ориентируясь на состояние собеседника, — все это входит в понятие «эмоциональный интеллект». Он формируется в семье, где ребенок получает первые уроки по проявлению заботы и оказанию помощи, по тактичности и умению «считывать» эмоции родителей. Однако если в семье каждый «сам по себе», каждый погружен в свой гаджет и эгоцентрично фиксирован на собственных желаниях, эмоциональный интеллект ребенка в полной мере не развивается.

На занятиях музыкой эмоциональный интеллект формируется под воздействием музыкальных образов и чувств, рождающихся во время исполнения и передаваемых в игре, за счет восприятия эмоций и смыслов, заложенных в произведениях классиков и попытки понять ощущения, переживания и боль других. Навыки эмоционального интеллекта требуются для игры в ансамбле или в оркестре, для пения в хоре и для сольного исполнения. И, развивая его на занятиях музыкой, ребенок приобретает не только хорошие коммуникативные способности, но и эмпатию, и когнитивную гибкость, эмоциональную осознанность и социальную ответственность, стрессоустойчивость и способность к успешной и быстрой адаптации. В стрессогенных условиях современной жизни эти качества очень нужны детям и взрослым.

Музыка — это возможность окунуться в творчество и игру. Но игру не по прописанным программным протоколам, как в интерактивных развлечениях, а по собственным внутренним побуждениям, открывая в себе исполнителя, импровизатора, творца.

Таким образом, музыка является универсальным, экологичным, безопасным и мощным стимулятором когнитивного, речевого, эмоционального и моторного развития. И занятия музыкой, воспитание ребенка с помощью классической музыки — это путь воспитания уникальной, зрелой, созидающей, гармоничной личности и возможность сохранить гения в каждом ребенке.

Белоусова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://orcid.org/0000-0002-8804-8118

Меркулова В.А.

https://orcid.org/0000-0002-2703-7087

Футина Н.В.

https://orcid.org/0000-0002-5539-2836

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Остудина А.А. Психическое здоровье современных школьников: распознавание угроз и перспективы их устранения // Практическая медицина. — 2019. — Т. 17, № 5. — С.16-21.

2. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: АСТ АстрельТранзиткнига, 2005. — 384 с.

4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — Москва. АОЗТ «Антидор», 1998. — 363 с.

5. Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ // Современное дошкольное образование. — 2017. — № 9 (81). — С. 22-27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ iz-opyta-primeneniya-muzykoterapevticheskogo-podhoda-v-rabote-po-formirovaniyu-kommunikativnoy-initsiativy-u-detey-s-ovz (дата обращения: 22.01.2021).

6. Материалы сайта http://kazinik.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.