Научная статья на тему 'Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации'

Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONALIZATION / PERSONALITY / EDUCATION / HUMANITARIANISM / ADAPTIVITY / MOBILITY / CONSCIOUSNESS / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есаулова Марина Борисовна

В статье обоснованы стратегии интенсификации высшего профессионального образования как осмысление возможностей гуманитарной персонологии в контексте современного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of higher vocational-pedagogical education: aspect of personalization

Strategies of intensification of higher vocational education are justified by the comprehension of possibilities of humanitarian personalization in the context of modern education are justified

Текст научной работы на тему «Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации»

М. Б. Есаулова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АСПЕКТ ПЕРСОНИФИКАЦИИ

В статье обоснованы стратегии интенсификации высшего профессионального образования как осмысление возможностей гуманитарной персонологии в контексте современного образования

Цели современного образования предопределяют его важнейшие гуманитарные эффекты и детерминируют желаемые качества развития социума и личности.

«Адаптивность» и «мобильность» представляются сегодня знаковыми характеристиками образованного человека, обобщенные модели его поведения, «адекватные» меняющемуся миру. Это педагогические аналоги психологических феноменов детерминации и самодетерминации регулируемого и са-морегулируемого поведения.

Адаптивность и мобильность как понятия, отражающие важнейшие стратегии человека, определяют разную позицию человека в обществе. Понятийная общность их связана с поиском человеком оснований для определения своей идентичности во внешней среде. Различие - в степени сохранения им своего «Я». Семантическая поляризация этих понятий отражает ограниченное ими поле интенций, определяет важнейшие гуманитарные поиски современной личности как в жизни, так и в профессии.

Человек «адаптированный» в большей степени подчинен социальным стандартам. Его отличает скорее конформистский, чем персонифицированный путь развития. Хотя внешне он в наибольшей мере «погружен» в социум, его «отдача» общественным интересам ограничивается удовлетворением собственных насущных потребностей. При этом в условиях адаптировавшей его среды он чувствует себя вполне комфортно и живет так, как «предписано» значимым для него - референтным - окружением.

Человек «мобильный» скорее предпочитает самостоятельно определять линию своего поведения, при этом «сохраняя себя», как принципиальную жизненную позицию. В ситуации глобализации, при высоком темпе роста информационного и культурного ресурса, он все больше стремится сохранить ав-

тономность и независимость своего поведения, личного жизнестроительства. Его активность чаще всего, не ограничивается насущными потребностями. Он мобилен ради достижения поставленных жизненных целей. Современный мобильный и активно действующий на основе саморегуляции человек в постоянно меняющемся мире все в большей мере персонифицирует свою жизнь в обществе. Он предпочитает опираться на те личностные механизмы, которые поддерживают его исключительность и самобытность, он сознательно развивает собственную рефлексивную критическую и самостоятельную позицию, вырываясь из «психологического симбиоза» (Э. Фромм] со сложившимся вокруг него окружением.

Персонифицированная образовательная ситуация - это проективная ситуация: каждый субъект сам определяет, что ему нужно и к чему он стремится в образовании, во что он вкладывает свои ресурсы, время, здоровье, деньги. В жизни становится все больше таких ситуаций, когда ничто и никто не сможет подсказать, как действовать, когда человек сам принимает решения. Образование должно помочь субъекту научиться самому осуществлять выбор в огромном и великом культурном наследии, согласовывать его со своими осознанными интересами и потребностями, принимать личностно значимые решения.

Не случайно, все «4 столпа образования XXI века», о которых заявила ЮНЕСКО (уметь учиться; уметь работать вместе; уметь жить с другими и уметь просто жить»], - это ведущие «жизненные» умения, которые помогают человеку найти свой жизненный путь в постоянно и интенсивно изменяющемся мире. В том числе и профессиональный путь.

Лиссабонская конференция (2000 г.] подтвердила те же ценности, особенно подчеркнув значимость пожизненного обучения:

- овладение конкретным человеком способами организации своей познавательнотворческой деятельности («умение учиться»];

- ориентация человека на понимание сути, сущности вещей и деятельности, а не на формализованное усвоение разного набора сведений и знаний; формирование собственных смыслов учения и жизнедеятельности, в том числе профессиональной, на основе согласования этого понимания с программой своей жизни;

- овладение способами успешного решения профессиональных задач в совместном труде («уметь работать вместе, в команде»];

- овладение способами толерантного общения с другими людьми (в любых формах осуществления контактов - уметь жить с другими];

- овладение способами организации собственной жизни, основанной на принципах экологичности, социальной успешности -уметь просто жить и т.п.

В настоящее время наряду с понятием «индивидуализация» образования все чаще фигурирует понятие «персонификация». Философия образования и культурология, исследуя современные тенденции гуманизации и гуманитаризации общества, связывают с этим важнейшие задачи образования - обоснование методов персонификации образовательных процессов, которые способствовали бы «открытию себя» (И. Кон], формированию таких личностных свойств и способностей, как самопонимание, самооценка и самопро-гнозирование себя и своей деятельности. Персонификация как подход и метод в вузовском образовании не является отдельным изолированным подходом, а органически включается в современные активные методы обучения.

Спецификой персонификации является перенесение «центра тяжести» на внутренние психологические процессы, связанные с осознанием и личностной интерпретацией существующего опыта и созданием нового опыта в собственной практике.

Если обратиться к современному вузовскому образованию, то реализация его ценностей уже заложена в образовательных стандартах, что обозначается как набор компетенций, которыми овладевает студент по каждой изучаемой дисциплине. Этот стандарт включает в себя перечень способностей студента к использованию полученных знаний

при решении профессиональных задач, а также реализации его жизненных позиций и ценностных ориентаций. Эти компетенции отражают внутреннюю позицию личности и ее проявления в поведении. Главный термин, обозначающий эту позицию, - самостоятельность, т.е. полная готовность без дополнительных указаний, помощи со стороны, «сопровождения» успешно ориентироваться в новых ситуациях социальной жизни и эффективно решать новые задачи профессиональной деятельности.

«Выход в метапозицию» - это новая роль, которая обеспечивает самостоятельность в поведении человека. Такая позиция может не сформироваться или сформироваться недостаточно, если в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения эта способность специально не отрабатывалась как методологическая культура обучающегося.

Оптимальный путь развития проблемноаналитического, проблемно-рефлексивного мышления обучающегося - в создании в учебном процессе ситуаций, постоянно требующих самостоятельного решения новых, постепенно усложняющихся задач. Это реализуется при обучении методом «открытия для себя» (С. Л. Рубинштейн] при выполнении проектной деятельности, а также при освоении обширной информации из различных источников. Решается важная гуманитарная задача образования - подготовить молодого человека к выбору для себя в той информации, которая добыта другими людьми и изложена в книгах, статьях, лекциях и на сайтах, того, что отвечает личностно осмысленному замыслу.

Привнесение индивидуальности обучающегося (и в этом смысле, персонифицирован-ности] в процессы познания при изучении гуманитарных дисциплин закрепляет за ними терминологическое определение «рефлексивные», «человекоцентрирующие», «понимающие» науки или «области знаний» - в отличие от точных наук. В этих терминах отражается включенность индивида в «продукт труда», т.е. в образовательный личностный эффект. Роль рефлексии и саморефлексии в деятельности будущего специалиста подчеркивается многими авторами; в меньшей степени изучаются эффекты, связанные с самооценкой студентом того влияния, которое оказывает обучение на развитие его творческих подходов к будущей профессиональной деятельности.

Рефлексивные процессы - не самоцель пе-реакцентуации внимания с социальности личности на ее индивидуальность, а лишь средство нового видения своей роли в обществе и возможности трансформации общества на этой основе. Тезис З. Баумана о том, что истинная природа человека заключена в его нравственности (любви и уважении к другому], бесспорен [1: 107]. Но именно поэтому обращение к нравственности каждого человека, культура самопонимания в этом главном качестве (наряду с пониманием возможности создавать, творить новое] и является важнейшим переломным этапом в творении общечеловеческой истории, взаимодействии каждого человека со всеми людьми как коллективным субъектом в социуме.

Перенесенная в сферу образования, эта проблема прорастает в аспект «индивидуальное - социальное». При этом далее она конкретизируется как проблема гармонизации востребованных обществом профессионально-ролевых позиций специалиста любой области труда с потребностями самого индивида, принятыми им смыслами жизни. Современная методология и философия образования обосновывают сущность потребности человека в новых формах поведения в жизни и образовании: социальная обусловленность новых целей и способов образования и их трансформации в личности, что отражено термином «персонификация».

В культурологии термин «персонология» обозначает особую форму проявления гума-нитарности в общественном сознании и поведении - «постчеловеческая персонология» [2]. В центре внимания при таком подходе к содержанию гуманитарности, оказывается проблема свободы и ответственности как главных детерминантов поведения человека гуманитарной культуры. Практически это еще один краеугольный камень, закладываемый философскими науками в основание новых подходов к интерпретации образования.

В контексте современных педагогических исследований используется ряд терминов, которыми обозначается направленность образования на усиление его личностных смыслов. Наиболее широко используется термин «личностно-ориентированное обучение», а также «персонализация» и «персонификация» обучения. Так, В. В. Сериков высказывает идею о сущностном проявлении личностно-ориентированного обучения в личностных эффектах обучающегося: факт индивиду-

ального привнесения обучающимся определенного содержания, внутренние смыслы, которые возникнут у обучающегося в результате освоения содержания [3].

Несколько иной подход к решению рассмотренной выше общей проблемы предлагают В. Ситаров и В. Грачев, которые формулируют принципы персонализации обучения [4]. Авторы видят задачу современной педагогики в том, чтобы осуществлять отбор содержания и конструирование новых технологий на основе принципов, которые требуют своего рассмотрения в контексте персонализации: «В контексте персонализации содержание высшего образования (в общем случае] должно выступить в качестве «языка культуры», который ученик осваивает, чтобы обрести способность к мышлению, пониманию, постижению сути происходящего в окружающем мире и своего места, своего «Я» в нем. На этом языке нужно научиться вести живой разговор с культурой, выстраивать логику своего диалога с социумом...» [4, с. 18].

Переход к персонализированному обучению предполагает и его перестройку на определенных принципах: обобщенность и фундаментальность; смысловая направленность; проблемность; открытость; конструктивность; гуманизация; альтернативность; гибкость и вариативность; исследовательская ориентация [5, с. 42]. Персонализация в педагогическом аспекте рассматривается как исходное условие и цель образования, а также как способ трансляции его содержания. Главная цель персонализации как фактора развития личности - стимулирование ценностносмысловой устремленности личности, развитие ответственности, становление субъектной позиции человека в системе общей социокультурной направленности образования.

Таким образом, если характеризовать процессы персонализации с позиции организации образовательных процессов во всех ее аспектах, включая и деятельность педагога (ан-драгога], на первый план выходят целевые аспекты образования, содержание и управление образовательными процессами, а также педагогические идеи и принципы их реализации в деятельности педагога, основанные на этих идеях.

Целью использования персонализации как стратегии и метода обучения является освоение обучающимися определенных модельных форм мышления и деятельности (в соответствии с социокультурными стандартами в ка-

ждой области познания и деятельности]. Поэтому методы персонализации можно считать своего рода освоением социокультурных ролей в познавательно-деятельностной сфере, основанных преимущественно на таких аксиологических основаниях, как социальное самоутверждение и самореализация личности по критериям социума (в любой социальной и профессиональной общности], осознание себя обучающимся, т.е. в определенной ролевой позиции в образовании, заданной социальными и культурными нормами, эталонами, моделями мышления, поведения, деятельности.

Персонификация есть тот способ обучения, который ведет к целенаправленному формированию механизма осознанного самостоятельного принятия решения, фиксации и оценивания его результатов. Рассматривая персонификацию обучения как педагогический принцип в организации единого образовательного пространства в вузе, Э. Самерханова определяет его как «необходимость рассмотрения человека не только в качестве личности, имеющей свои особенности, интересы и потребности, которые должны учитываться в образовании, но и в качестве уникальной природной многомерной системы» [6, с. 43].

Ссылаясь на принцип персонификации, сформулированный К. Вазиной, автор предлагает рассмотреть человека в обучении в его природной основе - с определенным набором задатков и способностей, которые обеспечивают ему существование и развитие в системе отношений с окружающим миром во всем многообразии его проявлений (природных, социальных, культурных и др.; в его уникальности как системы четырех миров - физического, сенсорного, интеллектуального, духовного] [6]. Такое понимание природной многомерной сущности человека определяет иные подходы к организации процесса обучения даже по сравнению с личностно-ориентированными, а тем более традиционными.

«Врастание в культуру» Л. С. Выготский считает основным механизмом становления личности в ее целостности: сюжеты «внутренней свободы, «спонтанности» в его работах не «боковые», а смыслообразующие [7]. Они позволяют раскрыть «авторский портрет» социальной жизни человеческих индивидов и человеческих общностей». Именно анализ «авторского портрета» индивида и «сюжеты внутренней свободы» в процессах инкультурации объясняют то, как происхо-

дит становление новых форм поведения, т.е. саморазвития человека (самораскрытие, самоизменение, самореализация]. Можно считать, что внутренней психологической основой обучающегося, к которой обращена стратегия обучения, то есть стратегия персонификации образовательной деятельности, -это потребность в осуществлении обучающимся внутренней свободы в обучении. Стратегия персонификации - это педагогический вызов к действию, актуализация личностной направленности и обучение умению ее осуществлять самим обучающимся. Идеи Л. С. Выготского дают возможность конкретизировать этот тезис применительно к различным стратегиям обучения.

Значимым для педагогики личностно-ориентированного и персонифицированного способа обучения психологическим направлением является исследование особенностей проявления активности человека в его познавательно-деятельностном отношении к миру. Открытие психологического механизма осуществления любых актов познания, которые являются произвольными, осознанными, непременно включает такие составляющие, как принятие самим человеком решения о действии (которое происходит только при наличии у человека цели получить что-то для себя значимое], как осознание (хотя может быть и достаточно поверхностное] способа действия с последующей оценкой (возможно, лишь в самой общей форме] результата с позиции цели. Значительно продвинулось и углубилось изучение этих механизмов познавательнодеятельностного отношения к миру и его проявления в образовании, когда была установлена полная его идентичность с решением учеными собственно исследовательских задач, в которых каждый этап, начиная с выделения проблемы, идеи-гипотезы, отработки вариативных гипотез и, далее, поиска способа решения, его верификации и т.д., стал предметом научной рефлексии. В образовательную деятельность стал активно включаться исследовательский подход, занимая при этом все же небольшое место и значительно уступая позиции информационно-познавательному подходу, в котором внимание обучающихся фиксируется лишь на первом этапе - на принятии значимости освоения данного содержания («проблемное обучение»].

Возможность достаточно широко использовать исследовательский подход в вузов-

ском образовании требует, на наш взгляд, развития у студентов, по крайней мере, трех наиболее значимых внутренних детерминант в его поведения в обучении:

- потребности и способности к самостоятельной интерпретации научного и социального опыта, добытого другими людьми (индивидуумами, сообществами, человечеством];

- потребности и способности к самостоятельному решению учебных задач и к рефлексии своих достижений на основе научных и социальных критериальных оснований (хотя бы в пределах изучаемых дисциплин];

- потребности и способности к самоанализу своих возможностей на основе социокультурной рефлексии самого себя в позиции самообучающегося.

Таким образом, персонификация образования в любых формах - это не просто обращение педагога к индивидуальности во всем многообразии ее биологических и социальных проявлений и попытка находить в ней отклик. Персонификация позволяет видеть новые резервы в стратегии обучения, направленного на активное включение личности обучающегося не только в процессы самообучения, но и самосозидания.

Литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество : пер. с англ. -М.: Логос, 2002. - 325 с.

2. Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология : Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб. : Алетейя, 2002. -677 с.

3. Сериков В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. - 2007. - №10. - С. 3-12.

4. Ситаров В. А., Грачев В. В. Персонализация обучения: требования к содержанию образования // Alma mater. - 2006. - №8. - С.12.

5. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00Ш. - М., 200а.- 464 с.

6. Самерханова Э. К. Принципы организации единого образовательного пространства в вузе // Alma mater. - 2006. - №4. - С. 54-56.

7. Кудрявцев В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии // Вопросы психологии. - 2006. - №5.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.